БАЛАК 
"БАЛАК"
БАЛАК 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БАЛАК"

Июнь 21, 2021   11 Тамуз 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Макот



Трактат Макот


Трактат
Макот

Лист 21

На нашем листе продолжается обсуждение Мишны, помещенной на предыдущем (см. на сайте обзор листа 20). И если в прошлый раз мы говорили о запрете стричь волосы в знак траура, то теперь Талмуд переходит к анализу последних установлений этой Мишны, касающихся порезов, которые, как мы прочли, евреям тоже нельзя сознательно наносить на свое тело (как это принято у некоторых других народов), если умер кто-то из близких родственников.

Талмуд, как обычно, с присущей ему скрупулезностью вникает в детали и рассматривает различные обстоятельства. Не пересказывая процесс обсуждения полностью, остановимся лишь на одном моменте.

Того, кто наносит раны на свое тело острым предметом, приговаривают к телесному наказанию, - говорит Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век).

И речь как будто бы идет об одном запрете. Однако в Талмуде этот запрет имеет два названия: срита и гдида. Чем они друг от друга отличаются?

Объясняет раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век): если нанес себе рану человек в знак траура (запрет - срита) ногтем или острым предметом он определенно заслуживает наказания; но если он поранил себя в порыве идолопоклонства (запрет - гдида), его наказывают только в том случае, если рана нанесена острым предметом, ибо здесь речь идет о порядке ритуала служения идолам.

Еврейская традиция учит: человек не вправе по собственному усмотрению распоряжаться своим телом. Ибо оно дается человеку Всевышним лишь во «временное владении». А условия «пользования» им, как мы видим, подробно обговариваются в Талмуде.

Наша Мишна разбирает, в частности, вопрос о татуировках. В ней сказано:

Того, кто рисует на своей коже, а потом по этому рисунку делает татуировку, наказывают плетью...

Далее идет обсуждение деталей, определяющих, в каких границах действует этот запрет.

Талмуд уточняет: если некто просто что-то написал или нарисовал на коже, телесное наказание ему не полагается. Свободен от наказания и тот, кто сделал наколку без рисунка.

Привлекают к ответственности тех, кто выкалывает на коже имя идола, - говорит раби Шимон (раби Шимон бар Йохай , великий Учитель Мишны и составитель книги Зоѓар; 2-й век).

А раби Малхия дополняет: запрещается сыпать пепел на рану, ибо это может напоминать татуировку.

Впрочем, рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века) усматривает в этом вопросе иную грань Истины. Можно посыпать раны пеплом, - говорит он. - Сама рана - свидетельство, что у человека не было намерения сделать татуировку.

На нашем листе Талмуд затрагивает и проблему шаатнеза (запрет на ношение одежды, сшитой из материала, который соткан из сложенных вместе нитей шерсти и льна). И выдвигает вопрос: по какому принципу наказывают человека, нарушившего этот запрет?

Ответ тут дается такой: если надел человек платье из шерсти и льна вперемешку, несущественно, пять минут он ходил в нем или - целый день, ему полагается за это одно наказание. Но если предупреждали его несколько раз, а он снова то же платье надел, а потом - опять и опять, его наказывают столько раз, сколько было высказано ему предупреждений.

Обсуждая «количественную» сторону проблемы наказаний (сколько наказаний человек может получить за те или иные нарушения и сколько ударов плетью за это ему полагается), Талмуд рассматривает самые разнообразные ситуации.

Что делать, к примеру, если человек, занимаясь какой-то одной работой, нарушает сразу восемь запретов?

Допустим, человек обрабатывает свое поле. В плуг, в одну упряжку, он впрягает быка и осла (Тора делать это запрещает). Мало того, бык этот - первенец, и он, по закону, имеет особое предназначение (посвящен Храму и, стало быть, использовать его для хозяйственных работ запрещено). Осел - тоже первенец, которого полагается выкупить. А на самом поле произрастают растения разных видов (что Торой также запрещено). И все это происходит в год шмиты (каждый седьмой год), когда обрабатывать поле вообще запрещается. К тому еще - и в йом тов (праздничный день), когда разрешено совершать лишь относящиеся к празднику действия. При этом сам работник, скажем - назир (человек, взявший на себе обязательство не пить вина, не стричь волосы, хранить себя в духовной чистоте). И вот в процессе работы он попадает в нечистое место - на земле, предположим, лежит убитый зверек (назиру, как и коэну, запрещено находится в том месте, где лежит мертвое тело)...

Прежде чем сделать какое-либо заключение, Учителя выясняют степень «причастности» различных нарушений к той основной работе, которой занимается на поле этот человек. Не вдаваясь в подробности - сложных, отметим, логических связей, перейдем к содержанию следующего листа, где продолжается обсуждение намеченной здесь проблемы...

Автор текста Моще Гойхберг

 


Трактат
Макот

Лист 22

Итак, Талмуд продолжает, подробно рассматривая особенности единичных и множественных нарушений, исследовать «количественные характеристики» наказаний. И, как обычно, пользуясь методом сравнительного анализа, ведет поиск аналогий в Торе.

И обращает внимание, что, запрещая работать в субботу, Тора прямо указывает лишь на один запрет - «не разжигай огонь в шаббат» (всего их 39). Остальные виды запрещенных работ выведены из ее текста Учителями (подробнее об этом см. на сайте обзор недельной главы Ваякель, третий годовой цикл).

Но почему же только на один? - спрашивает Талмуд. И отвечает: этим Тора подчеркивает, что за нарушение каждого субботнего запрета полагается отдельное наказание.

Тогда, - делают вывод Учителя, - за то, что человек, скажем, сварил в молоке и съел в праздничный день (йом тов) жилу, которая проходит через бедро животного, его приговаривают к пяти наказаниям. Первое - за то, что ел жилу, на употребление в пищу которой Торой наложен запрет. Второе - за то, что варил в день праздника, что тоже запрещается. Третье - за то, что нарушил запрет не варить мясо в молоке. Четвертое - за то, что ел вместе молочное с мясным. Пятый - за то, что в йом тов разжег огонь.

Он получает два наказания за то, что ел некошерное (запрещенную жилу, да еще с молоком), - уточняет раби Хия (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века). - И три - за нарушение запретов в процессе приготовления...

А если при этом человек разжег огонь, используя поленья, взятые от дерева, которое было предметом поклонения идолопоклонников, ему следует добавить еще одно наказание. Ибо сказано: «...Чтобы эта мерзость не прилипала к твоим рукам» (Дварим, гл. 13, ст. 8). И еще: «Не заноси мерзость во владения свои» (Дварим, гл. 7 ст. 26).

Или, к примеру, взял поленья из храмового двора, которые можно использовать лишь для нужд Храма, а для иных целей вне Храма - нельзя. За это тоже полагается дополнительное наказание.

Таких добавлений и дополнений может быть множество, - заключает Талмуд и разворачивает спектр возможных вариантов.

Мишна нашего листа определяет число положенных провинившемуся ударов:

Сколько раз его бьют? Тридцать девять (сорок без одного).

Раби Иегуда говорит: все сорок ударов он получает, один, дополнительный к тридцати девяти - между плечами.

Общее число ударов должно делиться на три.

Если назначили 39 ударов, и часть из них он уже получил, а в какой-то момент увидели, что всю процедуру наказания (подсудимому) не выдержать, (от продолжения наказания подсудимого) освобождают.

(В противоположной ситуации дело обстоит иначе): по предварительной оценке, решили, что больше 18-ти ударов (подсудимому) не выдержать, но потом убедились, что (его физическое состояние, казалось бы) позволяет добавить количество ударов до 39-ти, (количество ударов) не добавляют.

Талмуд уточняет: если проверили физическое состояние подсудимого и увидели, что он может выдержать все 39 ударов, но вторичное «обследование» показало - не выдержит, подсудимого освобождают от наказания. Если решили, что он способен перенести лишь 18 ударов, а при вторичной проверке выяснилось - все 39, подсудимый также освобождается от наказания.

Но ведь это, второе, уточнение как будто бы противоречит Мишне. Ведь речь в ней идет о ситуации, когда осужденного освобождают от дальнейшего наказания, если какое-то количество ударов он уже получил.

Никакого противоречия нет, - объясняют Учителя. - В Мишне берется случай, когда подсудимого наказывают и тут же, в тот же день, при вторичной проверке обнаруживают, что его физические возможности меньше, чем предполагалось. Талмуд же рассматривает ситуацию, когда вторичное «обследование» проводится в другой день, и за время между проверками осужденный мог ослабеть.

Если столько проблем с одним наказанием, как же поступают, если человеку полагается два?

Сначала он получает первое, - отвечает Талмуд. - Потом подлечивается и получает второе. Если же за второе нарушение присуждают всего несколько ударов и в целом получается сорок два, он получает тридцать девять ударов плетью, и считается, что оба приговора приведены в исполнение.

Талмуд дает описание процедуры телесного наказания.

Обе руки осужденного с двух сторон привязывают к столбу, представитель общины держит его за одежды, и камень привязывают к его спине.

Назначенный для приведения приговора в исполнение представитель общины берет в руки плетку из четырех сплетенных ремешков: два - из телячьей шкуры, два - из шкуры осла. Рукоять плетки - короткая: длиной с кулак и шириной с кулак.

Удары наносятся одной рукой, но - со всей силы. А рядом стоит человек и читает слова из Торы: «Если не будешь соблюдать... пошлет тебе Всевышний наказание... И Он милостив и искупит проступок...» (Дварим, гл. 28, ст. 29).

Еврейский закон, как мы могли убедиться, предусматривает все возможные меры предосторожности, чтобы от телесного наказания осужденные не погибали. Но если все же умер человек от ударов плетью, исполнителя приговора, при условии, что он не добавил к плетке, вопреки указаниям Талмуда, дополнительный ремешок, не наказывают. Если же был ремешок добавлен, и приговоренный к телесному наказанию умер, назначенный для исполнения приговора представитель общины должен скрыться в городе-убежище (см. на сайте обзор листа 10).

Автор текста Моще Гойхберг


Трактат
Макот

Лист 23

На нашем листе Талмуд поднимает очень сложную проблему соотношения деятельности бет дина (еврейского суда) с решениями Небесного Суда. И выдвигает вопрос: может ли земной суд облегчить участь преступника, если Высший, Небесный суд приговорил его к суровому наказанию?

В Мишне этого листа читаем:

Каждый, кто совершил преступление, за которое (Небеса) приговаривают к карету (отсечение души от Источника жизни и от еврейского народа), - говорит раби Ханина бен Гамлиэль, - освобождается от карета, если (по решению бет дина) будет наказан плетью. Как сказано: «И будет наказан плетью брат твой перед глазами твоими» (Дварим, гл. 25, ст. 3; то есть после наказания плетью он снова станет «твоим братом» - евреем).

Если за одно преступление могут взыскивать с виновного душу, - продолжает раби Ханина бен Гамлиэль, - насколько же больше будет воздаяние тому, кто выполнил одну мицву (заповедь)!

Эти положения раби Ханина выводит из фрагмента Торы, где сказано: «И будет отсечена душа преступника от народа» (Ваикра,, гл. 18, ст. 29), - говорит раби Шимон (великий Учитель Мишны, 2-й век). И в том же отрывке написано: «…то, что делает человек и чем живет» (там же, ст. 5). Отсюда мы можем сделать вывод, что каждый, кто не совершил преступление (которое задумал), получает заслугу, как будто бы он исполнил мицву.

Сказано в Торе: «…только удержись от того, чтобы есть кровь, ибо в крови - душа, и не ешь душу с плотью… Если не употребляет ее (кровь в пищу) человек, удостаивается он заслуги» (Дварим, гл. 12, ст. 23), - отмечает раби Шимон бар Раби. - Какой же великой заслуги удостаивается тот, кто удержался от грабежа и недостойного поведения!..

Проблемы «преступления и наказания» рассматриваются в этой достаточно уникальной Мишне с неожиданной для представлений нашего, современного, общества стороны.

Мы знаем, что карет подразумевает, прежде всего, как бы духовное «перемещение» личности преступника, изменение его духовного «статуса». Какие же положительные духовные изменения, должно произвести телесное наказание, чтобы Небеса отменили карет?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что наказание, само по себе, не определяет главные цели еврейского суда. В процессе судебного разбирательства бет дин, как мы неоднократно говорили в наших обзорах трактата Санѓедрин, стремится оправдать обвиняемого, привести его к тому, чтобы он раскаялся, совершил тешуву - вернулся к Творцу, к выполнению заповедей Торы. Это, в свою очередь, дает совершившему преступление человеку возможность получить прощение Небес, что может повлечь за собой и отмену карета. Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) так формулирует эту закономерность: «Если человек сделал тешуву, Небесный суд его прощает».

Однако понятно, что оставлять проступки безнаказанными нельзя. Такова человеческая психология: если за преступление людям ничего не грозит, они невольно делают вывод, что все - дозволено. Для этого и существуют в этом мире меры пресечения - в назидание самому преступнику и другим.

Далее Мишна нашего листа соизмеряет Суд и Милосердие Небес. Анализируя второй ее фрагмент, Раши (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 11 век) объясняет: мера проявления в нашем мире Милосердия Творца, как минимум, в 500 раз превышает меру Его возмездия за дурное поведение людей.

Это «вычисление» Раши производит, комментируя слова Торы о том, что Небеса взыскивают за проступки отцов с детей (если они становятся «последователями» отцов и повторяют отцовские ошибки), начиная с 3-го и 4-го поколения, а затем, в том же отрывке, сказано: «Проявлю милость на тысячи поколений любящих Меня и хранящих Мои заветы» (Шемот, гл. 20).

Небесный Суд «утверждает» решения, принятые земным судом, - говорит раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века), анализируя Мишну и книги Танаха.

Этот вывод раби Иешуа бен Леви делает, в частности, из фразы: «И установили (на Небесах то, что» приняли евреи» (Танах, книга Эстер, гл. 9)...

Автор текста Ханох Лернер


Трактат
Макот

Лист 24

Наш лист завершает трактат Макот на возвышенной ноте. В его Мишне читаем такие слова:

И проявил желание Всевышний, благословен Он, выделить Израиль - увеличил (для народа Израиля количество) мицвот (заповедей)...

Смысл этого особого благоволения заключается в том, что определенное число заповедей человек исполняет естественным образом, в силу заложенных в нем «от природы» качеств, но евреям даны - дополнительные, которые следует претворять в жизнь лишь по той причине, что таково повеление Творца, хотя истинная их цель может быть им непонятной. И это дает возможность сынам Израиля получить и большие заслуги.

Как сказано в Танахе: «(Эти дополнительные заповеди) Всевышний пожаловал ради его (Израиля) праведности, поэтому увеличил Тору и заслуги...» (Танах, книга пророка Иешаягу, гл. 42, ст. 21).

Анализируя содержание этого листа, Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) отмечал: одна из основ веры в Творца - исполнение заповедей как таковых, без каких-либо «посторонних» соображений и намерений, но - только во имя любви к Всевышнему; такое исполнение гарантирует человеку удел в Будущем мире.

В Торе дается 613 заповедей, - напоминает Талмуд. - 365 из них (по числу дней в году) относится к «запретительным» (заповеди «не делай») и 248 (по количеству частей человеческого тела) - к «разрешающим», побудительным (заповеди «делай»). И это как бы подчеркивает, что человеческая душа реализует в мире свой потенциал в определенном пространстве и времени.

Рав Ѓамнуна обращает внимание на тот факт, что гематрия (числовое значение) самого слова Тора равна 611. Мы можем предположить, что, по сути, слово «Тора» должно было бы выражать количество заключенных в ней заповедей (613).

Почему же двух не хватает? - спрашивает Талмуд.

И отвечает: в «начертание» слова не вписаны два первые Речения Всевышнего, которые непосредственно слышал весь еврейский народ, стоя у горы Синай.

После Моше, когда руководителем сынов Израиля стал царь Давид, - продолжает Талмуд, - он «установил всю Тору на 11-ти принципах».

О чем здесь идет речь?

Объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век): во времена Моше и несколько поколений после него были сильными и способными выполнять все 613 заповедей. Но в период царствования Давида многое уже изменилось - возникла необходимость внести дополнительный акцент на определенные заповеди Торы. Как сказано: «Кто проживет под Шатром Твоим и кто будет пребывать на Горе Святости Твоей? Человек, прокладывающий себе чистые пути; поступающий по справедливости; от сердца произносящий слова правды; не приучившийся лгать; не причиняющий зла ближнему; не стремящийся опозорить брата своего; тот, кто не дает деньги под проценты; кто взяток не берет, чтобы обвинить праведного (и так далее - 11 принципов)» (Теилим - Псалмы царя Давида, пс. 15).

И на каждую из перечисленных заповедей Талмуд дает конкретный, личностный пример. Рассказывает, в частности, Такую историю. Однажды рав Сафра (один из достаточно крупных Учителей Талмуда; жил в Бавеле и в Эрец Исраэль; начало 4-го века) читал молитву, и в этот момент подошел к нему человек и предложил за вещь, которая была выставлена равом Сафрой на продажу, определенную сумму. Но рав Сафра не мог ответить ему, потому что нельзя было прерывать молитву. Покупатель же решил, что рав Сафра не отвечает ему, потому что не согласен с ценой, и назвал большую. Когда рав Сафра закончил чтение молитвы, он сказал, что продаст эту вещь за самую низкую из названных покупателем сумм. Ибо в тот момент, когда тот о ней говорил, в сердце своем решил, что цена его устраивает...

Со временем, - отмечает Раши. - положение опять изменилось. И пророк Иешаягу выделил шесть мицвот, которые в этот период требовали особого внимания: выбирай праведные пути; прямо говори, что думаешь (не умаляя достоинство других); не совершай поступки, которые могут принести другим материальный ущерб; не поддерживай взяточничество; не молчи, когда пытаются унизить достойного; старайся устоять перед соблазнами. И если человек сумеет выполнять эти заповеди, «...в высотах будет пребывать его душа» (Танах, книга пророка Иешаягу, гл. 33).

Позднее пророк Миха объединил заповеди в три основных принципа: твори (праведный) суд; будь милосердным; делай добро людям. И сказано здесь же: «...Вот что Всевышний требует от тебя» (Танах, книга пророка Михи, гл. 1).

Вновь проанализировал пророк Иешаягу заповеди и объединил их двумя основными принципами, как написано в его книге: «Так сказал Всевышний - суди по справедливости и делай добро» (Танах, книга пророка Иешаягу, гл. 46).

И в заключение листа Талмуд приводит высказывание пророка Хавакука, который изложил смысл всей Торы одной фразой: «Праведный человек в вере своей жить будет» (Танах, книга пророка Хавакука, гл. 2, ст. 4)...

Автор текста Ханох Лернер

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24

New Page 3

ВВЕДЕНИЕ

Мы приступаем к изучению нового трактата, который расположен в середине четвертого (из шести) раздела Мишны (и Талмуда).

Весь этот раздел посвящен в основном уголовному и гражданскому праву. Первые три трактата - Бава Кама, Бава Мециа и Бава Батра - определили основные законы. Следующий за ними трактат Санѓедрин дал описание основных правил, по которым вершится справедливый суд, а также рассмотрел виды наказаний и способы их практической реализации.

Далее идет наш трактат - Макот, который и завершит эту тему.

Он посвящен обсуждению трех, весьма неожиданных подходов к проблеме реализации в суде принципа Справедливости (с большой буквы). В соответствии с этим трактат разделен на три главы.

В первой говорится о злоумышленных свидетелях. Не о лжесвидетелях, а именно - о злоумышленных, которые, в отличие от лжесвидетелей, чьи показания могут быть просто ошибочными, вообще не должны выступать в роли свидетелей, ибо на месте преступления не были, а показания дают либо по собственному злому умыслу (намереваясь причинить человеку зло), либо по просьбе лица, заинтересованного в том, чтобы выиграть в судебном разбирательстве.

Закон Торы, определяющий им наказание - уникален: к злонамеренным свидетелям применяют ту же меру пресечения, которую, по их навету, присудили бы обвиняемому. При этом, кстати сказать, не имеет никакого значения факт, совершил подсудимый в действительности преступление или нет.

Вторая глава анализирует особый способ наказания - ссылка в один из городов, специально выделенных Торой на Земле Израиля. Такому наказанию могли подвергнуть человека за непредумышленное (случайное) убийство.

В третьей главе, которая и дала название всему трактату, обсуждается предусмотренная Торой форма телесного наказания.

В наш век телесное наказание считается «негуманным» и отвергается всеми странами западной цивилизации. И для этого есть определенные основания. Достаточно вспомнить относительно недавний 19-век, когда в России, Франции и других странах были приняты телесные наказания и людей порой забивали, например, палками до смерти.

Но Тора говорит не об этом. Предписывая удары плетьми, Тора строго ограничивает число ударов (до 39-ти). Причем, это количество может и должно быть меньше: его определяет врач, которого в обязательном порядке приглашали перед экзекуцией, чтобы проверить состояние здоровья осужденного. По заключению медицинского освидетельствования провинившийся мог, к примеру, получить не больше пяти или десяти ударов.

Но зачем вообще наказывать плетью?

Ответ на этот вопрос найти нетрудно.

Возьмем современную - «гуманную» систему наказаний, предусматривающую за некий, не самый тяжкий проступок лишение свободы на 2-3 года. Наказание человек отбывает в тюрьме, вместе с матерыми уголовниками. Чему он может у них научиться? Как увеличится в мире добро от того, что кто-то, оступившись, проведет время в окружении плохих людей?

И я даже не говорю о том, что годы тюремного заключения становятся наказанием и для ни в чем неповинных членов семьи осужденного. Сын зачастую надолго оказывается без отца, нуждающаяся в поддержке мать - без сына. И вместо того, чтобы увеличивать в мире добро, нынешняя «цивилизованная» система наказаний лишь укрепляет зло.

Не лучше ли наказать человека коротко и весьма эффективно?

Если человек психически здоров и не имеет опасных для общества патологий (он - не убийца, не насильник и т.п.), то и испытанной один раз боли (да, боли - в этом и заключается наказание) будет в большинстве случаев достаточно, чтобы человек исправился, не стал повторять допущенную им ошибку.

Обо всем этом следует помнить, изучая конкретные законы, которые обсуждаются в трактате Макот, да и в других трактатах тоже...

Автор текста Элиягу Эссас

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Ваша библия — полная чушь


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля