РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА ВАЙЕХИ

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 — до конца первой книги Торы.

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

 

1. Для чего нужны два объяснения?

 В Свитке Торы эта недельная глава не отделена от предыдущей. Нет даже стандартного интервала в девять буквенных знаков. Глава, записанная в такой форме, на иврите называется — «параша стума» («замкнутая, закрытая глава»).

В своем комментарии к тексту Вайехи Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дает этому два объяснения:

Смысл первого — в том, что после смерти нашего праотца Яакова (нашей главой завершается его жизнеописание) египтяне начали притеснять потомков Яакова. От бед, обрушившихся на сынов Израиля, их глаза и сердца — «закрылись».

Во втором объяснении Раши подчеркивает, что перед смертью Яаков хотел сообщить своим сыновьям срок окончательного избавления (геулы), но Всевышний, как говорится в Устной Торе (Мидраш раба на книгу Берешит, гл. 96), скрыл («закрыл») это от него.

Но почему Раши понадобились два объяснения, почему он не ограничился одним?

Понять это помогает Устная Тора.

Наши Учителя в Талмуде (трактат Таанит, лист 11), обсуждая стих «От зла погиб праведник» (Танах, раздел «Пророки», книга пророка Иешаягу, гл. 57, ст. 1), открывают в нем две грани Истины.

Порой праведник, — отмечают они, — умирает раньше положенного срока потому, что Всевышний не хочет, чтобы он, праведник, видел беды и несчастья, которые предстоит пережить еврейскому народу.

Иная грань Истины, открытая нашими Учителями, состоит в том, что праведник умирает, чтобы искупить негативные, противоречащие Воле Творца поступки людей его поколения.

Теперь предположим, что в поколении — два праведника, а умирает только один.

Тогда второе объяснение остается легитимным — значит, смерти одного праведника оказалось достаточно, чтобы искупить проступки поколения. И второй праведник остается жить. Ведь в его уходе из нашего мира уже нет никакой необходимости.

Но тогда возникает проблема с первым разъяснением. Его явно недостаточно. Если один праведник умер, чтобы не видеть беды и напасти, которые обрушатся на его народ — почему другой остается в этом мире? Это требует дополнительного пояснения.

Об одном из сыновей Яакова, Йосефе, в Торе сказано: «Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он — сын его старости» (Берешит, гл. 37, ст. 3).

Комментируя этот стих, Раши пишет, что Йосеф во всем походил на отца, и был точно таким же праведником, как и Яаков.

Теперь, думается, понятно, почему понадобилось второе объяснение обстоятельства, что недельная глава Вайехипараша стума (замкнутая, закрытая глава).

Первое объяснение подразумевает, что Яаков умирает, чтобы не видеть беды и страдания евреев — после его кончины в истории нашего народа начался новый этап.

Тогда возникает вопрос: почему Йосеф, который, как и Яаков, тоже был праведником, остался в живых и стал свидетелем бедствиий, постигших его народ?

И тут Раши открывает нам еще одну грань Истины: Яаков хотел рассказать своим сыновьям о периоде завершения всех бедствий — геуле, но срок, когда наступит освобождение, был скрыт от него.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

 

2. Три в одном

 Перед смертью наш праотец Яаков просит своего сына Йосефа, чтобы тот не хоронил его в Египте (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дает три объяснения последней воле Яакова.

1. Яаков не хотел быть похороненным в земле, которая впоследствии будет кишеть вшами. Ведь он, благодаря своему пророческому дару, знал, что одной из египетских казней будет превращение земного праха во вшей.

2. В будущем воскрешение мертвых (на иврите — техият а-метим) произойдет в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). Поэтому останки тех, кто захоронен за ее пределами, будут перемещены в Эрец Исраэль. А поскольку душа и тело на каком-то уровне сохраняют некую связь даже после смерти тела — перемещение останков неминуемо спровоцирует страдания души.

3. Яаков опасался, что после его смерти известные своим идолопоклонством египтяне на месте его могилы устроят языческое капище.

Но зачем целых три объяснения для одного стиха?

В книге великого еврейского мыслителя и поэта рава Иегуды а-Леви (Испания, 12-й век) Кузари говорится, что египетская область Гошен, в которой компактно проживали евреи, стала неким подобием Эрец Исраэль. Поэтому накануне Исхода в Гошене можно было принести пасхальную жертву.

Также известно, что казнь вшами не распространялась на землю Гошен. Так почему же Яаков не хотел, чтобы его похоронили там?

Потому что предвидел, что египтяне, могут подумать, что его могила предотвратила казнь и станут поклоняться ей, как идолу.

Таким образом, мы видим, что первое и третье объяснение самым непосредственным образом связаны между собой.

Но существовала еще одна «опция». Яакова можно было бы похоронить на дне Нила.

Во-первых, там тоже не было вшей. Во-вторых, египтянам было бы крайне затруднительно устроить там капище.

Но поскольку Нил все же не протекает по территории Израиля, вторая причина, почему Яаков просил не хоронить его в Египте — душа пострадает в период воскрешения мертвых — дополняет первую и третью.

И это означает, что для достаточно исчерпывающего понимания просьбы Якова не хоронить его в Египте, необходимы все три объяснения.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

 (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Обидно, что кто-то получает все без усилий, кто-то всего добивается с трудом…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля