РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

 

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

 

Обсуждение главы Вайехи

 

1. Сыны Израиля оказывают влияние на мировой уклад

 

В наше недельной главе говорится о последних годах жизни Яакова. И здесь мы читаем: «И жил Яаков в Египте семнадцать лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что глава Вайехи  —  «замкнута» или «закрыта» (она начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая, и даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей главы). Это объясняется тем, что вскоре после смерти Яакова глаза и сердца сынов Израиля закрылись, замкнулись из-за тяжести рабства, ведь именно тогда началось их порабощение.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 96) есть и другое объяснение.

Глава замкнута, потому что Яаков хотел раскрыть своим сыновьям срок окончательного избавления, но это было скрыто (закрыто) от него.

Когда Яаков умер, Йосефу было 56 лет. И он, Йосеф, когда настало его время — покинул наш мир в 110 лет. Значит, после смерти Яакова прошло 54 года. А египтяне начали угнетать сынов Израиля после того, как умер Йосеф и почили его братья, и вообще — все то поколение вернуло свои души Творцу.

Тогда над Египтом воцарился новый правитель, который не знал Йосефа и ничем не был ему обязан.

Получается, что между смертью Яакова и началом порабощения евреев прошло не менее 60-ти лет. Почему же Раши соотносит начало рабства со смертью Яакова?

Как-то раву Аврааму Калмановичу (глава Сатмарских хасидов, первая половина 20-го века) довелось сопровождать Хафец Хаима (раби Исраэль-Меир а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) во время раввинского форума в Вильно (ныне Вильнюс). Ночевали они в одной комнате. Субботней ночью Авраама Кальмановича поднял с постели возглас Хафец Хаима:

— Проснись рав Авраам! Неужели ты спишь?! Как можно спать, когда в Вильно нарушают шаббат! В городе, где Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) изучал Тору во имя Небес, осквернена суббота! Ясно как день, что это приведет к большой крови!

Хафец Хаим уже тогда видел «большую кровь», которая прольется на той земле спустя, примерно, 10-20 лет, в том числе — и из-за осквернения шаббата. А в ту ночь на Небесах, видимо, вынесли приговор об уничтожении многих евреев. Хафец Хаим, почувствовав это — не мог спать...

Но вернемся к нашей недельной главе.

Когда умер Яаков, порабощение евреев стало неизбежным. Пока он жил — теплилась надежда на иное развитие событий. Но после его ухода — приговор был окончательно подписан, запахло «большой кровью».

Итак, глаза и сердца сынов Израиля закрылись под тяжестью угнетения. И это повлияло на недельную главу так, что сделало ее — тоже закрытой.

Выходит, состояние евреев влияет на состояние окружающей действительности, на мировой уклад. Не зря Всевышний обещает Израилю: "

«Я спущусь с тобой в Египет» (Берешит, гл. 46, ст. 4).

То есть, когда народ Израиля спускается — спускается, образно говоря, и Всевышний, когда евреи страдают — Он разделяет с ними их страдания.

Сыны Израиля, отжив свой век — не уходят бесследно. Каждое поколение оставляет свой заметный след в мировой истории, формирует ее

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

2. Почему наша недельная глава не отделена от предыдущей

 

Недельная глава Вайехи начинается словами: «И жил Яаков на египетской земле семнадцать лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28). Она, эта глава — замкнута или закрыта, то есть начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая недельная глава. И даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей главы. 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что такая ее особенность объясняется тем, что вскоре после смерти Яакова глаза и сердца сынов Израиля закрылись, замкнулись из-за тяжести рабства. Ведь тогда их начали порабощать. 

В предыдущем отрывке обзора дается два объяснения, почему наша недельная глава замкнутая (закрытая). Представим здесь — еще одно.

Когда фараон хотел отнять Сару у Авраама, чтобы сделать ее своей женой, он в брачном контракте, среди прочего, утвердил за Сарой право владения землей Гошен. То есть египетская провинция Гошен отошла Саре в качестве свадебного подарка. 

Египет был местом концентрации сил духовной нечистоты (тумы). Поэтому его называли «срамным местом земли». Но земли провинции Гошен, перейдя во владение праведницы Сары, тут же очистилась от скверны и даже приобрели определенный уровень кедуши (в условном переводе кедуша — святость). 

Поэтому Йосеф, приглашая отца к себе, предложил ему поселиться именно в Гошене. Как написано: «Поселишься в провинции Гошен, и будешь вблизи от меня» (Берешит, гл. 45, ст. 10). 

Высокая концентрация тумы в Египте, конечно ж,е внушала Яакову весьма серьезные опасения. И Йосеф поспешил успокоить отца, направив его в провинцию, стоящую особняком и не зараженную египетской скверной.

Яаков и его сыновья приняли предложение Йосефа и поселились в Гошене. Там на них не могли влиянить деструктивные силы египетской тумы.

Но возникает сомнение: действительно ли все так гладко? Ведь Сара, в конечном итоге, так и не стала женой египетского правителя. Так, может, и ее права на владение провинцией Гошен были аннулированы? А в этом случае, тума, уступившая место кедуше, должна была вернуться.

Впрочем, несмотря на то, что Авраам забрал Сару из дворца фараона, египетский царь все же остался должен Аврааму. Он был обязан компенсировать моральный ущерб, душевную боль и позор, которые причинил, разлучив Сару с Авраамом. Кроме того, фараону следовало презентовать ценный подарок за отмену проклятия, наложенного на его дом. Все это аналогично тому, что в похожей ситуации заплатил Аврааму Авимелех (правитель города Герара — в юго-западной части Эрец Исраэль).  

Авимелех в свое время тоже пытался жениться на Саре и забрал ее у Авраама. И был за это наказан. В качестве компенсации и за снятие проклятия — Авимелех подарил Аврааму крупный и мелкий скот, а также — землю из лучших земель своей страны. Как написано: «И взял Авимелех крупный и мелкий скот, рабов и рабынь и дал все это Аврааму. И вернул ему Сару, жену его. И сказал Авимелех: «Вот моя страна перед тобой, выбирай землю, которая тебе придется по вкусу и селись на ней». А Саре сказал: «Вот я отмерил твоему братцу тысячу серебряных монет — это будет для тебя покровом от всех глаз» (Берешит, гл. 20, ст. 14-16).

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, племянником римского императора Тита, который принял еврейство) объясняет, что Авимелех был вынужден заплатить немалый штраф за то, что его глаза насладились созерцанием Сары. 

Раши добавляет, что дары Авимелеха были призваны «отвести» людям глаза, чтобы они не отнеслись к Саре пренебрежительно. Ведь если бы он отослал ее с пустыми руками, они говорили бы, что Авимелех надругался над Сарой, а затем возвратил мужу. Теперь же, когда Авимелеху пришлось умиротворить ее — они должны были понять, что он возвратил Сару не по доброй воле, что его побудило к этому что-то сверхъестественное.

Итак, Авимелех, чтобы умилостивить Авраама — не ограничился движимым имуществом, он передал в его владение значимый участок своей лучшей земли.

То же самое был вынужден преподнести Аврааму и фараон. Так Авраам стал хозяином земли Гошен.

Намек на это содержится в его имени. Если мы возьмем буквы, следующие за теми, из которых состоит имя Авраам — из них можно составить выражение «бе-Гошен» (в Гошене). Это, по сути, свидетельствует о том, что земли Гошен принадлежали Аврааму. Яаков же унаследовал ее у Авраама. А потом передал своим сыновьям и потомкам.

Поэтому в Гошене сохранилась кедуша, благодаря которой происходили невероятные чудеса.

Яаков прожил там лучшие годы своей жизни. И неспроста этих лет было семнадцать. Гематрия (числовое значение) слова «тов» (хорошо) составляет 17.

У женщин, в семьях потомки Яакова рождалось за раз по шесть детей. 

Предыдущая недельная глава завершается словами: «А сыны Израиля поселились в Египте, в земле Гошен, и овладели ею» (Берешит, гл. 47, ст. 27). 

Яаков прожил в провинции Гошен 17 лет. Все это время он не знал горя, и вообще — ничто не омрачало ему жизнь в тех краях.

Наша недельная глава не отделена от предшествующей. Потому что то, о чем говорится в ее начале — следствие изложенного в конце предыдущей недельной главы, главы Ваигаш.

Яаков прожил 17 безоблачных лет — в заслугу того, что его дети и внуки поселились в земле Гошен и овладели ею.

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

и  рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

 

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Летом — поздние субботы. Шаббат можно начать раньше?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля