РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Пятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАТОТ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

Обсуждение главы Матот

1. Осторожно — Имя

Наша недельная глава начинается с обращения Моше к еврейской аристократии — главам колен народа Израиля: «И говорил Моше главам колен…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Моше оказывал честь лидерам общин, тем, что обучал их вначале, и только затем приступал к занятиям с рядовыми евреями.

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 25) находим такое высказывание Учителей: «Шмуэль в своем поколении — как Моше в его поколении».

То есть в каждом поколении — свой лидер, и он заслуживает уважения. Намек на это содержится и во фразе из Торы: «И придешь к коэну (служителю в Храме), который будет в те дни» (Дварим, гл. 26, ст. 3). Не говори, что лидер «измельчал», что мудрецы нынче «не те»... В Торе ясно сказано: не жди кого-то, равного Моше, с вопросом или за напутствием иди к тому, кто «будет в твои дни». Да и сам Моше учит нас тому же, оказывая особое уважение главам колен.

Но чему Моше решил обучить глав общин?

Альших (один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век) пишет, что речь шла о клятвах и обетах. О том, что руководители народа должны разъяснять сынам Израиля законы и правила, связанные с клятвами и обетами. 

Но почему Моше обратил внимание глав колен именно на тему клятв и обетов, почему такого не было в отношении к другим заповедям?

Дело в том, что главы народа постоянно находятся в центре внимания. Простые люди наблюдают за ними, перенимают их манеры и привычки.

Но кто в еврейском народе обычно выдвигается на руководящие позиции? Люди мудрые, богобоязненные, любящие Творца, стремящиеся укрепить связь с Ним. Поэтому не удивительно, что в своих речах они часто упоминают Всевышнего, наделяют Его разнообразными эпитетами, характеризующими те или иные качества Творца. Но простые люди могут подумать, что упоминание Всевышнего лишь придает вес сказанному. Поэтому зачастую упоминают Его в пустых, будничных разговорах, призывают Его в свидетели, клянутся Его Именем. А в результате, произнося его впустую, используя в ложной или напрасной клятве — оскверняют Имя Творца (хилуль а-Шем). И выходит, что главы народа, косвенно причастны к этим нарушениям. Поэтому Моше обратился к ним и призвал всячески подчеркивать особое значение законов, относящихся к обетам и клятвам. 

Рав Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейб Дискин (Маѓариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь) присутствовал на похоронах своего ученика. Кантор прочел от имени всей общины традиционную в таких случаях молитву за вознесение души усопшего. В конце там есть слова о пожертвовании денег на цедаку (благотворительность). Рав Дискин на виду у всех присутствующих сделал это пожертвование. Чтобы не было ни малейшего сомнения в исполнении обета.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

2. Богобоязненность? Легко!

 

В нашей недельной главе читаем: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: Вот слово, которое заповедал Всевышний…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2).

В этом фрагменте, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), видна сущностная разница между Моше и остальными пророками. 

В чем же она заключается? 

Всем пророкам пророчество спускалось Свыше в форме «Так сказал (на иврите — ко амар) Всевышний». Моше же, вдобавок к этому, мог еще и пророчествовать. Как написано: «Вот слово» (на иврите — зе hа-давар).

Но так ли уж существенна эта разница?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 33) есть выражение: «Все в руках Небес, кроме страха перед Ними».

Богобоязненность не дается человеку Свыше. Ее появление и мера, в которой она проявляется — зависит только от него самого. Поэтому сказано: «И ныне, Израиль, что Всевышний твой, спрашивает с тебя? Только богобоязненность» (Дварим, гл. 10, ст. 12). 

«Только богобоязненность» — это много или мало?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 33) сказано, что для Моше богобоязненность была незначительным качеством (на языке Талмуда — милта зутарта).

Тогда почему мы уделяем столько внимания этому «незначительному качеству»?

Всевышний использует два способа управления миром. Сейчас мы живем в эру сокрытия. Процветают злодеи, всюду — ложь и кривда. Ростки добра с трудом пробиваются сквозь равнодушие и сердечную черствость. Праведники — гонимы. Чтобы бескомпромиссно соблюдать установления Торы и выполнять заповеди, порой приходится идти «против течения», быть «белой вороной». А это могут позволить себе только по-настоящему сильные люди, люди цельные, обладающие внутренним духовным стержнем.

Во времена Моше все было иначе. Присутствие Всевышнего явно ощущалось людьми. Те, кто шел дорогой Торы — не знал ни материальных, ни духовных проблем. Того же, кто пытался уклониться от служения Всевышнему, кусала змея, подстерегали карающий меч и разящее копье, неведомые болезни. Бывало, что земля проглатывала такого человека целиком, вместе со всеми пожитками.

В таких условиях богобоязненность не могла считаться чем-то необычным. Но наоборот — была совершенно естественным, само собой разумеющимся качеством, присущим большинству.

Теперь вернемся к различию между Моше и другими пророками.

Пророки сообщали о будущем, о тех событиях, которые были совсем не очевидны. Принятие такого пророчества базировалось на вере, а не на знании. Отсюда и соответствующая форма: «Так сказал Всевышний». Ведь не доводы логики, но — именно вера в Творца, была решающим фактором.

Пророчество Моше — «Вот слово» — было иного свойства. Это сравнимо с ситуацией, когда человек, прикоснувшись к плечу своего друга, указывает на что-то и говорит:

— Смотри, дружище, видишь, вот то, что случится с нами здесь и сейчас.

И другу все становилось настолько очевидным, ясным и понятным, что даже веры не требовалось. 

Поэтому богобоязненность во времена Моше существенно отличалась от той, которую можно видеть в наши дни.

на основе комментария рава Яакова Каминецкого

(глава йешивы «Тора ве-Даат»; Нью-Йорк, 1891-1986 гг.)

 

 

 

3. Как уберечься от нарушения

Моше собрал глав народа, чтобы обучить их важному правилу. В Торе об этом написано: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: Вот слово, которое заповедал Всевышний... пусть не пренебрегает человек словом своим» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2-3).

Попытаемся понять, в чем заключался урок Моше?

Царь Давид как-то сказал: «В одном речении Всевышнего, два смысла можно расслышать» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 62, ст. 12).

Как это понимать?

Каждая заповедь Всевышнего содержит в себе и повеление и обещание. Повеление — исполнить заповедь (делать или не делать так, как велел Творец) и обещание, что человек эту заповедь не нарушит. Так, например, заповедь «не крадите» (Ваикра, гл. 19, ст. 11) запрещает воровать. И вместе с тем, в ней есть и обещание, что не будет воров. Таким образом, заповеди не только обязывают нас исполнять их, но — и оберегают от нарушений.

Наши Учителя подчеркивают, что человеку, который хочет уберечься от нарушения заповеди, следует произнести вслух отрывок из Торы, в котором записана эта заповедь.

В этом и состоит урок, ради которого Моше собрал глав колен. «Вот слово, которое заповедал Всевышний», — говорит он. Чтобы не нарушить заповеди Всевышнего, нужно помнить об их чудесном свойстве — «Пусть не пренебрегает человек словом своим». То есть — произнесение вслух соответствующих фрагментов из Торы, способно уберечь от нарушений.

Значит, если бы человек, задумавший кражу, перед тем как отправиться «на дело», тщательно изучал бы в Торе запрет на воровство — у нас было бы гораздо меньше воров. Но люди с такими склонностями пока заняты, видимо, изучением других заповедей. Остается надеяться, что со временем дойдут и до этой.

Некий богач из Америки, находясь на отдыхе в Тверии, получил огромное впечатление от знакомство с равом Моше Клиерсом, ашкеназским раввином города. И был поражен его глубокой мудростью и праведностью Перед отъездом он решил преподнести этому раввину солидный денежный подарок. Но рав Клиерс вежливо отказался.

— Ты, наверное, думаешь, что я не хочу извлекать материальную выгоду из Торы, — с улыбкой объяснил он свой отказ раввин. — Но я в данном случае, прежде всего, опасаюсь воровства. Я как раз изучал в Торе посвященный этому отрывок. Ты, как я понимаю, намеревался одарить знаменитого мудреца Торы. А я — простой человек...

Обычно люди заурядные, посредственные, из кожи вон лезут, чтобы казаться значительными. А вот действительно выдающиеся личности говорят: «Я простой человек».

на основе комментария рава Моше Яакова Вайса

(раввин района Неве Ахиэзер в Бней-Браке; 1924-2012 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Начать процесс гиюра в Москве или — в Израиле?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля