РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Восемнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАТОТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

 

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

 

Обсуждение главы Матот

 

1. Женщина — во власти мужчины, мужчина — под властью бет дина

 

В нашей недельной главе говорится об обетах — об исполнении, отмене и разрешении их. И в тексте об этом читаем: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется принять на себя запрет, то он не вправе нарушить свое слово, но все, что вышло из уст его, обязан исполнить» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В Талмуде (трактат Хагига, лист 10) сказано, что «он (человек, который дает обет) — не вправе нарушить свое слово», но другие вместо него, могут обет отменить.

На этом принципе базируются законы об отмене обетов.

Отменить обет может сведущий в Торе мудрец. Или — три обычных еврея, не отличающиеся особыми познаниями в Торе.

Эти трое должны объединиться и составить своеобразный бет дин (специальный суд, наделенный правом освобождать от обетов).

Мудрец, обладающий глубокими познаниями в Торе — тоже считается бет дином.

В Торе даны условия, при которых могут быть аннулированы обеты женщины.

Незамужней женщине обеты может отменить отец, а замужней — муж (см. Бамидбар, гл. 30, ст. 4-9).

Это объясняется тем, что женщина находится под опекой мужа или отца. И она не вправе совершить, что-либо — ни малое, ни великое — без согласия на то мужа или одобрения отца.

Когда женщина дает обет,— разъясняют Учителя в Талмуде (трактат Недарим, лист 73), — она рассчитывает, что муж (или отец) позволит ей его исполнить

 Если же услышав о данном обете, муж (отец) выразит несогласие с ним — обет с момента его принятия считается недействительным. Даже в том случае, если женщина уже начала его исполнять.

Мы видим, что женщина находится под административной властью мужчины (мужа или отца). И от него зависит, будет утвержден ее обет или отменен.

Ну, а сам еврейский мужчина, исходя из этой логики — во власти бет дина, и обязан исполнять все, что велит ему суд.

Когда человек берет на себя обет, он полагает, что бет дин даст на это согласие. И если впоследствии бет дин не одобрит обет, то он и не состоится.

Вообще, Тора относится к обетам, скорее, негативно. В ней, к примеру, есть такие слова: «Если же воздержишься от принятия на себя обетов, не будет на тебе прегрешения» (Дварим, гл. 23, ст. 23).

Таким образом, отменяя обет, бет дин спасает человека от ошибки.  

Отмена обета мудрецом Торы (бет дином) называется hатара (разрешение, развязывание), — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Если же обет отменяет муж, то используется выражение hафара (расторжение, отмена).

Отсюда следует, что власть мужа (отца) над женой (дочерью) — сильнее власти бет дина над мужчиной-евреем.

Поэтому муж (отец) вправе аннулировать обет жены (дочери) и задним числом — так, будто бы его вообще не было.

Но бет дин способен лишь освободить человека от данного обета, разрешить не соблюдать его — как бы развязать узы, которыми человек с помощью обета себя связал.

При этом требуется, чтобы человек, который дал обет — раскаялся.  

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Заметы об обетах

 

Написано в нашей недельной главе: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется принять на себя запрет, то он не вправе нарушить свое слово, но все, что вышло из уст его, обязан исполнить» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Сказано — «Если человек даст обет Всевышнему...».

Но почему именно Всевышнему? Обет может относиться и к самому человеку и к его имуществу и к ближнему, словом к чему угодно и к кому угодно.

Однако же Тора уточняет — Всевышнему. 

Дело в том, что обет — легко дать, но исполнить его — не так-то просто.

В Танахе говорится: «Лучше обет — не давать, чем дать и не исполнить» (книга Коэлет, гл. 5, ст. 4).

Поэтому никогда не следует человеку торопиться с обетом. А если уже принял на себя какой-либо запрет — ему надо пойти в бет дин (раввинский суд) и попросить, чтобы судьи помогли от него освободиться.

Учителя в Талмуде (трактат Недарим, лист 8) уточняют, что одобряются только те обеты, которые помогают исполнять заповеди.

О том же самом говорится и в книге Танаха Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 106): «Клялся я — и исполню! — хранить законы справедливые Твои».

Теперь мы понимаем, что в нашем фрагменте — «Если человек даст обет Всевышнему...» речь идет об обетах, связанных с Торой и заповедями. И тогда — «он не вправе нарушить свое слово».

Написано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 203, п. 3), что бет дин — не отменяет обеты, относящиеся к исполнению заповедей - так написано.

Так что, человеку остается лишь в точности выполнить обещанное, как сказано: «…но все, что вышло из уст его, обязан исполнить». 

В другом трактате Талмуда (трактат Нида, лист 30) говорится, что с человека перед его рождением берут клятву, что он будет праведником и не будет злодеем.

Это клятву человек обязан исполнить. И никакой суд не вправе ее освободить от нее человека.

 

на основе комментария рава Маймона бен Атера

(раввин еврейской общины Александрии, Египет — Израиль, 1867-1958 гг.) 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Я обрезан, но кто это сделал, не знаю. Как в этом разобраться?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля