МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

18.04.2024, 10 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



ШАВУОТ

НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА: КНИГА РУТ
Раввин Носон Вайс
 


Густав Доре, Иллюстрация к Книге Рут

 
- Преданность Всевышнему
- Духовные поиски Рут
- Важнейшая связь
- Особый дар

- Исправление ошибок Лота

 


 


Она была моавитянской принцессой, принявшей еврейство в 10 веке до н.э. Какое отношение имеет ее история к событиям, произошедшим на горе Синай - за 300 лет до ее рождения?..

НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА: КНИГА РУТ

Раввин Носон Вайс

Почему в праздник Шавуот, когда мы отмечаем получение Торы, принято читать одну из книг Танаха - Книгу Рут, историю моавитянки, принявшей иудаизм и со временем вышедшей замуж за Боаза, главу Сангедрина (Высший Суд)?

Комментаторы Торы называют две основных причины возникновения этого обычая:

- Рут - ярчайший пример признания и принятия Торы.

- Без Рут еврейская история не имела бы продолжения.

Оба объяснения способны привести читателя в замешательство. Исследуем каждое из них в отдельности.

Утверждение, что Рут - «ярчайший пример», на первый взгляд, кажется слишком прямолинейным: Шавуот - праздник получение Торы целым народом, а Книга Рут описывает, как, перейдя в иудаизм, приняла ее отдельная личность.

Все мы стали евреями благодаря тому выбору, который сделал народ на горе Синай. Мы приняли Тору, и опыт Рут напоминает нам об этом. Иудаизм не считается национальным признаком и не обязателен для всех, кто родился в еврейской семье. В основе иудаизма лежит акт принятия Торы.

Имя Рут дает ключ к разгадке ее личности. На иврите это имя состоит из букв рейш, вав, тав. Гематрия (числовое значение) этих букв в сумме составляет 606. Все человеческие существа обязаны соблюдать семь заповедей Ноаха, которые названы так потому, что они были даны людям после Всемирного Потопа. Рут соблюдала эти заповеди с момента своего рождения, живя среди моавитян. Если прибавить эти семь заповедей к численному значению ее имени, получится 613 - столько заповедей содержит Тора.

Как писал в комментарии  к Книге Рут Виленский Гаон, глубинная сущность Рут - поиск и принятие недостающих 606 заповедей. Рут стремилась к Торе, и ее жизнь предстает перед нами как образец истинного признания Торы. Если бы мы смогли приблизиться к Рут в собственном принятии Торы, составляющем суть Шавуота, мы бы впитали все духовное величие, изливаемое на нас Творцом во время этого праздника.

Итак, при поверхностном рассмотрении, первое объяснение кажется простым и понятным, однако при более глубоком исследовании возникают серьезные вопросы.

Всякий читающий историю Рут неизменно поражается силе привязанности Рут к своей свекрови Наоми. Приведем знаменитый отрывок, из которого Талмуд извлекает законы перехода в еврейство (трактат Иевамот, 47б).

«…Но Рут ответила: "Не гони меня прочь, не настаивай, чтобы я повернула обратно. Куда бы ты ни шла, я пойду за тобой, и где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ стал моим народом, и твой Творец - моим Творцом. Где ты умрешь, там и я умру, и там же пусть меня похоронят. Пусть так мне сделает Всевышний, и так добавит, если что-либо кроме смерти разлучит нас». (Книга Рут, 1:16-17)

Подобная любовь, верность другому человеческому существу - качества, несомненно, достойные глубокого уважения. Однако они не имеют отношения к Всевышнему и Его Торе. Странно, что в качестве примера признания законов Торы нам предлагают личность, которая руководствуется в жизни не глубочайшей верой, но преданностью некоему родственнику-еврею или даже - всему еврейскому народу.

К началу страницы

ПРЕДАННОСТЬ ВСЕВЫШНЕМУ

В Талмуде говорится:

Сказал раби Элазар - "Люди, не знающие Тору, не смогут восстать из мертвых, как написано у пророка Ишаягу: «мертвые не оживут». Вы можете подумать, что эти слова относятся ко всем мертвым. Но следующая строка возвещает: нуждающиеся в излечении не встанут. Только те, кто не до конца соблюдает заповеди Торы, не встанут".

Раби Йоханан ответил: "Таким высказыванием ты не принес радости Творцу".

Раби Элазар понял, что его слова причинили боль раби Йоханану. И сказал: "О рабе, я нашел лекарство в самой Торе. Написано: «А вы, прилепившиеся к Всевышнему вашему, живы все доныне» (Дварим, гл. 4, ст. 4). Но как может человеческое существо соединиться с Творцом, если написано: «…ибо Всевышний есть огонь поедающий» (Дварим, гл. 4, ст. 24)? Как может человек прилепиться к огню? Объяснение таково: Всевышний смотрит на любого человека, отдающего дочь свою замуж за Учителя Торы или помогающего Учителю в его делах, или же разделяющего с ним свое имущество, как на того, кто с Ним соединился " (Талмуд, трактат Ктубот, 111б).

Почему воскрешение зависит от уровня знаний человека? Каким образом тот, кто общается с Учителем, одновременно прилепляется и к Всевышнему?

Одна из 613 заповедей повелевает нам любить Всевышнего. Это кажется невыполнимым. Как можно любить абсолютно незнакомую личность? Кроме того, Творец бессмертен и бесконечен - в отличие от нас, и поэтому мы не способны понять принципы Его мышления и причины Его поступков.

Когда речь идет о человеке, для того чтобы почувствовать любовь к нему, мы должны хотя бы поверхностно познакомиться с объектом наших чувств.

То же самое можно сказать и о любви человека к Всевышнему. Эта любовь зависит от степени близости каждой отдельной личности к своему Творцу.

Но как стать к Нему ближе?

Ответ один: изучать Тору. В этой книге Всевышний многое рассказал о Себе. Он поведал о Своем понимании справедливости и честности, о Своих приоритетах и чувствах, Своих надеждах и мечтах о будущем человечества.

Существует два аспекта знания Торы:

Каждый еврей должен изучить Тору настолько, чтобы суметь правильно соблюдать заповеди, ибо их соблюдение - безусловный долг нашей нации.

Талмид-хахам (достигший достаточно высокого уровня Учитель) изучает Тору с целью познания Всевышнего.

Первое слово Десяти Заповедей - анохи. В Талмуде сказано, что это - акростих, заменяющий строку - "Я вписал Себя в книгу, которую даю вам" (Талмуд, трактат Шаббат, 105а). Талмид-хахам посвящает изучению Торы всю жизнь, и с каждым прочитанным словом как бы впитывает в себя дух Творца.

Познание Всевышнего - цель каждой личности. Мы хотим любить Всевышнего, хотим, чтобы Он отвечал нам взаимностью. Нам нужно знать, что именно чувствуют обе стороны, и для этого нам требуется помощь талмид-хахама.

Только через талмид-хахама мы получаем знание, необходимое для установления связи с Творцом. В отношениях между людьми знание предваряет любовь. То же можно сказать и о любви к Всевышнему. Именно благодаря тем, кто глубоко изучает Тору, в мире присутствует знание, а значит и возможность любить Всевышнего.

Цадик (праведный еврей), с утра до ночи погруженный в молитву и благие дела, может чувствовать более сильную любовь к Всевышнему, чем талмид-хахам, исследующий Тору с помощью интеллекта. Это - одно из многих чудес иудаизма. Тем не менее, цадик не смог бы начать путь эмоционального соединения с Творцом без знания, которое предоставляет ему труд талмид-хахама.

Тора излучает любовь Всевышнего. Цадик приобщается к Учителю и первым чувствует эту любовь. Те, кто затем соприкасается с цадиком, в свою очередь, чувствуют тепло и энергию любви Всевышнего - через цадика. Но источник этой любви - Тора, и наш доступ к Торе напрямую зависит от количества знаний, которыми мы располагаем благодаря упорной работе талмид-хахама.

ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ РУТ

Моавитянка Рут пыталась найти недостающие 606 заповедей не только потому, что ее душа жаждала истины и стремилась к праведной жизни. Она хотела приобщиться к Всевышнему, прилепиться к Нему, чтобы почувствовать единение с источником всего живого на земле.

Она могла осуществить свое желание, лишь соединившись с человеком, который уже был связан с Творцом. Именно поэтому она пошла за Наоми как за личностью, наделенной определенными качествами.

Историю Рут читают в Шавуот для того, чтобы показать, как человек должен принять Тору. Мы не ищем законы Всевышнего. Мы хотим прилепиться к Нему.

Намек на второй повод для чтения Книги Рут так же проскальзывает в ее имени. Ее называют Рут потому, что ее правнуком был Царь Давид, посвятивший Всевышнему множество песен. Согласно источникам, Шавуот - годовщина рождения и смерти царя Давида, и по окончании чтения Книги Рут произносится его полная генеалогия.

К началу страницы

ВАЖНЕЙШАЯ СВЯЗЬ

В Торе написано: «И сказал Всевышний Моше - Не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны» (Дварим, гл. 2, ст. 9). Неужели Моше могло прийти в голову начать войну с моавитянами без разрешения Всевышнего? Медианитяне лишь помогали моавитянам в войне, которую те вели против Израиля (эта война описана в недельной главе Балак, книга Бамидбар). Однако Тора дает следующее приказание: «Враждуйте с медианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (Бамидбар, гл. 25, ст. 17-18). Разве по отношению к поджигателям войны - моавитянам - не следует применить ту же тактику? Но Всевышний сказал Моше: "Нет, так поступать нельзя. В этом народе появится на свет удивительное сокровище - моавитянка Рут" (Талмуд, трактат Бава Кама, 38а).

Рут - не только прабабушка Давида. Появление Рут в этом мире имело такое большое значение, что Всевышний охранял моавитян от гнева Израиля в течение нескольких столетий. Существуют ли источники, указывающие на то, почему именно моавитянка Рут была избрана для создания генеалогической линии Давида, которая в будущем должна подарить миру Машиаха?

«Малахим (посланники Всевышнего, пришедшие в Сдом), начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые есть у тебя» (Берешит, гл. 19, ст. 15). В оригинале слова - «те, которые есть у тебя» намекают на две важные в еврейской истории личности: моавитянка Рут и амонитянка Наама. Написано: «Я нашел Своего слугу Давида». Где Творец нашел его? В Сдоме (Устная Тора, мидраш Ялкут Шимони)

При разрушении Сдома Всевышний спас Лота из-за двух его дочерей. Девушки, посчитав, что остались единственными людьми на земле, вступили в кровосмесительную связь со своим отцом. В результате одна их них произвела на свет прародителя Моава, друга - прародителя Амона. Таким образом, может создаться впечатление, что Рут была избрана Всевышним, потому что относилась к роду Лота. Кем же был Лот?

Вот родословная Тераха: Терах родил Аврама, Нахора и hарана. hарана родил Лота Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Авраама - Сара, имя жены Нахора - Милка, дочь hарана, отца Милки и отца Иски (Берешит, гл. 11, ст. 27-29).

Внимательное изучение этого отрывка дает очень ценные сведения. Оказывается, что hаран, брат Аврама, был предком самых знаменитых еврейских женщин. Традиция учит, что Иска это - Сара, Ривка (жена Ицхака) была внучкой Милки, а жены Яакова были ее правнучками. Лот был сыном hарана, и таким образом Рут происходила из его рода hарана

Быть может, это совпадение? Попытаемся пролить свет на эту тайну.

К началу страницы

ОСОБЫЙ ДАР

Электричество было известно за много лет до рождения Эдисона. Грэхем Белл не сообщил миру ничего нового о природе звуковых волн. Однако без этих двух гениев человечество не смогло бы по-настоящему воспользоваться знаниями об электричестве и звуковых волнах. Для совершения открытий требуется один вид гениальности, для применения этих открытий в реальной жизни - другой. На иврите этот второй вид гениальности называется бина, что часто переводится как «понимание». Именно понимание - отличительная черта женщин.

В Торе читаем: «Это ты скажешь Дому Яакова и передашь Сынам Израиля…» (Шемот, гл. 18, ст. 3.)

Раши объясняет: "Дом Яакова" - это еврейские женщины, на которых держится Дом евреев.

Каждый ребенок узнает основные законы иудаизма в лоне семьи, и именно мать руководит процессом познания. Мужчина-еврей выполняет обязанность изучать Тору; роль женщины-еврейки заключается в том, чтобы применять ее идеи в быту. Авраам был тем гением, который принес в мир знание о Всевышнем. Но именно его брат hаран стал родоначальником того вида гениальности, которая нужна для использования знаний Авраама в обыденной жизни. И не случайно величайшие еврейские женщины произошли именно от hарана.

Еврейское государство - отражение Небесного Царства. В Небесном Царстве заключена великая сила, предназначенная для того, чтобы сохранить и выпестовать любое благородное и ценное человеческое существо.

Когда Лот, сын hарана, оставил Авраама и затерялся в Сдоме, потребовалось вмешательство Небес, чтобы возродить эту заблудшую душу. Изначальная святость и величие Лота казались навсегда потерянными для служения Всевышнему. Но Творец управляет историей, предоставляя человеку свободу действий, но и обеспечивая возвращение утраченного личностью духовного величия. Именно в этом - предназначение Небесного Царства.

Для того, чтобы не упустить ни единой достойной и праведной души или же -восстановить погребенные под пороками праведные черты, нужна постоянная бдительность. Когда Рут приняла еврейство, она тем самым сделала возможным возвращение утраченной силы hарана, необходимой для того, чтобы создать Еврейское государство.. Она несет в себе бину, необходимую для того, чтобы распространить влияние Небесного Царства на повседневную жизнь.

К началу страницы

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ ЛОТА

Для того, чтобы вернуть к жизни душу, которая покинула мир, не оставив после себя благородных деяний, Тора предусматривает, например, повторные браки. Выходя замуж вторично, за Боаза, Рут спасала душу ее первого умершего мужа Махлона и сохранила, тем самым, для Израиля дремавшее в ней духовное величие.

Возвращение утраченного потенциала состоялось, ошибка Лота была исправлена его праправнучкой Рут.

Лот покинул Авраама из-за имущественных разногласий. В конце концов, он был верующим человеком, знал правду об устройстве мира, умел служить Всевышнему, и считал, что не нуждается в помощи Авраама, в его наставлениях. И он ушел. В материальном смысле ему было удобнее жить в Сдоме. Его ошибка заключалась в том, что служения Всевышнему недостаточно для того, чтобы познать истину во всем ее величии. Необходимо соединиться с Творцом. А соединение с Ним происходит посредством общения с талмид-хахамом. Лоту следовало бы остаться с Авраамом.

Виленский Гаон (раби Элиягу, 18 век, город Вильно) говорит, что Рут, всей душой стремясь к Творцу, исправила эту ошибку своего предка.

Из истории Рут мы узнаем, что перед тем, как человек принимает еврейство, его пытаются отговорить от этого. Таков закон. Именно поэтому Наоми разубедила свою невестку Орпу, и та не стала еврейкой. Она попыталась сделать то же самое с Рут. Но в какой-то момент остановилась.

Виленский Гаон спрашивает: откуда Наоми знала, когда нужно остановиться? Объяснение находим в Книге Рут: «Когда Наоми увидела, что Рут выбивается из сил, стараясь идти рядом с ней, она перестала спорить» (Книга Рут, 1:18). Рут, казалось бы, должна была с легкостью поспевать за старой Наоми. И, тем не менее, Наоми заметила, что невестке трудно и поняла, что сердце Рут разрывается: часть ее существа все еще не готова принять еврейство.

Рут была моавитянской принцессой. С детства ее окружала роскошь. Она была красивой молодой женщиной, чья жизнь только начиналась. Решение остаться с Наоми обрекало ее на бедность - ведь ее свекровь, в результате обрушившихся на семью несчастий, потеряла все свое состояние. Но Рут отказалась от обеспеченной жизни - ради того, чтобы стать бедной еврейкой, чье положение в обществе очень неустойчиво. Не знала она, сможет ли какой-нибудь еврей взять ее в жены. Часть ее существа вопрошала: "Зачем тебе идти в Израиль?». Внутренний голос нашептывал: «Ты можешь служить Всевышнему в любой стране. Прожив столько лет в еврейской семье, ты знаешь все законы и можешь соблюдать заповеди Торы и на родине. Нет необходимости приносить огромную жертву".

Сердце Рут разрывалось. Но она стремилась к Всевышнему, хотела стать ближе к Нему. Если бы она осталась в Моаве и соблюдала заповеди, она не смогла бы глубже узнать Творца; только общение с талмид-хахамом могло дать ей необходимые знания, Она решила во что бы то ни стало пойти с Наоми и присоединиться к еврейскому народу. Однако внутренний конфликт и вызванное им напряжение мешали ей поспевать за свекровью. Именно тогда Наоми и перестала отговаривать Рут. Она поняла свою невестку. Рут познала глубинный смысл учения иудаизма.

К началу страницы


   ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ШАВУОТ:
 
Шавуот раввин Элиягу Эссас

Краткий словарь Шавуот

Что такое устная Тора?

Что едят на Шавуот

Неразгаданная тайна: Книга Рут

Размышления о Шавуот:

- Основы западной цивилизации
  Раввин Шрага Симмонс

- Устная Тора: из поколения в поколение
  по материалам семинара «Дискавери»,    организация «Эш а-Тора»

- Рациональная вера
 
Маршалл Рот

Страшно окунаться в мир, далекий от Торы…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля