Видеоуроки к Песах 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"Песах. Шаббат холь а-моэд"
Видеоуроки к Песах 
Чтение текста
Афтары

"Песах. Шаббат холь а-моэд"

26.04.2024, 18 Nisan, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



ШАВУОТ

Размышления о Шавуот:

 

 Основы западной цивилизации
Раввин Шрага Симмонс

- Один из самых важных  еврейских праздников
-
Празднование Шавуот
-
Молочные продукты
- Паломничество к Котелю (Западной Стене)

Устная Тора: из поколения в поколение
по материалам семинара «Дискавери», организация «Эш а-Тора»

- Обряд бракосочетания
- Заговор раввинов
- Еврейское мышление

Рациональная вера

- Деяния Всевышнего
- Роль рационального принятия


Основы западной цивилизации

ШАВУОТ

Раввин Шрага Симмонс

Шавуот - один из самых важных и одновременно наименее известных еврейских праздников. В чем же заключается его истинный смысл?

Шавуоту уделяют слишком мало внимания. В каком-то смысле это - ирония судьбы и достойно сожаления, так как в сущности Шавуот посвящен самому знаменательному и великому событию истории народа Израиля - дню, когда Всевышний дал евреям Тору на горе Синай.

Шавуот - кульминация семинедельного "отсчета Омера", который начинается сразу же после праздника Песах. Название "Шавуот", в переводе означает - "недели" и символизирует дни ожидания еврейского народа, завершившиеся, в конце концов, Откровением на горе Синай. Поскольку Шавуот отмечают на 50-й день после Песаха, этот праздник называют и Пятидесятницей - греческим словом, которое в переводе означает- "Праздник пятидесяти дней").

3300 лет назад, в пасхальную ночь покинув Египет, евреи углубились в Синайскую пустыню. Именно там весь еврейский народ - 3 миллиона мужчин, женщин и детей - стал прямым свидетелем и участником откровения Всевышнего. В Танахе сказано: И говорил Всевышний с вами из среды огня; голос слов Его вы слышали, но образа не видели, а только - голос. И объявил Он вам Завет свой, Десять заповедей, которые повелел вам исполнять, и написал их на двух каменных скрижалях (Дварим, гл. 4, ст. 12-13).

Вручение Торы - событие огромного значения,. Оно сделало наш народ непохожим на другие народы, наделило еврейский народ верой, особым характером и особой судьбой. Через 3300 лет после Откровения на горе Синай ценности Торы - монотеизм, справедливость, ответственность - стали моральной основой всей Западной цивилизации.

К началу страницы

 

ПРАЗДНОВАНИЕ ШАВУОТА

Возможно, одна из причин относительной непопулярности Шавуота - отсутствие каких-либо особых символов, ассоциирующихся с этим праздником: у Шавуота нет ни своего шофара, ни сукки, ни ханукальной меноры, ни чего-либо еще в этом роде.

Но Шавуоту и не требуются дополнительные символы. Ничто не должно отвлекать нас от средоточия еврейской жизни - Торы.

Как мы отмечаем Шавуот?

Согласно общепринятой традиции, человек должен провести за изучением Торы всю праздничную ночь. Так как Тора - путь к самосовершенствованию, ночное чтение Торы в Шавуот называют Тикун лейл а-Шавуот, что в переводе означает - "самосовершенствование в ночь Шавуот".

Утром в синагоге читают Книгу Рут.

Рут - женщина нееврейского происхождения, но ее любовь к Всевышнему и Торе привела ее к иудаизму. Тора говорит, что души тех, кто со временем станет евреем, тоже присутствовали на Синае: "Не только вам одним я даю сей завет и сей клятвенный договор, но и тем, кто сегодня здесь с нами стоит перед лицом Творца нашего, и тем, кого нет с нами сегодня." (Дварим, гл. 29, ст. 14-15).

Судьба Рут связана с Шавуотом еще и потому, что ее правнук -  царь Давид -  родился в Шавуот и в Шавуот умер.

Во время этого праздника принято украшать синагоги ветвями деревьев и цветами. Так делается потому, что в день получения Торы гора Синай от подножия до самой вершины покрылась цветами. Библия так же связывает Шавуот с урожаем пшеницы и фруктов и говорит о приношении первых плодов в Святой Храм как о проявлении благодарности перед лицом Всевышнего (см. Шемот, гл. 23, ст. 16, гл. 34, ст. 22, Бамидбар, гл. 28, ст. 26).

К началу страницы

 

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

По еврейскому обычаю, в праздник Шавуот едят молочные продукты. Приведем здесь несколько объяснений этой традиции. Некоторые объяснения более убедительны, другие - менее, и поэтому мы приводим здесь несколько различных точек зрения:

Библейская Шир а-Ширим (Песнь Песней; гл. 4, ст. 11) говорит о сладости знания, которую дарует нам Тора, в следующих выражениях: "Сотовый мед каплет из уст твоих; мед и молоко под языком твоим".

Стих в книге Шемот (гл. 23, ст. 19) сопоставляет праздник Шавуот с запретом смешивания молока и мяса. Таким образом, в Шавуот мы едим одну молочную трапезу, не используя мясных блюд. Конечно, евреи, ведущие еврейский образ жизни, поступают так во все дни года. Однако в Шавуот это носит символический характер.

Получив Тору на горе Синай, евреи тем самым связали себя законом шхиты (специальный, по Торе, способ резать животных). Так как у них не было времени подготовиться к тому, чтобы есть кошерное мясо, они ограничились молочной пищей.

ПАЛОМНИЧЕСТВО К КОТЕЛЮ (Западной Стене)

В 1967 году Шестидневная Война закончилась буквально за несколько дней до Шавуота. Израиль отвоевал Котель (Западная Стена или - Стена Плача), и в первый раз за 20 лет евреи получили доступ к этой величайшей святыне. В день праздника она открылась для посетителей, и тогда более 200 000 евреев пришли к Котелю. (В Иерусалиме движение автотранспорта на время еврейских праздников приостанавливается).

В последующие годы  посещение этого места стало устойчивой традицией. Рано утром в Шавуот улицы Иерусалима наводняются десятками тысяч евреев, всю ночь изучавших Тору, а с восходом солнца направляющихся к Котелю.

Эта традиция имеет и библейский прецедент. Шавуот - один из трех основных праздников, во время которых весь еврейский народ собирался в Иерусалиме для того, чтобы изучать Тору и веселиться.

К началу страницы


В праздник Шавуот мы отмечаем акт дарования Торы. В какой степени мы можем быть уверены, что сегодня в наших руках та же Тора, которая была получена на горе Синай? Мы имеем в виду не только Письменную Тору, но и Устную. Откуда мы знаем, что за века своего существования Устная Тора не подвергалась каким-либо искажениям?..

УСТНАЯ ТОРА: ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

 

Всем известно, что в Талмуде как будто бы есть несовпадения. Означает ли это, что содержащаяся в нем информация неточна? Напротив, это говорит лишь о ее надежности...

Если вы когда-нибудь заглядывали в Талмуд, вы должны были заметить две важные вещи. Во-первых, почти на каждой странице наши Учителя спорят друг с другом. Гиллель утверждает одно, Шамай - обратное. Раби Меир выдвигает какое-либо правило, а раби Иегуда видит то же самое совершенно иначе. Возможно, вы задавались вопросом: что происходит? Как можно воспринимать эту книгу всерьез, если великие умы не сумели договориться друг с другом?

Вторая особенность Талмуда заключается в том, что споры, которые в нем описаны, вращаются вокруг каких-то мелких деталей. И это - лидеры поколения! - воскликнете вы. - Почему столько времени они тратят на пустяки?

Получается, с одной стороны раввины постоянно спорят друг с другом, с другой - эти споры неизменно возникают как будто бы по самым незначительным поводам. Разве это не признак внутренней противоречивости?

Пожилая женщина возвращается домой из поездки в Израиль. В аэропорте ее встречают родные.

- Тебе понравилось в Израиле? - спрашивают.

- Израиль просто потрясающая страна! - отвечает бабушка. - Виделась с тетей Сэнди и дядей Ирвингом Все было просто за-ме-ча-тель-но!

- А как прошел полет? - интересуются родные.

- Ужасно! - говорит бабушка. - Еда была отвратительной, яд какой-то, к тому же порции были… Ну просто микроскопические.

Замечаете противоречие? Бабушка посетовала, что еда в самолете была сущей отравой. Почему же ее возмутили слишком маленькие порции?

Так и с Талмудом. К Талмуду постоянно предъявляют похожие претензии. Во-первых, Учителя постоянно спорят! Зачем же тогда слушать их? Во-вторых, спор происходит по самым мелким поводам!..

Действительно, все споры, которые приводит Талмуд, касаются разнообразных деталей. Отсюда популярное выражение "Талмудический педантизм". Но неужели вам не приходит в голову, что сам факт, что наши мудрецы спорят по незначительным поводам, доказывает, что по основным вопросам разногласий у них нет!

Вот что пишет Рамбам в своем Кодексе Законов Мишнэ Тора:

«Что касается традиционных законов, они никогда не вызывали бурных споров... Законы, выведенные с помощью герменевтических (логических) принципов, становились обязательными после того, как их единодушно одобрили все члены Сангедрина (Высшего Суда). В случае возникновения разногласий решающим считалось мнение большинства. Этот же принцип применялся во время рассмотрения различных постановлений и предписаний».

К началу страницы

ОБРЯД БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Талмуд (трактат Кидушин) приводит спор, касающийся свадебной церемонии. Под хупой (свадебный балдахин)жених должен вручить невесте подарок, стоимость которого не может меньше установленного минимума. Согласно Талмуду, этот минимум составляет "мелкую денежную единицу". Это утверждение и спровоцировало спор относительно того, что такое " мелкая денежная единица".

Если мы переведем спор на современный язык, то окажется, что Шамай утверждает, что " мелкая денежная единица" равна доллару. Мелкая денежная единица, - возражает Гиллель, - 10 центов.

Следующие несколько страниц Талмуда полностью посвящены обсуждению этой проблемы. И ни один из «оппонентов» не хочет уступить. Более того, этот спор продолжается уже 2.000 лет! А ведь это чисто теоретический вопрос. В действительности же любой жених, пришедший на свадьбу с подарком, стоимостью в десять центов или один доллар, скорее всего, будет иметь серьезные проблемы.

Обратим внимание: и Шамай и Гиллель не ставят под сомнение свадебную церемонию, равно как и наличие хупы и ктубы (брачный договор). Между ними нет разногласий по поводу числа свидетелей и тех требований, которые необходимо к ним предъявлять. Но 99 процентов вопросов, не вызывающих разногласий, обойдены молчанием. Вместо этого мы вынуждены читать текст, содержащий бесконечный спор о том, сколько денег жених должен вручить невесте.

Наши Учителя были настолько внимательны и педантичны, что не пропустили ни малейшего расхождения во мнениях. Они понимали, что необходимо выяснить все детали. Главные вопросы не составляли проблемы. Дискуссии шли лишь по поводу мелочей.

К началу страницы

ЗАГОВОР РАВВИНОВ

Устная Тора(Талмуд) была получена Моше на горе Синай. Признание этого - одно из основных положений иудаизма.

Представим себе на минуту, что на самом деле Устная Тора не была дана людям на Синае, что несколько тысяч лет назад группа Учителей собралась и сочинила Талмуд - для того, чтобы впоследствии выдать его за Откровение Всевышнего.

Итак, перед нами следующая картина: 50 мудрецов сидят в большом зале. Председательствующий встает и обращается к присутствующим с такими словами: "Теперь разберемся с насущными проблемами. О чем мы будем говорить в Устной Торе?.. Как вам нравится, к примеру, идея еженедельного чтения Торы в синагоге? Кто - «за»?».

Все поднимают руки. (Кстати, это первый случай в истории, когда группа Учителей сходится во мнениях). Все согласны с необходимостью еженедельного чтения Торы в синагоге.

"А что вы думаете о вознаграждении и наказании?", - вопрошает председательствующий.

По поводу этого пункта разногласий тоже не возникает...

Наконец дело доходит до брачной церемонии. Основные условия - балдахин, ктуба, свидетели… - трудностей не создают.

"Теперь давайте утвердим постановление, что жених обязан

сделать невесте подарок. Как вы думаете, какова должна быть ценность этого подарка?"

Гиллель говорит: "Я думаю, что он должен равняться десяти центам. Это

подходящая сумма, на мой взгляд".

Шамай внезапно возражает: "Нет, подождите. Мне кажется, что подарок должен стоить хотя бы доллар".

Гиллель: "Нет, десять центов!".

Шамай: "Прошу прощения, но я уверен в том, что ценность

подарка должна составлять один доллар"

Ни одна из сторон не желает сдаваться, и разгорается нешуточный спор.

Но что происходит? Еженедельные чтения Торы не вызвали абсолютно никаких возражений. Учителя единогласно приняли концепцию вознаграждения и наказания. Но как только дело дошло до вопроса о десяти центах или долларе, взаимная терпимость внезапно лопнула, и мудрецы бросились яростно отстаивать свои позиции.

Если уж важнейшие вопросы были приняты единогласно, почему же тогда не прибегнуть к компромиссу и не остановиться на сумме, скажем, в 50 центов?

Потому что это невозможно. Ни при каких обстоятельствах иудаизм во имя достижения компромисса не жертвует правдой.

К началу страницы

ЕВРЕЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В характере каждого еврея заложена независимость мышления и любовь к правде.

Сколько в США основных политических партий? Две. В Канаде? Четыре. В

Великобритании? Пять. В Италии? Целых девять партий.

Как дела обстоят в Израиле? У нас - свыше 20-ти политических партий.

Что же происходит на нашей земле?

В США проживает 250 миллионов человек, и на эти 250 миллионов хватает двух политических партий. Население Израиля составляет 5 миллионов человек, и этим пяти миллионам требуется целых 20.

Нет, это не случайность. Политическая ситуация Израиля демонстрирует сущность нашего народа. Евреи хранят приверженность своим взглядам и неохотно их пересматривают. Читая Тору, мы узнаем, что Сам Всевышний называет евреев "упрямым народом".

Смешно было бы утверждать, что Тору придумали мудрецы, договорившиеся по поводу всех вопросов за исключением мелких деталей. Еще более глупо предполагать, что нашим Учителям удалось собраться вместе и навязать поддельную Устную Тору всей еврейской нации.

Разногласия по поводу незначительных деталей устного закона доказывают:

1. Вопросы, не вызвавшие никаких споров, очень объемны;

2. Раввины были настолько внимательны и скрупулезны по отношению к

еврейской традиции, что не пожелали пропустить ни единой детали.

Все вышеприведенные доказательства дают евреям уверенность в том, что Устная Тора точна и соблюдать ее законы - необходимо, так как они передавались из поколения в поколение в нетронутом виде.

Подготовлено по материалам семинара «Дискавери»,

организация «Эш а-Тора»

К началу страницы


В иудаизме существует два противоположных подхода к проблеме Шавуота. Тору можно признать, руководствуясь либо соображениями веры, либо рациональными умозаключениями…

РАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕРА

Маршалл Рот

На чем все же основано признание и принятие Торы: на фактических доказательствах или же на вере? Все зависит от обстоятельств

Один из подходов к проблеме изложен в книге Рабейну Бехайе (Испания, 11 век) "Обязанности сердца":

«Должны ли вы принять (еврейские идеалы) под влиянием авторитета тех (раввинов), которые изучали Тору и воспитывались в уважении к традиционным ценностям, и целиком положиться на их знания?

Вовсе нет! Тора в изучении волнующих вас вопросов призывает постоянно использовать интеллект. Получив знание традиционным путем, который исчерпывает все принципы и заповеди нашей культуры, вы должны исследовать это знание с помощью разума, способности судить и понимать - до тех пор пока не увидите правду и не отринете ложные идеалы, как сказано - "Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Всевышний есть Творец всего сущего" (Дварим, гл. 4, ст. 39). Это наставление относится ко всем знаниям, которые могут быть получены с помощью рациональных методов исследования.

Второй подход дается в записи Устной Торы в Мидраше Сифри ( к книге Дварим, гл. 33):

«Всевышний по очереди предлагал Тору всем народам мира. И каждая нация задавала один и тот же вопрос: "Что написано в ней?".

Наконец Всевышний предложил Тору евреям. Они беспрекословно приняли ее. "Мы сначала исполним, а потом поймем…." (Шемот, гл. 24, ст. 7). Таков был их ответ».

Каждый из подходов порождает свой вопрос.

Позиция "сначала исполним, потом поймем" кажется, по меньшей мере, неблагоразумной. Какой здравомыслящий человек согласится следовать системе, принцип действия и ценности которой он не понимает? Разве евреи не должны были сказать: "Мы поймем Тору, а затем исполним ее законы"?

С другой стороны, как мог Рабейну Бехайе с такой уверенностью утверждать, что принятие иудаизма - интеллектуальный процесс? Разве подобное заявление не противоречит словам: "сначала исполним, а потом поймем"?

К началу страницы

ДЕЯНИЯ ВСЕВЫШНЕГО

Правда в том, что оба источника содержат Истину. Только изложенное в них относится к двум различным ситуациям.

Когда человек обращается к семейному врачу, к которому неизменно обращается на протяжении многих лет, он не будет подвергать сомнению прописанное им лечение. По аналогии с этим случаем, подчеркнем, что евреи, стоявшие на горе Синай, уже имели опыт общения со Всевышним и доверяли Ему. Они стали свидетелями Десяти Казней в Египте, для их спасения Творец рассек воды Красного Моря, Он давал им пищу в пустыне, ежедневно (кроме субботы) спуская с Небес ман. Сыны Израиля знали, что Всевышний правит миром и желает им только добра. Поэтому, когда Творец предложил евреям Книгу - руководство, как жить, они приняли ее, ни на секунду не задумавшись о ее содержании.

В сущности, принцип "сначала исполним, потом поймем " - единственно возможный логический порядок принятия Торы. Если бы евреи сказали: "Давайте сначала прочитаем эту книгу, а потом решим, нужна ли она нам!", это прозвучало бы отказом от Торы. Таким образом евреи продемонстрировали бы, что они заинтересованы лишь в такой системе ценностей, которая удобна и не мешает жить.

К началу страницы

РОЛЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ

Как же все-таки понимать рациональное принятие Торы, о котором говорится в "Обязанностях сердца"?

Для этого вспомним, в какой период еврейской истории эта книга написана (11 век).

Поколение Моше на собственном опыте испытало силу Всевышнего и Его любовь к еврейскому народу, и поэтому у людей того поколения не возникало сомнений. Они знали: Тору надо принять без предварительного изучения.

"Обязанности сердца" обращаются к будущим поколениям. Мы лишены непосредственного опыта соприкосновения с могуществом Всевышнего. Как же нам принять Тору?

Ответ один: мы должны прийти к соблюдению законов Торы через размышления, выводы и определение наших взаимоотношений со Всевышним.

Кроме того, человек по натуре своей склонен предпочитать суровой правде - полуправду, ответственному решению важнейших вопросов - удобный компромисс. Поэтому, постигая знание, содержащееся в Торе, мы должны полагаться прежде всего на наш собственный разум.

Тем не менее, каким бы важным не было изначальное интеллектуальное постижение Торы - "Знай ныне" - оно должно подкрепляться ее эмоциональным принятием: "и положи на сердце твое".

Полноценные отношения с Творцом имеют как интеллектуальную, так и эмоциональную сторону. "Знание без чувств" влечет за собой одиночество и сомнения в собственных убеждениях. "Чувства без знания", в свою очередь, становятся основой всех без исключения культов, националистических идеологий и т.п.

Вот почему именно комбинация разума и чувств - обязательное условие для установления полноценных взаимоотношений с Творцом.

Давайте в этом году во время праздника Шавуот используем наш разум для познания Творца и Его Торы - ведь это единственный путь к достижению того уровня, на котором возможно полное и окончательное "исполнение и понимание".

К началу страницы

 


   ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ШАВУОТ:
 
Шавуот раввин Элиягу Эссас

Краткий словарь Шавуот

Что такое устная Тора?

Что едят на Шавуот

Неразгаданная тайна: Книга Рут

Размышления о Шавуот:

- Основы западной цивилизации
  Раввин Шрага Симмонс

- Устная Тора: из поколения в поколение
  по материалам семинара «Дискавери»,    организация «Эш а-Тора»

- Рациональная вера
 
Маршалл Рот

За что был разрушен город Йерихо?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля