New Page 1
|
|
О Трактате Зевахим
Трактат Зевахим
Трактат Зевахим
Лист 119
На нашем листе Талмуд продолжает анализировать исторические сведения. И
сообщает: после разрушения Мишкана в Шило, в переносном Храме в Нове (позднее -
в Гивоне) опять разрешили иметь частные мизбеахи (в условном переводе -
жертвенник). Люди возводили их в собственных дворах и совершали на них
приношения.
Но откуда Талмуд черпает эту информацию?
В данном случае Учителя изучают и анализируют фрагмент Торы, где от имени
Моше рабейну сказано: «Не делайте так, как мы делаем здесь (в пустыне) сегодня -
каждый, как ему вздумается. Ибо до сих пор не пришли вы к отдохновению и
наследию» (Дварим, гл. 12, ст. 8-9).
Углубляясь в исследование, Учителя используют определенный «инструментарий» -
основные принципы изучения Торы, которые люди высокого духовного уровня получили
от Творца на горе Синай (вместе с Торой). И выясняют, что под словами
«отдохновение» и «наследие» подразумевается Мишкан (переносной Храм) в
Шило и Иерусалимский Храм.
В результате, на основе еще более тонкого анализа они приходят к выводу: о
местах высочайшей духовной концентрации (Шило и Иерусалимский Храм), где явно
ощущалось присутствие Всевышнего и только в них разрешалось осуществлять
процедуры приношений, говорится отдельно, чтобы подчеркнуть - в период от Храма
в Шило до Иерусалимского, можно строить частные мизбеахи .
Интересно отметить: в вопросе, какой из Храмов назван в Торе
«отдохновением», какой - «наследием», Учителя усматривают разные грани
Истины.
Раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век), в частности, говорит, что
Мишкан в Шило - «отдохновение», а Иерусалимский Храм - «наследие».
Мишкан в Шило - «наследие», - заключает раби Шимон (бар Йохай -
великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век);
«отдохновение» - Иерусалимский Храм.
Еще одну грань Истины видят в этом Учителя иешивы раби Ишмаэля: и то и другое
- Иерусалим.
Исследуя позиции Учителей, Талмуд приводит фразу из книги Шофтим
(Судьи): «И взял Маноах козленка и минху (мучное приношение) и совершил
на скале
приношение Всевышнему» (Танах, книга Шофтим, гл. 13, ст. 19).
Известно, что эпоха Судей - это период существования Мишкана в Шило, когда
строить частные мизбеахи запрещалось.
Получается, Маноах нарушил запрет? - спрашивает Талмуд.
И отвечает: не нарушал он запрет; просто совершил приношение на скале - по
особому указанию Учителей. Следовательно, общие выводы на основании этого
исключения из правил - не стоит.
Впрочем, если бы речь в процитированной выше фразе из книги Шофтим
шла лишь о Иерусалимском Храме, вопрос о поведении Маноаха в принципе не возник.
Вникая в тонкости проблем, Талмуд определяет, какими законами
регламентировалось поведение человека во взаимодействиях с Творцом (а институт
приношений, как мы знаем, служит этой системой взаимодействия - в процессе
познания Единства Всевышнего) в переходный период. И рассматривает такой случай.
Допустим, некто отделил для приношения животное в период, когда частные
мизбеахи были разрешены. Прошло время, и процедуру приношения с
использованием этого животного он произвел на частном мизбеахе
- в момент,
когда на это уже был наложен запрет (все приношения должны были осуществляться в
Храме).
Спрашивается, полагается ли ему суровое наказание за нарушение запрета?
Ответ дается такой: в данном случае человек свободен от наказания…
Автор текста Барух
Шнайдер
Трактат Зевахим
Лист 120
Мы открываем завершающий лист трактата Зевахим. И здесь, как на
предыдущих листах, Талмуд разбирает детали осуществления процедуры приношения за
пределами Храма (этой теме, напомню, посвящены две последние главы).
Естественно, может возникнуть вопрос: для чего столь подробно
рассматривается
навеки
отменная
процедура? Ведь с того времени, как почти три тысячи лет назад царь Шломо
построил Иерусалимский Храм, в силу вступили законы Торы, «ожидавшие» этого
момента - окончательного соединения Народа Израиля с Землей Израиля. С тех пор -
и навеки - принести корбан (приношение) можно только в Иерусалимский
Храм. А если его (пока, временно) нет, корбанот (мн. ч. от - корбан)
нам заменяют молитвы и изучение посвященных приношениям законов Торы, по текстам
Письменной Торы и - Устной.
И все же: зачем так глубоко, во всех деталях, вникать в законы приношения
корбанот к «частному» мизбеаху (в условном переводе - жертвенник),
если этим никогда не придется заниматься ?
Чтобы ответить на него, надо вспомнить, о чем говорилось во введении к
трактату Зевахим (см. на сайте
Введение
к трактату). В частности - фразу, где сказано, что нашим трактатом открывается
раздел Кодашим, то есть раздел Устной Торы, анализирующий
подробности действий с объектами, через которые постигается Единство Творца (см.
там же).
Но тогда и отмененный способ приношения обретает другой смысл. Изучается, по
существу, не технология приношения корбана на частный мизбеах, но
- разные пути постижения Единства Всевышнего.
Приведем здесь лишь некоторые соображения, вытекающие из логических
построений и выводов наших Учителей, открывающих в этих проблемах на 120-м листе
разные грани Истины.
Как и на предыдущих листах, здесь в процессе обсуждения технологии приношения
корбана (а на самом деле, как мы знаем теперь - «технологии»
постижения Единства) рассматриваются общие черты и различия.
К общим чертам, прежде всего, следует отнести сам факт, что и в Храме и вне
его человек приносил то, что было его собственностью, и от отделял часть
собственности - ради приношения. Но в Храме это символизировало, что человек
осознавал свою принадлежность к еврейскому народу (как особой, по отношению к
Творцу, общности). А вот приношение к частному мизбеаху не содержало в
себе этого осознания.
Поэтому, как мы узнаем на нашем листе, в осуществлении процедуры приношения к
частному мизбеаху не обязаны участвовать коэны (служители в
Храме), а человек перед тем, как приступить к процедуре, не должен был совершать
омовение и не надевал на себя особые одежды.
Почему?
Потому что эти элементы процесса приношения (участие коэна, омовение,
особые одежды) имели отношение именно к реализации задач, которые Творец
поставил перед каждым евреем - сыном еврейского народа.
При этом, подчеркивает Талмуд, некоторые другие элементы процедуры приношения
к частному мизбеаху регламентировались теми же требованиями, которые
предъявлялись к процедуре приношения в Храме.
К таким элементам относят, например:
- временные рамки проведения трапезы, на которой съедают мясо корбана
(день, ночь и еще один день);
- определенная направленность мыслительных процессов в процессе осуществления
процедуры приношения;
- правильное разделывание туши животного (этот этап символизировал правильное
понимание телесной структуры живого существа, в том числе и - человека, ибо
разные части тела человека обладают разными духовными потенциалами);
- критерии пригодности животного для приношения (отсутствие физических
недостатков, что символизирует цельность стремления к служению Творцу) и т.д.
Далее Устная Тора переходит к обсуждению нюансов (совпадений и отличий) в
приношении корбана - из муки. Со всеми ассоциациями, с моделями служения
Всевышнему, стремления к Нему.
Этому посвящен следующий трактат - Менахот .
Автор текста Элиягу Эссас
New Page 5
ВВЕДЕНИЕ
Переходя к ознакомлению с трактатом Зевахим, мы открываем новый
раздел Устной Торы. Напомним, что основное ядро Устной Торы (Мишна) состоит из
шести разделов. Их названия (на иврите) — Зераим, Моэд,
Нашим, Незикин, Кодашим, Тоѓарот. трактат
Бава Кама,
Введение). И вот теперь мы приступаем к обсуждению трактата, который
входит в состав предпоследнего, пятого раздела — Кодашим.
Если
вложить его содержание в одну фразу — весь он посвящен разбору сути и практики
приношений в Храм. Есть в нем, естественно, и трактаты, лишь косвенно
затрагивающие эту тему, но и они сохраняют основное направление «повествования».
Само
название раздела — Кодашим происходит от корня, состоящего из
ивритских букв куф, далет, шин (в фонетическом выражении —
к, д, ш).
Числовое значение буквы куф — 100. То есть — единица высшего разряда (все
буквы священного алфавита, от буквы алеф до буквы тав, имеют
числовые значения разряда единиц — 1, 2, 3 и т.д. — десятков — 10, 20, сотен —
100, 200 и т.д., но — не выше).
Суть
числа «единица» — символ Единого Творца мира. И чем выше разряд, тем интенсивнее
«окрашивается» этот символ. Отсюда и суть числа 100 (буквы куф).
Вторая буква корня — далет символизирует врата, вход... А третья — шин
означает — основание, неизменность, постоянство...
Объединив смысл этих трех букв (всегда следует идти по возрастающей — от
«младшей», третьей, буквы — к «старшей», первой), получим: «надежное, неизменное
основание пропускных ворот к постижению Единства Творца». Об этом говорят все
слова от корня, состоящего из букв куф, далет, шин. И самое
главное из них — кодеш (духовная святость, возвышенность).
Кодашим — объекты и
действия, через которые постигается Единство Творца.
Теперь, надеюсь, понятно, почему в Устной Торе есть такой раздел, который
называется Кодашим.
Первый трактат этого раздела, к обзору листов которого мы приступаем, называется
Зевахим.
По
законам Торы, и отдельный человек и весь народ приносили определенные
корбанот (приношения; единственное число — корбан).
Поскольку приношения отражают различного типа духовные взлеты и падения человека
(сама необходимость корбанот является следствием этого), существуют и
различные виды (категории) корбанот.
Более того, подразделение приношений на виды и подвиды можно производить
по-разному.
К
примеру, по виду объектов приношений (объекты животного, растительного
происхождения, неодушевленные предметы).
Или,
скажем — взяв за основу причинно-следственную связь между событиями и
приношениями (благодарность Творцу; компенсация за внесенное в мир разрушение;
подъем духа — духовный рост и т.д.).
Или
— по степени важности событий, которые породили необходимость в приношении.
Существуют и другие способы классификации.
Трактат Зевахим получил свое название от слова зевах —
приношение животного (в отличие от приношения объектов, скажем, растительного
происхождения) в Храм.
В
узком смысле слово зевах обозначает способ, которые применяется, чтобы
зарезать животное, не причинив ему боли. В бытовой практике для обозначения
этого способа пользуются другим словом — шехита. Но, когда речь идет о
приношениях в Храм, принято употреблять слово зевах (форма множественного
числа — зевахим).
В
трактате — 14 глав, 120 листов. И все они посвящены интереснейшим проблемам,
вытекающим из:
—
«технологии» принесения корбанот в Храм;
—
функционального предназначения того или иного места в Храме;
—
распределения ролей между участниками процесса приношения (человеком, приносящим
корбан, коэном — служителем в Храме, выступающим как представитель
этого человека в Храме и т.д.);
—
определения степени важности мыслей, чувств и действий коэна и человека,
приносящего корбан и т.д. и т.п.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|