К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…
Для того, чтобы познакомить молодых людей друг с другом,
используют обычно самые разнообразные мероприятия. Насколько они эффективны?..
ЕВРЕЙСКИЕ ТУСОВКИ…
Хананья Вейсман
…Многим ли еврейским пророкам —
общепризнанным глашатаям воли Всевышнего — удалось убедить своих соплеменников
заняться искоренением присущих им недостатков? Если до общества не смогли
достучаться даже они, люди, обладавшие объективной, ничем не замутненной Истиной,
то нам, уж точно, не надо стыдиться своих неудачных попыток.
Современное общество куда более «тяжело на подъем». Пробудить его к активным
действиям по искоренению тех или иных социальных несправедливостей как никогда
сложно. Сегодня ни одна еврейская община не согласится с тем, что в ее жизни
существуют проблемы. Ведь, в конце концов, признание своего несовершенства и
сомнение в собственных силах всегда выставляет остальных людей в более выгодном
свете. Таким образом, движению вперед на пути самосовершенствования и
искоренения недостатков препятствуют внешние, политические соображения, которые,
на самом-то деле, должны играть второстепенную роль или — вообще не иметь
никакого значения.
Вина за данное положение дел лежит на всем еврействе, и все еврейство
безгранично и бесконечно от него страдает. Приводить примеры этому страданию нет
необходимости, так как каждый читатель с ним сталкивался, и может наглядно его
проиллюстрировать.
К счастью, кроме плохой новости есть еще и хорошая. Не смотря на нашу склонность
игнорировать или преуменьшать преследующие нас трудности, признание
существования серьезных проблем в области брака и отношений между полами более
не считается проявлением радикализма во взглядах. Более того, позволено даже
критиковать «систему», не боясь, что критика эта повлечет за собой суровое
возмездие. Впрочем, большинство предпочитает, тем не менее, ограничиваться
общими замечаниями.
Скорее всего, подобная нехарактерная готовность общины признать свое
несовершенство объясняется распространенностью и глубиной данной проблемы.
Возможно, нам, наперекор судьбе, удастся использовать это слабую попытку
самоанализа как отправную точку для спасения нашего дела.
Надежда крепнет при мысли о том, что попытки общины проанализировать собственную
деятельность, какой бы беспомощной и несерьезной она ни была, медленно, но верно
перерастают в активные действия, предпринимаемые для улучшения существующего
положения дел. В последнее время мы все чаще наблюдаем, как общины, включая даже
те, которые традиционно не одобряют любые контакты между представителями
женского и мужского пола вне рамок супружеского общения, организуют все большее
количество мероприятий для одиноких людей. Подобные мероприятия, разумеется, все
еще далеки от того, чтобы стать в обозримом будущем частью повседневной жизни
общины. Однако и редкостью их тоже трудно назвать. Отважные раввины во
всеуслышанье поощряют встречи одиноких мужчин с одинокими женщинами — без
участья посредников. В свою очередь, отважные одинокие мужчины и женщины
стремятся воспользоваться потенциальными преимуществами подобного общения,
пренебрегая риском быть «заклейменными» местными сплетниками.
Несмотря на то, что позитивное стремление общества помочь незамужним женщинам и
неженатым мужчинам найти свою вторую половину достойно похвалы и восхищения, не
все, кто стремится внести свою лепту в это достойное дело, могут организовывать
подобные мероприятия. Нередко их старания приносят лишь вред.
Считается, например, что шадхан (сват), который устроил определенное
количество шидухов (знакомств с целью женитьбы) — опытный мастер своего
дела. Но сколько неудачных вариантов предложил этот шадхан, сколько боли
и вреда причинил, сколько сотен и даже тысяч людей могли пострадать от его
опрометчивости, недобросовестности, а, иногда, и злого умысла, в будущем — это
мало кого заботит.
Если, положим, поставить перед обезьяной цель разбить группу людей на пары, она
ведь вряд ли добьется высоких результатов… Или все-таки добьется? Если в итоге
будет заключено несколько браков, для некоторых людей этого окажется вполне
достаточно для того, чтобы объявить, что «шадхан» знает свое дело.
Огромной популярностью в общине пользуются и сайты в Интернете, созданные
специально для того, чтобы знакомить религиозных евреев, ищущих партнеров для
брака. Каждый такой сайт сообщает, что благодаря его деятельности такое-то
количество людей повстречали свою вторую половину. Однако ни на одном таком
сайте вы не найдете статистическую информацию о том, сколько десятков тысяч
мужчин и женщин воспользовались услугами сайта безрезультатно, сколько ужасных
последствий повлекли за собой сбои в системе и сколько коллективных страданий
потребовалось для того, чтобы обеспечить счастьем горстку людей. Нет, все это не
имеет ни малейшего значения. Несколько заключенных браков для них —
свидетельство того, что система работает. А, следовательно, и другим необходимо
испытать свою «интернетскую» судьбу.
Для того, чтобы познакомить молодых людей друг с другом, используются самые
разнообразные, широко рекламируемые мероприятия. Например, совместное проведение
«уикэндов», туристические походы, экскурсии, просветительские лекции…
В большинстве случаев организаторы подобных мероприятий, безусловно,
руководствуются самыми благими намерениями. Они тратят на их реализации массу
времени и усилий, не получая порой почти никакой финансовой выгоды. Их «самопожертвование»,
несомненно, достойно восхищения. Однако посмотрим правде в глаза: ухищрения
подобного рода не только не приносят реальной пользы, но часто еще и обостряют в
сердцах участников таких мероприятий чувство обреченности и безнадежности…
Теперь, когда мы признали необходимость изменить положение вещей (и горим
желанием перейти к активным действиям), давайте сделаем все правильно и
максимально увеличим шансы на успех, сведя к минимуму опасность неудачи.
Мероприятия для одиноких людей обычно строятся по определенной схеме. Таких схем,
в сущности — две.
Первая основана на принципе — «Если в одной комнате собрать вместе одиноких
мужчин и женщин, это, возможно, приведет к заключению нескольких браков». Такие
мероприятия обычно начинаются с урока или, скажем, лекции, а за «официальной»
частью программы следует «неформальное» общение между присутствующими, с
закусками и прохладительными напитками.
При этом все прекрасно понимают, что подобные программы — не более чем фарс,
неуклюжий маскарад, призванный хоть как-то закамуфлировать факт, что одинокие
люди приходят на эти мероприятия с единственной целью — встретить человека, с
которым потом можно будет создать семью. Если вам удастся познакомиться с
будущей супругой или супругом — вы победили, если нет — проиграли. На этих
вечерах выигрывает, по весьма приблизительным подсчетам, не более одного
процента посетителей, остальные девяносто девять процентов уходят домой ни с чем.
На этих мероприятиях никто не имеет ни малейшего представления о том, как
одиноким мужчинам и женщинам следует приступать к поиску партнера. Даже самым
дружелюбным и коммуникабельным людям трудно завязать полноценную беседу с
незнакомкой.
Существует, как мы говорили, вторая схема, в основу которой положен принцип — «Мы
не надеемся, что участники начнут общаться друг с другом — мы заставляем их
общаться».
Речь идет о так называемой «системе быстрого ухаживания». Большинство
организованных таким образом вечеров для одиночек напоминает игровые шоу. Да,
для некоторых людей такая система оказывается эффективной, однако большинство
считает ее для себя неприемлемой. В результате все сводится, в сущности, к
первому варианту. В лучшем случае кто-то попросит одного из ведущих вечера
пригласить от его имени понравившегося ему человека на свидание.
Поэтому многие одинокие мужчины и женщины предпочитают обращаться к шадхану
(сват), который избавляет их от потенциальных неудобств, связанных с
необходимостью вступать в контакт с незнакомцами. Люди, по всей видимости, не
осознают, что подобная практика только заменяет одни потенциальные неудобства
другими. Действительно, нелегко противиться искушению, когда есть возможность
переложить трудную задачу на плечи другого человека. Но беда в том, что и этот
способ обзаведения семьей принципиально не отличается от вариантов мероприятий
для одиноких. Во всех трех случаях шансы на то, что удастся познакомиться с тем
человеком, который не только избавит от одиночества, но и станет истинным другом
— невелики. Нередко люди, устав от поиска партнера, торопятся вступить в брак, а
потом выясняется, что супружество оказалось неудачным.
Как же религиозным евреям знакомиться? Как отыскать свою «вторую половину»?..
На мой взгляд, проблемы можно решить, если найти золотую середину между
натянутым общением, запрограммированным первой схемой, и чересчур жесткой
структурой второй схемы. Мероприятия, способствующие непринужденному и
качественному общению, довольно просто организовать. Я сам не раз был
устроителем подобных мероприятий и становился свидетелем удачных знакомств.
Возьму на себя смелость дать несколько советов, которые помогут вам добиться
хороших результатов.
1. Забудьте термин — «мероприятие для одиноких людей». Он звучит неприятно и
наводит на мысль о десятках незамужних женщин и неженатых мужчин, стремящихся
любой ценой с кем-нибудь познакомиться. Вместо этого проводите обычные
мероприятия для всех членов общины. Присутствие на таких встречах супружеских
пар — в качестве участников, а не сватов — оберегает достоинство тех людей,
которые пришли к вам с целью завязать знакомство, и позволяет им непринужденнее
общаться с окружающими. Цель их прихода на организованный вами вечер — получить
удовольствие от интересной программы, и, если представится случай, познакомиться
с новыми людьми.
Такой стиль в корне отличается от мероприятий, вынуждающих участников либо
знакомиться, либо чувствовать себя неудачниками. Ни у кого на лбу не написано:
«Я здесь исключительно для того, чтобы найти партнера». Так что, посещение
такого мероприятия не будет для одиночки унизительным. У людей, не связанных
семейными узами, обычно больше свободного времени, и они готовы тратить его на
содержательный отдых. Непринужденная атмосфера позволит наслаждаться обществом
окружающих, чувствовать себя уверенно и получать искреннее удовольствие от
происходящего. Только в такой атмосфере люди могут свободно общаться, и имеют
шанс углубить свое знакомство без ненужного напряжения.
Старайтесь организовывать такие мероприятия, которые подразумевают интенсивное
общение. Тут вряд ли подойдут лекции, во время которых слушатели пассивно
внимают оратору. Попробуйте провести дискуссию или разработать групповой проект,
способный принести пользу общине. Существует огромное количество замечательных
идей, которые можно использовать для осуществления подобных замыслов.
2. Если шидухи (шидух — сватовство) — не самоцель, успех или
неудача мероприятия будет оцениваться не по количеству людей, завязавших
знакомство, а по тому, сколько удовольствия участники получили от составленной
вами программы. Для того, чтобы безошибочно определить мнение людей о том, как
они провели время, достаточно спросить их: «Если бы появилась возможность
повторить этот вечер, вы бы пришли еще раз?». Если одинокий человек ответит «да»,
значит, вечер действительно удался.
Как-то на праздник я организовал игровое мероприятие для молодых людей,
большинство из которых находилось в поиске подходящего партнера. На вечере и
речи не было о том, что цель игры — познакомить юношей и девушек друг с другом.
Единственное, к чему мы стремились — развлечься в приятной компании. В
результате была сыграна только одна игра — участники были слишком заняты
общением друг с другом и знакомством с новыми людьми. Большинство осталось
допоздна. Я этим специально не интересовался, но не сомневаюсь, что многие из
участников в ходе активного общения обменялись номерами телефонов.
Некоторые еврейские праздники (не в сам праздничный день, конечно) мы отметили
фестивалями искусств, которые привлекают большое количество людей, в том числе —
и одиноких. Во время фестиваля состоялось много новых знакомств. Помощь
шадхана для этого не требовалась, но все приличия были соблюдены.
3. Узнавайте мнение участников о подобных мероприятиях. Община, пытающаяся
помочь одиноким людям, не обращая при этом внимания на их нужды и предпочтения,
демонстрирует тем самым верх самонадеянности.
Осмелились бы вы вести дела, проявляя неуважение к своим клиентам и
безразличие к их вкусам и требованиям? Были бы вы удивлены, если бы предприятие,
действующее подобным образом, оказалось бы на грани банкротства?.. Тогда почему
мероприятия для одиноких людей страдают именно от такого отношения? И почему
одинокие люди не требуют от организаторов уважения к себе? В конце концов, и
сами они могли бы составлять для себя интересные программы. А вам останется лишь
помочь в их реализации.
4. Планируя мероприятия, совсем не обязательно придерживаться возрастных
ограничений. Но если уж вы внесли их, стиль менять не стоит. Одинокие молодые
люди, в особенности — женщины, часто не решаются посещать вечера, боясь попасть
в неловкую ситуацию. Дайте понять всем одиноким членам общины, что для молодежи
вы собираетесь проводить «молодежные» вечера, для людей среднего возраста —
отдельные мероприятия.
5. Люди среднего возрастов имеют такое же право на нашу помощь, как и
молодежь. Однако с их стороны не совсем честно пытаться проявлять себя на
мероприятиях, предназначенных исключительно для молодежи. Когда я ввел
возрастное ограничение на одном подобном мероприятии, несколько молодых людей
поблагодарили меня за то, что я никому не позволил нарушить заведенное правило.
Одно-единственное исключение — и все попытки ввести определенный порядок тут же
обесцениваются.
Настоятельно рекомендую всем еврейским общинам мира задуматься над
высказанными здесь идеями…
Еженедельник Jewish Press, Нью-Йорк
Перевод с английского
Хананья Вейсман,
писатель, педагог
|