ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 









К РАЗМЫШЛЕНИЮ |

Как расценивает еврейское мировоззрение медицинское вмешательство? Что это: этический императив или — нежелательное, но неизбежное зло?..

ЛЕГИТИМНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Арье Марголин

Добро и зло в этом мире, — наставляют наши Учителя, — исходят из одного Источника. Поэтому болезнь может быть либо наказанием, либо испытанием. Но в любом случае она ниспослана нам Всевышним.

Данное объяснение закономерно порождает вопрос о легитимности медицинского вмешательства. Ведь врач, получается, нарушает естественный порядок вещей и «принуждает» пациента уповать на медицину, вместо того, чтобы надеяться на Творца и обращаться к нему с просьбой об исцелении.

С другой стороны, в Торе есть заповеди, предписывающие каждому человеку беречь свою жизнь и оказывать ближнему необходимую помощь, в том числе — и медицинскую.

Что же предлагает еврейская этика?

Попробуем разобраться в проблеме, исследуя позиции наших Учителей — Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) и Рамбана (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), которые были известными врачами своего времени.

Изложенные ими идеи, являясь основой принятия галахических решений, могут послужить фундаментом для современного обсуждения этой серьезной темы.

Речь, прежде всего, пойдет о статусе медицинского вмешательства — в контексте еврейской традиции.

Тора рассматривает вопрос о правомерности медицинского вмешательства с двух точек зрения. С одной стороны, о пострадавшем в результате насилия сказано, что «ударивший его... полностью вылечит его» (Шемот, гл. 21, ст. 11). То есть — тот, кто нанес другому человеку увечье, должен полностью компенсировать все расходы на лечение.
С этой точки зрения врачебная помощь — полностью легитимна.

С другой стороны, в Торе дается немало примеров, когда болезнь проходила либо в результате раскаяния и непосредственного обращения больного к Творцу, либо после вмешательства пророка. В обоих случаях исцеление происходило без медицинского вмешательства. И в Торе написано: «Я — Всевышний, целитель твой» (Шемот, гл. 15, ст. 26).

До наших дней все галахические дискуссии о правомочности медицинского вмешательства проходят в рамках одного из этих подходов, первый из которых был в полной мере развит уже в сочинениях Рамбама, а второй, соответственно — в комментариях Рамбана. Попытаемся же вычленить предпосылки каждого из этих подходов и сравнить практические выводы, которые сделаны на основе каждого из них.

Рамбам придавал огромное значение изучению законов природы. Эти законы, — говорил он, — гарантируют стабильность Вселенной, не позволяя ей вернуться в состояние первоначального хаоса. Дарование Торы, среди прочего, имело целью установить пределы возможного, дабы человек сохранил полную свободу воли. Ибо люди не могут свободно жить в мире, где нельзя предсказать последствия тех или иных действий из-за неожиданных изменений в естественном порядке вещей. В такой ситуации было бы невозможно сказать, что «все действия человека, вне всякого сомнения, зависят от его свободной воли... Поскольку все заповеди и предостережения Торы касаются лишь тех поступков, которые человек может совершить или не совершить по собственному выбору» (Рамбам. «Путеводитель колеблющихся», гл. 3:32).

Существование свободы воли, — писал Рамбам во введении к своему комментарию к трактату Мишны Пиркей Авот («Наставления Отцов»), — ограничивает проявление «чудес» нарушающих законы природы. «Всевышний не меняет природу человека посредством чудес... — отмечает он. — Именно на этом принципе основываются заповеди и предостережения, награда и наказание».

Абсолютная свобода воли, которой обладает человек, — продолжает Рамбам, — гарантируется, в том числе, постоянством законов природы, которое позволяет человеку планировать и рассчитывать свои действия. Способность человека поступать абсолютно свободно и по своей воле не требует изменения естественного порядка вещей или человеческой природы. «Фундаментальный принцип Учения Моше состоит в том, — подчеркивает он в «Путеводителе колеблющихся» (гл. 3), — что человек по своей природе, воле и выбору обладает способностью совершить любое действие без непосредственного божественного вмешательства».

По Рамбаму, абсолютная свобода выбора — одна из фундаментальных идей, лежащих в основе всей еврейской системы ценностей.

В Кодексе законов Мишне Тора (раздел «Законы раскаяния», гл. 5) читаем: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему это дано; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность... Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей».

И еще: «Если бы человек был несвободен в своих поступках, тогда все заповеди и все предостережения Торы не имели бы смысла, поскольку выбор не зависел бы от человека... Однако истина заключается в том, что человек, вне сомнения, сам выбирает свой путь, и если он хочет сделать что-то, он делает это, а если не хочет, то не делает, безо всякого насилия и принуждения» (указанное выше введение к его комментарию на Пиркей Авот).

И там же Рамбам разъясняет истинный смысл фразы из Талмуда — «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (трактат Берахот, лист 33).

Ошибочно полагать, — пишет он, — что, к примеру, женитьба на конкретной женщине или решение оставить у себя украденные деньги — предопределение Небес. Ибо, когда человек берет в жены женщину по еврейскому закону, этот союз позволяет ему выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но выполнение заповеди — не предопределено Творцом. Если же он взял себе жену вопреки закону, тогда его действия квалифицируются как нарушение заповеди. И мы понимаем, что Всевышний не может предначертать невыполнение заповеди.

Иными словами, все действия человек совершает по собственной воле. И все заповеди и предостережения Торы касаются только поступков, которые человек может совершить или не совершить. Говоря, что «все в руках Небес...», Учителя прошлых поколений подразумевают лишь естественные условия, неподвластные человеку.

Система заповедей, — говорит Рамбам, — осуществима лишь в мире неизменных законов природы. Только так человеку гарантирована свобода воли. Более того, в этих законах проявляется Воля Творца.

«Знай, — пишет он в «Путеводителе колеблющихся (гл. 2), — что в том, что касается причин… нет никакой разницы между естественными причинами и случайностями... И даже в тех случаях, когда причиной послужила воля живого существа, то все это можно отнести к Всевышнему. В пророческих книгах нередко говорится, что эти действия совершены Творцом или — по Его велению».

То есть предсказания пророков могут осуществляться и без прямого вмешательства Творца, но — посредством естественных законов природы.

Из приведенных текстов очевидно, что Рамбам придает изучению законов природы не только научное значение. Это, — подчеркивает он, — и изучение Воли Всевышнего, позволяющее человеку «приблизиться» к Нему.

«Пока ты занят изучением математики и логики, — пишет он в «Путеводителе колеблющихся» (гл. 3), — ты как бы ходишь вокруг дворца. Познав физику, ты входишь в зал. Когда же ты освоишь основы естественных законов и займешься постижением духовного наследия, можешь считать, что попал во внутренние покои царя».

Итак, изучение законов природы — важный шаг в постижении Истины. Отсюда следует, что оказание помощи ближнему на основе того багажа, который приобретает человек, изучая естественные науки, не противоречит, согласно Рамбаму, еврейской традиции.

Соответственно, человек, обращающийся за помощью к врачу, не нарушает еврейские законы. Напротив, «поступая так, — пишет Рамбам в своих комментариях к трактату Песахим, — человек выражает благодарность тому, кто создал исцеляющие лекарства».

Рамбан жил на поколение позже Рамбама и изучил его работы.

Как мы уже говорили, Рамбам писал, что чудеса, нарушающие естественный порядок случаются крайне редко, ибо в мире постоянных чудес, регулярно нарушающих и отменяющих законы природы, человек не мог бы действовать свободно. А в этом случае «все заповеди и все предостережения Торы не имели бы смысла».

Иную грань Истины, исследуя этот вопрос, открыл Рамбан.

Реализация всех благословений (обещанная Торой в случае, если сыны Израиля будут соблюдать заповеди Всевышнего), — писал он в своих комментариях к Торе (Ваикра, гл. 26) — ни что иное, как чудеса. Поскольку, к примеру, обильные дожди (в нужное для хорошего урожая время) или победа в войне с врагами, как следствие соблюдения законов Торы — не заложены в естественном порядке вещей.

То же самое можно сказать и о болезнях. Ибо подлинные причины их возникновения лежат вне естественного порядка вещей.

Непосредственное обращение человека к Творцу, — подчеркивает Рамбан, — может изменить естественный порядок. Так человек способен достичь желаемой перемены в жизни.

Отсюда — и отношение Рамбана к медицине и галахическому статусу лечащего врача. В Талмуде (трактат Берахот) Учителя, анализируя слова Торы — «ударивший его... полностью вылечит его» (Шемот, гл. 21, ст. 11), приходят к выводу, что «врачу дано разрешение лечить».

Разрешение лечить, о котором говорится в Талмуде, — пишет Рамбан, — подразумевает, что врач не может отказывать в медицинской помощи пациенту, у которого не хватает веры, чтобы обратиться с просьбой об исцелении к Творцу. В идеале, заболев, еврей, должен обращаться не к врачу, но — к Всевышнему.

«Люди привыкли лечиться лекарствами, — пишет он в комментариях на книгу Торы Ваикра (к главе 26). — Но это неправильно. Человек заболевает в наказание за свое поведение, и может излечиться по Воле Творца… Исследуя данную фразу, наши Учителя не говорят, что любой человек может лечиться у врача. И врач не должен отказываться лечить его.

Тот, кто пострадал от насилия, получает компенсацию за лечение, поскольку, когда речь идет об ущербах, Тора не рассчитывает на чудеса. В этом и заключается смысл высказывания Учителей «врачу дано разрешение лечить».
Согласно Рамбану, во времена пророков евреи отказывались от конвенциональной медицины. Заболевая, праведники обращались не к врачам, но — к пророкам.

В Мишне упоминается «Книга лекарств», которую запретил и спрятал царь Хизкиягу (6 век до н.э.). И Учителя отнесли этот поступок — к его заслугам.

Рамбам объясняет это тем, что царь Хизкиягу считал, что в книге перечислялись опасные вещества, которые можно было использовать для приготовления ядов.

Рамбам, конечно же, знал, что этот поступок имел и другое толкование: Хизкиягу распорядился спрятать «Книгу лекарств», потому что убедился, что люди лечились по приведенным в ней рецептам, вместо того, чтобы вести себя, как подобает в подобной ситуации, т.е. — каяться и молиться. Однако пришел к выводу, что предложенное им понимание текста Мишны для установления галахи (практического закона) — следует считать основным.
И далее Рамбам приводит пример.

Если голодный человек находит хлеб и ест его, тем самым, избавляясь от мук голода, скажем ли мы, что этот человек утратил веру в Творца?

Так же, как я благодарю Всевышнего за то, что Он создал разные виды пищи, которые утоляют голод, укрепляют и поддерживают меня, я благодарю Его за то, что он создал разные лекарства, избавляющие от моих болезней.

Рамбан же, открывая в вопросе выбора пути исцеления от недугов иную грань Истины, отмечал в своей книге Торат а-Адам, что Учителя, говоря о «праве лечить», подразумевали разрешение выполнить заповедь. Поскольку спасение жизни — заповедь.

B своей книге Торат а-Адам Рамбан неоднократно возвращается к этой теме.

Если сделана ошибка в лечении болезни, — отмечает он, — и выбранное лекарство убило больного (а всякая ошибка врача подобна яду), не следует беспокоиться — ведь больной выполнял предписания врача, а врач получил дозволение лечить Свыше, и лечение — заповедь, данная ему (врачу) Всевышним.

Развивая такую концепцию «разрешения выполнить заповедь», Рамбан ссылается на Талмуд (трактат Бава Мециа, лист 118), где обсуждается вопрос о компенсации за ущерб, причиненный общественному имуществу. Здесь в частности сказано, что каждому разрешено зажигать ханукальные свечи в общественном владении, и если в результате таких действий человека был нанесен ущерб общественному имуществу, этот человек освобождается от уплаты компенсации.

Поскольку в случае с ханукальными свечами в общественном владении виновник нанесенного ущерба платить не должен, — заключает Рамбан, — значит, и в других ситуациях, когда ущерб причинен разрешенными действиями, виновник ущерба ответственности за это не несет. Ведь в Талмуде описанные конкретные случаи — это модель, позволяющая делать обобщенные выводы.

Открывая различные грани Истины, и Рамбам и Рамбан, не говорят, что обращение к медикам противоречит еврейскому мировоззрению и еврейской традиции. И оба допускают использование доступных на конкретном этапе развитии медицины средств и методов лечения…

Перевод Евгения и Марины Левиных


 





Архив

Гиллель Бродский НАКАЗАНИЕ (за преступление, естественно)

Элиезер Макс Лесовой НЕЗДОРОВАЯ СИТУАЦИЯ В ИЗРАИЛЬСКИХ ПРЯМЫХ ЭФИРАХ

Йосеф Крымский НАШИ ГЛУБИННЫЕ ЖЕЛАНИЯ…

Виктор Дэвис Хансон ПЕРЕВОРОТ, О КОТОРОМ МЫ НЕ ЗНАЛИ

Шмуэль Сакетт ЕВРЕЙСКАЯ КРОВЬ И ЕВРЕЙСКИЕ СУДЬИ

ПРОСНИСЬ, АМЕРИКА!

Рав Берел Вайн О «СПЕЦИАЛИСТАХ»

Юлия Каминская РАЗМЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА

Давид Зильбер ЛИБЕРМАН СПРОВОЦИРОВАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА

Д-р Эндрю Вейл О НОВОСТНОМ ГОЛОДАНИИ

Виктория Логунова-Яковлева СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Хал Ландгрен КТО ТВОЙ ДРУГ

Джек Минзи ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США

Мирон Я. Амусья НА КОГО РАБОТАЕТ ВРЕМЯ

Рав Зэев Фридман ЗАЧЕМ ЕВРЕИ ТРАТЯТ СВОИ ДЕНЬГИ В ПОЛЬШЕ?

Мирон Я. Амусья ПРОЩЕНИЕ ИЛИ МЕСТЬ?

Мирон Я. Амусья ВРЕМЯ ДОМРАБОТНИЦ?

Эли Лихтенштейн МЕТАСТАЗЫ СТАЛИНИЗМА ДОТЯНУЛИСЬ ДО ИЗРАИЛЯ

ШВЕЦИЯ — НАД ПРОПАСТЬЮ

Мирон Я. Амусья 5-10 ИЮНЯ 1967-ГО

Александр Шульман ХОЛОКОСТ В РОССИИ

Алекс Тарн БЫТЬ НАМИ

Мирон Я. Амусья, ДИЛЕТАНТЫ ЗА РАБОТОЙ

Джейсон Дов Гринблат ПОЧЕМУ — ДОНАЛЬД ТРАМП?

КТО ЖИВЕТ В ИУДЕЕ И САМАРИИ

Давид Коллиер БОЛЕЕ СТА ЛЕТ ОПРАВДАНИЙ

Майк Адамс ФЕНОМЕН ДОНАЛЬДА ТРАМПА

2015




ПУГАЮЩИЙ НЕКРОЛОГ

Каролин Глик ИРОНИЯ ИЗГНАНИЯ ИЗ ГАЗЫ

Мирон Я. Амусья ЧТО ИЗРАИЛЬ ЖДЕТ ОТ ДИАСПОРЫ

Изабель Винсент и Мелисса Клейн ЭРУВ В МАНХЕТТЕНЕ

Менди Грозман ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ НА ПУТИ ВСЕВЫШНЕГО

доктор Мордехай Кейдар МУСУЛЬМАНЕ В ЕВРОПЕ: МЕНЯЕМ ПРАВИЛА ИГРЫ

Раиса Левинская НЕ НАДО ДУМАТЬ ГЛУПОСТЬ!

Виктория Вексельман ВЫ ТОЖЕ СОЛИДАРНЫ С "ШАРЛИ ЭБДО"?

2014




Аркадий Молев ТОЛЬКО СУМАСШЕДШИЕ ВЫЖИВАЮТ

Ирина Локтева, Владимир Коминар РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ГАЗЕ

Изи Либлер ДЕЛО ПОЛЛАРДА, ЕВРЕЙСКИЕ ЛИДЕРЫ США И АНТИСЕМИТИЗМ

Гиллель Бродский ТРИНАДЦАТЬ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ

Рав Шмуэль Янкловиц ПРОБЛЕМА КАШЕРНОГО ГЕДОНИЗМА

2013


Даниэла Бланделл ПЯТЬ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ИНТРОВЕРТОВ

Деннис Прагер «БОЖЕСТВЕННАЯ» ЧАСТИЦА И ВСЕВЫШНИЙ

Марни Уинстон-Макаули ИСТОРИЯ ГИМНА ИЗРАИЛЯ «А-ТИКВА»

2012

Мэттью Шаффер УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Йоэль Мельцер ЛУЧШЕЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ

Феликс-Азриэль Кочубиевский КТО В МИРЕ НАС ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ?ПРЕЖДЕ ВСЕХ — МЫ САМИ!!!

2011

Лев Крымский ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АМЕРИКАНСКОМУ НАРОДУ

Денис Прагер ПОЧЕМУ ЛЕВЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ БАРАКА ОБАМУ

Феликс-Азриэль Кочубиевский ПУСТОПОРОЖНИЕ СТРАСТИ ВОКРУГ ГИЮРА

СТАРИКИ НА УБОРКЕ ХМЕЛЯ

2010

Херб Гедалд АВРААМ ЛИНКОЛЬН И ЕВРЕИ

МЫ УСТАЛИ ОТ ЛЖИ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЕРУ

Цви Бен-Гедалиягу ПОЧЕМУ РАВ РОНСКИЙ ПОКИНУЛ АРМИЮ

Мэтью Вагнер ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ И ВЕРА В УНИВЕРСИТЕТСКИХ КАМПУСАХ

2009

Эмануэль (Амик) Диамант АЛИЯ ИЗ СССР И ПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Йонатан Розенблюм МЫ И ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Хагит Ротенберг «А-ШОМЕР А-ХАДАШ» НА ЗАЩИТЕ ЕВРЕЙСКИХ ФЕРМЕРОВ

Том Маунтэйн УЧЕБНИК ПАЛЕСТИНСКОЙ ИСТОРИИ

Том Маунтэйн ИДЕОЛОГИЯ НОВОВВЕДЕННЫХ ТЕРМИНОВ

Давид Сусман ПУБЛИЧНАЯ КАЗНЬ

Дов-Моше Липман ОПЫТ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ В ДЕНЬ ВЫБОРОВ

Давид Шеман ЗВЕЗДНЫЕ СТАРТ-АПЫ И МЕЛКИЕ ИНВЕСТОРЫ

Дэн Шаубель СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОИСКА РАБОТЫ

2008

Йоэль Байнерман ИУДЕЕ И САМАРИИ НУЖНЫ ИНВЕСТИЦИИ

Даниэль Гордис ЭТОТ ЗАБЫТЫЙ ДЕНЬ…

Андре Нефф КАК РАСПОЗНАТЬ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

Джонатан С. Тобин СКЕЛЕТ В ПАЛЕСТИНСКОМ ШКАФУ

Брайан Уингфильд 21-Й ВЕК. САМЫЕ НЕПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ

АНТИ-ИЗРАИЛЬСКАЯ ДИВЕРСИЯ В ВИКИПЕДИИ

Мэтью Вагнер АРМИЯ ВСЕВЫШНЕГО?

Йонатан Розенблюм ПРОСТЫЕ УРОКИ

НА ПЕНСИЮ РАНЬШЕ СРОКА

Элиав Бар-Хай УРОКИ ДРЕЗДЕНА

Йонатан Розенблюм ПРИНУЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Джеффри Харт ТРАДИЦИИ КОНСЕРВАТИЗМА

Каролин Глик ТРИУМФ ПОРАЖЕНЧЕСТВА В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

Стивен Шамрак СИНАЙСКИЙ ПЛАН — ПУТЬ К МИРУ

Йонатан Розенблюм СВЕТЛЫЕ СТОРОНЫ ИЗРАИЛЬСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Рут Блюм КАК ИСКАТЬ СВОЮ «ПОЛОВИНКУ»

Арье Марголин ЛЕГИТИМНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Рав Аарон Лихтенштейн ПОСТ ДЕСЯТОГО ТЕВЕТА

Лаура Роули СОВМЕЩАЯ РАБОТУ С РОДИТЕЛЬСКИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

2007

Джеффри Стрейн МИЛЛИОН ВМЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ?

ПИСЬМО РАВВИНА ОБЩИНЫ

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Эли Герц ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ США ДЖОРДЖУ БУШУ

Гиллель Бродский «ОБЛЕГЧЕННЫЙ ГИЮР»

Рути Блюм ВЕРА В ИЕРАРХИЮ

Йонатан Розенблюм К ДАЮЩЕМУ НЕ ПРИСТАНЕТ ДУРНОЕ

Джеффри Стрэйн ЭКОНОМИЯ ИЛИ НЕНУЖНЫЕ ТРАТЫ?

Дэннис Прэйгер ЕВРЕИ, КОТОРЫЕ СЕБЯ НЕНАВИДЯТ

Давид Горовиц КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ

Энтони Гордон, Ричард Горовиц ОСТАНУТСЯ ЛИ ВНУКИ ЕВРЕЯМИ?

Дэниел Пайпс ЕВРОПЕ ПРИШЕЛ КОНЕЦ?..

Яффа Ганц ФРУКТОВЫЕ ДНИ НА ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ

Йонатан Розенблюм НЕОЖИДАННЫЙ КОМПЛИМЕНТ

Бэйла-Шева Бреннер КАК ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУ

Алисон Каплан Соммер ЕСЛИ БЫ ШАРОН ПРОСНУЛСЯ…

Ларри Файн ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Сара-Йохевед Риглер МОГУ ЛИ Я ИЗМЕНИТЬ МИР?

Ари Шавит ОЧЕРКИ О ВОЙНЕ

Рав Носон Вайс ПУТЬ К МИРУ

Андрей Пионтковский МЮНХЕН-2006

ПОЧЕМУ В НАШИ ДОМА ПРИШЛА ВОЙНА

Эшли Перри ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ВЕКА МЫ ЖИЛИ В БРИТАНИИ

2006

Нехемия Скуров НОВАЯ ЖИЗНЬ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ

Эйлин Элт Пауэлл ЗАБОТЬСЯ О СТАРОСТИ — С ЮНОСТИ

Хана Кафри ПРОГАЛИНА В ЛЕСУ

Раввин Берел Вайн КОГДА ЗАКОНА — НЕДОСТАТОЧНО

Яков Шехтер КУБОК ПРОРОКА ЭЛИЯГУ

Рав Берл Вайн МАЦА С СЫРОМ…

Сара Йохевед Риглер ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ИЗРАИЛЬ

Мирьям Рубинова-Кац ВНУТРЕННЕЕ ИЗГНАНИЕ

Росс Хиршман ЙО-ЙО В ОКНЕ

2005

Росс Хишман КАК МЫ ОТМЕЧАЕМ БАР МИЦВУ?

Сара Йохевед Риглер ЧТОБЫ ПОНРАВИТЬСЯ САНТА КЛАУСУ…

Чарльз Краутхаммер ПАРТИЯ БЕЗ ИДЕЙ

Раввин Шолем Фишбейн Суши — кошерны?

Хаа Шперлинг МОЯ НАСТАВНИЦА

М. Пуа. КТО В ОТВЕТЕ ЗА ВОСПИТАНИЕ?

Йонатан Розенблюм ИЗРАИЛЬ: ДУШЕВНЫЕ ТРАВМЫ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Сара-Йохевед Риглер ДУХОВНЫЕ КОРНИ АНТИСЕМИТИЗМА

Лиз Пуллиам Уэстон ПРАВДА — О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

Беньямин Шульман РУССКОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Феликс-Азриэль Кочубиевский ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Яир Этингер ГОРОД БЕЗ МОЛИТВЫ

Ави Лазерсон ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ

Хананья Вейсман ЕВРЕЙСКИЕ ТУСОВКИ…

В ПРЕДДВЕРИИ ХРАМА…

2004

Йорам Шефтель УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСТВА — ДЕМОКРАТИЕЙ

Ноа Сигал НЕ ОСТАВЬ НАС В СТАРОСТИ

Рав Яаков Саломон БОРИТЕСЬ ЗА ЗОЛОТО

Лоуренс Гроссман ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ЕВРЕЙСКОГО ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ

Михаэль Фройнд РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА

Элиягу Эссас РАЗМЫШЛЕНИЯ 1981 ГОДА

Яаков Нойзнер ЧЕМ ПЛОХ НОВЫЙ ХУМАШ

Йоси Клайн Алеви ВЕЛИКАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ

Джефф Урио ОФИС НА ДОМУ

Яаков Д. Хомник ЧТО ТАКОЕ - ЕВРЕЙ

ВСЕ АРГУМЕНТЫ - «ЗА»

Ашер Меир УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОРОЧЕСТВ

Барбара Рейнхолд ШЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нил Кавуто МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА - НЕ АБСОЛЮТ

Давид Маккулог ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ

Джордж Фридман ТАЙНА МАРИНЫ ОСВАЛЬД

2003

Энн Джеаран КЛЯТВА ВЕРНОСТИ ФЛАГУ

Ллойд П. Гартнер ПОД ДРУЖЕСКИМ НЕБОМ

Йонатан Удрен ОТ РАДИОЖУРНАЛИСТА ДО ПАРИКМАХЕРА

Джей Берковский РОШ А-ШАНА - В БАГДАДЕ

Ларри Лукснер ЕВРЕИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Андре Моррис ПРАВО НА ДОСТОИНСТВО - ПОСМЕРТНО

Рахель Цукерман СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ СОБАКИ

Израиль Рутман СУДЬБУ ИЗМЕНИЛ ИВРИТ

СРОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНЕТ

Майкл Джордан УЗБЕКСКИЕ ЕВРЕИ: ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБМЕН НА БЕЗОПАСНОСТЬ

Даниэль Трейман КОНФЛИКТ В АФРИКЕ

Адам Эллик ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР В КОРЕЕ

Амос Аса-Эль ЧЕРНОВИКИ ИСТОРИИ

Даниэль П. Ваксман Если бы история Песаха была опубликована в Нью-Йорк Таймс, CNN или в Вашингтон Пост, это выглядело бы так:

Феликс-Азриэль Кочубиевский ПЛАТА ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Алистер Кук ПЫТАЯСЬ УМИРОТВОРИТЬ САДДАМА И ГИТЛЕРА

Ионатан Розенблюм КТО ГРАБИТ НАШ БАНК

Давид Харрис ПИСЬМО БРАТУ

Стивен Алтер ПОЧЕМУ АРАФАТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ ИЗРАИЛЯ...

Джой Берковский НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИЕШИВЫ

Сол Шиндлер ВО ВСЕ УГОЛКИ СВЕТА

2002

Эли Швидлер ВСЕ ХОДЫ — ПРАВИЛЬНЫЕ

Джордж Ф.Уилл ПРАЗДНИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ

Шимшон Арад ПРЕДАННОСТЬ ИЗРАИЛЮ

Дэвид Брукс ОНИ — БУДУЩЕЕ АМЕРИКИ

раввин Шрага Симмонс У ВАС — ДЕВОЧКА!

Раввин Ави Шафран ЖИВАЯ ПАМЯТЬ

Уолтер Уильямс РОЛЬ ПРИБЫЛИ

Раввин Ави Шафран ЗАСЛУЖЕННОЕ ЧУДО

ПРАВИЛЬНОСТЬ ТЕКСТА ТОРЫ

ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Ребекка Аппельсон ИСПОВЕДЬ НЕВЕСТЫ

Йонатан Розенблюм ВНИМАНИЕ К СЕРДЦУ

Йонатан Розенблюм НЕСЧАСТНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Натан Лопес Кардозо МУДРОСТЬ ЕРЕТИКА

Розали Зальцман ПУТЬ ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ

Владимир Маневич НОВАЯ КНИГА

Йонатан Розенблюм  АНТИСЕМИТИЗМ БЕЗ АНТИСЕМИТОВ

Ричард Рабкин  КАНАДСКИЙ ЕВРЕЙ В АВСТРАЛИИ

Моше Шарон В КОРАНЕ НЕТ И НАМЕКА НА МИР 

Евгений Сатановский ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ 

Дарен Фридман ДРЕВНИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ

Е. Свирский ХАНЖЕСТВО США - ЗЕРКАЛО ПОЗИЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИЗРАИЛЯ

С. Коэн ИСТОРИЯ РЕКОМЕНДУЕТ

2001

Рав Берл Вайн ГРЯДЕТ РЕВОЛЮЦИЯ

Рав Аарон Броди ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

Йонатан РозенблюмИСКРЕННОСТЬ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ

Шмуэль Гиль ХОРОШИЙ ВОДИТЕЛЬ И ЗАПАС ГОРЮЧЕГО

Йонатан РозенблюмПСИХОДРАМА

Изи Либрер ПРИЗЫВ К ЕВРЕЯМ ДИАСПОРЫ

Сет Липски НЕРЕКОНСТРУИРОВАННЫЙ СИОНИСТ

Лимор Ливнат МИР ЛЖИ

Йонатан Розенблюм ИНОЙ ВЗГЛЯД НА ЛИДЕРСТВО

Гедалия Спинадель СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ

Йонатан Розенблюм НЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ 

Джозеф Фараx ЕЩЕ РАЗ О ПАЛЕСТИНСКОМ МИФЕ 

Джозеф ФарахПАЛЕСТИНА — МИФ 

Натан Лопес Кардозо НАПОЛЕОН ПЫТАЛСЯ ВОЗРОДИТЬ ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ

Натан Лопес Кардозо СУТЬ КОНФЛИКТА

Джефф  Якоби МОЙ ГЕРОЙ-МОЙ ОТЕЦ

Натан Лопес Кардозо НАЙТИ СВОЮ ДУШУ

Этгар Лефковиц ЕВРЕЙСКАЯ ГОРДОСТЬ И ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Владимир Пономарев Андрей Гамалов ДАРВИН, ГОУ ХОУМ

Владимир Пономарев
НАШИ СОВРЕМЕННИКИ ДИНОЗАВРЫ

Йонатан Розенблюм
ОПАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Рав Натан Лопес Кардозо
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МУДРЕЦОВ

Джордж Уилл ПАДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ?

Эфраим Инбар
ЛОЗУНГИ ЛЕВЫХ, СЕЮЩИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

В день, когда не читают Таханун, мы не можем внести в мир что-то хорошее?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля