Надвигающееся изгнание 8000 евреев из Газы и северной Самарии неизбежно
нанесет глубокую душевную травму национально-религиозному лагерю Израиля. У этой
травмы — два аспекта: теологический и социальный.
Поселенцев не покидает ощущение, что страна, которую они чтили как святыню,
предала их. Об этом говорил известный публицист Гилель Галкин в своей статье,
опубликованной в газете Джерузалем Пост в марте 2005 года. Он
процитировал рава Цви Иегуду Кука (сын и духовный наследник Главного Раввина
Эрец Исраэль еще при британцах), который часто говорил о святости
государства Израиль. И святость эта не зависит от того, соблюдают ли граждане
Израиля законы Торы или нет. Сегодня же государство, которое было для них
святыней, оказалось инструментом для столь драматического отступления от идеи
Большого Израиля, вынашиваемой религиозными сионистами с 1967 года.
Со времен Шестидневной войны, религиозные сионисты стояли в авангарде
социального обновления. Однако после убийства Рабина национальный религиозный
лагерь вынужден был признать, что он оказался без последователей. Достаточно
большое число представителей так называемого «нерелигиозного» сектора общества
видит в них «врага номер один». Они называют религиозных людей — «поселенцами».
И этот «термин» в их устах носит уничижительный характер.
В младшем командном составе Армии Обороны Израиля очень много представителей
движения «кипа сруга» («вязаная кипа»). И это вызывает
беспокойство в среде сторонников «размежевания». Они видят в представителях
этого движения реальную угрозу реализации плана Ариэля Шарона — в решающий
момент эти люди вряд ли будут готовы выполнять приказы, идущие вразрез с их
идеологией.
Еще совсем недавно в израильской прессе звучали призывы закрыть «иешивот
хесдер» (где изучение Торы сочетается с военной подготовкой). Сегодня Яир
Шелег, специальный корреспондент газеты Гаарец, которой «выпала
честь» стать глашатаем идей левого лагеря, пишет: «...они готовы пожертвовать
всем во имя будущего страны и ее народа... А их называют галлюцинирующими
фанатиками, которые носятся с мессианской идеей. И утверждают, что они склонны к
насилию и представляют собой самую большую угрозу для общества...».
Нанесенная рана оказалась настолько глубокой, что даже Яир Шелег,
проповедующий идеи «левого» лагеря, пишет, что он «эмоционально солидаризуется с
борьбой поселенцев, которых вначале унизили, а теперь — изгоняются из их домов».
Большинство религиозных израильтян разных течений выступают против плана
Ариэля Шарона, предусматривающего односторонний уход из Газы. Они опасаются, что
Газа превратится в огромный рынок оружия, в том числе и самого современного,
которое будет направлено на Израиль из Газы. Эта часть населения Израиля явно
сочувствует тем, кто по плану «размежевания» подлежит переселению.
Для определенных религиозных кругов «размежевание» будет болезненным, но не
трагическим событием. Эти люди никогда не считали государство Израиль — святыней.
И никогда не были в авангарде общественной жизни страны. Для них спасение жизни
важнее географических контуров лишь «номинально еврейского» государства. У очень
немногих из них родственники или друзья живут в Газе или в поселениях Иудеи и
Самарии (которые, кстати говоря, в будущем тоже могут включить в списки на
выселение).
В этой религиозной (не многочисленной, надо сказать) группе есть, вероятно, и
такие люди, которые испытают определенное удовлетворение от удара, который
сегодня нанесен национально-религиозному лагерю. Они надеются, что многие
религиозные сионисты будут вынуждены усомниться в «святости» государства и
преданности армии. Тогда, может быть, они поймут, что государство, которое по
своей сути так не стало по-настоящему еврейским — тот же «галут», и приложат
больше усилий к глубинному изучению Торы.
Но не будем сбрасывать со счетов и другую, очень большую опасность. После
эвакуации, можно предположить, многие молодые представители
национально-религиозного лагеря отвернутся от религии. Делегация раввинов этого
лагеря на встрече с Ариэлем Шароном уже поднимала вопрос о том непоправимом
вреде, который нанесет отступление израильской молодежи. Они сказали
премьер-министру, что он своими действиями разрушает последний бастион
традиционных еврейских ценностей.
Молодежь национально-религиозного лагеря воспитывалась с сознанием, что она —
неотъемлемая часть израильского общества. Сегодня эти молодые люди ощущают, что
оказались вне этого самого общества. Очень может быть, что многие сегодняшние
идеалисты попытаются вновь оказаться «внутри». И это будет означать, что им
придется поддерживать тот образ жизни, который принят в среде их нерелигиозных
сверстников. Вопрос выживания государства Израиль перестанет их волновать.
Несколько лет назад некоторые религиозные молодые женщины
национально-религиозного лагеря начали носить брюки под юбкой. Это вошло в моду.
Да и юбки стали заметно короче. Похоже, эта новая мода затрагивает не только
внешнее стремление «не отставать от времени», но и внутренние, мировоззренческие
аспекты жизни израильтян.
Сегодня, вся энергия молодежи из национально-религиозного лагеря
сосредоточена на том, чтобы предотвратить отступление, намеченное на конец
августа этого (2005) года. Но что будет, если, несмотря на их преданность идее и
огромные усилия, отступление все же состоится?..