Вот вам, к примеру, конкретная ситуация.
Женщина искала квартиру на съем. Агент по недвижимости, к которому она
обратилась, нашел для нее вполне подходящий вариант. Клиентке квартира
понравилась, и она попросила агента оформить соответствующие документы.
Неожиданно он заявил, что предложение уже недействительно. Женщина решила
проверить это сама. И в результате — сняла эту квартиру без ведома агента.
Теперь перед ней встал вопрос: быть может, агенту причитается все же какая-то
плата? Ведь он оказал услугу — нашел данный вариант. Обижать человека нельзя. С
другой стороны, она опасалась, что в случае, если она сообщит ему о том, что
сделка состоялась, агент запросит за свою услугу слишком высокую цену.
Как же ей поступить?
Прежде всего, отмечу, что уже само по себе стремление человека уладить
такую проблему, заслуживает похвалы. У многих людей есть желание поступать
правильно. Но реализации такого желания нередко препятствуют сомнения,
возникающие, как только мы начинаем думать, что можем от этого пострадать.
Поэтому в подобных вопросах следует руководствоваться указаниями наших
Учителей.
Если вы должны деньги своему ближнему, — пишет рав Авраам Данциг в своей
книге Хаей Адам (гл. 144), — вы обязаны поставить его об этом в
известность. Даже если он ничего не знает о вашем долге. Как минимум, вам
следует изложить свое дело компетентному в данном вопросе раввину — полностью и
честно. В противном случае, вы просто пытаетесь обмануть Всевышнего. Вам
необходимо проконсультироваться с другим человеком. Основной принцип таков: в
любом денежном вопросе не надо полагаться на собственную точку зрения, поскольку
низменная часть вашей натуры может толкнуть вас на послабления. Чтобы в ваших
руках не оказались деньги, которые вам не принадлежат, получите указание
авторитетного, квалифицированного эксперта, хорошо разбирающегося в законах
Торы.
Рав Данциг, подчеркиваю, начинает с того, что человеку следует поставить в
известность о сложившейся ситуации того, кто связан с ним какими-либо денежными
отношениями. Очевидно, что это — идеальное решение, поскольку в таком случае
можно будет принять во внимание и точку зрения другой стороны (в нашем случае —
агента по недвижимости). То есть — узнать, считает ли агент, что женщина,
снявшая найденную им квартиру должна оплатить его труд.
Однако бывают случаи, когда человек не хочет извещать (о свершившейся сделке
и т.п.) вторую сторону. Возможно — из опасения, что это приведет к неоправданным
денежным потерям. Или — боясь, что ситуация только запутается. Тогда он обязан,
как пишет рав Данциг, «изложить свое дело компетентному раввину».
В разбираемом нами случае нужно найти раввина, который хорошо знаком не
только с законами Торы, но и с традициями, принятыми в той или иной, конкретной
местности.
В некоторых регионах считается, что агент по недвижимости получает деньги за
свой труд, только если он довел сделку до полного завершения. Но в большинстве
случаев устанавливают, что, даже если сделка агентом не заключена, но он вложил
в дело свой труд, ему причитается частичная плата, например, треть от
оговоренной суммы.
Если вы посоветуетесь с раввином, он сможет обратиться к квалифицированному
специалисту, ориентирующемуся в местных законах.
Безусловно, самое лучшее решение такой проблемы — прямой контакт сторон между
собой. Иными словами, женщине, которая сняла найденную для нее агентом по
недвижимости квартиру без его ведома, стоит связаться с этим агентом и объяснить
ему, что она хочет уладить дело по справедливости. Но так, чтобы ей самой не
пришлось пострадать. Так воспитывается в человеке уважение к деловым отношениям.
Но если у нее возникли обоснованные опасения, что агент воспользуется ее
добрыми намерениями, ей надо проконсультироваться с человеком, хорошо
разбирающимся в таких делах и умеющим применить законы Торы на практике с учетом
конкретных обстоятельств.
Только так, обратившись к беспристрастному «третейскому судье» мы можем
преодолеть нашу, вполне естественную, кстати сказать, субъективность.