Возможность сэкономить столь
значительную сумму показалась мне
чрезвычайно заманчивой. Но в то же время я
чувствовал себя неловко. Имел ли я право
принять столь щедрый дар?
Сам я ни слова не говорил ему о своем
духовном призвании. Очевидно, об этом ему
сообщил мой терапевт. Распространяться о
том, что место моей работы — не синагога, а
Уолл-Стрит, я уже не стал (дело в том, что,
посвятив четверть века сбору средств на
еврейское образование, в один прекрасный
день я понял, что принесу мировому
еврейству больше пользы в качестве
жертвователя).
Итак, я промолчал. Вместо того, чтобы
объяснить ортопеду ситуацию, я в смущении
покинул его кабинет, и направился к стоянке.
В тот день я был за рулем щеголеватого «Ленд-ровера»
моей жены, мало похожего на средство
передвижения скромного слуги народа.
Ортопед вышел следом за мной, направляясь к
одному из своих пациентов, и сел в
старенький и порядком побитый «Форд».
По дороге домой меня охватило чувство
вины. Я читал книги Меира Тамари «Соблазны
рынка» и «Испытание богатством» — об
отношении еврейского закона к накоплению
богатства и деловым практикам. Для того,
чтобы подготовиться к тем этическим и
нравственным ловушкам, которые могут
поджидать меня на моем новом поприще. И
очень хорошо помнил слова автора: «Еврейский
закон запрещает вводить в заблуждение,
обманывать или утаивать информацию во всем,
что касается купли и продажи».
Разве я не ввел этого приветливого
ортопеда в заблуждение? Разве я не пытался
извлечь материальную выгоду из звания
раввина, хотя фактически таковым более не
являлся?
Но ведь, отказавшись от его дара, —
продолжал я спорить со своей совестью, — я
могу обидеть его…
И тут я со всей ясностью осознал,
насколько возможность сэкономить полторы
тысячи долларов способна затуманить
человеку голову.
Деньги очень опасны. Когда речь заходит о
финансах, один плюс один внезапно перестает
равняться двум.
Чтобы найти выход из положения, я вновь
обратился к «Соблазнам рынка». Внимание мое
привлек такой абзац:
«Йецер а-ра (злое начало), заставляющий
человека стремиться к приобретению и
накоплению материального богатства — один
из наиболее мощных человеческих импульсов.
Тем не менее, в еврейской традиции деньги,
как таковые, не считаются порочными, и,
подобно любому другому отрицательному
явлению, могут, с помощью Торы и записанных
в ней мицвот (множественное число от
слова мицва — «заповедь»), служить
добру. Деньги обладают столь значительной
мощью, что для того, чтобы научиться делать
их «кошерными», существует гораздо больше
законов и заповедей (по меньшей мере, 120), чем,
скажем, для кошерной еды».
Я понял, что должен был объяснить ортопеду,
что более не работаю раввином и охотно
заплачу за супинаторы. Мне с трудом
верилось, что я с такой легкостью поддался
соблазну и не смог правильно, должным
образом ответить на его предложение. Мне
надо было сразу же и без малейших колебаний
сказать ему: «Это очень любезно с Вашей
стороны, но на сегодняшний день я занимаюсь
работой, которая вполне позволяет мне
заплатить нужную сумму».
Как я посмел даже на секунду допустить
мысль о том, что вправе повести себя иначе?
На меня было распространено то почтение,
которым пользуются раввины. А я польстился
на возможность сэкономить деньги. Мне
следовало вспомнить о том, что этим миром
управляет Творец, и что подобные
неблаговидные поступки еще никого до добра
не доводили.
Тогда я дал себе слово, что объясню
ситуацию ортопеду в следующий раз, когда
приду забирать супинаторы.
Наконец, спустя несколько месяцев
ожидания, они были готовы. Когда я зашел
забрать их, ортопед встретил меня улыбкой и
сказал: «Добрый день, ребэ! Приятно Вас
снова увидеть!».
И тогда я, не мешкая, пустился в заранее
отрепетированные объяснения:
— Видите ли, я не могу принять от Вас эти
супинаторы бесплатно. Я более не работаю
раввином. Ценю Ваше желание подарить их мне,
но считаю, что это было бы не правильно. Я,
как и Вы, зарабатываю себе на жизнь…
Он посмотрел на меня с удивлением, и
произнес:
— Что ж, в таком случае могу организовать
для Вас скидку. Вместо 750 долларов они
обойдутся Вам в 250 долларов за пару. Идет?
— Большое спасибо за предложение, —
сказал я. — В принципе я вполне мог бы
заплатить и полную стоимость…
— Нет-нет, я настаиваю, — возразил ортопед.
— Кроме того, Ваша страховка должна покрыть
расходы, если не на сами супинаторы, то во
всяком случае — на консультации…
Мне было приятно, что я, в конце концов,
снял с души этот груз. Я искренне его
поблагодарил, довольный тем, что наконец-то
получу свои супинаторы. Может быть, они хоть
немного облегчат боль в моих ступнях?
По возвращении домой я начал носить их в
соответствии с указаниями ортопеда — один
час в первый день, два во второй, три в
третий и т.д. Но с каждым днем я чувствовал
себя все хуже и хуже. Мне никак не удавалось
привыкнуть к ним. Мои ноги болели ужасно —
даже сильнее, чем раньше.
Через неделю пришло письмо от страховой
компании. Они отказались оплачивать приемы
у ортопеда, не входившие в мою страховку.
Мне пришлось столкнуться с новым
испытанием. Я должен был расстаться с
деньгами, хотя взамен получил лишь
непрерывно ноющие ступни.
Теперь я не сомневался ни минуты. Мне не
хотелось ни искать компромиссы со своей
совестью, ни поддаваться искушению. В конце
концов, я, можно сказать, дешево заплатил за
тот урок, который преподнес мне наш
заботливый Творец.
Теперь я чувствую, что действительно чему-то
научился и готов достойно встретить те
трудности и соблазны, которые поджидают
меня на Уолл-Стрит…