БАЛАК 
"БАЛАК"
БАЛАК 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БАЛАК"

Июнь 21, 2021   11 Тамуз 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Пятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваишлах»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

1. От анализа прошлого — к пониманию будущего

Недельная глава Ваишлах занимает особое место в нашей традиции. Главы поколений, раввины и общественные деятели тщательно изучали эту главу, если им предстояла встреча с нееврейским царем или правителем.

Как-то раби Иегуда hа-Наси (великий Учитель, редактор текста Мишны, начало 3-го века) перед встречей с римской администрацией забыл прочесть эту главу. И все пошло не так, возникли осложнения, справиться с которыми раби Иегуде удалось ценой серьезных финансовых потерь.

Некоторые имеют обычай читать главу Ваишлах на исходе шаббата, другие изучают ее перед тем, как отправиться в путешествие.

Но в чем состоит столь исключительная значимость этой недельной главы?

Дело в том, что ее содержание учит нас двум вещам: пониманию будущего на основе анализа прошлого и правильным взаимоотношениям евреев с народами мира.

Известно, что Эсав взял в жены дочь Ишмаэля (Берешит, гл. 28, ст. 9). В Мидраше Учителя открывают нам замысел Эсава. Он собирался натравить Ишмаэля на Яакова, и когда тот его убьет — «отомстить» за кровь брата и убить Ишмаэля. Тогда Эсав стал бы единовластным правителем мира. 

И хотя тем планам Эсава не суждено было осуществиться — его союз с Ишмаэлем против Яакова, прослеживается на протяжении всей истории. Недаром, мы в Слихот (особые молитвы, которые читают, чтобы вызвать в «высших духовных мирах» дополнительное снисхождение к еврейскому народу) просим: «Уничтожь Сеира (одно из имен Эсава) и его тестя (Ишмаэля), и тогда взойдут в Сион спасенные».

В наши дни достаточно отчетливо прослеживается связь между Эсавом и Ишмаэлем, которая выражается в помощи Европы, США и России арабским странам, не скрывающим своего желания уничтожить Израиль.

Наша недельная глава начинается с того, что Яаков отправляет посланников в поле Эдома (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Учителя объясняют в Мидраше, что Эдом — это Эсав, а назван он Эдомом по созвучию со словом «адом» (в переводе с иврита — «красный»). Ведь этот цвет стал его символом с самого рождения. Как написано: «И вышел первый — красный, весь волосатый» (Берешит, гл. 25, ст. 25). Первородство он променял на красную чечевичную похлебку (там же, ст. 30).

Далее в Мидраше говорится, что символ его страны — красный цвет, и главное место — красное поле (площадь), и сила его (армия) — красная.

В Мидраше Эсав назван еще и — «медведем». И это ассоциируется с некоторыми современными политическими явлениями.

В недельной главе Ваишлах речь идет и о сражении Яакова с духовным покровителем Эсава (Берешит, гл. 32, ст. 25). В Мидраше Раба (на книгу Берешит) сказано, что покровитель Эсава выглядел как главарь разбойников, а в Талмуде отмечается, что он был похож на (нееврейского) мудреца. Это означает, что война велась (и ведется) на двух уровнях — на физическом, с оружием в руках, и в виде борьбы идей, мировоззрений. Когда покровитель Эсава увидел, что не в силах одержать верх над Яаковом в открытом бою, он повредил ему тазобедренный сустав. В Торе об этом читаем: «И сместился тазобедренный сустав» (Берешит, гл. 32, ст. 26).

Наши Учителя подчеркивают, что это смещение в итоге вылилось для сынов Израиля в три разновидности бедствий, которые им причинили потомки Эсава: истязания тел, конфискация имущества и ассимиляция.

Изучая встречу Яакова с Эсавом (Берешит, гл. 33, ст. 1-15) можно освоить способы выживания еврейского народа в изгнании, в среде других народов мира.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Яаков был готов противостоять Эсаву, используя три способа: подарки, молитву и военные действия. 

Сфат Эмет (рав Иегуда-Арье-Лейб Алтер, Гурский Ребе, Польша, 19-й век) добавляет, что эти три способа соответствуют и трем путям служения Всевышнему, упомянутым в молитве Шма: «И возлюби Всевышнего всем сердцем своим, всей душою своей и всем своим достоянием».

Молитва — работа сердца. На войне можно лишиться жизни, вернуть Всевышнему душу. Подарки — связаны с достоянием, имуществом.

на основе комментариев рава Йоэля Шварца

(Израиль, наши дни)

и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе, известен как Сфат Эмет, Польша, 19-й в.)

 

2. Кто сидел в сундуке?

 

В нашей недельной главе рассказывается о переправе Яакова через речку Ябок. В Торе читаем: «И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух своих рабынь, и одиннадцать своих детей…» (Берешит, гл. 32, ст. 23). 

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует Мидраш Раба (на книгу Берешит, гл. 76), в котором Учителя задаются вопросом: куда же делась дочь Яакова Дина? И сообщают, что Яаков спрятал ее в сундук, чтобы она не попалась на глаза Эсаву.

Но откуда известно, что в сундуке пряталась именно Дина?

У Яакова было тринадцать детей: двенадцать сыновей и дочка. Впрочем, на тот момент Биньямин еще не родился. Стало быть, детей было двенадцать.

Но кто сказал, что в сундук Яаков посадил Дину? Почему — не кого-то из своих сыновей?

В другом Мидраше (Сифри на книгу Дварим, гл. 33, ст. 12) говорится, что Храм был построен на территории, принадлежавшей колену Биньямина, потому что Биньямин был единственным из всех, кто не поклонился Эсаву. А не поклонился Биньямин потому, что к тому времени, еще не успел родиться. Если предположить, что Яаков спрятал в сундук не Дину, а кого-то из сыновей, получилось бы, что двое не поклонились Эсаву. Тогда почему Храм был построен именно в уделе Биньямина?

Выходит, мы обязаны сказать, что в сундуке была спрятана Дина, а все сыновья Яакова, кроме тогда не родившегося еще Биньямина — кланялись Эсаву.

Но если предположить, что в сундуке сидел сын Яакова Леви — выйдет, что Эсаву не поклонились двое из сыновей Яакова. Но Храм все равно должны были построить в наделе Биньямина. Хотя бы потому, что у колена Леви собственного надела не было.

Так почему же все-таки Учителя, составившие этот Мидраш, уверены, что Яаков спрятал в сундук не Леви, а именно Дину?

В Торе объясняется, почему потомки Леви не получили своего надела в Эрец Исраэль (на Земле Израиля), и сказано: «Потому и нет у Леви доли и удела с его братьями — Всевышний удел его» (Дварим, гл. 10, ст. 9). 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) по этому поводу пишет, что, поскольку коэны и левиты заняты служением в Храме — у них не остается времени на то, чтоблы обрабатывать землю, а, значит, и нет нужды в ней. 

То есть у левитов — нет потребности в собственном участке земле для сельскохозяйственных работ. Но разве отказались бы они от надела для строительства Храма?

Конечно, нет нужды в полях, садах, огородах и пастбищах, если сам Всевышний — удел, если получаешь вознаграждение из «царского дворца» (из Храма).

Однако что могло помешать Леви получить надел, предназначенный исключительно для строительства Храма? Только одно: поклон Эсаву.

Следовательно, в сундук Яаков спрятал именно Дину.

на основе комментариев Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век).

рава Дова Ландо

(главы йешивы «Слободка», наше время)

и рава Шимона-Моше Дискина

(духовный наставник йешивы «Коль Тора» в Иерусалиме, 1932–1999 гг.) 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что такое «Небесный промысел»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля