ВАЙЕРА 
"ВАЙЕРА"
ВАЙЕРА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕРА"

Октябрь 18, 2021   12 Хешван 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваишлах»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

1. Должен ли Яаков почитать Эсава?

Яаков, в ожидании встречи с Эсавом, отправил к нему малахим (мн. число от слова «малах», в условном переводе — «ангел») с посланием. И в этом послании он называет Эсава — господином. Как в Торе написано: «Так скажите моему господину Эсаву» (Берешит, гл. 32, ст. 5).

Откуда такое раболепие? Быть может, оно объясняется обязанностью проявлять почтение к старшему брату?

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 103) Учителя рассматривая заповедь — «Почитай отца твоего и мать твою» (Шемот, гл. 20, ст. 11), обращают внимание на то, что в ней (на иврите) — два предлога «эт» (на русский не переводятся) и союз «и» (на иврите отображен буквой «вав»).

Так вот, повторение этого предлога «эт» в сочетании с «вав» содержит в себе намек на заключенную в нашем фрагменте дополнительную информацию — на расширение границы заповеди.

Два предлога «эт» показывают, что, кроме отца и матери, почтение нужно оказывать отчиму и мачехе. А буква «вав» добавляет необходимость почитать еще и старшего брата. 

Очевидно, Яаков, следуя этому закону, считал необходимым почтить своего старшего брата Эсава.

Однако постановил Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) — и об этом можно прочесть в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 240, п. 18) — что в тех случаяъ, если отец не следует традиции своего народа, пренебрегает Торой и нарушает заповеди, сын не обязан во всем его почитать. И уж тем более — не следует оказывать почтение беспутному старшему брату. 

Когда, малахим, посланники Яакова, прибыли к Эсаву — они сразу поняли, что тому плевать на традиции семьи Авраама и Ицхака, что он не пошел по стопам своего отца. Поэтому они не назвали Эсава «господином» и не выразили ему никакого уважения.

  Это политики могут заискивать перед бандитами и преступниками. Но малахим в поддержке бандитов — не нуждаются, поэтому могут относится к ним, как те того заслуживают.

А когда малахим вернулись к Яакову, они поведали ему, что Эсав ведет себя вовсе не по-братски. И семейные традиции он растоптал. Что поступки его — поступки злодея. Поэтому Яаков совершенно не обязан его почитать. И нечего называть Эсава господином.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века) 

2. Две записки

 

Перед встречей с Эсавом Яаков обращается с молитвой к Творцу. В его молитве есть такие слова: «Ты же сказал: благоволить, благоволить буду к тебе» (Берешит, гл. 32, ст. 13).

В этой фразе привлекает внимание удвоение — «благоволить, благоволить».

Благоволить — за твои заслуги, и благоволить — за заслуги твоих отцов. Так объясняет это удвоение Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу то, что сказано об этом в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 76).

Неужели все так просто?

Впрочем, откроем в этом и дополнительный смысл.

Всевышний ниспосылает добро и благо своему народу. Но немало получают от Него и народы мира. Среди людей, находящихся на содержании Творца, встречаются и антисемиты, ненавистники Израиля. 

Как же так?

Всевышний кормит вдоволь Своих врагов им же на погибель. Как сказано: «И воздающий Своим ненавистникам, чтобы погубить их» (Дварим, гл. 7, ст. 10).

Выходит, какое бы изобилие не сыпалось на врагов Израиля — в конечном итоге, оно приведет к их уничтожению.

Евреям же Всевышний творит добро ради добра и их процветания.

Поэтому и сказано: «Благоволить, благоволить буду к тебе». Тебе на благо — чтобы ты был счастлив.

И еще это подходящий момент для того, чтобы вспомнить коронное напутствие раби Симхи Бунима из Пшисхи (глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.) о двух записках.

У каждого еврея, — говорил он, — должно быть два кармана. В один нужно положить записочку со словами: «Мир создан для меня» (трактат Сангедрин, гл. 4, мишна 5). А в другом следует держать записку: «Я прах и пепел» (Берешит, гл. 18, ст. 27).

Яаков жил в соответствии с этим правилом.

Чуть раньше он сказал: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне» (Берешит, гл. 32, ст.1 1). И это соответствует словам — «Я прах и пепел».

И вот теперь он заявляет: «Ты же сказал: Благоволить, благоволить буду к тебе». То есть — «Для меня создан мир».

на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и раби Симхи Бунема из Пшисхи

(Польша, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Гениальные люди — признак избранности евреев?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля