БЕhААЛОТХА 
"БЕhААЛОТХА"
БЕhААЛОТХА 
Чтение текста
Афтары

"БЕhААЛОТХА"

16.06.2024, 10 Sivan, 5784

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «НОАХ»

 

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

 

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

 

Обсуждение главы Ноах

 

1. Смысл удвоения имени

 

Наша недельная глава открывается словами — «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Бросается в глаза удвоение «Ноаха — Ноах». В оригинале имя повторено дважды и вовсе без изменений. В обоих случаях — «Ноах».

Понятно, что Тора просто так удвоениями не разбрасывается. Так для чего оно здесь понадобилось?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 38) говорится, что подобное удвоение имени в Танахе свидетельствует о том, что носитель его удостоился, наряду с уделом в этом мире, также доли и в Будущем мире. То есть — это свидетельство о достижениях и в материальном и в духовном.

Человек должен стремиться снискать положительное отношение к себе Всевышнего и людей. Как сказано: «И найдешь милость и благоволение в глазах Творца и людей» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 4).

Удвоение имени Ноаха свидетельствует о том, что он обрел расположение Создателя и Его творений. В тексте Торы подчеркивается, что — «перед Всевышним ходил Ноах». Значит, расположение к нему людей было следствием хорошего отношения к нему Небес.

Его доброе отношение к людям было продиктовано трепетом перед Всевышним. И в этом мы должны брать с Ноаха пример, и строить наши отношения, руководствуясь богобоязненностью и законами Торы.

А еще имя Ноаха удвоено, потому что от Ноаха все видели только пользу и никакого вреда. Польза была его предкам и его потомкам, польза на Небесах и польза на земле, польза в этом мире и польза в мире Грядущем.

Кроме того, удвоение имени показывает, что Ноах удостоился обладать и знанием Торы и богатством. И это — довольно редкий случай, потому что обычно человек удостаивается только чего-то одного из двух. И наличие одного, как правило, свидетельствует об отсутствии другого.

В душе человека — несколько уровней (подробнее — см. на сайте, к примеру, в ответе «Об уровнях души», № 1311). И у праведных людей уровень «руах» — удвоен. У них есть верхний и нижний руах. Намек на это знание заключен в удвоении «Ноах — Ноах». Так написано в книге Зогар.

Великий учитель Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век), анализируя эту тему, открыл нам важное правило. Высокодуховные сущности, перемещаясь из одного места в другое, не оставляют его полностью, но какая-то их часть остается на прежнем месте. Так, праведник находится среди нас, действует и функционирует в нашем мире, а его добавочный «верхний руах», в то же самое время пребывает в Ган Эдене (в условном переводе — райский сад). Потому что душа праведника не в силах отделиться от Дерева жизни. И когда праведник выполняет здесь заповедь, его душа занята тем же наверху. Так, если он, например, накладывает тефилин, то и в высших мирах происходит духовное отображение этого процесса, производимое пребывающей там душой.

 

на основе комментария рава Менахема Реканати

(составитель книги «Перуш аль hа-Тора аль дерех hа-эмет», Италия, 1250-1310 гг.)

 

 

 

2. Сколько было Ноахов

 

Тора характеризует Ноаха так: «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Мы видим, что в этом отрывке имя Ноаха повторено три раза. Сначала идут удвоение «Ноаха — Ноах» (в оригинале «Ноах — Ноах»). Затем сказано: «перед Всевышним ходил Ноах».

Очевидно, что такая насыщенность столь небольшого фрагмента именем Ноаха хранит в себе скрытые смыслы. Постараемся их найти.

Бывает, человек растет в религиозной семье, получает соответствующее воспитание и образование. Но со временем ангелочек с маленькими пейсиками и в кипе, расшитой бисером, вырастает в малоприятную сущность с сигаретой в углу рта, с прилипшей циничной ухмылкой.

«Попал в сети йецер hа-ра (дурного начала)»,— напишут в протоколе Небесного Суда. А на земле о нем уже давно написали — «Горе той старости, что позорит юность».

Бывает, кто-то в молодости гоняется за удовольствиями, и плевать ему на заповеди, но в старости, когда здоровья на удовольствия уже не хватает — берется за ум и прилепляется к Всевышнему и Его Торе, отпускает бороду и становится праведным человеком.

Так вот, Ноах был не таким. Он Ноах в юности, и Ноах в старости — праведник, идущий с Всевышним.

В Талмуде (трактат Эрувин, лист 13) Учителя выясняют, хорошо ли, что был сотворен человек, или же лучше было бы его не создавать?

Причем то, что мы перевели как «хорошо» и «лучше», в оригинале обозначается одним и тем же словом — «ноах».

Учителя приходят к выводу, что лучше (ноах), конечно же, было бы не создавать человека (сколько горя он принес). Но раз уж он создан — пусть тогда анализирует свои поступки.

Намек на это обсуждение содержится в нашем фрагменте.

Удвоение «Ноах — Ноах» задает постановку вопроса. Хорошо (ноах) создать, или же лучше (ноах) не создавать?

Ответ содержится в завершающей фразе — «перед Всевышним ходил Ноах». Раз уж человек создан, если он хочет, чтобы ему было хорошо (ноах) — он должен всегда помнить, что он перед Всевышним, и Тот наблюдает за каждым его поступком.

В главной синагоге города Халеб, в шаббат, когда читали главу Ноах, один из прихожан был весьма раздражен и выражал недовольство. Ему пытались помочь, но он распалялся все больше и больше. Наконец, сам раввин обратился к нему и справился, все ли в порядке.

— Я пришел в синагогу раньше всех. И решил пока начнется утренняя молитва прочитать недельную главу. Но на первой же фразе споткнулся о двух Ноахов и никак не могу понять, откуда взялся второй?

— Второй? — удивился раввин.

— Ну да, вот же написано: Ноах — Ноах! Я обращался за разъяснением к другим. Каждый по-своему объяснял. Но ни одно толкование меня не удовлетворило. Я плачу ежемесячный взнос габаю (служителю синагоги), так может быть рав удостоит меня объяснением, что здесь делает второй Ноах?

Раввин понял, с кем имеет дело, и, сдержав улыбку ответил:

— Я попытаюсь.

Вот его объяснение.

В ковчеге было слуховое оконце для освещения. Иногда, подходя к окну, человек видит в нем свое отражение. Ноах не был исключением, и порой, отражался в окне. Об этом и написано «Ноах — Ноах». Один Ноах стоит перед окном, другой — отражается в нем.

Прихожанин сразу же успокоился и, просветлев лицом, провозгласил:

— Это объяснение меня вполне устраивает!

 

на основе комментария рава Авраама Халуси

(Халеб, Сирия, 1898-1974 гг.)

 

 

 

 

3. Тройное благословение

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Ноах трижды упомянут в этом небольшом фрагменте. Вероятно, это связано с правилом, что благословение, чтобы быть полным должно быть тройным и охватывать три сферы — собственную жизнь, потомство и пропитание.

Чтобы жизнь была длинной, насыщенной и не отягощенной серьезными недугами.

Чтобы дети росли богобоязненными и служили Всевышнему.

И, наконец — чтобы был дом и достаток в нем.

Важно, чтобы все это досталось не в страданиях и бедах, но — спокойно и с радостью.

Слово «ноах» означает покой и удобство. И трижды повторенное имя Ноах намекает на тройное благословение — жизнью, детьми и пропитанием. И — напоминает, что нужно просить, чтобы все это было дано не через страдание, но в покое и умиротворении (бе-ноах).

И еще в нашем фрагменте упомянуты три уровня праведности. Причем, Ноах обладал всеми тремя. Он был праведным, совершенным и ходил перед Всевышним.

Рассмотрим эти уровни.

Первый из них — праведный человек.

Чтобы достичь этого уровня, нужно быть прямым, честным и справедливым. Именно эти качества должны лежать в основе всех дел и поступков.

Более высокий уровень — человек совершенный или цельный.

Все его поступки совершенны, во всех делах он стремится достичь самого лучшего результата. Он не кривит сердцем, не ищет оправданий и легких путей. Если выполнение заповеди предполагает и облегченный вариант, он им не воспользуется. Его устроит только полный контакт, и никаких поблажек он себе не дает.

Достичь цельности и совершенства — труднее, чем праведности. Поэтому эти качества и ценятся больше.

И наконец, самый высокий уровень — праведник, всей душой и всем сердцем прилепившийся к Всевышнему. Когда в любой момент времени Творец — в центре внимания.

Написано: «Перед Всевышним ходил Ноах». То есть — куда бы ни направился Ноах, он шел, прежде всего, к Творцу, а Тот шел рядом с ним.

Когда первого человека вызывают к чтению Торы, вся община произносит: «И вы, прилепившиеся к Всевышнему, живы все вы сегодня» (Дварим, гл. 4, ст. 4). Таким образом, поднявшись на самую высокую ступень праведности, человек удостаивается жизни.

Злодей же жизни — лишается. Как сказано: «Пронесется буря — и нет нечестивого, праведник же — основание мира» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 25).

Эту фразу можно понять двояко. Как бы сильно ни бушевала буря, она проносится и стихает. Также и злодеи. Они, конечно, могут нагнать страха, но нужно понимать, что подобно буре, они пошумят и сгинут. Праведники же будут всегда, ведь на них держится мир.

Другое объяснение. Праведники не только укрепляют мир, но и служат его очищению. Глядя на них, Всевышний насылает бурю на злодеев, чтобы не портили вид.

Но как узнать, что человек действительно праведник, что он не притворяется?

Нужно посмотреть на его сына. Как сказано: «Свергнуты будут нечестивые — и нет их, дом же праведных выстоит» (Мишлей, гл. 12, ст. 7).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) поясняют, что, поскольку здесь говорится о праведниках во множественном числе — значит, речь идет о Ноахе и о его сыне Шеме, который продолжил традицию отца и тоже был праведником.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

 

4. Многие не любят наставления

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что некоторые наши Учителя пишут, что это — похвала. То есть — он был праведным человеком даже в своем поколении. И если бы он жил в поколении праведников — был бы еще более праведным.

Однако другие Учителя, анализируя данный фрагмент в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 108) усматривают в этом неодобрение.

Возникает вопрос: как можно неодобрительно отзываться о Ноахе, если сама Тора свидетельствует, что он праведник?

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 105) приводится важное правило: если горожане хорошо отзываются о своем раввине, это еще не означает, что они считают его великим. Это подразумевает, что он недостаточно наставлял их на путь Истины.

Например, богач публично нарушает шаббат, но дал хорошее пожертвование раввину. И раввин, вместо того, чтобы предупредить о недопустимости осквернения субботы, принялся льстить и рассыпаться в благодарностях и похвалах. Такого раввина многие будут хвалить. Только будет ли польза от таких похвал?

Но если раввина откровенно недолюбливают, если у него есть недоброжелатели и даже ненавистники — это свидетельствует, что он ведет свои дела не предвзято и нелицеприятно.

Когда Раши писал о неодобрении Ноаха, это можно воспринимать, как неодобрение со стороны его современников. И оно вызвано тем, что Ноах не давал им спуску.

Раши добавляет, что порождение праведника — его добрые дела. И добрые дела Ноаха, в том числе, заключались в наставлениях, которые он давал. Эти наставления актуальны и для нас. Намек на них мы находим в следующем фрагменте — там, где идет речь о сыновьях Ноаха, о его порождениях.

Читаем: «И породил Hoax троих сыновей: Шема, Хама и Йефета» (Берешит, гл. 6, ст. 10).

Слово «шем» означает — имя и дает намек на Всевышнего (hа-Шем).

Ноах сам ходил с Творцом и убеждал людей постоянно представлять Его перед собой. Это способно уберечь от нарушений и проступков.

О том же говорит и царь Давид — «Представляю Всевышнего перед собой всегда» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 16, ст. 8). Эту фразу часто располагают перед глазами того, кто ведет общественную молитву.

Слово «хам» означает — горячий. Здесь заложен намек на то, что служить Всевышнему надо не «на автомате», но, что называется, «с огоньком», с воодушевлением.

Имя «Йефет» связано с красотой и гармонией. Такими должны быть поступки человека.

Об этом в трактате Авот (гл. 2, м. 1) написано: «Какой из праведных путей должен избрать для себя человек? Любой из тех, на которых он сможет проявить красоту своей души, и красота эта будет по достоинству оценена людьми».

 

на основе комментария рава Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Не попасться на увещевания дурного начала

 

В тексте нашей недельной главы находим обещание Всевышнего — «Никогда больше не прокляну Я землю из-за человека, ведь побуждения сердца его злы с юности его» (Берешит, гл. 8, ст. 21).

Под «побуждениями сердца» следует понимать йецер hа-ра (дурное начало), которое есть у каждого человека.

Йецер hа-ра постоянно старается подбить человека на нехороший поступок, и человек частенько попадает в расставленные йецером ловушки.

Поясню эту мысль с помощью притчи.

В одном городе жил местный дурачок, над которым многие потешались.

Некий пустой и циничный человек решил повеселить компанию своих приятелей, таких же пустобрехов, как он. И сказал им, что устроит так, что местный дурачок прыгнет в болото, находящееся неподалеку от города.

После этого он стал угощать беднягу разными сладостями, чтобы втереться к нему в доверие. Затем пригласил его прогуляться за город.

Когда они подошли к болоту, этот циник сказал, что хочет поведать дурачку важную тайну, но сперва хочет убедиться, что тот умеет держать язык за зубами, и никому не выдаст секрет.

Тот дал слово.

— Тебе знакомо это болото?

— Конечно! Я слышал, что оно глубокое и опасное.

— Это не так! О нем специально распускают слухи, потому что там спрятан богатый клад. Трясина только в самом начале, а дальше ее нет, зато есть клад. Если хорошо разбежаться и прыгнуть, можно овладеть несметным богатством.

Дурачок поверил россказням, разбежался и прыгнул. Оказался в трясине и начал тонуть.

— Спасите! — заорал он. — Вытащите меня отсюда!

— Даже и не думай об этом! Знаешь, сколько усилий мне стоило заманить тебя в болото? Я сперва позову друзей, чтобы они вволю повеселились. А потом, может, и вытащу тебя...

По похожей схеме действует и йецер hа-ра. Он втирается в доверие, используя соблазны, а иногда и — подачки.

Человек спохватывается только в момент, когда оказывается в трясине по самое горло, а йецер вовсю хохочет над ним.

Выбраться из этой ситуации сумеет не каждый. Поэтому ни в коем случае нельзя в нее попадать. А для этого нужно перестать вести себя, как местный дурачок...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Верность традиции 

В нашей недельной главе говорится о повелении зажигать Менору (семисвечник) в Храме. И о том, что Аарон исполнил все в точности, как передал ему Моше со слов Всевышнего. И в Торе читаем: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что заслуга Аарона — в том, что он ничего не изменил.

Но как Аарон, коэн гадоль (главный служитель в Храме), мог изменить хоть что-то в «инструкции» Всевышнего?

В Талмуде (трактат Менахот, лист 88) Учителя выясняют, что представляла собой Менора — была она цельной конструкцией или разбиралась на отдельные части.

В своей книге Яд Хазака (раздел «Законы Храма», гл. 3, закон. 6) Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что Менора имела цельную конструкцию.

Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, 18-й век) анализируя фрагмент из книги Бамидбар (гл. 4, ст. 9) — «И возьмут они лазоревое покрывало, и накроют светильник (Менору) и чаши (в которых горит масло)», задается вопросом: почему сказано, что накроют и Менору и ее чаши? Ведь, казалось бы, было бы достаточно указать, что накроют Менору. И объясняет это тем, что чаши Меноры, вероятно, были съемными. Ведь, если бы Менора представляла собой единую, цельную конструкцию, не было бы необходимости упоминать ее отдельные элементы. 

Слово, вынесенное в название нашей главы — «беhаалотха», обычно переводят как — «зажигая», «когда будешь зажигать». Однако его буквальное значение — «вознесение». Зажигать на иврите — леадлик. И именно это слово, леадлик, мы произносим, читая благословение на зажигание субботних и праздничных свечей.

Так почему же в нашем фрагменте, где говорится о зажигании Меноры, употреблено слово беhаалотха, обозначающее — «подъем», «вознесение»? 

Если Меноры была разборной конструкцией, то чаши каждый раз снимали, чтобы очистить их от остатков масла. А перед зажиганием их — поднимали, возносили на место.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат, гл. 12, мишна 3) сказано, что Мишкан всегда собирали и разбирали в одном и том же порядке. И каждый элемент имел свое определенное место.

Все семь чаш Меноры были абсолютно одинаковыми. Но, несмотря на это, Аарон никогда не ошибался, возвращая чаши на свои места после очистки. Он делал это именно так, как в самый первый раз. Поэтому и написано: «И сделал так Аарон… как повелел Всевышний». И в этом состояла заслуга Аарона. А также — урок всем нам. Чтобы мы не изменяли традиции в угоду всевозможным веяниям.

Веяния — мимолетны, а Тора — вечна. Мы должны хранить ее и бережно, не реформируя — передавать потомкам.

За верность избрал нас Всевышний, и верных Его Торе — хранит Он. А предатели и изменники — исчезают с лица земли...

на основе комментария рава Моше Нахума Иерусалимского

(глава раввинского суда г. Каменки, Украина – Польша,1855-1916 гг.)

 

 

2. Пролитое масло

Написано в нашей недельной главе: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3). То есть главный коэн Аарон, зажигал Менору, точно выполняя указания Всевышнего.

И это, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), было засчитано Аарону в заслугу. 

В чем же именно была его заслуга?

Раби Бахье ибн Пекуда (Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в своей книге Ховот hа-Левавот рассказывает об одном благочестивом еврее, который работал служкой (шамашем) в синагоге. Он не жил служением Всевышнему, видя в нем смысл своей жизни. И это буквально окрыляло его, поднимало к невиданным духовным высотам — так, что аж дух захватывало. Когда он заправлял маслом синагогальные светильники, масло у него расплескивалось во все стороны, по всей синагоге.

Известный праведник раби Леви-Ицхак из Бердичева (вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) с небывалым воодушевлением приступал к осуществлению каждой заповедь. Никто не мог его удержать, когда он пускался в пляс, переполненный радостью от исполнения заповеди. В результате — пролитое масло.

Аарон искал единения с Творцом, обретая духовные миры. Но вместе с тем, он умел держать под контролем каждое свое движение — так, что все масло для светильников расходовалось исключительно по назначению. 

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 75) приводится Мидраш, в котором говорится, что Аарон всякий раз, когда приближался к Меноре, чтобы исполнить заповедь — зажечь ее светильники, начинал пританцовывать от переполнявшей его радости. Но, несмотря на это, масло, которым он заправлял чаши светильников, никогда не переливалось через край.

Наш великий Учитель Бен Азай (Эрец Исраэль, 2-й век) говорил, что в шаббат запрещено переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше четырех локтей, только если человек при этом идет вприпрыжку.

Учителя запретили трубить в шофар в первый день Рош а-Шана (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику — в разделе «Праздники»), если он совпадает с субботой. Этот запрет объясняется тем, что могут забыть принести шофар в синагогу заранее. Тогда тот, кто решит доставить шофар в синагогу, тем самым нарушит законы шаббата, пронеся его через общественное владение. По этой же причине в Суккот, совпадающий с субботой, не разрешается исполнять заповедь с лулавом (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»). 

Но ведь Бен Азай запрещает переносить что-либо, только если идут вприпрыжку.

Дело в том, что в былые времена, люди не могли просто идти с шофаром или лулавом в руке. Они наверняка, в предвкушении, что будут исполнять заповедь, выражали бы свои радостные эмоции в характерных в такие моменты движениях.

Сегодня у нас нет Храма, и люди разучились радоваться по-настоящему. Как правило, по дороге в синагогу с шофаром или лулавом в руках — никто не пританцовывает. Так, может, теперь стоит отменить запрет на трубление в шаббат?

Но сказано в Танахе: «Не упоминают мудреца вместе с человеком недалеким, ограниченным» (Коэлет, гл. 2, ст. 16). Постановление Учителей, ориентировано на людей с чутким сердцем, людей духовных, отзывчивых, которые раньше были в большинстве. И все время, пока существует это постановление, есть надежда, что и современные люди вернутся к прежнему состоянию.

на основе комментария рава Ханоха Тейтельбойма

(автор книги «Ир Хинух», глава раввинского суда Сасова, Галиция – США, 1984-1943 гг.)

 

3. Скромность и заниженная самооценка

В нашей недельной главе читаем: «А человек Моше — скромнее всякого обитающего на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).

Это — известнейший фрагмент, который очень часто цитируется. Ведь здесь сама Тора свидетельствует о скромности Моше.

Итак — скромность. Качество — положительное, безусловно, похвальное и весьма достойное. Но достижимое ли на практике?

Быть скромным с теми, кто превосходит тебя, по сути — не скромность, но — умение реально оценивать ситуацию. Ну, а как, к примеру, можно проявлять скромность по отношению к тем, кто — ниже тебя? Ведь намеренно принижая свои достоинства, человек в какой-то мере кривит душой, занижает самооценку. Что в этом хорошего?

Тем более — такой человек, как Моше, который по своим качествам наверняка превосходил большую часть, если не всех, живущих на земле. Как он мог быть скромным?

Но Тора удостоверяет, что был.

Моше достиг величайшего уровня в пророчестве. Облачившись в духовность, он смог преодолеть влияние материального мира. Он говорил с Творцом лицом к лицу. Моше, как никто другой, видел насколько велико расстояние, разделяющее человека и Творца. По сравнению с Ним, дистанция между людьми самого высокого и самого низкого уровня — чрезвычайно мала. Понимая это, можно быть скромным.

Моше был скромнейшим из всех живущих на земле. Впрочем, Моше жил на земле, можно сказать — лишь «номинально». Фактически, он обитал рядом с Шехиной (Присутствием Всевышнего). Благодаря своей способности ощущать Шехину и духовно проникать в высшие миры, он мог видеть, как действуют заповеди и что несут в себе ошибки и нарушения Воли Творца. Верил ли Моше во Всевышнего? Не просто верил — он Его знал.

Остальные люди, жившие на поверхности земли — верили. Не знали, не ведали, но — верили. Осознанно выбирая путь приближения к Творцу. И в этом была их заслуга. А у Моше, в сущности — не было выбора.

Есть четыре уровня, один выше другого: адам, гевер, энош и иш. Все эти слова в переводе на русский означают — «человек». Однако на иврите каждое из них соответствуют определенному уровню. Самый низкий уровень — адам, самый высокий — иш.

В Торе Моше назван — иш. И вместе с тем, ее тексты свидетельствуют, что он — скромнее любого «адама», проживающего на земле. И это его качество является основой Торы. На это намекает гематрия (числовое значение) последних букв названий каждой из пяти книг Торы. Она составляет число 126. Такое же числовое значение и у слова «анав» — «скромный».

на основе комментария Ор Самеах

(рав Меир-Симха а-Коэн из Двинска, им написана книга комментариев к Торе «Мешех Хохма», а также — комментарии к Кодексу Рамбама Мишне Тора под названием «Ор Самеах»; Латвия, первая половина 20 века)

 

4. Вторая попытка

 

В пустыне некоторые люди находились в состоянии духовной нечистоты (в состоянии таме; о значении понятий таме и тума — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Поэтому не могли участвовать в реализации пасхального приношении.

В некоторых источниках отмечается, что это были Мишаэль и Эльцафан, которые вынесли из Святилища тела своих родственников, сыновей Аарона, Надава и Авиhу (о том, как погибли сыновья Аарона — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения).

В других — что речь идет о людях, занимавшихся погребением человека, о котором некому было позаботиться.

Для этого и подобных случаев Тора предоставила дополнительную возможность совершить пасхальное приношение (см. на сайте ответ «Что такое Песах шени?», № 1517) — ровно через месяц после праздника Песах (Бамидбар, гл. 9, ст. 6-11).

Мы видим, что Всевышний в своей доброте и милосердии, в определенных случаях, позволяет наверстать упущенную возможность. Так в нашу жизнь и в мировую культуру вошло понятие второй попытки. Тесно связано с этим и понятие тешува (возвращение на пути Всевышнего).

После того как Моше разбил Скрижали Завета (лухот hа-брит), сыны Израиля, сделав тешуву, удостоились других, новых Скрижалей.

Только на переэкзаменовках высоких оценок, как правило — не ставят. И если дают вторую возможность, она обычно на порядок ниже первой.

Во время Песаха в доме запрещено иметь квасное (хамец; см. на сайте материалы, посвященные празднику Песах — в разделе «Праздники»). Но такого запрета нет во второй Песах (Песах шени).

Первые скрижали были полностью сотворены Всевышним. Вторые — высек Моше, а Всевышний написал на них десять речений.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, было разрешено построить Второй. Но новый Храм уступал прежнему. В нем уже не было Шехины (Присутствия Всевышнего), не было урим и тумим (об этих понятиях — см. на сайте в видео-ответе «Что такое урим и тумим, 25.12.14) и пр.

Как сказано в Танахе (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 14) — Всевышний не отталкивает от Себя заблудшего. Но предоставляет ему дополнительные возможности.

В своём комментарии на книгу Мишлей (Притчи царя Шломо; в переводах нередко — Соломон) Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пишет, что Всевышний дает человеку возможность исправить то, в чем он допустил ошибку. Для этого после смерти его душа (точнее — часть его души) снова отправляется в наш мир (это называется — гильгуль; см. на сайте, к примеру, ответ «Какое тело будет выбрано для возрождения умерших?», № 2355 — с ответами, обозначенными в нем ссылками). И так — до трех раз. Как сказано в Танахе, в книге пророка Иова: «Вот, все это делает Всевышний дважды, трижды — с одним человеком» (гл. 33, ст. 29).

Но человеку не следует надеяться на новый гильгуль. Гораздо лучше исправить ошибки «на месте», в этой земной жизни. 

Это относится к любым ошибкам и прегрешениям, в том числе — и в отношениях между людьми. Совершил не благовидный поступок — преднамеренно ли, по неосторожности, по глупости — всегда отыщется способ исправить ошибку, загладить вину перед пострадавшим. И если не получается с первого раза — существует вторая попытка.

Как-то к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) пришел молодой еврей с просьбой проэкзаменовать его на звание раввина.

Во время экзамена, к раву Соловейчику пришли еще два человека, у которых был денежный спор, и попросили его рассудить их. Рав выслушал обе стороны и сказал, что примет решение позже. Они оставили у него «спорные» 5 тысяч рублей и ушли.

Молодой человек провалил экзамен и тоже ушел. После его ухода рав Хаим обнаружил, что куда-то со стола «ушли» и спорные деньги. Он бросился вдогонку юноше и спросил у него, не прихватил ли он по ошибке чужие деньги.

Получив отрицательный ответ, рав Хаим Соловейчик вернулся домой в расстроенных чувствах. А дома жена отчитала его за то, что он оставил деньги на столе без присмотра, и ей пришлось самой перепрятать их в надежное место.

Услышав это, рав Соловейчик отправился просить прощения у молодого человека, которого он подозревал в краже. При этом он, хоть и был тут же прощен — не ограничился стандартными извинениями. Два года занимался рав Хаим с молодым человеком, пока тот не выучил весь необходимый материал и не сдал экзамен…

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Можно ли курить в шаббат ради здоровья?

 

В конце нашей недельной главы говорится о том, как сестра Моше Рабейну Мирьям была поражена болезнью цараат (см. на сайте ответ «Что такого совершила Мирьям?», № 3617 — с материалами и ответами, обозначенными в нем линками). Тогда Моше обратился к Всевышнему с просьбой о ее исцелении. «О, Творец! — просил Моше. — Исцели же ее!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 13).

Воспользуемся этим в качестве повода для разговора о врачах и лечении.

Один врач утверждает, что выкуренная сигарета может очень положительно повлиять на здоровье пациента. Сразу возникает вопрос: что это за врач? Ведь мы привыкли к совершенно другим мнениям о курении. Но попытаемся в этом разобраться.

Итак, один врач, в экстренных случаях оперирующий и по субботам, признался, что, если бы у него была возможность выкурить перед операцией сигарету, как он это делает в будни, то операция прошла бы успешней, и это принесло бы пациенту несомненную пользу.

Так можно ли курить в субботу ради здоровья пациента?

В разные времена этот вопрос ставили перед раввинами врачи-курильщики.

Главный раввин Иерусалима рав Бецалель Желтый рассудил так. Как известно, ради спасения жизни или здоровья (в опасной для жизни ситуации, которая в нашей традиции носит название — пикуах нефеш) — разрешено нарушить шаббат. При курении сигареты каждая затяжка — нарушение законов субботы. Поэтому ради успеха операции можно разрешить только минимально необходимое число затяжек. Но проблема заключается в том, что практически невозможно определить точное число затяжек, необходимых врачу. А значит, существует опасение, что врач в шаббат выкурит лишнее, сверх того, что необходимо для успешного хода операции. Поэтому вряд ли можно разрешить врачу курение перед субботней операцией.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив (один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.) сказал, что нельзя разрешить оперирующему врачу курить в шаббат перед операцией, ссылаясь на спасение жизни. Ведь курение стало потребностью у тех, кто страдает никотиновой зависимостью. Известны случаи, когда во время голода в войну некоторые заядлые курильщики меняли свой хлеб на папиросы. Тем не менее, в критические моменты человек способен мобилизовать свои скрытые ресурсы и преодолеть зависимость. Предположим, курящему врачу надо было бы срочно прооперировать своего единственного сына, а под рукой не оказалось бы сигареты. Неужели он отказался бы от операции? Или не провел бы ее на необходимом уровне? Точно так же нужно подходить и к спасению любого человека, нуждающегося в срочной операции. 

Рав Ицхак Зильберштейн (Израиль, наше время) добавил, что все выше сказанное относится к ответственному врачу. Но если врач страдает легкомыслием, если для него операция — нечто обыденное, будничное, если он не чувствует, что человеческая жизнь зависит от него — такому врачу разрешено курить перед операцией, как он это делает в будни. И каждый врач должен сам решить, насколько велико его чувство ответственности. И на основании этого — принимать решение о курении в шаббат.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Платежное поручение банку на отчисление денег на цедаку — обет?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля