ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания
своего отца, в стране Кенаан...».
И поселился
на иврите — вайешев.
Обсуждение главы
Вайешев
1. Предзаказ геулы
Наша недельная глава называется
Вайешев и начинается словами: «И поселился (вайешев) Яаков
на земле проживания своего отца, на земле Кенаана» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
В своем комментарии к этому
фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что только захотелось Яакову пожить спокойно
— тотчас постигло его вызванное раздором несчастье с Йосефом.
Здесь Раши использует слово «кафац»
(прыгнуло). То есть, несчастье с Йосефом как бы «прыгнуло на него», наскочило на
Яакова.
Почему Раши выбрал именно такую
аллегорию?
Дело тут не только во
внезапности.
Яаков поселился в Кенаане
с намерением осесть там, чтобы жить в гармонии и покое. В будущем эта земля
станет Эрец Исраэль.
Однако покой для Яакова мог
наступить только тогда, когда «взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору
Эсава, и настанет царство Всевышнего» (Танах, книга пророка Овадьи,
гл. 1, ст. 21).
Мы видим, что Яаков ждал
окончательной геулы
И в самом деле. Мудрецы и
пророки испокон веков мечтали о приходе Машиаха не для того, чтобы управлять
миром, и не для того, чтобы всыпать язычникам, и даже не для того, чтобы
спокойно есть, пить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Но — для того,
чтобы освободиться от материальных проблем и заниматься только изучением Торы и
постижением ее Мудрости.
Но все же в мироздании
существует порядок и временная последовательность происходящих событий. Поэтому
окончательное избавление (геула) не наступит до тех пор, пока не выйдут
сроки всех намеченных изгнаний, отмерянных Свыше народу Израиля.
Всевышний увидел, насколько
Яаков жаждет начать «спокойную жизнь», жизнь, посвященную служению Ему, жизнь
без внешних помех, жизнь, которая возможна только после окончательной геулы.
И тогда Он «запустил скачок». Продажа Йосефа как бы выпрыгнула на Яакова,
перескочив через дни и даты. И — запустила череду событий, которые в итоги
привели сынов Израиля в Египет, под гнет фараона.
Пружина, движущая ход истории,
закрутилась быстрее, и время египетского рабства истекло раньше намеченного
срока, а значит, и окончательное избавление наступит с упреждением..
О главах Торы, чтение которых
выпадает на зиму, говорят, что они «одеты в теплые пальто на толстой подкладке».
Имеется в виду, что скрытый, внутренний смысл (подкладка) — намного толще,
богаче прямого понимания их текста. И глава Вайешев — самая «утепленная»
из всех. Ведь в ней намеком сообщается о геуле и о возможности скачка...
на основе комментариев Рамбама
(раби
Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и
рава Пинхаса Менахема Альтера
(известен
и как Пней
Менахем — по названию написанной им книги; Польша – Израиль, 20-й век)
2. Где справедливость
Написано в нашей недельной главе:
«И поселился Яаков на земле проживания своего отца, на земле Кенаана. Вот
родословие Яакова: Йосефу было семнадцать лет. И он пас овец со своими братьями»
(Берешит, гл. 37, ст. 1-2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
разъясняет, что стоило Яакову захотелось жить спокойно — тотчас постигло его
вызванное раздором несчастье с Йосефом.
Только праведные захотят жить
спокойно — Всевышний говорит: «Мало праведным того, что уготовлено им в мире
Грядущем. Так они еще хотят жить спокойно в этом мире?»..
Но ведь Яаков хотел жить
спокойно не ради себя, не для своего удовольствия, но — чтобы служить
Всевышнему, не отвлекаясь ни на что постороннее. Что же в этом плохого?
Раби Круспедай
(Эрец Исраэль, 3-й век) поведал в Талмуде (трактат Рош
hа-Шана,
лист 16) о трех книгах, которые Всевышний открывает в Судный день, в Рош
hа-Шана.
Книга законченных злодеев, куда
Творец записывает тех, кто из-за своих преступлений не переживет наступающий
год.
Книга полных праведников,
которые записываются в Книгу жизни.
Книга средних, которые в Рош
hа-Шана
вносятся в «список ожидания». Их судьба решается в Йом Кипур. Достойные —
примкнут к праведникам и будут жить. Те, кто будет признан недостойным —
разделят судьбу злодеев.
Этот рассказ о приговорах,
выносимых в Рош
hа-Шана
и Йом Кипур вызывает вопросы.
Возьмем, к примеру, Раши. Он
точно ни в каком году не мог оказаться в списке злодеев. Тогда, почему он умер?
С другой стороны, на арабских
территориях, в Ливане, в Сирии, в Иране, в Европе и Америке, да и в самом
Израиле живет немало антисемитов, ненавистников Израиля, мечтающих вслед за
Гитлером (да будет стерто его имя) раз и на всегда «решить еврейский вопрос» и
уничтожить государство Израиль. Вместе со всеми его гражданами. И они не только
мечтают, но и активно действуют, пытаясь воплотить в реальность свои мечты.
Если они не умерли в прошлом
году, это значит, что в Рош
hа-Шана
их не внесли в список законченных злодеев? Но ведь они законченные злодеи. Так,
почему они все-таки не умерли?
Учителя эпохи Тосафот
(Франция, Германия, 12-13 вв.), комментируя высказывание раби Круспедая, пишут,
что тот, у кого заслуги превалируют над проступками, подобен тому, кто сжег
дотла всю Тору, не оставив от нее даже буковки. Но, если в делах человека
преобладают нарушения, значит он, как будто исполнил всю Тору до последней
буковки.
Час от часу не легче! Как это
следует понимать?
В действительности, мы не можем
абсолютно достоверно знать, кто злодей, кто праведник. Но, исходя из того, что
видят наши глаза, те люди, что занимают важные посты с жирными зарплатами, как
правило, далеки от праведности. И, наоборот, бедняки, еле-еле сводящие концы с
концами, обычно, становятся теми, кто посвятил себя Торе, заповедям и добрым
делам.
Таким образом, выходит, что тот,
кто полон «заслуг» — настолько, что смог продвинуться и занять важную должность,
на поверку оказывается негодяем, преследующим личную выгоду. А Тора, заповеди и
добрые дела — не входят в сферу его интересов. Поэтому можно сказать, что он их
«сжег».
Тот же, кто исполняет законы
Торы не ради наград и почестей, но во имя нее самой, ему засчитывается, как
будто он всю ее исполнил.
Тосафот уточняют, что в Рош
hа-Шана
приговоры, смертный или на жизнь — относятся не к миру, в котором мы живем, но к
Будущему миру.
Часто бывает так, что принято
решение, что человек удостоился Будущего мира. Значит, в этом мире ему посылают
испытания и страдания — чтобы в Будущий, вечный мир он пришел полностью
очищенным.
Тот же, кто утратил свое
будущее, бывает, катается, словно сыр в масле, в настоящем. Так с ним
рассчитываются за его прошлые заслуги.
на основе комментария Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3. Кто умом не тянет на
мудреца — подражает в одежде
В нашей недельной главе об
особых отношениях между Яаковом и Йосефом сказано: «А Исраэль любил Йосефа более
всех сыновей, поскольку тот был ему сыном старости. И он справил Йосефу длинную
полосатую одежду» (Берешит, гл. 37, ст. 2-3).
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 10) Учителя дают важную рекомендацию по воспитанию.
Отец не должен выделять кого-то
из детей перед остальными. Ведь мы уже имеем печальный опыт. Из-за того, что
Яаков почтил Йосефа шелковой рубахой, другие братья стали ему завидовать и
возненавидели его. Эта ненависть в итоге, привела к тому, что вся семья Яакова
спустилась в Египет, и через несколько поколений, все они были порабощены.
Но разве можно сказать, что
полосатая шелковая рубаха Йосефа стала причиной египетского галута,
изгнания?
Ведь решение об этом было
вынесено еще во времена Авраама. Когда Всевышний заключал с ним завет, Он
объявил: «Ты должен знать, что пришельцами будут твои потомки в чужой стране, и
их поработят» (Берешит, гл. 15, ст. 13).
В нашей недельной главе далее
сказано, что Яаков отправил Йосефа проведать братьев из долины Хеврона (там же,
гл. 37, ст. 14).
Но, ведь известно, что Хеврон
расположен в горах. Так о какой долине идет речь?
Под долиной или низиной
подразумевается глубина замысла — начать реализацию сказанного («пришельцами
будут твои потомки в чужой стране»). А Хеврон — место, где покоится Авраам,
которому и было объявлено о египетском рабстве.
Но причем здесь тогда полосатая
рубаха Йосефа?
Действительно, решение о
галуте было принято еще при жизни Авраама, но причина нашлась лишь в момент,
когда Йосеф получил в подарок полосатую рубаху.
Изгнание не могло начаться на
пустом месте. Изгнание — это наказание. К нему должна была привести провинность
или прегрешение.
Яаков, выделив Йосефа особой
одеждой, сделал первый шажок в сторону Египта. Зависть и ненависть братьев
запустили процесс постоянного движения. А продажа Йосефа, уже окончательно
переместила его в Египет.
В наше время произошла сильная
девальвация титулов. Всех, кого ни попадя величают раввинами и даже гаонами. Мы
уже дошли до того, что титул раввина или гаона используют тогда, когда хотят
показать, что их носитель — мужчина, а не к женщина.
То есть некогда весьма почетные
звания сейчас свидетельствуют не об особой мудрости, и даже не об уровне знаний,
но — только о половой принадлежности.
Впрочем, инфляция в сфере званий
и титулов началась еще во времена Талмуда.
В трактате Шаббат
(лист 145) рассказывается о людях, живших в Вавилоне, которые хотели выглядеть
учеными мужами. Правда, ученостью и знаниями они не обладали. Тогда они решили
для создания образа — одеваться подобно мудрецам Торы. Встречают же, как
известно, по одежке.
Учителя выстроили систему званий
для мудрецов Торы. Так, учителя и наставника называли рав. Того, кто по уровню
знаний превосходил рава — раби или ребе. На более высокой ступени знаний, стоял
рабан. А самым почетным титулом было имя. Просто имя, без всяких добавок.
Тех, кто был действительно велик
в знании Торы — звали только по имени. Те же, кто имел к Торе весьма условное
отношение, старались создать себе имидж мудреца за счет внешних факторов, таких,
как одежда.
Увидев Йосефа в шелковой
полосатой рубахе, братья решили, что, таким образом, им пытаются продать
новоиспеченного гаона. Причем, его познания в Торе заменяет рубаха,
подобной которой ни у кого нет.
Если бы так было на самом деле,
братья сделали бы Йосефа объектом насмешек. Может, презирали бы его, но — не
ненавидели.
Когда же они поняли, что рубахой
здесь дело не ограничивается, и Йосеф в действительности превосходит их
мудростью, и поэтому отец любит его — они стали его ненавидеть, и более не могли
говорить с ним мирно.
Так продажа Йосефа стала
неизбежной...
на основе комментария рава Симхи-Зисела Бройде
(глава йешивы «Хеврон», 1912-2000 гг.)
4. Отвечает ли человек
за свои сны?
В нашей недельной главе
рассказывается о непростых отношениях Йосефа с братьями. И мы читаем: «И
приснился Йосефу сон, и он поведал братьям своим, и они еще больше возненавидели
его» (Берешит, гл. 37, ст. 8).
Возникает вопрос: как можно
ненавидеть за сон? Разве человек отвечает за свои сновидения? Если Всевышний
через сон пытается контактировать с человеком — чем тот виноват?
Но в Талмуде (трактат
Берахот, лист 55) сказано, что человек видит во сне то, к чему наяву
стремилось его сердце.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) разъясняет, что то, о чем человек мечтал днем — приснится ему ночью.
Из этого следует, что человек,
все же несет ответственность за свои сны. Ведь дневные желания и мысли — в его
власти.
Йосефу приснилось, что снопы
братьев поклонились его снопу.
Отсюда братья сделали вывод, что
Йосеф жаждет преклонения и мечтает о власти. Только обычно подобные желания,
если они действительно имеют место — люди стараются скрыть, и уж точно не
выставляют их на всеобщее обозрение. Если бы у Йосефа были такие мысли, он не
стал бы рассказывать о своих снах.
Сны, вызванные дневными
желаниями и мечтами, не несут в себе информативную нагрузку и не имеют никакой
ценности. Только если человек увидел во сне то, о чем он вообще не думал наяву,
и не имел к увиденному никакого отношения, даже косвенного — тогда, возможно,
сон имеет значение. И можно допустить, что так к нему обращаются Свыше, чтобы
установить контакт и передать некую информацию.
Йосеф считал, что братья
ненавидят его абсолютно напрасно. Рассказывая им свой сон, он трижды повторяет —
ве-hине
(и вот). Так обычно выражают удивление.
То есть Йосеф хочет передать
братьям, что то, что ему приснилось, удивляет его. Ведь он и не помышлял об
этом.
Йосефу снятся снопы, но и он, и
братья, и вообще вся их семья — были пастухами. Они пасли скот и никогда не
занимались земледелием. Так что, днем Йосеф мог размышлять об овцах или о
телятах, но не о стогах или снопах. И тем более, вознесение его снопа над
снопами братьев и поклонение снопов братьев его снопу — не могло занимать мысли
Йосефа в течение дня. А если так, то сон его — не пустая галиматья, не
трансформация образов, виденных днем. Но — сообщение о будущем.
И действительно, сон этот
предупреждал о хлебном кризисе, во время которого братья ходили за хлебом в
Египет и там поклонились Йосефу.
на основе комментария Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. Как отличить
малаха от человека
Яаков отправляет Йосефа
проведать братьев. Но тот не находит их. Тогда некий человек подсказывает ему
куда идти. Как сказано: «И нашел его незнакомец (в оригинале — иш)
блуждающим в полях. И спросил...» (Берешит, гл. 37, ст. 15).
Незнакомец — это малах (в
условном переводе — ангел) Гавриэль, — разъясняет в своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век).
Возникает вопрос: откуда видно,
что встреченный Йосефом незнакомец был не человеком (хотя Тора называет его
именно иш), но — малахом?
Частенько случается, что в
ситуации, когда человек не может найти нужный адрес, он обращается к прохожему с
просьбой указать, как добраться до места. Но еще ни разу не бывало, чтобы
человек шел по улице, и к нему обратился бы некто, говоря: «Может, ты хочешь
знать, как выйти на такую-то улицу? Так я могу показать!».
Обычно, тот, кто нуждается в
помощи, ищет, у кого спросить. И еще не факт, что он спросит того, кого надо.
Один человек шел по центру
Тель-Авива и обратился к одному из прохожих:
— Простите, не подскажете,
который час?
— Ты спросил, который час? —
откликнулся тот. — Что ж, идем со мной!
Они вошли в высотное здание и
поднялись на один из последних этажей. Незнакомец подвел его к окну и указал
вниз:
— Смотри сколько народу на
улицах, но тебя угораздило обратиться именно ко мне!
Мы видим, что люди, даже если к
ним обращаются лично — не всегда помогают. Но чтобы первому предложить помощь,
еще до того, как за ней обратились — такое бывает очень редко. И если такое
все-таки случается — о человеке, который предложил помощь, скажут, что он
попытался помочь. И не станут говорить, что он нашел того, кто нуждался в
помощи.
В нашем же фрагменте написано:
«И нашел его незнакомец». Нашел — потому что искал. А искал — ибо получил
задание найти.
Итак, не Йосеф искал, у кого
справиться о братьях, но — незнакомец сам, первым, обратился к Йосефу.
Эту странную ситуацию и
объясняет Раши, обращая внимание на то, что люди, как правило, так себя не
ведут. Ззначит, незнакомец — не был человеком. Это малах Гавриэль, —
сообщает нам Раши. И тогда все встает на свои места.
Гавриэль получил задание найти
Йосефа и позаботиться, чтобы того отправили в Египет.
Вспомним прошлую недельную главу
(Ваишлах). В ней описана такая история.
Когда Яаков оставил дом Лавана и
перевел своих жен и детей через реку — вспомнил о кувшинчиках, забытых на
противоположном берегу. Он оставил семью и решил вернуться за ними один.
Когда Яаков оказался на том
берегу, откуда недавно ушел — внезапно на него напал незнакомец, которого Тора
тоже называет иш. Как сказано: «И боролся с ним иш (человек)» (Берешит,
гл. 32, ст. 25).
Раши, объясняя, кем был тот
человек, говорит, что это — малах, покровитель Эсава. Он пришел, чтобы
напасть на Яакова и бороться с ним.
Мы видим, что Тора в обоих
фрагментах одно и то же слово — иш. Так, откуда Раши знает, в каком
случае речь идет о малахе Гавриэле, в каком — о покровителе Эсава?
Он очень четко определяет суть в
соответствии с описанием ситуации в каждом конкретном месте Торы.
Яаков оказался ночью один,
отделенный рекой от своей семьи — зная, что и ему и его семье грозит опасность.
Как в этой ситуации поступает
иш?
Атакует, чтобы навредить.
Понятно, что Яакову встретился
малах, покровитель Эсава, олицетворяющий зло. И когда Яаков, одержав
победу, просит его благословить, тот отвечает, что у него нет времени.
Сколько времени нужно на
благословение? Несколько секунд? Минута? И на это нет времени?
Понятно, что перед нами —
злодей, малах, покровитель Эсава.
Что же происходит в нашей главе?
Внезапно появляется человек, и,
видя, что подросток-еврей сбился с пути, не жалеет своего времени и спрашивает:
«как я могу помочь, что я могу сделать?». И сам вызывается помочь.
Раши объясняет, что так подобает
поступить малаху Гавриэлю. Ведь такое поведение олицетворяет добро.
на основе комментария рава Йоны Мецгера
(автор нескольких книг на темы еврейского мировоззрения законодательства;
Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания
своего отца, в стране Кенаан...».
И поселился
на иврите — вайешев.
Обсуждение главы
Вайешев
1. Предзаказ геулы
Наша недельная глава называется
Вайешев и начинается словами: «И поселился (вайешев) Яаков
на земле проживания своего отца, на земле Кенаана» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
В своем комментарии к этому
фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что только захотелось Яакову пожить спокойно
— тотчас постигло его вызванное раздором несчастье с Йосефом.
Здесь Раши использует слово «кафац»
(прыгнуло). То есть, несчастье с Йосефом как бы «прыгнуло на него», наскочило на
Яакова.
Почему Раши выбрал именно такую
аллегорию?
Дело тут не только во
внезапности.
Яаков поселился в Кенаане
с намерением осесть там, чтобы жить в гармонии и покое. В будущем эта земля
станет Эрец Исраэль.
Однако покой для Яакова мог
наступить только тогда, когда «взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору
Эсава, и настанет царство Всевышнего» (Танах, книга пророка Овадьи,
гл. 1, ст. 21).
Мы видим, что Яаков ждал
окончательной геулы
И в самом деле. Мудрецы и
пророки испокон веков мечтали о приходе Машиаха не для того, чтобы управлять
миром, и не для того, чтобы всыпать язычникам, и даже не для того, чтобы
спокойно есть, пить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Но — для того,
чтобы освободиться от материальных проблем и заниматься только изучением Торы и
постижением ее Мудрости.
Но все же в мироздании
существует порядок и временная последовательность происходящих событий. Поэтому
окончательное избавление (геула) не наступит до тех пор, пока не выйдут
сроки всех намеченных изгнаний, отмерянных Свыше народу Израиля.
Всевышний увидел, насколько
Яаков жаждет начать «спокойную жизнь», жизнь, посвященную служению Ему, жизнь
без внешних помех, жизнь, которая возможна только после окончательной геулы.
И тогда Он «запустил скачок». Продажа Йосефа как бы выпрыгнула на Яакова,
перескочив через дни и даты. И — запустила череду событий, которые в итоги
привели сынов Израиля в Египет, под гнет фараона.
Пружина, движущая ход истории,
закрутилась быстрее, и время египетского рабства истекло раньше намеченного
срока, а значит, и окончательное избавление наступит с упреждением..
О главах Торы, чтение которых
выпадает на зиму, говорят, что они «одеты в теплые пальто на толстой подкладке».
Имеется в виду, что скрытый, внутренний смысл (подкладка) — намного толще,
богаче прямого понимания их текста. И глава Вайешев — самая «утепленная»
из всех. Ведь в ней намеком сообщается о геуле и о возможности скачка...
на основе комментариев Рамбама
(раби
Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и
рава Пинхаса Менахема Альтера
(известен
и как Пней
Менахем — по названию написанной им книги; Польша – Израиль, 20-й век)
2. Где справедливость
Написано в нашей недельной главе:
«И поселился Яаков на земле проживания своего отца, на земле Кенаана. Вот
родословие Яакова: Йосефу было семнадцать лет. И он пас овец со своими братьями»
(Берешит, гл. 37, ст. 1-2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
разъясняет, что стоило Яакову захотелось жить спокойно — тотчас постигло его
вызванное раздором несчастье с Йосефом.
Только праведные захотят жить
спокойно — Всевышний говорит: «Мало праведным того, что уготовлено им в мире
Грядущем. Так они еще хотят жить спокойно в этом мире?»..
Но ведь Яаков хотел жить
спокойно не ради себя, не для своего удовольствия, но — чтобы служить
Всевышнему, не отвлекаясь ни на что постороннее. Что же в этом плохого?
Раби Круспедай
(Эрец Исраэль, 3-й век) поведал в Талмуде (трактат Рош
hа-Шана,
лист 16) о трех книгах, которые Всевышний открывает в Судный день, в Рош
hа-Шана.
Книга законченных злодеев, куда
Творец записывает тех, кто из-за своих преступлений не переживет наступающий
год.
Книга полных праведников,
которые записываются в Книгу жизни.
Книга средних, которые в Рош
hа-Шана
вносятся в «список ожидания». Их судьба решается в Йом Кипур. Достойные —
примкнут к праведникам и будут жить. Те, кто будет признан недостойным —
разделят судьбу злодеев.
Этот рассказ о приговорах,
выносимых в Рош
hа-Шана
и Йом Кипур вызывает вопросы.
Возьмем, к примеру, Раши. Он
точно ни в каком году не мог оказаться в списке злодеев. Тогда, почему он умер?
С другой стороны, на арабских
территориях, в Ливане, в Сирии, в Иране, в Европе и Америке, да и в самом
Израиле живет немало антисемитов, ненавистников Израиля, мечтающих вслед за
Гитлером (да будет стерто его имя) раз и на всегда «решить еврейский вопрос» и
уничтожить государство Израиль. Вместе со всеми его гражданами. И они не только
мечтают, но и активно действуют, пытаясь воплотить в реальность свои мечты.
Если они не умерли в прошлом
году, это значит, что в Рош
hа-Шана
их не внесли в список законченных злодеев? Но ведь они законченные злодеи. Так,
почему они все-таки не умерли?
Учителя эпохи Тосафот
(Франция, Германия, 12-13 вв.), комментируя высказывание раби Круспедая, пишут,
что тот, у кого заслуги превалируют над проступками, подобен тому, кто сжег
дотла всю Тору, не оставив от нее даже буковки. Но, если в делах человека
преобладают нарушения, значит он, как будто исполнил всю Тору до последней
буковки.
Час от часу не легче! Как это
следует понимать?
В действительности, мы не можем
абсолютно достоверно знать, кто злодей, кто праведник. Но, исходя из того, что
видят наши глаза, те люди, что занимают важные посты с жирными зарплатами, как
правило, далеки от праведности. И, наоборот, бедняки, еле-еле сводящие концы с
концами, обычно, становятся теми, кто посвятил себя Торе, заповедям и добрым
делам.
Таким образом, выходит, что тот,
кто полон «заслуг» — настолько, что смог продвинуться и занять важную должность,
на поверку оказывается негодяем, преследующим личную выгоду. А Тора, заповеди и
добрые дела — не входят в сферу его интересов. Поэтому можно сказать, что он их
«сжег».
Тот же, кто исполняет законы
Торы не ради наград и почестей, но во имя нее самой, ему засчитывается, как
будто он всю ее исполнил.
Тосафот уточняют, что в Рош
hа-Шана
приговоры, смертный или на жизнь — относятся не к миру, в котором мы живем, но к
Будущему миру.
Часто бывает так, что принято
решение, что человек удостоился Будущего мира. Значит, в этом мире ему посылают
испытания и страдания — чтобы в Будущий, вечный мир он пришел полностью
очищенным.
Тот же, кто утратил свое
будущее, бывает, катается, словно сыр в масле, в настоящем. Так с ним
рассчитываются за его прошлые заслуги.
на основе комментария Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3. Кто умом не тянет на
мудреца — подражает в одежде
В нашей недельной главе об
особых отношениях между Яаковом и Йосефом сказано: «А Исраэль любил Йосефа более
всех сыновей, поскольку тот был ему сыном старости. И он справил Йосефу длинную
полосатую одежду» (Берешит, гл. 37, ст. 2-3).
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 10) Учителя дают важную рекомендацию по воспитанию.
Отец не должен выделять кого-то
из детей перед остальными. Ведь мы уже имеем печальный опыт. Из-за того, что
Яаков почтил Йосефа шелковой рубахой, другие братья стали ему завидовать и
возненавидели его. Эта ненависть в итоге, привела к тому, что вся семья Яакова
спустилась в Египет, и через несколько поколений, все они были порабощены.
Но разве можно сказать, что
полосатая шелковая рубаха Йосефа стала причиной египетского галута,
изгнания?
Ведь решение об этом было
вынесено еще во времена Авраама. Когда Всевышний заключал с ним завет, Он
объявил: «Ты должен знать, что пришельцами будут твои потомки в чужой стране, и
их поработят» (Берешит, гл. 15, ст. 13).
В нашей недельной главе далее
сказано, что Яаков отправил Йосефа проведать братьев из долины Хеврона (там же,
гл. 37, ст. 14).
Но, ведь известно, что Хеврон
расположен в горах. Так о какой долине идет речь?
Под долиной или низиной
подразумевается глубина замысла — начать реализацию сказанного («пришельцами
будут твои потомки в чужой стране»). А Хеврон — место, где покоится Авраам,
которому и было объявлено о египетском рабстве.
Но причем здесь тогда полосатая
рубаха Йосефа?
Действительно, решение о
галуте было принято еще при жизни Авраама, но причина нашлась лишь в момент,
когда Йосеф получил в подарок полосатую рубаху.
Изгнание не могло начаться на
пустом месте. Изгнание — это наказание. К нему должна была привести провинность
или прегрешение.
Яаков, выделив Йосефа особой
одеждой, сделал первый шажок в сторону Египта. Зависть и ненависть братьев
запустили процесс постоянного движения. А продажа Йосефа, уже окончательно
переместила его в Египет.
В наше время произошла сильная
девальвация титулов. Всех, кого ни попадя величают раввинами и даже гаонами. Мы
уже дошли до того, что титул раввина или гаона используют тогда, когда хотят
показать, что их носитель — мужчина, а не к женщина.
То есть некогда весьма почетные
звания сейчас свидетельствуют не об особой мудрости, и даже не об уровне знаний,
но — только о половой принадлежности.
Впрочем, инфляция в сфере званий
и титулов началась еще во времена Талмуда.
В трактате Шаббат
(лист 145) рассказывается о людях, живших в Вавилоне, которые хотели выглядеть
учеными мужами. Правда, ученостью и знаниями они не обладали. Тогда они решили
для создания образа — одеваться подобно мудрецам Торы. Встречают же, как
известно, по одежке.
Учителя выстроили систему званий
для мудрецов Торы. Так, учителя и наставника называли рав. Того, кто по уровню
знаний превосходил рава — раби или ребе. На более высокой ступени знаний, стоял
рабан. А самым почетным титулом было имя. Просто имя, без всяких добавок.
Тех, кто был действительно велик
в знании Торы — звали только по имени. Те же, кто имел к Торе весьма условное
отношение, старались создать себе имидж мудреца за счет внешних факторов, таких,
как одежда.
Увидев Йосефа в шелковой
полосатой рубахе, братья решили, что, таким образом, им пытаются продать
новоиспеченного гаона. Причем, его познания в Торе заменяет рубаха,
подобной которой ни у кого нет.
Если бы так было на самом деле,
братья сделали бы Йосефа объектом насмешек. Может, презирали бы его, но — не
ненавидели.
Когда же они поняли, что рубахой
здесь дело не ограничивается, и Йосеф в действительности превосходит их
мудростью, и поэтому отец любит его — они стали его ненавидеть, и более не могли
говорить с ним мирно.
Так продажа Йосефа стала
неизбежной...
на основе комментария рава Симхи-Зисела Бройде
(глава йешивы «Хеврон», 1912-2000 гг.)
4. Отвечает ли человек
за свои сны?
В нашей недельной главе
рассказывается о непростых отношениях Йосефа с братьями. И мы читаем: «И
приснился Йосефу сон, и он поведал братьям своим, и они еще больше возненавидели
его» (Берешит, гл. 37, ст. 8).
Возникает вопрос: как можно
ненавидеть за сон? Разве человек отвечает за свои сновидения? Если Всевышний
через сон пытается контактировать с человеком — чем тот виноват?
Но в Талмуде (трактат
Берахот, лист 55) сказано, что человек видит во сне то, к чему наяву
стремилось его сердце.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) разъясняет, что то, о чем человек мечтал днем — приснится ему ночью.
Из этого следует, что человек,
все же несет ответственность за свои сны. Ведь дневные желания и мысли — в его
власти.
Йосефу приснилось, что снопы
братьев поклонились его снопу.
Отсюда братья сделали вывод, что
Йосеф жаждет преклонения и мечтает о власти. Только обычно подобные желания,
если они действительно имеют место — люди стараются скрыть, и уж точно не
выставляют их на всеобщее обозрение. Если бы у Йосефа были такие мысли, он не
стал бы рассказывать о своих снах.
Сны, вызванные дневными
желаниями и мечтами, не несут в себе информативную нагрузку и не имеют никакой
ценности. Только если человек увидел во сне то, о чем он вообще не думал наяву,
и не имел к увиденному никакого отношения, даже косвенного — тогда, возможно,
сон имеет значение. И можно допустить, что так к нему обращаются Свыше, чтобы
установить контакт и передать некую информацию.
Йосеф считал, что братья
ненавидят его абсолютно напрасно. Рассказывая им свой сон, он трижды повторяет —
ве-hине
(и вот). Так обычно выражают удивление.
То есть Йосеф хочет передать
братьям, что то, что ему приснилось, удивляет его. Ведь он и не помышлял об
этом.
Йосефу снятся снопы, но и он, и
братья, и вообще вся их семья — были пастухами. Они пасли скот и никогда не
занимались земледелием. Так что, днем Йосеф мог размышлять об овцах или о
телятах, но не о стогах или снопах. И тем более, вознесение его снопа над
снопами братьев и поклонение снопов братьев его снопу — не могло занимать мысли
Йосефа в течение дня. А если так, то сон его — не пустая галиматья, не
трансформация образов, виденных днем. Но — сообщение о будущем.
И действительно, сон этот
предупреждал о хлебном кризисе, во время которого братья ходили за хлебом в
Египет и там поклонились Йосефу.
на основе комментария Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. Как отличить
малаха от человека
Яаков отправляет Йосефа
проведать братьев. Но тот не находит их. Тогда некий человек подсказывает ему
куда идти. Как сказано: «И нашел его незнакомец (в оригинале — иш)
блуждающим в полях. И спросил...» (Берешит, гл. 37, ст. 15).
Незнакомец — это малах (в
условном переводе — ангел) Гавриэль, — разъясняет в своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век).
Возникает вопрос: откуда видно,
что встреченный Йосефом незнакомец был не человеком (хотя Тора называет его
именно иш), но — малахом?
Частенько случается, что в
ситуации, когда человек не может найти нужный адрес, он обращается к прохожему с
просьбой указать, как добраться до места. Но еще ни разу не бывало, чтобы
человек шел по улице, и к нему обратился бы некто, говоря: «Может, ты хочешь
знать, как выйти на такую-то улицу? Так я могу показать!».
Обычно, тот, кто нуждается в
помощи, ищет, у кого спросить. И еще не факт, что он спросит того, кого надо.
Один человек шел по центру
Тель-Авива и обратился к одному из прохожих:
— Простите, не подскажете,
который час?
— Ты спросил, который час? —
откликнулся тот. — Что ж, идем со мной!
Они вошли в высотное здание и
поднялись на один из последних этажей. Незнакомец подвел его к окну и указал
вниз:
— Смотри сколько народу на
улицах, но тебя угораздило обратиться именно ко мне!
Мы видим, что люди, даже если к
ним обращаются лично — не всегда помогают. Но чтобы первому предложить помощь,
еще до того, как за ней обратились — такое бывает очень редко. И если такое
все-таки случается — о человеке, который предложил помощь, скажут, что он
попытался помочь. И не станут говорить, что он нашел того, кто нуждался в
помощи.
В нашем же фрагменте написано:
«И нашел его незнакомец». Нашел — потому что искал. А искал — ибо получил
задание найти.
Итак, не Йосеф искал, у кого
справиться о братьях, но — незнакомец сам, первым, обратился к Йосефу.
Эту странную ситуацию и
объясняет Раши, обращая внимание на то, что люди, как правило, так себя не
ведут. Ззначит, незнакомец — не был человеком. Это малах Гавриэль, —
сообщает нам Раши. И тогда все встает на свои места.
Гавриэль получил задание найти
Йосефа и позаботиться, чтобы того отправили в Египет.
Вспомним прошлую недельную главу
(Ваишлах). В ней описана такая история.
Когда Яаков оставил дом Лавана и
перевел своих жен и детей через реку — вспомнил о кувшинчиках, забытых на
противоположном берегу. Он оставил семью и решил вернуться за ними один.
Когда Яаков оказался на том
берегу, откуда недавно ушел — внезапно на него напал незнакомец, которого Тора
тоже называет иш. Как сказано: «И боролся с ним иш (человек)» (Берешит,
гл. 32, ст. 25).
Раши, объясняя, кем был тот
человек, говорит, что это — малах, покровитель Эсава. Он пришел, чтобы
напасть на Яакова и бороться с ним.
Мы видим, что Тора в обоих
фрагментах одно и то же слово — иш. Так, откуда Раши знает, в каком
случае речь идет о малахе Гавриэле, в каком — о покровителе Эсава?
Он очень четко определяет суть в
соответствии с описанием ситуации в каждом конкретном месте Торы.
Яаков оказался ночью один,
отделенный рекой от своей семьи — зная, что и ему и его семье грозит опасность.
Как в этой ситуации поступает
иш?
Атакует, чтобы навредить.
Понятно, что Яакову встретился
малах, покровитель Эсава, олицетворяющий зло. И когда Яаков, одержав
победу, просит его благословить, тот отвечает, что у него нет времени.
Сколько времени нужно на
благословение? Несколько секунд? Минута? И на это нет времени?
Понятно, что перед нами —
злодей, малах, покровитель Эсава.
Что же происходит в нашей главе?
Внезапно появляется человек, и,
видя, что подросток-еврей сбился с пути, не жалеет своего времени и спрашивает:
«как я могу помочь, что я могу сделать?». И сам вызывается помочь.
Раши объясняет, что так подобает
поступить малаху Гавриэлю. Ведь такое поведение олицетворяет добро.
на основе комментария рава Йоны Мецгера
(автор нескольких книг на темы еврейского мировоззрения законодательства;
Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения