ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

Ноябрь 30, 2020   14 Кислев 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 01.10.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.21)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.21)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Толдот”

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

 

Обсуждение главы Толдот

 

1. Молиться или разводиться 

 

В начале нашей недельной главы говорится о женитьбе Ицхака. Написано: «Когда Ицхаку минуло сорок лет, он взял себе в жены Ривку... Жена его была бесплодна, и Ицхак о ней молился Всевышнему. Тот ответил на его просьбу. И зачала Ривка, жена его» (Берешит, гл. 25, ст. 20-21).

Возникает вопрос: почему Ицхак, увидев, что его жена бесплодна, не женился на другой? На той, которая была способна родить ему детей. Зачем молиться, если можно повторно жениться?

Но у наших праотцов был пророческий дар. И Ицхаку было известно, что именно Ривка Свыше предназначена ему в жены. Поэтому и сказано, что он «взял себе в жены Ривку».

Слово «себе» здесь кажется лишним. Вроде бы, и без него понятно, что Ицхак взял Ривку в жены — себе. Но в Торе этим словом подчеркивается, что Ицхак взял — свое, свой удел, свою судьбу, взял то, что предназначалось конкретно ему. Поэтому у Ицхака не было даже мысли о другой женщине, о новом браке. Он молился Всевышнему о Ривке, своей жене.

Пусть она была бесплодна — Ицхак был готов молиться и ждать, когда она сможет родить.

Есть здесь и другой непонятный момент. Почему сначала, в тексте Торы, сообщающем, что Ицхак молился Всевышнему о жене (чтобы та зачала), Ривка не названа по имени? Только после ответа Творца на его молитву, мы читаем — «и зачала Ривка, жена его».

Ицхак знал, что его мать, Сара, была бесплодна в течение 70-ти лет, пока Всевышний не изменил ей имя с Сарай на — Сара.

«Так может и Ривке надо изменить имя?», — думал Ицхак. Поэтому и не называл ее в молитве по имени.

Однако Творец ответил на молитву Ицхака так, что Ривка зачала и без необходимости изменения имени. Поэтому и написано: «Всевышний ответил на его просьбу. И зачала Ривка, жена его».

Праотцы, как уже сказано, были пророками, знали и соблюдали Тору. А в ней (трактат Авот, гл. 5, мишна 21) говорится, что жениться нужно рано — по достижению 18-ти лет. Так почему же Ицхак тянул с этим до сорока?

На полях отметим, что Ицхак, обладая пророческими способностями и будучи вполне зрелым мужчиной, в выборе невесты полностью доверился отцу.

А теперь ответим на вопрос о брачном возрасте Ицхака.

Дело в том, что Ицхак знал: лучше Ривки ему не найти. Но Ривка была слишком мала для женитьбы. Поэтому Ицхак ждал, когда она подрастет и достигнет подобающего возраста. А это произошло лишь тогда, когда ему самому минуло 40 лет.

 

на основе комментариев раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под общим названием «Шней Лухот hа-Брит»; сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла;; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме)

 и рава Мешулама Иссахара Горовица

(глава раввинского суда города Станислава, ныне — Ивано-Франковск, автор книги «Кли Хемда»; Польша, 1804-1884 гг.)

 

 

 

 

2. Почему нужно навещать больных

 

В нашей недельной главе говорится, что жена Ицхака, Ривка испытывала трудности с деторождением. Приводится и реакция Ицхака на это. Сказано, что он — «молился Всевышнему в присутствии жены» (Берешит, гл. 25, ст. 21).

Мы видим, что здесь подчеркивается, что Ицхак не просто молился о Ривке, о том, чтобы она зачала, но — находясь с ней рядом. Значит, это имеет значение. Но — какое?

Действительно, какая разница — молиться в присутствии жены или в ее отсутствие? Разве не главное — что он вообще молился о ней?

Постараемся это выяснить.

В Талмуде (трактат Недарим, лист 40) рассказывается такая история.

Заболел ученик раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век), тяжело заболел. И никто его не навещал. Он лежал один, совершенно беспомощный, а болезнь все усиливалась и усиливалась.

Когда раби Акива пришел к нему, тот был уже очень плох.

Раби Акива распорядился, чтобы в комнате больного сделали тщательную уборку, и комнату — проветрили. После этого больной пошел на поправку, а вскоре и полностью выздоровел.

— Раби, ты меня буквально оживил, — поблагодарил ученик Учителя со слезами на глазах.

— Тот, кто не навещает больного, — ответил ему раби Акива, — как будто бы проливает его кровь.

К такому выводу пришел великий Учитель.

Но почему же не достаточно помолиться о выздоровлении больного в бейт кнессете (синагоге), почему надо идти к нему в дом и молиться там?

Если молятся о выздоровлении человека, которого нет среди молящихся — нужно упомянуть его имя и имена его родителей. Иначе молитва будет безадресной.

Вместе с тем, в молитве не следует называть имена злодеев.

Но что предпринять в ситуации, когда родители были сомнительной репутации? Упоминать имена злодеев нехорошо, а молитва без имен может не возыметь действия.

Как поступить в этой ситуации?

Нужно прийти в дом больного и молиться в его присутствии. Тогда можно не называть имен. Ведь и без имен ясно, о ком идет речь.

Отец Ривки, Бетуэль, был злодеем. В молитве его имя не надо было упоминать. Поэтому Ицхак молился о Ривке в ее присутствии.

Теперь пришло время выяснить, о чем именно просил Ицхак у Всевышнего?

Конечно же, он хотел наследника, хотел сына. И не просто сына, но сына — смышленого, умного.

Откуда это известно?

Это следует из нашего фрагмента.

Написано в Танахе: «Умный сын радует отца, а глупый — горе матери» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 1).

Это высказывание вызывает, по меньшей мере — удивление. Разве умный сын радует только отца? А глупый — становится причиной печали только для матери?

Когда рождается ребенок, каким бы он ни был, умным или глупым — отец всегда рад. Ведь ему зачтется выполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь».

На мать эта заповедь не распространяется. Поэтому у нее нет причин радоваться рождению неумного сына.

Когда рождается ребенок, одаренный, с незаурядными умственными способностями, отец его радуется вдвойне — радуется исполнению заповеди и рождению умного сына.

Ицхак молился не только о себе, о своей радости, он хотел порадовать еще и жену. Таким образом, он молился не просто о сыне, но о сыне мудром.

Выражение «ле-нохах ишто» мы перевели — «в присутствии жены». Но оно также означает и — «ради жены».

Выходит, Ицхак просил Творца, чтобы рождение ребенка обрадовало не только его, но и Ривку.

 

на основе комментария рава Шимона Софера

(раввин Матерсдорфа и Кракова; Австро-Венгрия, 1820-1883 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

По ошибке записался христианином. Теперь консул отказывает в репатриации…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля