ЦАВ 
ПЕСАХ
начинается вечером
8 апреля
"Песах. Шаббат холь а-моэд"
ЦАВ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"Песах. Шаббат холь а-моэд"

Апрель 7, 2020   13 Нисан 5780

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАИКРА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И воззвал к Моше...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И воззвал на иврите — ваикра.

 

Обсуждение главы Ваикра

 

1. Кто — хуже падали

 

Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И мы читаем: «И воззвал Всевышний к Моше…» (Ваикра, гл.1, ст.1).

В Мидраше Ялкут Шимони (на книгу Ваикра, гл. 1, раздел 429) Учителя, комментируя этот фрагмент, говорят, что если у мудреца нет верного понимания (в оригинале использовано слово даат) — он хуже падали.

Возникает вопрос: каким образом комментарий о падали связан с обращением Всевышнего к Моше?

И еще, что это за понимание такое, без которого мудрец подобен падали? Бывают ли мудрецы — без понимания?

На эти вопросы нам поможет ответить такая история.

Около 240 лет назад в Австро-Венгрии вышел указ, согласно которому запрещалась деятельность еврейских учебных заведений для детей. Все дети должны были проходить обучение в общеобразовательных австрийских школах.

Раввины того поколения, естественно, выступили против жестокого и опасного указа, ставящего под угрозу существование еврейского народа. Ведь, там где нет еврейского традиционного образования, значимо ускоряется процесс ассимиляции, смешения евреев с другими народами. В итоге происходит растворение в общей массе и — исчезновение.

В то же время один из сторонников ассимиляции евреев, активный участник движения «hаскала» (просвещение), написал книгу под названием «Слова мира и правды». В ней он попытался изложить свой взгляд на учебу еврейских детей в общеобразовательных школах.

По его мнению, это должно было принести несомненную пользу. В качестве центрального доказательства своей точки зрения, автор использовал названный нами Мидраш. В частности — ту самую фразу, где говорится о том, что мудрец, у которого нет верного понимания — хуже падали. В государственных школах, по рассуждению автора книги, еврейские дети будут изучать различные предметы, и тем самым — разовьют свое понимание. Значит — станут не хуже падали, а может, даже и лучше. 

Единственная польза этой книги (кроме макулатурной) заключается в том, что она показывает, куда может завести неправильное понимание содержания Мидраша. Ведь использованное в нашем фрагменте из Мидраша слово «даат» означает — богобоязненность.

Мудрец, какой бы мудростью он ни обладал, он — хуже падали, если нет в нем трепета перед Небесами. И вот почему.

Падаль распространяет зловоние, отпугивающее людей.

Лишенный богобоязненности «мудрец» часто разбрызгивает вокруг духи мистики, плюется высосанными из пальца парадоксальными высказываниями, выдавая двусмысленность за глубину мышления. И люди за прилизанными текстами и пафосными интонациями — не всегда могут различить духовную падаль.

Падаль не пытается скрыть, что она падаль. Наоборот, каждого приближающегося к ней она предупреждает резким запахом.

Потерявший стыд и совесть «мудрец» — старается распространить свое пагубное влияние на как можно большее число людей. И этим он — хуже падали.

К этой категории можно причислить и тех «раввинов», которые, стремясь к наживе — например, выдают сертификаты о кашерности пищевым предприятиям и пунктам общепита, где кашрут соблюдается только на бумаге.

И если падаль может ввести в заблуждение только тех, кто на нее случайно наткнется, то распространители ложных свидетельств о кашруте — обманывают и провоцируют нарушения, независимо от того, где они находятся. Поэтому они — хуже падали.

 

на основе комментария рава Йехезкеля Ландо

(автор книги «Нода бе-Йеhуда»; Прага, 1713-1793 гг.)

 

      

2. Что должен сделать совершивший прегрешение, чтобы простилось ему

 

В нашей недельной главе говорится о приношениях (на иврите — корбанот; в ед. числе — корбан; см. на сайте Введение в трактат Талмуда Зевахим). И здесь об этом, в частности, сказано: «Когда человек из вас захочет совершить приношение Всевышнему…» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Приношение  — это один из возможных способов искупления провинностей.

В Мидраше Ялкут Йехезкель (раздел 358) дается подробная инструкция, разъясняющая, как добиться прощения тому, кто оплошал перед Всевышним. Она составлена в виде вопросов и ответов, и чем-то по стилю напоминает песню «Я спросил у ясеня». Быть может, автор этой песни черпал вдохновение из нашего Мидраша.

Но вернемся к Мидрашу и перескажем его содержание.

Я спросил у мудрости: что должен сделать совершивший прегрешение, чтобы простилось ему?

Мудрость облачилась в книгу Мишлей (Притчи царя Шломо; в русских переводах — Соломон), составленную мудрейшим из людей, и ответила цитатой из нее: «Злодеев преследует зло» (гл. 13, ст. 21).

Тогда я задал вопрос пророчеству: что должен сделать совершивший прегрешение, чтобы ему простилось?

Пророчество ответило мне устами пророка Йехезкеля: «Душа, преступившая закон — умрет» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 18, ст. 4).

Обратился я к Торе: что должен сделать совершивший прегрешение, чтобы ему простилось?

Пусть принесет корбан (приношение в Храме), и простится ему, — был ответ.

Тогда я воззвал к Всевышнему: что должен сделать совершивший прегрешение, чтобы ему простилось?

Он должен сделать тешуву, должен раскаяться в содеянном, и Я — прощу его.

Вы, наверное, обратили внимание, что ответ Торы отличается от ответа Всевышнего. При том, что Тору даровал Всевышний, и в ней записана Его Воля. Поэтому ее ответ не должен расходиться с ответом Творца. На самом-то деле эти ответы — и не расходится. 

Согласно Торе, чтобы искупить прегрешение — нужно принести корбан. Всевышний же разъясняет смысл корбана.

Слово «корбан» происходит от глагола «лекарев», то есть — «приближать». Прегрешение отдалило человека от Творца, возвело стену между ним и Всевышним. Корбан же — призван вернуть утраченную близость.

Каким образом?

Посредством тешувы, раскаяния, возвращения на путь Истины.

Таким образом, корбан без тешувы не имеет смысла. Приношение без тешувы — бессмысленное и даже преступное убийство животного.

Именно это разъяснение и добавил Творец к словам Торы.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

3. Всевышний милосерднее всех

 

Центральная тема всей книги Торы Ваикра, которая открывается нашей недельной главой с одноименным названием — служение коэнов (прямых потомков брата Моше Рабейну Аарона по мужской линии) в Мишкане (Переносном Храме).

При этом основным элементом этого служения было принесение «корбанот» (ед. ч. — корбан; чаще всего, объектами приношений были животные, отвечающие особым требованиям и посвящаемые Всевышнему).

О корбане говорится уже во второй фразе нашей главы. Как сказано: «Когда человек из вас захочет принести корбан Всевышнему, из скота, из крупного и из мелкого, приносите его» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Корбан приближал человека к Творцу, искупал прегрешения, которые отдалили человека от Творца.

В Мидраше Ялкут Йехезкель (раздел 358) рассказывается о духовном поиске человека, совершившего прегрешение и теперь ищущего возможность его исправить, искупить свою вину.

Он спрашивает у мудрости, что должен сделать совершивший прегрешение, чтобы оно простилось ему?

И мудрость отвечает ему цитатой из книги Мишлей (Притчи царя Шломо; гл. 13, ст. 21): «Злодеев преследует зло».

Затем он задает этот вопрос пророчеству. И пророчество отвечает словами пророка Йехезкеля (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 18, ст. 4): «Душа, преступившая закон — умрет». То есть, цена искупления — смерть.

Но человека, ищущего верный путь, это не останавливает. И он с тем же вопросом обращается к Торе, которая отвечает: «Пусть принесет корбан, тогда простится ему».

Не остановившись на этом, человек адресует свой вопрос высшей инстанции, Всевышнему.

«Сделай тешуву, раскайся в содеянном, и Я прощу тебя», — ответил Творец.

Это — первое знакомство с Мидрашом. А теперь приглядимся к нему с большим вниманием. Какой вывод напрашивается из сказанного в нем?

Мера суда, о которой говорит пророк Йехезкель, проявляет милосердие к животным и наказывает людей. С этой точки зрения — провинившийся человек, скорее, заслуживает смерти, нежели невинные представители животного мира. 

В противоположность мере суда — Тора, спасает человека, искупив его животным. Животным, не совершившим ничего дурного и не имевшим никаких изъянов.

Всевышний же позаботился обо всех. Он предложил решение, при котором и, образно говоря, и люди «будут сыты и овцы — целы». Словом — не пострадают ни люди, ни звери. И все — благодаря тешуве. 

Итог духовным исканиям нашего героя подводит царь Давид: «Человека и животное, — пишет он, — спасает Всевышний» (Теилим — Псалмы царя Давида; гл. 36, ст. 7).

Многие пытаются разрешить проблему, но ключ к решению — только у Творца мира. И Он протягивает его человеку. Ключ этот называется — тешува.

Если человек впустит тешуву в свое сердце — хорошо будет не только ему, но и всем вокруг.

Теперь вернемся к нашей фразе.

В ней, по сути, говорится о том же, что и в Мидраше.

Перечитаем ее — «Когда человек из вас захочет принести корбан Всевышнему». Обращает на себя внимание выражение — «из вас». Оно означает, что тот, кто совершил прегрешение, должен принести корбан «из себя самого». Пусть наденет лохмотья, посыплет голову пеплом, пусть проводит время в изучении Торы и в молитвах. В итоге — он сломит свою гордыню, возьмет верх над собственным дурным началом (на иврите — йецер hа-ра), сожжет в посте свой жир (какую-то его часть)... Это и будет его приношением, самым желанным в глазах Всевышнего.

Он, конечно, может, как сказано в Торе, принести корбан «из скота, из крупного и из мелкого». Но для Творца — важна тешува.

 

на основе комментария рава Йосефа Мейера Вайса

(автор книги «Имрей Йосеф», основатель хасидского двора Спинка; Бессарабия, 1838-1909 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Дети мои соблюдают шаббат, но оказалось, что мы неевреи…


Поиск по сайту:


Поведение Зимри — бунт?


Нападение во имя защиты?


Кто устанавливает в доме правила?


Две модели связи с Творцом


Целебный витамин


Переговоры с подростком


Очередная ложь Аббаса


Кто такой Цур?

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля