Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение главы
Толдот
1. Соблюдай
дистанцию
Ривка долгое время была
бездетна. И вот, наконец, наступила долгожданная беременность. Только протекала
она неспокойно. Об этом читаем: «И толкались сыновья в ее утробе» (Берешит,
гл. 25, ст. 22).
Выходит, Яаков и Эсав враждовали
даже не с рождения, но — еще до него.
Понятно, что эта
экзистенциональная вражда родилась не на пустом месте. Всевышний обозначил так
невозможность их сближения. Яакову предписано держать дистанцию с Эсавом,
невзирая на то, что номинально они — братья.
Рассмотрим два химических
препарата, один из которых обладает важными и редкими свойствами. Когда он
вступает в контакт с другим — начинается реакция, в результате которой все его
свойства пропадают, и он становится абсолютно индифферентным.
Подобно этому, потомки Яакова,
сближаясь с другими народами, теряют свою аутентичность, понижают духовный
уровень и начинают отходить от Торы. Поэтому, Всевышний установил
«предохранительный клапан», который срабатывает, если сближение переходит
допустимые границы. И тогда в народе, среди которого живут евреи, пробуждаются
вражда и ненависть к ним.
Когда сыны Израиля перестают
отделять себя от народов мира, те начинают отталкивать Израиль, принимая
антиеврейские и антиизраильские законы, накладывая санкции, устраивая теракты и
погромы.
Один из прошлых министров
образования Израиля разработал и начал активно внедрять программу по сближению
еврейской и арабской молодежи. Под эгидой министерства образования стали
устраивать совместные мероприятия и для учебы и для досуга — всевозможные походы,
слеты, форумы, вечеринки. Для их проведения выделили огромный бюджет. Перед
организаторами реализации этой программы поставили цель — стереть различия между
евреями и арабами так, чтобы они стали единым народом.
Многие раввины и здравомыслящие
общественные деятели забили тревогу, и выступили против разрушения оград,
попрания традиций, что неминуемо приводит к смешанным бракам. Только,
ослепленный своей бредовой идеей, министр не пожелал прислушаться к голосу
разума.
Впрочем, плодов его инициатива
так и не принесла. Точнее принесла, но совсем не те, которых он ожидал. Началась
первая интифада, а вскоре, вслед за ней — и вторая.
Арабы стали устраивать
беспорядки, поджоги, нападать на евреев, терроризировать израильское население и
громить все вокруг.
Как только сыны Израиля пытаются
сблизиться со своими арабскими соседями, в тех самым непостижимым образом
вспыхивает ненависть и особая жестокость. И, вместо сближения — происходит
отдаление. Так реализуется Воля Всевышнего.
В конце 19-го века евреи
восхищались немцами и Германией. Ради того, чтобы сблизиться и породниться со
столь культурным и просвещенным народом, они изобрели лозунг — «быть евреем дома
и немцем на улице».
В ответ на столь беззаветную
любовь, культурные и просвещенные люди отправили миллионы евреев в лагеря смерти.
Как-то два еврея встретились на
улице. В детстве они дружили, учились в хедере (традиционное еврейское учебное
заведение для детей), только один остался верен Торе и заповедям, а другой
поддался онемечиванию и уже мало походил на еврея.
Тем не менее, он был рад встрече
с одноклассником и охотно придался воспоминаниям:
— Дружище, а помнишь, как мы
сидели за одной партой, и ты мне чинил карандаш, а я тебе одалживал ластик?
— Конечно, помню, только больше
не называй меня «дружище». Мы с тобой по разные стороны баррикад.
Когда в утробе матери Яаков
приближался к Эсаву, тот начинал его нещадно лупить. И этот «урок» потомки Эсава
повторяли не раз. Из поколения в поколение, на протяжении всей истории...
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий
Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша –
Германия, первая половина 18-го века)
2. Чем старше — тем сильней и отчетливей различия
Написано в нашей недельной главе:
«И выросли мальчики. И стал Эсав искусным ловцом зверей, человеком поля, а Яаков
— человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).
Фраза «и выросли мальчики»
кажется здесь лишней. Ведь и так понятно, что Эсав стал «искусным ловцом
зверей», когда вырос. Ведь маленький ребенок не годится в охотники.
Также и черты, характеризующие
Яакова, формировались в нем по мере взросления.
Так для чего Тора сообщает нам,
что мальчики подросли?
Объясню это притчей.
Орел свил гнездо на вершине
утеса, высоко под облаками. Но один маленький птенчик вывалился из него и упал в
глубокую расселину. К счастью, он не разбился, а отделался, лишь, легким
испугом. Хоть и высота была огромной, но ветви раскидистого дерева затормозили
падение, а густая трава сыграла роль амортизатора.
Так орленок оказался среди коз и
ягнят. Он рос вместе с ними, и поначалу никак не выделялся из общей массы
бекающих и мекающих.
Но вот, у него прорезались
крылья, и однажды он воспарил над стадом и вознесся к горным вершинам — туда,
куда никакой баран не доберется.
Впрочем, охотясь, он снижался. И
однажды его увидел молодой козел, который с ним вместе рос. Он узнал и окликнул
бывшего птенчика, а ныне грозного орла, поприветствовал и назвал братом.
Но орел не выказал особой
радости.
— Да, я рос с тобой и не
стеснялся твоей компании, потому что у нас было нечто общее. Но с тех пор, как я
обрел крылья, а ты рога, у меня нет никакого желания водить дружбу с тобой и с
подобными тебе...
Яаков и Эсав действительно росли
вместе, в одном доме. Но по мере взросления их различия становились все заметнее
и заметнее. Пока о разнице между ними не стали говорить: «Да это просто небо и
земля!».
Яаков поднимался по лестнице
духовности, чистоты и святости. А Эсав становился все более грубым и
заматериализованным.
Поэтому в Торе и сообщается об
их взрослении — именно оно открыло новый этап в их жизни, когда каждый пошел
своим путем.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Огородник и
виноградарь
Написано: «А Яаков был человеком
кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).
В комментарии к этому фрагменту
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) отмечает, что под «шатрами Яакова» подразумеваются места
изучения Торы.
Но в чем разница между
человеком, сформировавшимся как личность в результате учебы, и тем, кто Тору не
изучал?
Объясню это с помощью притчи.
У царя во владении были
прекрасные земельные угодья. И он поделил свою землю на два участка и отдал их в
аренду двум большим специалистам в сельском хозяйстве.
Каждый из них трудился, не
покладая рук. И в итоге оба собрали богатые урожаи.
Один вырастил прекрасный
виноград, лучше которого не было во всей стране. Другому удалось собрать первые
овощи задолго до того, как они появились на рынке.
Виноградарь сложил лучшие грозди
в корзину и отослал ее царю. Огородник наполнил лукошко своими первосортными
овощами, позаботившись, чтобы они были доставлены в царский дворец.
Царь пригласил обоих на
торжественный обед, но отнесся к ним не одинаково. Виноградаря он окружил
небывалым почетом, а с огородником разговаривал снисходительно.
Тот никак не мог понять причину
столь предвзятого, как ему показалось, отношения. И по завершению пира, тотчас
же обратился к мудрецу, советнику царя, за разъяснениями.
— Подожди несколько дней, —
сказал советник, — и ты увидишь, как рынок заполнится овощами. Сразу цены пойдут
вниз. И если ранние овощи могли себе позволить только очень состоятельные люди,
то в сезон ими уже будут кормить скот. Хороший же виноград высокого качества,
всегда трудно достать, поэтому он постоянно будет в цене.
Любая вещь в нашем мире ценится,
исходя из того, насколько редко она встречается и насколько трудно ее
заполучить. Так медь более распространена, по сравнению с золотом. Поэтому
золото — дороже меди.
Постижение Торы требует усилий,
открытия в ней сродни редким жемчужинам, которые опытные ныряльщики достают из
морских глубин. Поэтому Тора всегда будет дорогой и желанной.
Люди, как правило, стараются
быстрее разделаться со своей работой и освободить время для себя. Те же, кто
по-настоящему изучают Тору, стараются выкроить и высвободить время для нее.
Рассказывают о Хафец Хаиме
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), что, вернувшись из
поездки, он первым делом снял с полки книгу и сел с ней к столу. При этом он
снимал с себя пальто. Но так быстро и глубоко погрузился в учебу, что успел
вынуть руку только из одного рукава. Когда, спустя несколько часов принесли
обед, он все еще сидел в невероятной сосредоточенности, склоненный над книгой, с
одной рукой в рукаве...
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
4. Праведника от злодея
можно отличить по кишкам
Когда Ривка столкнулась с
осложнениями при беременности, ей было предсказано, что из ее утробы (дословно —
кишок) выйдут два народа, чьи пути разойдутся (Берешит, гл. 25,
ст. 23).
Когда хотят определить праведник
человек или злодей, это можно сделать по кишкам. Тот, кто усердно изучает Тору,
может сказать о себе: «И Тора Твоя внутри меня (у меня в кишках — если
переводить дословно)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст.
9).
Бывает, человек проголодался или
устал, но он все равно продолжает учиться с прилежанием и усердием, невзирая на
пустоту в животе.
Но разве можно нормально
учиться, когда кишки играют марш?
Можно, если в них Тора!
О злодеях сказано, что их чрево
(дословно — кишки) оскудевает (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 13,
ст. 25).
Здесь идет речь о чувствах
нечестивца. Ему все время кажется, что его пузо оскудевает, поэтому он постоянно
занят тем, как бы его поплотнее набить, да и об удовлетворении других своих
вожделений не забывает.
Во фразе «Два народа выйдут из
кишок» — подразумеваются праведный Яаков и злодей Эсав. Разницу между ними видно
«по кишкам». В кишках у Яакова — Тора, а у Эсава — чечевичная похлебка.
Но ведь чечевица при варке
меняет свой цвет. Она может стать серой, или, даже черной. Так почему же Эсав
требовал именно «этого красного, красного» (Берешит, гл. 25, ст.
30)?
Потому что «чрево злодеев
оскудевает». Эсав так торопится наполнить свой живот, что не в силах ждать пока
чечевица просигнализирует о своей готовности изменением цвета. Он готов съесть
ее недоваренной, красной.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 63) говорится, что Эсав требовал, чтобы
Яаков влил похлебку в него, как будто он верблюд.
Если хотят лучше узнать
человека, выяснить, насколько он прям и честен, обладает ли богобоязненностью —
нужно понаблюдать за тем, как он ест.
Праведник омывает руки и
произносит благословение, ест не спеша и немного, только, чтобы утолить голод,
проявляет за столом скромность и хорошее воспитание. Злодей же набрасывается на
еду, уплетает за обе щеки и все никак не насытится.
«Праведник ест досыта, а чрево
злодеев — оскудевает»...
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(широко известен как Хида — аббревиатура, составленная из первых букв его
полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал
Яаков посланников перед собой, к Эсаву,
брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
1. Военная хитрость
Евреи за свою историю множество раз
подвергались опасности уничтожения. В
каждом поколении поднимается враг,
мечтающий нас истребить. Мы учимся жить в
противостоянии нашим смертельным врагам.
А началось все в ту далекую пору, когда
Яаков со своей семьей и пожитками
возвращался в отчий дом после долгого
отсутствия. Его путь пролегал рядом с
землей Сеир — местом, где обитал его брат-близнец
Эсав.
Эсав вышел навстречу, прихватив с собой
небольшую армию в 400 человек. Услышав об
этом Яаков не на шутку встревожился. Он не
испытывал иллюзий в отношении чувств
своего брата, и поэтому начал тщательно
готовиться к встрече.
Важно проследить за этими
приготовлениями — наверняка, многое
пригодится и нам. Ведь с тех пор, если, что и
изменилось, то только не ненависть. Ее Эсав
сумел передать своим потомкам в лучшем виде.
А то, что Эсав ненавидит Яакова, так это, как
говорится в Талмуде — закон (hалаха), не
подлежащий сомнению.
Итак, Яаков делит всех домочадцев на два
отряда, вверяя каждому отряду половину
своего имущества. И в Торе об этом написано:
«Если нападет Эсав на один отряд и разобьет
его — другой спасется» (Берешит, гл.
32, ст. 9).
Каким образом спасется? Успеет убежать,
пока Эсав будет громить первый отряд? Или
разгромив первый отряд, Эсав остынет,
охладит свой гнев и смилуется над вторым? А
может, к тому времени подоспеет помощь от
Всевышнего?
Эти вопросы помогают оценить опасность
ситуации, в которой оказался Яаков.
А Учителя усматривают в этом важное
правило. «Никогда не прячьте все свое
богатство в одном углу», — наставляют они в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 76).
Но ведь Эсав с четырьмя сотнями своих
головорезов представлял опасность не
только имуществу Яакова, но в первую
очередь — ему самому и всем его близким.
И Яаков был готов к этому, — отмечает Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
— И действовал в трех направлениях. Он
отправил брату дары — в надежде задобрить
супостата. Молился Всевышнему — ибо, от
кого спасение — если не от Него. И, наконец
— вел военные приготовления.
О дарах Яакова подробно написано в нашей
главе. Здесь же воспроизводится и молитва
Яакова.
Но в чем состояла суть его военной
доктрины?
Об этом читаем в комментарии Рамбана (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.).
Свое разъяснение Рамбан предваряет
цитатой из Танаха — «Мудрость лучше
боевого оружия» (Коэлет, гл. 9, ст. 18).
Мудрость Яакова — против боевого оружия
Эсава и его банды.
Так как же поступил Яаков? Что сумел он
противопоставить своим врагам?
Хорошо вооружившись, люди Яакова, сверху
надели белые мирные одежды, полностью
скрывавшие под собой оружие.
Мы видим, что в военном плане, Яаков сделал
ставку на внезапность. Эту идею взяли на
вооружение лучшие полководцы всех времен и
народов. Действительно, самые
блистательные победы на поле боя
одерживали те, кто заставал противника
врасплох.
К военным приготовлениям можно отнести и
то, что Яаков отдалил один отряд от другого
на расстояние дня пешего пути.
Но какой в этом был смысл?
В тексте нашей недельной главы
воспроизводятся слова Ривки, матери Яакова
и Эсава. «Зачем мне терять вас обоих в один
день» (Берешит, гл. 27, ст. 45), —
говорит она.
В пророческом видении открылось ей, что ее
сыновья умрут в один день. Яаков запомнил
сказанное матерью. И построил на этом свой
расчет. Теперь, даже если ему будет суждено
погибнуть в бою — Эсав недолго будет
праздновать победу. Смерть настигнет его до
того, как он доберется до второго отряда. А
значит, часть семьи Яакова — уцелеет.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Лучшая из молитв
Яаков с семьей возвращается в отчий дом,
но дорогу ему преграждает его брат Эсав. Как
сказано: «И поднял Яаков глаза свои и увидел:
и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей» (Берешит,
гл. 33, ст. 1).
Яаков понимает, что Эсав взял с собой «четыреста
мужей» не только ради приятной компании.
Встреча с Эсавом, безусловно, опасна, и
Яаков тщательно готовится к ней. Он
выстраивает своих жен и детей в
определенном порядке. Как написано: «И
поставил он служанок и их детей впереди, а
Лею с ее сыновьями — позади, а Рахель и
Йосефа — последними» (Берешит, гл. 33,
ст. 2).
Неужели для Яакова одни дети ценнее,
дороже других?
Нет, такого мы даже помыслить не можем. Но,
тогда, чем вызвана эта расстановка? Как
объяснить действия Яакова?
Чтобы разобраться в этом и понять — нам
предстоит вернуться к недельной главе Вайера,
к Агари и Ишмаэлю.
Мы застали Агарь в тот самый момент, когда
у нее закончилась вода, и она оставила сына
под «одним из кустов», чтоб не видеть, как
умирает ребенок (Берешит, гл. 21, ст.
15-16). Мы застали Агарь за молитвой.
Слово «куст» на иврите — «сиах». И
происходит оно от того же корня, что и «сиха»
— «беседа».
Это слово, сиха, может еще
подразумевать и молитву (беседу с Всевышним).
Пример тому — отрывок «И вышел Ицхак
помолиться (в оригинале употреблен глагол
— ласуах) в поле» (Берешит, гл. 24,
ст. 63).
Но вернемся к Агари.
Выражение «один из кустов» (в оригинале — ахад
hа-сихим) можно перевести и как — «избранная,
лучшая из молитв».
Так о чем или о ком молилась Агарь?
В Торе читаем, что Агарь «пошла и села
поодаль, на расстоянии выстрела из лука» (Берешит,
гл. 21, ст. 16).
Для чего нужны нам эти подробности?
Чтобы мы поняли, что Агарь молилась не о
сыне, но — о Шехине (Присутствие
Всевышнего в нашем мире). К такой молитве об
общем благе Всевышний относится куда
благосклоннее, нежели к личным просьбам.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 34)
говорится, что молитва, скорее всего, будет
принята, если она идет гладко, без запинки. А
та, что произносится с ошибками, с
оговорками — будет отвергнута.
Теперь мы в состоянии понять замысел
Яакова. Он не зря поставил Рахель последней,
позади всех. Ведь он любил ее сильнее всего.
Яаков опасался, что рядом с Рахелью он не
сможет сохранять самообладание и
беспристрастность. В его молитве появятся
личные нотки, он начнет путаться и
сбиваться. Молитва перестанет быть ровной и
гладкой, а, значит — не будет принята. Но
рядом со служанками — Яаков был в этом
уверен — такого не произойдет. Поэтому их
он и поставил впереди.
Яаков разделил всех своих домочадцев на
два отряда. И в Торе об этом сказано: «Если
Эсав нападет на один из них и поразит его,
другой — спасется» (Берешит, гл. 32,
ст. 9).
Однако с учетом всего вышесказанного, эту
фразу можно перевести и по-другому.
Поскольку Рахель находится во втором
отряде, а Яаков пребывает с первым — его
молитва не будет иметь личной окраски, не
будет сбивчивой. Следовательно, Всевышний
ее примет. Поэтому победа, благодаря силе
молитвы — будет за Яаковом.
«Если Эсав нападет на один отряд, тот
поразит его (Эсава), и другой (тот, в котором
Рахель) — тоже спасется».
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Мог ли Яаков быть коэном?
В нашей недельной главе рассказывается о
том, как ночью на Яакова напал некий
незнакомец (Берешит, гл. 22, ст. 25).
В книге Зогар разъясняется, что
этим незнакомцем был малах (в условном
переводе — «ангел») Самаэль, покровитель
Эсава.
Самаэль не смог найти у Яакова ни одного
недостатка, ни одного слабого места. Тогда
он нанес удар по седалищному нерву,
связанному с участком тела, где
располагается орган, порождающий в
человеке дурное влечение (йецер hа-ра).
В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 132)
воспроизводится диалог Самаэля с Творцом.
— Ты изувечил моего коэна (служителя,
совершающего приношения в Храме)! —
возмутился поступком Самаэля Всевышний.
— Ради его же пользы я сделал это, —
возразил Всевышнему Самаэль.
Теперь нам осталось выяснить о какой
пользе идет речь?
Эсав считал, что Яаков хитростью отнял у
него первородство. Первородство,
действительно, вначале, принадлежало Эсаву.
Оно давало ему право совершать приношения
Всевышнему.
— Этот злодей желает стать коэном
Творца? — в сердцах воскликнул Яаков, — Не
бывать этому!
И вот уже варится чечевичная похлебка.
Эсав съел ее, и первородство — презрел, о
чем потом сожалел. И не упустил своего шанса
отомстить. Четыреста отпетых злодеев и Эсав
во главе — сейчас Яаков ответит за все!..
Но что это? После схватки с малахом
Яаков хромает.
— Ущербный коэн, коэн с изъяном, —
злорадствует Эсав. И гнев его улетучивается.
Ведь будучи хромым, Яаков не может служить.
А значит, он теперь ничем не лучше Эсава.
«И побежал Эсав ему навстречу, — читаем в
нашей недельной главе, — и обнял его, и
бросился на шею ему, и целовал его» (Берешит,
гл. 33, ст. 4).
Далее написано: «И пришел Яаков
невредимым в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
Невредимым телесно, — уточняет в своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Яаков исцелился от хромоты. Следовательно,
теперь ничто не помешает ему быть коэном.
Поэтому — «и соорудил он там мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник»)» (там же,
ст. 20). И стал служить Всевышнему.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
4. Когда наступает время петь?
Яаков переправил через реку свою семью и
имущество. Но как только он остался один,
тут же на него нападает малах (в
условном переводе — «ангел»), покровитель
Эсава. Только этот малах не смог
победить Яакова в борьбе. Более того, ему
самому пришлось просить пощады. Как
написано: «И сказал он (малах): отпусти
меня, ибо взошла заря» (Берешит, гл.
32, ст. 27).
Эта схватка, — отмечает Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.), — происходила за пределами Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И победа Яакова
открыла перед его потомками возможность,
даже находясь в галуте (изгнании) —
противостоять всяческим искушениям и
соблазнам и всевозможным проискам и
уловкам йецер hа-ра (дурного начала).
В этом сыны Израиля превосходят малахим
(множественное число от слова малах),
которые по мере удаления от Источника —
теряют силы.
Комментируя этот фрагмент, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает
внимание на связь между капитуляцией малаха
и зарей.
— Настал мой черед воспеть песнь
Всевышнему. Так объясняет малах
необходимость признать свое поражение.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 78) уточняется, что этот малах —
никогда прежде не пел. И сейчас ему
предстоит воспеть Всевышнего — впервые за
все время своего существования.
Но почему именно сейчас?
До сих пор ни разу не пел, а тут вдруг
почувствовал в этом острую необходимость?
Голос прорезался?
У каждого народа, у каждой нации есть свой малах-покровитель.
Его еще называют — сар. Порой эти сарим
(множественное число от слова сар) —
поют.
Но когда именно и по какой причине?
Когда их народы делают добро еврейскому
народу.
Итак, народ обитает в своей стране, на
своей земле, в нашем нижнем мире. Его сар
занимает свою позицию наверху, в духовных
мирах. Сар посылает духовные силы своему
народу. Тот их тратит по своему усмотрению
— с пользой или впустую. Но если хотя бы
часть этих духовных сил идет на
взаимодействие с сынами Израиля, на помощь
им — это вызывает наверху небывалый отклик.
И сар отличившегося народа получает
громадный духовный потенциал и, как
следствие — возможность петь. И не только
возможность, но и — потребность.
Когда Эсав впервые в жизни обнял и
поцеловал своего брата, в неуклюжей попытке
проявить абсолютно несвойственную ему
теплоту и заботу — его сар наверху,
также впервые получил возможность воспеть
Творца. И не просто возможность, но —
появилась в этом у него насущная
потребность. Так пришло время его песни.
на основе комментариев рава Моше
Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
и рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Влияет ли исцеление на число заповедей?
Написано в нашей недельной главе: «И
пришел Яаков цельным в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 33)
разъясняется, что под цельностью имеется в
виду и физическое здоровье. Яаков исцелился
от хромоты. А, кроме того, Яаков ничего не
забыл, не растерял свои знания в Торе. И
имущество его осталось в целости и
сохранности, и не убавилось, несмотря на то,
что Яаков преподнес Эсаву дары.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 11) сказано, что Яаков установил
в Шхеме субботний тхум (максимальное
расстояние, на которое можно отдаляться от
города в шаббат).
Между исцелением Яакова и установлением
им субботнего тхума есть определенная
связь. В чем же она состоит?
Максимальное расстояние, на которое можно
выйти за пределы города в шаббат — 2
тысячи локтей, что соответствует в среднем
— двум тысячам шагов.
Понятно, что все время, пока Яаков хромал,
он не мог правильно отмерить это расстояние.
Выходит установление субботнего тхума
в Шхеме, стало следствием его исцеления от
хромоты.
Существует ли связь между физической
цельностью Яакова и цельностью его знаний в
Торе?
Яаков, как известно, стал хромать после
ночного поединка с малахом (в условном
переводе — «ангел») Эсава. Этот малах в
бессильной злобе повредил Яакову
седалищный нерв. В память об этом потомкам
Яакова запрещено есть «гид hа-наше» —
сухожилие в бедренном суставе животного (Берешит,
гл. 32, ст. 33). Этот запрет входит в число
запретительных заповедей Торы.
Придя в Шхем, Яаков исцелился от хромоты.
Так может и запрет на употребление в пищу «гид
hа-наше» перестал действовать? Яаков же
уже не хромает.
Но говорится в Талмуде, что Яаков, обретя
физическую цельность, вместе с тем,
сохранил цельность Торы, не утратив ни
одной заповеди. Поэтому «гид hа-наше» —
под запретом и по сей день.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|