РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Шестнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МИШПАТИМ»

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.

На иврите законымишпатим

Обсуждение главы Мишпатим

1. Когда при свидетелях, когда — наедине с собой

Написано в нашей недельной главе: «Когда деньгами будешь ссужать Мой народ, бедного при тебе…» (Шемот, гл. 22, ст. 24).

Речь здесь идет о двух видах помощи нуждающимся: денежной ссуде и денежном подарке (цедаке, то есть — пожертвовании на высокие, благородные цели).

Вот некоторые законы, относящиеся к области ссуд.

Ссуду нужно давать только при свидетелях, даже, если тот, кто берет в долг — мудрец Торы. Исключением может быть ссуда, обеспеченная залогом. И всегда желательно, как записано в Шульхан Арухе (раздел Хошен Мишпат, гл. 70, п. 1), составление долговой расписки.

В отличие от ссуды, цедаку лучше давать без свидетелей. Ведь бедняк, получающий пожертвование, и без того чувствует себя, что называется, «не в своей тарелке». Незачем еще и усугублять его положение.

Итак, ссуду нужно давать обязательно при свидетелях, а цедаку, наоборот — без таковых. Это и подразумевает процитированный выше фрагмент — «Когда деньгами будешь ссужать Мой народ». Данную фразу можно перевести и немного иначе: «когда деньгами будешь ссужать с моим народом». Что означает, что ссуда всегда должна даваться в присутствии народа, то есть — свидетелей. А о цедаке сказано: «бедного при тебе». Иначе говоря — цедаку давай «с глазу на глаз», когда присутствуешь только ты и бедняк, которому ты жертвуешь.

Но что делать, если человек обратился к вам за ссудой, а свидетелей нет, и в залог у него нечего взять, да и составить долговую расписку нет никакой возможности? Как поступить в этом случае? Можно ли сказать, что сейчас вы освобождены от исполнения заповеди из Торы — «Когда деньгами будешь ссужать...»?

Поскольку в Торе упомянут «народ», то есть — свидетели, значит, заповедь имеет силу, только когда свидетели есть. Нет «народа» (свидетелей) — нет и заповеди.

В Танахе, Псалмах царя Давида (Теилим) сказано: «Благо человеку милосердному и дающему взаймы, ведет он справедливо дела свои. Поэтому вовеки не пошатнется он, в вечной памяти останется праведник» (гл. 112, ст. 5-6).

Тот, кто милосерден и ссужает нуждающихся деньгами, конечно же, удостоится блага и добра Свыше. Но лишь в том случае, если он ведет свои дела, руководствуясь принципами справедливости: дает ссуды, согласно записанным в Торе правилам и законам, в присутствии свидетелей. Поэтому — «вовеки не пошатнется он». Не пошатнется его финансовое положение — оно всегда будет устойчивым, прочным. Ведь должники всегда будут погашать свои долги, зная, что ссуда была оформлена по всем правилам, при свидетелях. Стало быть, у них не будет возможности схитрить. И, само собой разумеется, что тот, кто исполняет заповеди в соответствии с предписаниями и установлениями Учителей — «в вечной памяти останется праведником».

Важно понять, что в ситуации, когда Всевышний дает тебе больше денег, чем нужно для нормального жизнеобеспечения — это означает, что и цедака, которую ты даешь, в том числе, и тем, кто нуждается, должна увеличиться. И это — не повод, чтобы взращивать в себе гордыню, думая, что получивший пожертвование бедняк должен тебя всячески благодарить и в полный голос на центральной площади города прославлять твою добродетель.

Недаром сказано — «бедного при тебе». Что означает, что Небеса распорядились так, что к тебе попали деньги этого бедняка. И теперь твоя задача — передать их по адресу, то есть — законному владельцу. Поэтому ты — не благодетель, но, своего рода — почтальон.

на основе комментария рава Йосефа Хаима Зоненфельда

(главный раввин Иерусалима; (Словакия – Венгрия – Израиль; середина 19-го – первая треть 20-го вв.),

Хиды

(рав Хаим Йосеф Давид Азулай, Эрец Исраэль,18-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Выше логики

В нашей недельной главе дается очень интересный закон, который не так просто понять. В Торе читаем: «Если возьмешь в залог платье ближнего твоего, до захода солнца возврати его ему. Потому что это его облачение единственное, это платье его на теле его. В чем ляжет? И будет, если воззовет ко Мне, то Я услышу, ибо Я милостив» (Шемот, гл. 22, ст. 26).

Речь здесь идет о залоге в обеспечение ссуды. Всевышний взывает к совести заимодавца, пробуждает в нем милосердие. А затем — и предупреждает его: смотри, если бедняк «воззовет ко Мне, то Я услышу, ибо Я милостив». Ничего подобного нигде в Торе мы более не встречаем.

Попробуем разобраться, что здесь имеется в виду.

Один человек дает денежную ссуду другому. В качестве гарантии, что деньги будут возвращены, он берет в залог одежду. И это с точки зрения Торы — нормально. Иначе, нам запрещалось бы это делать. Но вот близится заход солнца, становится прохладно — и Тора призывает кредитора вернуть залог.

Но ведь тогда не будет никакой гарантии возврата ссуды. В чем логика?

Действительно, обеспечить себе гарантию возврата одолженных денег — священное право заимодавца. 

Представим себе такую ситуацию.

Обеспеченный человек в дорогом, добротном костюме, сидит в окружении адвокатов. Он сделал доброе дело — ссудил деньгами бедняка. Конечно же, он позаботился о своих деньгах — взял у просителя в залог его одежду. Все — по закону. Адвокаты авторитетно подтвердят это.

Но вот, Тора требует вернуть залог. Благодетель делает знак адвокатам. И те тут же начинают доказывать, что не зря едят свой хлеб. На их лицах — праведное возмущение вопиющим «нарушением закона». Они задают ехидные вопросы. Выкрикивают номера параграфов, цитируют решения и постановления. Заимодавец, предвкушая победу — ухмыляется.

Что можно противопоставить грамотным, юридически обоснованным доводам, подкрепленным ссылками и цитатами?

Тогда посреди всего этого гвалта, звучит вопрос Всевышнего: «Это — единственная одежда его, чем он укроется ночью, в чем ляжет?».

На полуслове замолкают обученные адвокаты. Все их едкие вопросы с подковырками потеряли всякую силу, когда прозвучал один единственный вопрос: чем укроется бедняк, как спасется от холода?

Вся юридическая система и вся логика мира, находящаяся на вооружении у заимодавца, не в состоянии дать ответ на этот вопрос. Потому что милосердие — выше логики.

Два крика пронзают мироздание. Что будет с моими деньгами? — вопрошает заимодавец. Чем я укроюсь ночью? — беспокоится бедняк.

Двое обратились ко Мне, — отвечает Всевышний. — Один подкрепил свое обращение логикой и законами, другой — стучащими от холода зубами. И Я — на стороне второго, «ибо милостив Я». 

В недельной главе Ки Теце Тора снова возвращается к этому вопросу. Сказано в ней: «Возвращай ему залог при заходе солнца, чтобы он лег спать в одежде своей и благословил тебя; тебе же зачтется цедака пред Всевышним» (Дварим, гл. 24, ст. 13).

Что означает добавление — «тебе зачтется цедака пред Всевышним»?

Возвращая заложенную одежду бедняку, ты тем самым проявляешь милосердие и к Всевышнему. Ведь когда человек замерзает от холода, Всевышний страдает вместе с ним.

на основе комментария рава Йехиеля-Якова Вайнберга

(раввин, известный знаток еврейских практических законов, сборник его ответов на многие галахические вопросы был спасен из огня Катастрофы, и он так и озаглавил его — «Сридей Эш», то есть — «спасенные из огня»; Берлин, 1884-1966 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что делать человеку, когда он узнает в себе еврея?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля