РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МИШПАТИМ»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.

 

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.

На иврите законымишпатим

 

Обсуждение главы Мишпатим

 

1. Сесть в кресло судьи

 

Наша недельная глава посвящена суду и судопроизводству. И начинается она словами: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).

В этой фразе зашифрованы основные правила, которыми руководствуются в суде, принципы, на основании которых судьи принимают решения.

Итак, рассмотрим название главы — Мишпатим.

Первая буква этого слова, буква «мэм» дает намек на принцип «мухзак» — так в нашей традиции именуется тот, в чьих руках находится имущество. У мухзака в суде — приоритет. И не он, но оспаривающая сторона должна доказать право на собственность (подробнее об этом  — см. в трактате Талмуда Бава Кама, лист 46). 

Буква «шин» указывает на принцип: «шуда де-даяней». Когда у должника — два кредитора, и нет возможности заплатить обоим. И также — невозможно установить, кому он задолжал раньше.

Судьям дается право решить, кому из кредиторов следует погасить долг в первую очередь.

Или, к примеру, ситуация, когда человек, уйдя в иной мир, оставил два завещания, и в них завещал все свое имущество двум разным людям. При этом нет возможности установить, какое завещание было составлено раньше, какое позже.

Тогда судьи проверяют, кого из наследников умерший любил больше, кто его чаще навещал, когда завещавший имущество болел, и т.п. И на основании этого выносят решение, кому отойдет имущество покойного (подробнее об этом — см. в трактате Талмуда Бава Батра, лист 35).

Часто судьи стараются подвести истца и ответчика к компромиссу. На это намекает буква «пэй» (компромисс на иврите — пшара).

Законы Торы требует особенно чуткого отношения к сироте, что также отражено и в законах судопроизводства.

Так, если сирота, скажем, по незнанию, не предъявил какое-то материальное требование ответчику (а мог бы) — судьи делают это, вместо него. Буква «тэт» намекает на принцип «таанейну ле-ятмей», согласно которому судьи от имени сироты могут требовать то, что сам он потребовать для себя не в состоянии.

О возможности раздела спорной собственности между судящимися сторонами, говорит принцип «йяхалку» (разделят). На него указывает буква «йуд».

Бывает, что у судей нет никакой возможности определить, кому должна принадлежать спорная вещь. Тогда они, руководствуясь принципом «мунах» — оставляют ее в «подвешенном состоянии» до лучших времен, пока не придет пророк Элияhу и не укажет на того, кто по праву должен владеть ею.

Принцип «мунах» открывает последняя буква «мэм» в названии недельной главы Мишпатим.

Если в рассматриваемой тяжбе ни один из имеющихся принципов или способов урегулирования не применим — судьям остается только предоставить судящимся самим решить судьбу вещи, право собственности на которую они оспаривают.

Очевидно, что в этом случае вещь достанется тому, кто сильнее. 

По этому поводу Рош (рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го – начало 14-го вв.) пишет, что это — тоже один из принципов судебного разбирательства. Он называется «коль де-алим гавар». Спорную вещь кладут между тяжущимися, на равном расстоянии от каждого. Тот, кто этой вещью завладеет, тому она и будет принадлежать (коль де-алим гавар).

Намек на этот принцип содержится не в названии нашей главы, но в первых ее словах — «И вот законы», то есть — вот разные принципы и способы урегулирования дел в суде.

Слово «ашер» (в переводе — «которые») дает намек на имя Ашер. Рабейну Ашер (наш учитель, наставник Ашер), сокращенно — Рош.

Выражение «разъяснишь им», употребленное в тексте оригинала, можно перевести и как — «положишь перед ними».

Таким образом, получаем, что рабейну Ашер, Рош, открывает грань Истины, согласно которой выражение «положишь перед ними» — тоже один из принципов вынесения решений в суде, когда спорной вещью завладевает тот, кто сильнее.

 

на основе комментария рава Аарона Глика

(Израиль, наше время)

 

 

2. Как вершат правосудие

 

В нашей недельной главе собраны законы, адресованные судьям и определяющие организацию судов.

Когда у людей возникают имущественные споры, они обращаются в суд. Задача судей — разрешить эти споры.

Судьи призваны способствовать установлению справедливости в мире, привести мир в состояние без споров, без конфликтов, без ссор. Этого от них требуют законы Торы.

Итог деятельности судьи — вынесение решений. Эти решения во многом определяют мировой порядок. Они проясняют картину, придают хаосу абстракции черты реализма. Размытые детали, которые каждый пытался трактовать на свой лад, после судебного решения приобретают четкость, конкретность. На первый план выходит портретное сходство, подлинность. Сюрреализм отступает. Точки и линии на плоскости упорядочиваются — так, что плоскость начинает дышать объемом.

Судебный вердикт, объемен. Он заполняет прорехи и дыры. Творя правосудие, судьи исправляют мир, приближают его к идеалу, описанному в Торе.

Но чем руководствуется судья, вынося то или иное решение?

Приведем основные правила, которыми оперируют судьи. Интересно, что намек на каждое из них содержится либо в названии нашей недельной главы, либо в первых ее словах. 

Глава называется Мишпатим, значит, первая буква — «мэм», намекающая и на правило «миго» (из того).

Если человек мог привести сильный, безупречный аргумент, заслуживающий доверия, но, вместо этого, оперирует слабым и сомнительным — судьи все же ему верят. Из того (миго), что он мог сказать в свое оправдание что-то более убедительное (но выбрал не лучший сильный вариант) — следует, что он не обманывает. Ведь когда у тебя на руках козырь — не разыгрывают шестерку. Если бы он хотел ввести суд в заблуждение, он выбрал бы самый сильный довод.

Например, Реувен дал на хранение Шимону какую-то вещь. А Шимон утверждает, что он вернул ее в целости и сохранности. Поскольку он мог сказать, что его ограбили, и таким образом, снять с себя всю ответственность, но, вместо этого, он выбрал более уязвимый вариант — судьи ему верят.

Подробный разбор этого случая можно найти в трактате Талмуда Бава Батра (лист 70).

Следующая буква — «шин». Она подводит к клятве (швуа).

В некоторых случаях суд может обязать одну из тяжущихся сторон, или даже обе — дать клятву.

Буква «пэй» сообщает о правиле «палгинан дибура».

Судьи не обязаны всему верить. Они могут принять лишь часть утверждений, другую — отвергнуть.

Например, два свидетеля видели, что Шимон и Леви вместе совершили преступление. Затем выясняется, что один из свидетелей состоит с Шимоном в родстве. Родственнику запрещено свидетельствовать в суде. Поэтому судьи не примут его показания. Выходит, Шимон не будет обвинен, ведь против него имеются показания только одного свидетеля, а на этом обвинения — не построишь. Так что, суд обвинить Шимона не вправе, но может обвинить — только его подельника, Леви. 

Или, если человек признался, что совершил преступление вместе со своим другом. И этому есть еще один свидетель.

«Признание, — считали в древнем Риме, — царица доказательств». По некоторым данным этого же принципа придерживался и идеолог массовых репрессий Вышинский.

Однако это утверждение — совершенно не соответствует принципам Торы. Человек, по отношению к самому себе — самый близкий родственник. А по законам Торы, свидетельства родственников (вероятно, ввиду их заведомой необъективности) — не принимаются судом. Поэтому самооговор судьи отложат в сторону, а вот свидетельство о друге (вкупе с еще одним свидетельством) — вполне может лечь в основу приговора.

Палгинан дибура — принятие одной части свидетельства (или высказывания) и отклонение другой (подробнее об этом — см. в трактате Талмуда Сангедрин, лист 9).    

Слово таана (претензия) начинается с буквы «тэт».

Иногда претензия может быть настолько убедительной, что судьи в своем решении полностью соглашаются с ней.

Например, Ашер владеет участком земли более 3-х лет. И вдруг Гад вызывает Ашера в суд и заявляет, что земля на самом деле принадлежит ему, а Ашер незаконно ею владеет. Мол, у Ашера нет никаких документов на собственность, а у него, у Гада, документик есть.

Ашер, со своей стороны, предъявляет претензию Гаду: «Если земля — твоя, почему ты молчал 3 года и заволновался только теперь, узнав, что моя купчая на землю сгорела во время пожара?».

Претензия Ашера выглядит достаточно убедительной, чтобы оставить землю в его владении.

Троекурову, персонажу романа Пушкина «Дубровский» — не удалось бы отсудить Кистиневку у Дубровского, если бы дело рассматривалось в еврейском суде.

Между тем, мы добрались до буквы «йуд», которая открывает принцип йяво мевасер. Что означает — «прибудет вестник». Подразумевается пророк Элияhу, который известит нас о приходе Машиаха. И не только весть о геуле (освобождении) принесет он, но и — разрешит все неразрешенные споры и установит истинных хозяев спорного или утерянного имущества.  

Если подсчитаем гематрию (числовое значение) фразы, с которой начинается наша недельная глава: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1) — получим 1.992.

Наверное, не случайно точно такая же гематрия и у фразы — «По слову двух свидетелей или по слову трех свидетелей будет принято решение» (Дварим, гл. 19, ст. 15).

Таким образом, в начале нашей недельной главы содержится и намек на важнейший инструмент судейской деятельности — опрос свидетелей.

 

на основе комментария рава Мордехая Штернберга

(Израиль, наше время)

 

 

3. Купить раба

 

В нашей недельной главе о приобретении еврейского раба сказано: «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет работать, а в седьмой год выйдет на волю безвозмездно» (Шемот, гл. 21, ст. 2).

То, что написано о еврейском рабе, вызывает вопросы.

Например — «шесть лет он будет работать». Что он будет работать — само собой разумеется. Для чего еще покупают раба, если не для работы. Или кому-то может прийти в голову, что его приобрели, чтобы он баклуши бил? Так разве не достаточно было указать лишь предельный срок рабства — «В седьмой год выйдет на волю безвозмездно»?

И еще непонятно, что означают слова — «Если купишь раба-еврея». Ведь рабом он станет только после покупки, а перед этим он — просто еврей, не раб. Быть может, правильнее было бы написать — «Когда купишь еврея в рабы»?

Чтобы это понять, прежде нужно ответить на вопрос — почему еврея можно продать в рабы, лишь на шесть лет и не больше?

В Торе находим ответ: «Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из страны Египетской, нельзя их продавать, как продают рабов» (Ваикра, гл. 25, ст. 42).

Отсюда следует, что никто из сынов Израиля никогда не был свободным. Все они — рабы, рабы Всевышнего.

Но тогда, каким образом один еврей может приобрести другого себе в рабы? Ведь, что один, что другой, уже — рабы Творца. 

Однако в Торе дается разрешение на то, чтобы приобрести того, кто имеет статус «раб Всевышнего», сделать его своим рабом и нагрузить работой. Поэтому и сказано: «Если купишь раба-еврея..."». Если купишь еврея, который уже — раб. И не твоя покупка сделала его таковым, но он был, есть и будет — вечным рабом на службе Творца.

Мы видим, что разрешение «работать шесть лет» — вовсе не тривиально и находится на своем месте. 

Важно отметить, что раб Всевышнего, становясь рабом человека — теряет. Говорится о нем, что «в седьмой год выйдет на волю безвозмездно».

Употребленное в оригинале слово «хинам» (безвозмездно) можно перевести и как — «бесплатно», «впустую».

Речь идет, в том числе — и о награде за исполнение заповедей. Раб проведет на службе у своего хозяина шесть лет, и на седьмой год выйдет на свободу. Но выйдет — пустым, без награды за исполнение заповедей.

Каждое утро мы благодарим Всевышнего за то, что нам не пришлось разделить участь этого раба.

 

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — «Имрей Эмет»; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему некоторые меняют имя, но пользуются старым?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля