РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МИШПАТИМ»

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.

На иврите законымишпатим

Обсуждение главы Мишпатим

1. Каин умирает дважды

Написано в нашей недельной главе: «Тот, кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Шемот, гл. 21, ст. 12).

Мы видим, что здесь в Торе дается закон, согласно которому наказание за убийство — смерть. 

Самое первое убийство в истории человечества совершил Каин. Он убил своего родного брата Эвеля. Как сказано: «И восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (Берешит, гл. 4, ст. 8).

Частичка души Эвеля в результате гильгуля (реинкарнации) досталась Моше Рабейну. А часть души Каина попала египтянину. Тому египтянину, что избивал еврея, надругавшись накануне над его женой.

Моше, став свидетелем злодейства, не прошел мимо. Но, как написано — «оглянулся туда и сюда, увидел, что нет никого, и убил египтянина» (Шемот, гл. 2, ст. 12).

Встреча Моше и египтянина была неизбежна, так же, как и ее исход. Это было предрешено историей. Особая связь, протянувшаяся из глубины веков, из юности мира — вела их навстречу друг другу. И они не могли разминуться. Намек на это в Торе прочитывается в том, что гематрия (числовое значение) слова «египтянин» (в оригинале — hа-мицри) в точности соответствует гематрии имени Моше. Потому что когда-то они были братьями, были равными. 

И еще. Египтянин назван в Торе — «иш», что есть — «человек» (там же, ст. 11). И это неспроста. Этим словом «иш» Хава назвала своего новорожденного сына Каина. И в Торе об этом читаем: «Обрела я человека (иш)» (Берешит, гл. 4, ст. 1).

Спустя столетия Каин и Эвель встретились снова, чтобы исправить преступление, совершенное на заре мировой истории. Поэтому в том, что Моше убил египтянина, прочитывается и другое — вместе с египтянином Моше (Эвель) умертвил Каина.

Но на этом история противостояния братьев не закончилась. Вскоре частица души Каина появилась в нашем мире вновь. На этот раз — в Корахе (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Корах, первый годовой цикл обсуждения).

Корах, по примеру Каина, сам восстает против Моше.

Об убийстве Эвеля в Торе читаем: «Восстал Каин на Эвеля... и убил его» (Берешит, гл. 4, ст. 8).

Корах идет дальше «предшественника — он стремиться восстановить против Моше и других евреев. И преуспевает в этом. Только исход их противостояния для Кораха был неожиданным и катастрофичным. Провалившись в глубины земли, той самой, которую он когда-то обрабатывал (мы помним, что Каин был земледельцем), Каин проиграл во второй раз, теперь уже — окончательно.

Так было исправлено злодеяние — первое убийство в истории рода людского.

Еще раз, с большим вниманием, прочтем формулировку закона об убийце: «Да будет он предан смерти». В оригинале в этой фразе всего два слова — «мот юмат». И даже — одно, удвоенное. Ибо это — две формы слова, обозначающего смерть.

Это — намек на две смерти Каина: в облике египтянина и облике Кораха.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Убийца дурных мыслей

В развитие темы наказания за убийство, в Торе читаем: «Но если замыслит человек против ближнего своего, чтобы убить его вероломно, от мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник») Моего, бери его на смерть» (Шемот, гл. 21, ст. 14).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что здесь в Торе очерчиваются границы преступления, за которое положена смерть. Ведь, далеко не всякий убийца подлежит смертной казни.

Каждое слово в этой фразе добавляет новую деталь. Поэтому стоит присмотреться к ней внимательнее.

Написано: «Но если замыслит человек…». То есть высшей меры заслуживает преступник, если убийство — преднамеренное.

Если, к примеру, больной умрет в результате медицинской ошибки или халатности, врача за это — не казнят. Ведь у врача не было умысла свести своего пациента в могилу.

Сказано также — «Против ближнего своего». То есть — не против иноверца, язычника. 

Далее читаем — «чтобы убить его вероломно» — с хитростью и коварством. Бывает, служитель бет дина (раввинского суда) переусердствует с телесным наказанием, и наказуемый умрет. Очевидно, что этот служитель, умертвил наказуемого — непреднамеренно. Следовательно, служителя за это жизни — не лишают.

Аналогичный вывод можно сделать и в случаях, если отец (или учитель) перегнет палку, наказывая сына (или ученика), и ребенок не вынесет побоев. Конечно же, и отец, и учитель, если бы знали наперед, что такое произойдет — они бы и пальцем не притронулись к мальчику. Ну, а теперь... Что теперь? Ну, не казнить же их. Они и так места себе не находят из-за этой трагедии.

В общем, любое случайное, непреднамеренное убийство, или убийство по ошибке (скажем, целился в одного, а попал в совершенно другого) — по суду не наказывается смертной казнью. 

В словах «От мизбеаха Моего бери его на смерть» речь идет об убийстве, которое совершил коэн (служитель в Храме), который собирается продолжить службу в Храме.

Важно отметить, что не только о наказании за убийство говорится в нашем фрагменте. В нем, кроме этого, содержится и намек на одно полезное правило. Его вывел из текста Торы великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век). Согласно этому правилу, нужно сосредоточено, а, если потребуется — несколько раз, произнести фразу: «Огонь постоянный зажжен будет на мизбеахе, и не угаснет» (Ваикра, гл. 6, ст. 6). Это — действенный способ, помогающий избавиться от посторонних или неподобающих мыслей.

Но как эта фраза связана с нашим отрывком?

Чтобы найти эту связь, нам потребуется рассмотреть этот фрагмент под иным углом зрения.

Слова «Но если замыслит человек» — подразумевают дурное начало (на иврите — йецер hа-ра), которое постоянно замышляет против человека.

В словосочетании «против ближнего своего», слово «ближний» — доброе начало (йецер hа-тов).

Два заклятых врага — йецер hа-ра и йецер hа-тов соседствуют друг с другом, деля между собой сердце человека.

Когда мы читаем — «чтобы убить его вероломно», нам следует понимать, что любое вероломство, коварство начинается с соответствующих мыслей. С замысла. Со злого умысла. В этом йецер hа-ра —нет равных.

Как проще всего составить список покупок на ближайшие дни?

Правильно, нужно начать молиться.

Наверное, многие обращали внимание на то, что стоит раскрыть трактат Талмуда или снять с полки сидур (еврейский молитвенник) — и тут же нескончаемым потоком устремляются в твой разум «интересные» мысли, одна заманчивее другой. Отгонишь одну, затратив немало сил — на ее месте уже другая, еще живей, еще притягательней. Справишься с этой, с большим трудом, а в твоей голове уже целый хоровод мыслей кружит… Вот уже пора домой. И диву даешься — куда вдруг исчезли все эти мысли, которые только что подлавливали тебя? Как будто их и не было вовсе. Теперь и не вспомнить, о чем так сладко думалось.

Это все — йецер hа-ра. Его проделки. Его почерк. Его стиль. Завлечь, одурманить, обвести вокруг пальца и — испариться, исчезнуть. Правда, ненадолго. Ровно до тех пор, когда снова войдешь в синагогу или бейт мидраш (место, где изучают Тору). Кстати, еще на пороге уже вспоминается множестве неотложных и важных дел, которыми необходимо заняться именно сейчас.

Как противостоять всему этому?

— Ты можешь совладать с йецером, — наставляет великий Ари.

«От мизбеаха Моего бери его на смерть», — подсказывает Тора.

Вспомни о мизбеахе и негасимом огне, произнеси тот отрывок — и йецер отступит, уползет, поджав хвост.

на основе комментария рава Исраэля из Кожениц

(магид из Кожениц, автор труда «Аводат Исраэль»)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Компьютеры и психологическая помощь в шаббат


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля