БЕhААЛОТХА 
"БЕhААЛОТХА"
БЕhААЛОТХА 
Чтение текста
Афтары

"БЕhААЛОТХА"

15.06.2024, 9 Sivan, 5784

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

 

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

 

Обсуждение главы Эмор

 

1. Мы другие, нам нельзя

 

Наша недельная глава начинается заповедями, которые относятся к коэнам. Написано: «Объяви коэнам, сынам Аарона, и скажи им…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на повторение: объяви и скажи. Оно сделано, как объясняется в Талмуде (трактат Йевамот, лист 114) — чтобы предостеречь взрослых о детях. То есть взрослые — обязаны заботиться о том, чтобы дети не нарушили запрет.

Коэнам предписано всеми возможными способами стараться избегать состояния духовной нечистоты (тумы; подробнее об этом — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазрия, первый годовой цикл обсуждения). И взрослые должны приучать к этому детей уже с раннего возраста.

Но разве в остальных заповедях это не так? Ведь, если ребенок хочет поднять камень в субботу, ему говорят: не трогай, это — мукце (предмет, который запрещено перемещать, или, даже сдвигать с места в шаббат)! Когда он съел сосиску и хочет запить ее кефиром, ему кричат: запрещено!

Так почему же именно сейчас, говоря о заповеди, адресованной коэнам, Тора подчеркивает, что взрослые не должны забывать наставлять детей? Почему не о заповедях кашрута или шаббата, почему именно по поводу духовной нечистоты?

Дело в том, что так Тора обучает нас важному правилу, касающемуся воспитания детей.

Когда отец запрещает ребенку играть с камнем в субботу, тот смотрит по сторонам и видит, что в поле его зрения никто не прикасается к камням. Его сверстники заняты игрой, но камни никто не берет.

Если мать велит сыну, только что съевшему сосиску и потянувшемуся за йогуртом, поставить его на место, то тот, оглядевшись вокруг, поймет, что дети его возраста не едят молочные продукты после мясной пищи.

В итоге, и после инцидента с камнем, и в случае с йогуртом — ребенок не будет чувствовать себя обделенным или униженным. Он поймет, что родительские запреты отображают общие правила, в соответствии с которыми ведут себя все вокруг.

Но не так обстоит дело в ситуациях, связанных с законами о духовной нечистоте (туме).

Приведу пример.

Занятия в школе завершились раньше, и учеников отпустили по домам, потому что ушел из жизни глава поколения, величайший раввин и духовный наставник. Ребенок на всех парах примчался домой, чтобы застать папу и вместе с ним пойти в траурной процессии. Папа действительно был дома, только он никуда не собирался.

— Разве мы не идем прощаться с раввином? — удивился мальчик.

— Нет, ведь мы коэны.

— Ну и что?! Все мои одноклассники идут, и смотри, вон соседи тоже пошли! А мы, что хуже всех?!

Вдобавок, по радио передают, что выдающегося раввина провожают в последний путь уже триста тысяч человек.

Значит, трестам тысячам можно, а мне нельзя, — думает мальчик.

Здесь начинается проблема. Отцу нужно научить сына плыть против течения. Кстати, когда рыба плывет по течению реки — невозможно точно знать, живая она или уже нет. Но, если рыба плывет против течения — мы уверены, что она жива.

Яркий пример, когда еврейскому мальчику приходится плыть против течения.

Триста тысяч человек идут выполнять важную заповедь — проводить умершего, принять участие в похоронах, а он должен остаться дома, потому что коэну нельзя ходить на кладбище.

Это и называется — предостеречь взрослых о детях.

Важный принцип в воспитании детей — с раннего детства научить их: мы — другие, мы — коэны. Поэтому есть вещи, которые всем можно, а нам нельзя. Но, зато нам доверено то, что не могут делать остальные — например, выкупать первенцев, благословлять народ во время утренней молитвы...

Этот принцип, конечно же, актуален не только для коэнов, но и для евреев, живущих в чуждом окружении.

 

на основе комментария рава Залмана Сороцкина

(в Украине — глава раввинского суда города Луцка; позднее  в Израиле возглавлял Комитет по делам йешив и частного образования; Украина – Израиль, 1880-1966 гг.)

 

 

 

2. Влиять или быть под влиянием

 

Написано в нашей недельной главе: «Объяви коэнам, сынам Аарона…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Именно «сынам Аарона», но не «дочерям Аарона», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Мы видим, что пришло время поговорить о гендерном различии с точки зрения Торы.

У царя Шломо есть интересная фраза: «К вам, люди (в оригинале — ишим), взываю» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 4).

Здесь использовано не так часто встречающееся слово «ишим» (в нашем переводе оно означает — «люди»).

В Талмуде (трактат Йома, лист 71) Учителя разъясняют, что имеются в виду мудрецы Торы, которые в чем-то подобны женщинам (на иврите — нашим, ударение на последнем слоге), но, несмотря на это, совершают решительные, мужские поступки. Одним словом — настоящие мужчины (анашим).

Но чем мужчина отличается от женщины, кроме физиологии?

Тора называет мужчиной того, кто влияет, а женщиной, ту, что подвергается влиянию. Таким образом, в системе отношений, при которой, одна женщина влияет на другую - воспитывает, руководит, а та это влияние принимает — первая женщина исполняет роль мужчины, вторая — женщины.

Если, исходя из этого, мы посмотрим на тех, кто посвятил себя Торе — на раввинов, то на первый взгляд может показаться, что им больше подходит женская роль. Ведь они сами не зарабатывают, и чтобы содержать семьи и растить детей, нуждаются в материальной помощи и пожертвованиях предпринимателей, состоятельных людей. То есть, они, подобно женщинам — зависимы от других и нуждаются в их поддержке.

На самом же деле это — не так. Мудрецы Торы и праведники — более чем кто-либо другой влияют на наш мир. Благодаря им, в мир приходят благословения. Это благодаря их заслугам богатые обретают богатство.

Мудрецы Торы не нуждаются в защите. И если с жителей города взимается налог на содержание городской стражи, Мудрецы не должны его платить, поскольку сами, как говорится в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 7) — истинные стражи города. Заслуги праведников защищают не только их самих, но и окружение, и положительно влияют на других.

Когда мы жертвуем деньги на изучение Торы или помогаем йешивам и колелям, не следует думать, будто мы их поддерживаем. Заслугу поддерживающих Тору, конечно, трудно переоценить, только нужно понимать, что не мы поддерживаем Учителей, но — они поддерживают нас. Благодаря им в мир спускается благословение, изобилие и процветание.

Есть такая пословица: дурак дает, умный берет.

Дураки легко и быстро расстаются с деньгами. Даже, если на дурака свалится кругленькая сумма, он очень быстро растранжирит ее — проест, пропьет и прогуляет в кабаке, принадлежащем умному. И когда деньги дурака окажутся в кармане у умного — это будет уже надолго.

Тот, кто изучает Тору, увидит в этой пословице и дополнительный смысл.

Дурак, жертвуя средства на благотворительность, думает, что он дает их, что он делает большое одолжение нуждающимся.

Умный же понимает, что все, что он пожертвует на цедаку (пожертвование на благие, высокие цели) вернется к нему сторицей в виде благословений и заслуг для обоих миров — этого мира и мира Грядущего.

Умный понимает, что на самом деле, он не дает, он берет. Принимая помощь от других, мудрец не становится объектом влияния, не обретает женские черты, но — сам влияет на мир, оставаясь мужчиной и распространяя позитивное влияние далеко за пределы своего личного пространства.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

 

3. Раньше женщины жили меньше мужчин

 

Коэну запрещено прикасаться к умершему, чтобы он не осквернился и не стал духовно нечистым (не стал таме — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Но прикасаться к умершим близким родственникам Тора разрешает. Как сказано: «Объяви коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы не осквернялись прикосновением к умершим из народа своего. Но только могут прикасаться к ближайшим родственникам своим: к матери своей и к отцу своему, сыну, и дочери, к брату, и сестре, девушке, не бывшей замужем, можно ему оскверниться» (Ваикра, гл. 32, ст. 1-3).

Обычно в Торе сперва упоминаются представители мужского пола, а затем — женского. Но в нашем фрагменте прежде сказано о матери, потом — об отце.

Дело в том, что обычно Тора исходит из продолжительности жизни — у мужчин она больше, поэтому они упоминаются раньше.

Однако в данном случае, Тора руководствуется смыслом и соображениями практического характера. Речь идет о смерти ближайших родственников, а мать обычно умирает раньше отца, вот она и упомянута первой.

Впрочем, если мы продолжим читать — увидим, что далее говорится о главном коэне. А о нем сказано: «Из-за отца своего и из-за матери своей не осквернится» (там же, ст. 11).

Почему же, когда говорится о главном коэне, раньше упоминается его отца?

Возможно, все дело в логическом построении.

Еврейство, как известно, передается по матери. Потому что только о матери человека достоверно известно. Отцовство же всегда может быть под сомнением.

И Тора исходит из этого. О простом коэне сказано, что ему разрешено участвовать в похоронах матери, поскольку точно известно, что это его родная мать, а также и в похоронах отца, хоть отцовство и не является столь же достоверным фактом.

Говоря же о главном коэне, Тора сообщает, что ему нельзя оскверняться, хороня отца. Может, потому, что у нас нет полной уверенности относительно его отцовств? Нет, — читаем в Торе. — Даже к умершей матери ему запрещено прикасаться.

Кроме того, титул «коэн гадоль» (главный коэн) обычно передавался по наследству от отца к сыну. Значит, когда умирал главный коэн, то его сыну, занявшему его место, было запрещено принимать участие в похоронах отца.

Что же касается матери, то если она умерла раньше — он мог ее похоронить. Ведь тогда, он еще не был главным коэном.

Таким образом, для главного коэна, запрет на то, чтобы хоронить мать, как правило, имеет место только в случае, если мать пережила отца. Поэтому отец упомянут раньше.

 

на основе комментария Ибн Эзры

(великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.)

 

 

 

4. Почему вдову называют вдовой

 

Главному коэну не так просто вступить в брак. Ведь большинство вариантов, которые годятся обычным людям, для него вообще не актуальны. Как сказано: «Вдову, или разведенную, или обесчещенную, или блудницу — нельзя ему брать» (Ваикра, гл. 21, ст. 14).

Список женщин, запрещенных для главного коэна (на иврите — коэн гадоль) начинается с вдовы (в оригинале — альмана).

Мы знаем, что язык Торы — сущностный, что в нем никогда не бывает случайных слов.

Тогда, почему вдова зовется альманой? Попытаемся это выяснить.

У многих народов расторжение брака, развод — дело простое и весьма обыденное. У мусульман, например, чтобы развестись с женой, достаточно произнести три раза кодовую фразу.

Наши Учителя позаботились о женщине. И чтобы мужья не меняли жен, как перчатки — ввели кетубу (брачный контракт). С тех пор желающий развестись обязан выплатить своей жене денежное содержание, причитающееся ей по кетубе.

Если человек женился на девушке — при разводе он должен выплатить ей двести серебряных монет. Если взял в жены вдову — только сто.

Таким образом, бывшая вдова получала на сто серебряных монет меньше. Эту сотню монет, еще называли «мане». Поэтому вдова — аль-мана, то есть, та, которой не достает мане.

Подчеркнем, что брачный контракт, кетуба — это установление Учителей. Тора ничего подобного не требует. Вместе с тем, понятие «альмана» в Торе — фигурирует.

Выходит, в тексте Торы выражено согласие с решением наших Учителей?

Но почему тогда в законах, регулирующих семейный вопросы, ничего не сказано о кетубе?

Дело в том, что раньше люди были человечнее и добрее. И женщина, выходя замуж, была уверена, что она попадает в хорошие руки, что о ней будут заботиться и ее дальнейшая жизнь сложится к лучшему. Но шло время, люди менялись, причем — не в лучшую сторону.

И вот, раввины заметили, что все чаще к жене стали относиться, как к вещи, которой пользуются, а когда она надоедает — выбрасывают. В семьях место любви стало занимать вожделение, а заботу и доброту стали вытеснять жесткость, холодность и желание получать, ничего не давая взамен. Поэтому Учителя и постановили, что без кетубы не может быть супружеских отношений.

Хочешь жениться? Продемонстрируй серьезность своих намерений. Покажи, что готов позаботиться о супруге и в браке и после его расторжения. И если муж будет знать, что развод для него сопряжен с финансовыми тратами, он не станет с такой легкостью разводиться, но хорошо подумает и прежде все взвесит.

В общем, все то, что раньше было само собой разумеющимся и входило в понятие нормальные человеческие отношения, со временем, перестало быть столь очевидным. Теперь это нужно обговаривать отдельно и закреплять в составленном по всем правилам брачном контракте, заверенном раввином и подписями свидетелей. 

К сожалению, нужно признать, что с течением времени, ситуация только ухудшалась. И, чтобы защитить женщину, Учителям, на протяжении поколений, приходилось вводить все новые и новые установления. Эти установления отражали духовный и моральный уровень поколения.

Среди законов Торы нет закона о кетубе, потому что на момент ее дарования и еще добрую тысячу лет после этого — в таком документе не было необходимости. Но все же, в качестве предупреждения о возможном духовном падении, вдова названа альманой.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Жизнь за Творца

 

Один из самых строгих запретов Торы — «И не оскверняйте святого Имени Моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля» (Ваикра, гл. 22, ст. 32).

Запрет осквернять и бесчестить Имя Всевышнего идет рука об руку с заповедью об освящении Имени Небес.

Каждый еврей обязан верить в Творца, верить, что лишь Он Один сотворил мир и управляет им. И если понадобится — за эту веру следует отдать жизнь, но не отрекаться от нее и не осквернять Имя Творца.

На протяжении всей истории ненавистники евреев постоянно пытались заставить их изменить своей вере. Чаще орудовали кнутом, но порой заманивали и пряником.

Бывало, после жестоких истязаний предлагали короткую передышку — глоток свежего воздуха, несколько секунд покоя. Передышку можно было принять. Затем они предлагали «жизнь», полную радужных перспектив и феерического счастья. А вот от жизни приходилось — отказываться.

Для наших Учителей во всех поколениях, главным критерием в принятии решений было соображение, как это скажется на отношении других людей к Торе и заповедям, освятит это Имя Всевышнего или осквернит его.

Человек, старающийся жить по Торе, посвятивший себя ее изучению и, особенно, раввин или духовный наставник — подобен военному, офицеру, который, если ведет себя неподобающе, то позорит не только себя, но всю армию.

Однажды Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) ждал на вокзале поезда, на котором он должен был ехать в Вильно. Когда до прибытия оставалось несколько минут, к нему подошел незнакомый еврей и попросил пройти вместе с ним.

— В одной семье соблюдают траур по умершему, — сказал незнакомец, — и там не хватает человека для молитвы.

Хафец Хаим, хоть уже помолился — ни секунды не колебался. Он сразу согласился и пошел по названому адресу, чтобы дополнить миньян.

Когда он вернулся на вокзал, оказалось, что его поезд уже уехал, и ему пришлось провести в ожидании следующего несколько утомительных часов. Но он не сожалел о случившемся.

— Ведь, если бы я отказал этому человеку, это могло бы привести, в итоге, к осквернению Имени Всевышнего. А, что может быть хуже этого!

Приведу еще два примера.

Каждый день главы йешивы «Порат Йосеф» раби Йегуды Цадка был очень насыщенным. Наряду с преподаванием, ему приходилось решать и административные вопросы. Поэтому раби Йегуда очень рано вставал, а спать ложился далеко за полночь. Выдержать такой ритм ему помогал получасовой отдых после обеда.

Как-то, к нему пришел мастер, починить холодильник. В этот день раввин днем не отдыхал.

— Я не могу отдыхать, когда другой человек должен работать. В его глазах это, скорее всего, будет воспринято в негативном свете. Причем, отрицательная оценка коснется не только меня, но ляжет, вообще, на всех раввинов. А это уже пахнет осквернением Имени Всевышнего.

Когда закончилась Вторая мировая война, в Эрец Исраэль стали поступать сведения о чудовищных преступлениях фашистов и их пособников. Многие задавались вопросом — «почему?». И не находили ответа.

С этим вопросом ученики пришли к духовному наставнику, раву Йехезкелю Левинштейну. Он сидел и плакал в своей комнатке, взывая к Творцу.

— Владыка мира! Я знал почти всех евреев моего местечка. Почему они удостоились освятить Твое Имя, а я нет!? Когда раби Акиве пришлось отдать жизнь за Творца, он не спрашивал, почему. Он обрадовался, что, наконец, сможет служить Всевышнему «всей душой» — отдать за Него свою душу.

Закончу важным наставлением раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура (основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.).

Заодно мгновение можно осветить Имя Всевышнего и приобрести целый мир, — говорил он, — но уже в следующее мгновение можно все потерять и лишиться всего, если вдруг закрадется мысль: «какой я герой, какой я святой».

Избегайте гордыни, она может все уничтожить и свести на нет...

 

на основе комментария рава Авраама Кесслера

(автор книги «Нотрей амен», Израиль, наше время)

 

  

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Верность традиции 

В нашей недельной главе говорится о повелении зажигать Менору (семисвечник) в Храме. И о том, что Аарон исполнил все в точности, как передал ему Моше со слов Всевышнего. И в Торе читаем: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что заслуга Аарона — в том, что он ничего не изменил.

Но как Аарон, коэн гадоль (главный служитель в Храме), мог изменить хоть что-то в «инструкции» Всевышнего?

В Талмуде (трактат Менахот, лист 88) Учителя выясняют, что представляла собой Менора — была она цельной конструкцией или разбиралась на отдельные части.

В своей книге Яд Хазака (раздел «Законы Храма», гл. 3, закон. 6) Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что Менора имела цельную конструкцию.

Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, 18-й век) анализируя фрагмент из книги Бамидбар (гл. 4, ст. 9) — «И возьмут они лазоревое покрывало, и накроют светильник (Менору) и чаши (в которых горит масло)», задается вопросом: почему сказано, что накроют и Менору и ее чаши? Ведь, казалось бы, было бы достаточно указать, что накроют Менору. И объясняет это тем, что чаши Меноры, вероятно, были съемными. Ведь, если бы Менора представляла собой единую, цельную конструкцию, не было бы необходимости упоминать ее отдельные элементы. 

Слово, вынесенное в название нашей главы — «беhаалотха», обычно переводят как — «зажигая», «когда будешь зажигать». Однако его буквальное значение — «вознесение». Зажигать на иврите — леадлик. И именно это слово, леадлик, мы произносим, читая благословение на зажигание субботних и праздничных свечей.

Так почему же в нашем фрагменте, где говорится о зажигании Меноры, употреблено слово беhаалотха, обозначающее — «подъем», «вознесение»? 

Если Меноры была разборной конструкцией, то чаши каждый раз снимали, чтобы очистить их от остатков масла. А перед зажиганием их — поднимали, возносили на место.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат, гл. 12, мишна 3) сказано, что Мишкан всегда собирали и разбирали в одном и том же порядке. И каждый элемент имел свое определенное место.

Все семь чаш Меноры были абсолютно одинаковыми. Но, несмотря на это, Аарон никогда не ошибался, возвращая чаши на свои места после очистки. Он делал это именно так, как в самый первый раз. Поэтому и написано: «И сделал так Аарон… как повелел Всевышний». И в этом состояла заслуга Аарона. А также — урок всем нам. Чтобы мы не изменяли традиции в угоду всевозможным веяниям.

Веяния — мимолетны, а Тора — вечна. Мы должны хранить ее и бережно, не реформируя — передавать потомкам.

За верность избрал нас Всевышний, и верных Его Торе — хранит Он. А предатели и изменники — исчезают с лица земли...

на основе комментария рава Моше Нахума Иерусалимского

(глава раввинского суда г. Каменки, Украина – Польша,1855-1916 гг.)

 

 

2. Пролитое масло

Написано в нашей недельной главе: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3). То есть главный коэн Аарон, зажигал Менору, точно выполняя указания Всевышнего.

И это, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), было засчитано Аарону в заслугу. 

В чем же именно была его заслуга?

Раби Бахье ибн Пекуда (Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в своей книге Ховот hа-Левавот рассказывает об одном благочестивом еврее, который работал служкой (шамашем) в синагоге. Он не жил служением Всевышнему, видя в нем смысл своей жизни. И это буквально окрыляло его, поднимало к невиданным духовным высотам — так, что аж дух захватывало. Когда он заправлял маслом синагогальные светильники, масло у него расплескивалось во все стороны, по всей синагоге.

Известный праведник раби Леви-Ицхак из Бердичева (вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) с небывалым воодушевлением приступал к осуществлению каждой заповедь. Никто не мог его удержать, когда он пускался в пляс, переполненный радостью от исполнения заповеди. В результате — пролитое масло.

Аарон искал единения с Творцом, обретая духовные миры. Но вместе с тем, он умел держать под контролем каждое свое движение — так, что все масло для светильников расходовалось исключительно по назначению. 

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 75) приводится Мидраш, в котором говорится, что Аарон всякий раз, когда приближался к Меноре, чтобы исполнить заповедь — зажечь ее светильники, начинал пританцовывать от переполнявшей его радости. Но, несмотря на это, масло, которым он заправлял чаши светильников, никогда не переливалось через край.

Наш великий Учитель Бен Азай (Эрец Исраэль, 2-й век) говорил, что в шаббат запрещено переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше четырех локтей, только если человек при этом идет вприпрыжку.

Учителя запретили трубить в шофар в первый день Рош а-Шана (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику — в разделе «Праздники»), если он совпадает с субботой. Этот запрет объясняется тем, что могут забыть принести шофар в синагогу заранее. Тогда тот, кто решит доставить шофар в синагогу, тем самым нарушит законы шаббата, пронеся его через общественное владение. По этой же причине в Суккот, совпадающий с субботой, не разрешается исполнять заповедь с лулавом (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»). 

Но ведь Бен Азай запрещает переносить что-либо, только если идут вприпрыжку.

Дело в том, что в былые времена, люди не могли просто идти с шофаром или лулавом в руке. Они наверняка, в предвкушении, что будут исполнять заповедь, выражали бы свои радостные эмоции в характерных в такие моменты движениях.

Сегодня у нас нет Храма, и люди разучились радоваться по-настоящему. Как правило, по дороге в синагогу с шофаром или лулавом в руках — никто не пританцовывает. Так, может, теперь стоит отменить запрет на трубление в шаббат?

Но сказано в Танахе: «Не упоминают мудреца вместе с человеком недалеким, ограниченным» (Коэлет, гл. 2, ст. 16). Постановление Учителей, ориентировано на людей с чутким сердцем, людей духовных, отзывчивых, которые раньше были в большинстве. И все время, пока существует это постановление, есть надежда, что и современные люди вернутся к прежнему состоянию.

на основе комментария рава Ханоха Тейтельбойма

(автор книги «Ир Хинух», глава раввинского суда Сасова, Галиция – США, 1984-1943 гг.)

 

3. Скромность и заниженная самооценка

В нашей недельной главе читаем: «А человек Моше — скромнее всякого обитающего на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).

Это — известнейший фрагмент, который очень часто цитируется. Ведь здесь сама Тора свидетельствует о скромности Моше.

Итак — скромность. Качество — положительное, безусловно, похвальное и весьма достойное. Но достижимое ли на практике?

Быть скромным с теми, кто превосходит тебя, по сути — не скромность, но — умение реально оценивать ситуацию. Ну, а как, к примеру, можно проявлять скромность по отношению к тем, кто — ниже тебя? Ведь намеренно принижая свои достоинства, человек в какой-то мере кривит душой, занижает самооценку. Что в этом хорошего?

Тем более — такой человек, как Моше, который по своим качествам наверняка превосходил большую часть, если не всех, живущих на земле. Как он мог быть скромным?

Но Тора удостоверяет, что был.

Моше достиг величайшего уровня в пророчестве. Облачившись в духовность, он смог преодолеть влияние материального мира. Он говорил с Творцом лицом к лицу. Моше, как никто другой, видел насколько велико расстояние, разделяющее человека и Творца. По сравнению с Ним, дистанция между людьми самого высокого и самого низкого уровня — чрезвычайно мала. Понимая это, можно быть скромным.

Моше был скромнейшим из всех живущих на земле. Впрочем, Моше жил на земле, можно сказать — лишь «номинально». Фактически, он обитал рядом с Шехиной (Присутствием Всевышнего). Благодаря своей способности ощущать Шехину и духовно проникать в высшие миры, он мог видеть, как действуют заповеди и что несут в себе ошибки и нарушения Воли Творца. Верил ли Моше во Всевышнего? Не просто верил — он Его знал.

Остальные люди, жившие на поверхности земли — верили. Не знали, не ведали, но — верили. Осознанно выбирая путь приближения к Творцу. И в этом была их заслуга. А у Моше, в сущности — не было выбора.

Есть четыре уровня, один выше другого: адам, гевер, энош и иш. Все эти слова в переводе на русский означают — «человек». Однако на иврите каждое из них соответствуют определенному уровню. Самый низкий уровень — адам, самый высокий — иш.

В Торе Моше назван — иш. И вместе с тем, ее тексты свидетельствуют, что он — скромнее любого «адама», проживающего на земле. И это его качество является основой Торы. На это намекает гематрия (числовое значение) последних букв названий каждой из пяти книг Торы. Она составляет число 126. Такое же числовое значение и у слова «анав» — «скромный».

на основе комментария Ор Самеах

(рав Меир-Симха а-Коэн из Двинска, им написана книга комментариев к Торе «Мешех Хохма», а также — комментарии к Кодексу Рамбама Мишне Тора под названием «Ор Самеах»; Латвия, первая половина 20 века)

 

4. Вторая попытка

 

В пустыне некоторые люди находились в состоянии духовной нечистоты (в состоянии таме; о значении понятий таме и тума — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Поэтому не могли участвовать в реализации пасхального приношении.

В некоторых источниках отмечается, что это были Мишаэль и Эльцафан, которые вынесли из Святилища тела своих родственников, сыновей Аарона, Надава и Авиhу (о том, как погибли сыновья Аарона — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения).

В других — что речь идет о людях, занимавшихся погребением человека, о котором некому было позаботиться.

Для этого и подобных случаев Тора предоставила дополнительную возможность совершить пасхальное приношение (см. на сайте ответ «Что такое Песах шени?», № 1517) — ровно через месяц после праздника Песах (Бамидбар, гл. 9, ст. 6-11).

Мы видим, что Всевышний в своей доброте и милосердии, в определенных случаях, позволяет наверстать упущенную возможность. Так в нашу жизнь и в мировую культуру вошло понятие второй попытки. Тесно связано с этим и понятие тешува (возвращение на пути Всевышнего).

После того как Моше разбил Скрижали Завета (лухот hа-брит), сыны Израиля, сделав тешуву, удостоились других, новых Скрижалей.

Только на переэкзаменовках высоких оценок, как правило — не ставят. И если дают вторую возможность, она обычно на порядок ниже первой.

Во время Песаха в доме запрещено иметь квасное (хамец; см. на сайте материалы, посвященные празднику Песах — в разделе «Праздники»). Но такого запрета нет во второй Песах (Песах шени).

Первые скрижали были полностью сотворены Всевышним. Вторые — высек Моше, а Всевышний написал на них десять речений.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, было разрешено построить Второй. Но новый Храм уступал прежнему. В нем уже не было Шехины (Присутствия Всевышнего), не было урим и тумим (об этих понятиях — см. на сайте в видео-ответе «Что такое урим и тумим, 25.12.14) и пр.

Как сказано в Танахе (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 14) — Всевышний не отталкивает от Себя заблудшего. Но предоставляет ему дополнительные возможности.

В своём комментарии на книгу Мишлей (Притчи царя Шломо; в переводах нередко — Соломон) Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пишет, что Всевышний дает человеку возможность исправить то, в чем он допустил ошибку. Для этого после смерти его душа (точнее — часть его души) снова отправляется в наш мир (это называется — гильгуль; см. на сайте, к примеру, ответ «Какое тело будет выбрано для возрождения умерших?», № 2355 — с ответами, обозначенными в нем ссылками). И так — до трех раз. Как сказано в Танахе, в книге пророка Иова: «Вот, все это делает Всевышний дважды, трижды — с одним человеком» (гл. 33, ст. 29).

Но человеку не следует надеяться на новый гильгуль. Гораздо лучше исправить ошибки «на месте», в этой земной жизни. 

Это относится к любым ошибкам и прегрешениям, в том числе — и в отношениях между людьми. Совершил не благовидный поступок — преднамеренно ли, по неосторожности, по глупости — всегда отыщется способ исправить ошибку, загладить вину перед пострадавшим. И если не получается с первого раза — существует вторая попытка.

Как-то к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) пришел молодой еврей с просьбой проэкзаменовать его на звание раввина.

Во время экзамена, к раву Соловейчику пришли еще два человека, у которых был денежный спор, и попросили его рассудить их. Рав выслушал обе стороны и сказал, что примет решение позже. Они оставили у него «спорные» 5 тысяч рублей и ушли.

Молодой человек провалил экзамен и тоже ушел. После его ухода рав Хаим обнаружил, что куда-то со стола «ушли» и спорные деньги. Он бросился вдогонку юноше и спросил у него, не прихватил ли он по ошибке чужие деньги.

Получив отрицательный ответ, рав Хаим Соловейчик вернулся домой в расстроенных чувствах. А дома жена отчитала его за то, что он оставил деньги на столе без присмотра, и ей пришлось самой перепрятать их в надежное место.

Услышав это, рав Соловейчик отправился просить прощения у молодого человека, которого он подозревал в краже. При этом он, хоть и был тут же прощен — не ограничился стандартными извинениями. Два года занимался рав Хаим с молодым человеком, пока тот не выучил весь необходимый материал и не сдал экзамен…

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Можно ли курить в шаббат ради здоровья?

 

В конце нашей недельной главы говорится о том, как сестра Моше Рабейну Мирьям была поражена болезнью цараат (см. на сайте ответ «Что такого совершила Мирьям?», № 3617 — с материалами и ответами, обозначенными в нем линками). Тогда Моше обратился к Всевышнему с просьбой о ее исцелении. «О, Творец! — просил Моше. — Исцели же ее!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 13).

Воспользуемся этим в качестве повода для разговора о врачах и лечении.

Один врач утверждает, что выкуренная сигарета может очень положительно повлиять на здоровье пациента. Сразу возникает вопрос: что это за врач? Ведь мы привыкли к совершенно другим мнениям о курении. Но попытаемся в этом разобраться.

Итак, один врач, в экстренных случаях оперирующий и по субботам, признался, что, если бы у него была возможность выкурить перед операцией сигарету, как он это делает в будни, то операция прошла бы успешней, и это принесло бы пациенту несомненную пользу.

Так можно ли курить в субботу ради здоровья пациента?

В разные времена этот вопрос ставили перед раввинами врачи-курильщики.

Главный раввин Иерусалима рав Бецалель Желтый рассудил так. Как известно, ради спасения жизни или здоровья (в опасной для жизни ситуации, которая в нашей традиции носит название — пикуах нефеш) — разрешено нарушить шаббат. При курении сигареты каждая затяжка — нарушение законов субботы. Поэтому ради успеха операции можно разрешить только минимально необходимое число затяжек. Но проблема заключается в том, что практически невозможно определить точное число затяжек, необходимых врачу. А значит, существует опасение, что врач в шаббат выкурит лишнее, сверх того, что необходимо для успешного хода операции. Поэтому вряд ли можно разрешить врачу курение перед субботней операцией.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив (один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.) сказал, что нельзя разрешить оперирующему врачу курить в шаббат перед операцией, ссылаясь на спасение жизни. Ведь курение стало потребностью у тех, кто страдает никотиновой зависимостью. Известны случаи, когда во время голода в войну некоторые заядлые курильщики меняли свой хлеб на папиросы. Тем не менее, в критические моменты человек способен мобилизовать свои скрытые ресурсы и преодолеть зависимость. Предположим, курящему врачу надо было бы срочно прооперировать своего единственного сына, а под рукой не оказалось бы сигареты. Неужели он отказался бы от операции? Или не провел бы ее на необходимом уровне? Точно так же нужно подходить и к спасению любого человека, нуждающегося в срочной операции. 

Рав Ицхак Зильберштейн (Израиль, наше время) добавил, что все выше сказанное относится к ответственному врачу. Но если врач страдает легкомыслием, если для него операция — нечто обыденное, будничное, если он не чувствует, что человеческая жизнь зависит от него — такому врачу разрешено курить перед операцией, как он это делает в будни. И каждый врач должен сам решить, насколько велико его чувство ответственности. И на основании этого — принимать решение о курении в шаббат.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Можно ли брать детей в синагогу, если муж против?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля