ИТРО 
Ту би-Шват
начинается с вечера

5 февраля
"ИТРО"
ИТРО 
Чтение текста
Афтары

"ИТРО"

5.02.2023, 14 Shevat, 5783

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
Девятое Ава
 9 Ава
(26.07.23)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(16 - 17.09.23)
Йом Кипур
10 Тишри
(25.09.23)
Суккот
15-21 Тишри
(30.09 - 06.10.23)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(07.10.23)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(07 - 08.10.23)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(08.12 - 15.12.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Спасение Шульхан Аруха и саранча как продолжение града

 

Наша недельная глава начинается словами: «И сказал Всевышний Моше: приди (в тексте оригинала — бо) к фараону» (Шемот, гл. 10, ст. 1).

Первая же фраза главы, когда читаешь ее в подлиннике — останавливает внимание.

Дело в том, что повеление бо, которое мы переводим понятным русскоговорящему читателю глаголом «приди», в буквальном своем значении — что-то наподобие «давай». Почему же Всевышний, обращаясь к Моше, употребляет, столь странной, казалось бы, в данном контексте выражение?

Чтобы лучше это понять — перенесемся в Польшу первой половины 19-го века.

Тогда был принят жестокий закон о повсеместном сожжении Шульхан Аруха (полного кодекса еврейских законов). Польское правительство вынесло решение, что жизнь в государстве должна регламентироваться исключительно законами страны. Евреи же ставили Шульхан Арух — выше польских законов. Поэтому ему был вынесен приговор — сжечь!

Узнав об этом жестоком указе, рав Ицхак Калиш, живший в польском городе Варка, призвал к себе одного из своих учеников, у которого были связи в верхах, и поручил ему добиться отмены антисемитского указа.

— Все сделаю, как ты сказал, — отозвался ученик. — Только за жизнь свою опасаюсь. Ведь за этим указом стоит министр юстиции. А он известен, как махровый антисемит. И если он узнает, что я пытаюсь отменить установленный им закон — это может стоить мне жизни.

— Ничего не бойся, — сказал ему раввин. — В недельной главе написано: «И сказал Всевышний Моше: давай — к фараону». Написано, как видишь — не «иди к фараону», но — «давай…». Всевышний знал, что переживает Моше. Визит к фараону мог окончится для него трагически. Поэтому Всевышний, обращаясь к нему, использует слово «бо» (давай). Как бы говоря ему — «Давай пойдем к фараону вместе, ты и Я. Не бойся, во дворце фараона Я буду с тобой».

— Не страшись и ты, — продолжил свою речь раби Ицхак. — Я буду сопровождать тебя на всех этапах этого дела.

С легким сердцем приступил посланник рава Ицхака Калиша к выполнению своей миссии, и, с помощью Небес, жестокий указ был отменен.

Но вернемся к Моше.

Всевышний, отправляя его к фараону — не сообщает, о каком наказании нужно предупредить на этот раз. Потому что следующая казнь явилась как бы продолжением наказания градом. Ведь и то и другое — направлено на то, чтобы нанести урон египетскому сельскому хозяйству.

О казни градом Творец говорит: «На этот раз Я пошлю все кары Мои в твое сердце» (Шемот, гл. 9, ст. 14). Это намек, что ударов будет несколько.

Из слов Всевышнего Моше понял, что градом дело не кончится, за ним последует продолжение. Но какое?

Такое, которое увеличит ущерб, нанесенный градом.

Увеличение на иврите — «рибуй». Ему созвучно слово «арбе» (саранча).

Таким образом, арбе (саранча) создаст рибуй — увеличение силы, карающей Египет.

Аналогичный пример, как Моше понимал мысли Творца — в случае в пустыне с медным змеем. Тогда Всевышний велит Моше изготовить змея —  «Сделай себе змея и укрепи его на шесте» (Бамидбар, гл. 21, ст. 8). Но из какого материала надо его изготовить — не говорит.

Моше не уточняет, он мыслит логически. Змей на иврите — нахаш. Значит, сделать его нужно не из золота и не из серебра, но — из меди (медь на иврите — нехошет).

Но вернемся к наказанию саранчой.

Одна из целей этого наказания — сохранить память о египетских казнях в поколениях: «Чтобы рассказал ты сыну своему» (Шемот, гл. 10, ст. 2).

В Пасхальной Агаде уточняется, что рассказ об Исходе из египетского рабства предназначается четырем сыновьям (символизирующим четыре группы, на которые можно разделить народ Израиля). Сын на иврите — «бен». Четырехкратная гематрия (числовое значение) этого слова соответствует гематрии слова арбе (саранча). И это, конечно же — не случайность и не совпадение.

 

на основе комментария рава Исраэля-Ицхака Калиша из Варки

(автор книги «Оhель Ицхак», Польша, 1779-1848 гг.)

 

 

2. Кары на все вкусы, включая самые взыскательные

 

Всевышний велит рассказывать о чудесах Исхода сыновьям и сыновьям сыновей. Как написано: «И чтобы рассказал ты своему сыну и сыну сына о том, как Я глумился над египтянами... и поймете, что Я — Всевышний» (Шемот, гл. 10, ст. 2).

Существенной составляющей того, что происходило в те времена в Египте, были казни. Поговорим об этих египетских казнях на примере приготовления еды.

Безусловно, есть разница между ситуациями, когда человек еду для себя и своей семьи, или — на продажу.

Тот, кто готовит себе обед, не станет особо разнообразить кушанья. Он сварит одно, два, максимум, три блюда — такие, которые любит он и любят его домочадцы.

Если же человек готовит еду на продажу — он постарается угодить как можно большему числу людей. Поэтому сварит кушанья на разные вкусы. Одно и то же блюдо может быть приготовлено несколько раз, только под разными соусами и с разными приправами.

Кроме того, в его меню будут присутствовать блюда восточной кухни и средиземноморской, бухарской и европейской, грузинской и аргентинской, и, конечно же, гвоздь программы — мамин суп.

Главная задача — угодить самому широкому спектру клиентов, удовлетворить разные требования, желания и вкусы.

Теперь перейдем к карам, обрушившимся на Египет.

Если их цель — заставить фараона и египтян отпустить сынов Израиля на свободу, то не было нужды во множестве и разнообразии наказаний. Вполне достаточно было бы одной, самое большее, двух-трех казней, которые продолжалась бы без перерыва, до тех пор, пока фараон не будет сломлен.

Выходит, цель была не только в этом. Кары были призваны вызвать удивление и восхищение величием Всевышнего в глазах всех, кто наблюдает их. И, чтобы о них рассказывали из поколения в поколение — отец сыну, сын внуку и т.д.

Поэтому Всевышний не ограничился ни одной, ни двумя казнями, но — навел на Египет десять, совершенно разных, не похожих одна на другую.

Кого-то впечатлит наказание кровью, кого-то — лягушками. Вшами — мало кого удивишь, но громадные градины, в сердцевине которых горел огонь — наверняка поразят воображение и заставят задуматься…

Продемонстрированные в Египте кары призваны были воздействовать на любое воображение и самую взыскательную фантазию. А цель всех этих чудес и знамений — чтобы люди поняли и осознали, кто такой Всевышний.

И все же возникает вопрос: почему не достаточно рассказать обо всех чудесах спасения из египетского рабства своему сыну? Почему требуется рассказать об этом еще и сыну сына и т.д.?

Говорится в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 85), что тот, кто сам — мудрец и знаток Торы, его сын — тоже мудрец и знаток Торы, а также — внук. Обещано ему, что все его потомки не отойдут от соблюдения заповедей Торы.

Намек на это содержится в Танахе, где сказано: «И Я — вот союз Мой с ними, — сказал Всевышний... Слова Мои, которые вложил Я в твои уста, не отступят от уст твоих, и от уст потомков твоих, и от уст детей и внуков потомков твоих, отныне и вовеки» (книга пророка Йешайяhу, гл. 59, ст. 21).

Вспоминается меткая поговорка, в которой сказано, что для того, чтобы считаться интеллигентом — нужно иметь три образования: деда, отца и собственное?

Так вот, ее корни — явно из Талмуда.

Теперь понятно почему Всевышний призывает нас обучать Торе не только сына, но и внука (сына сына). Ведь в этом случае, больше шансов, что наше потомство не отойдет от соблюдения заповедей Торы.

 

на основе комментариев Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

и рава Мордехая Гурвица

(автор книги «Зихрон Исраэль», Буковина, конец 19-го — начало 20-го вв.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Могу ли я изучать каббалу?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля