Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к
Эсаву, брату своему...».
И послал
на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы
Ваишлах
1. Посланники Яакова
Наша недельная глава называется
Ваишлах (и отправил), потому что в ней описывается встреча Яакова
и Эсава. Готовясь к этой встрече, Яаков отправляет к Эсаву своих посланников.
Как написано: «И отправил Яаков перед собой посланцев (в оригинале — малахим)
к своему брату Эсаву на землю Сеир» (Берешит
Слово «малахим» имеет
несколько значений. В переводе оно может означать не только «посланники», но и —
«ангелы».
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
ссылаясь на Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.
75), пишет, что это были действительно малахим (ангелы).
Предыдущая глава заканчивается
словами — «И Яаков продолжил свой путь, и встретились ему посланники Творца (малахей
Элоким). Когда он увидел их, произнес: это стан Всевышнего (Махане Элоким).
И назвал это место «Маханаим» (Берешит, гл. 32, ст. 2-3).
Махане Элокомм
составили те малахим, которых создал Яаков, изучая Тору и выполняя
заповеди. Ведь известно, что человек в процессе реализации добрых дел создает
малахим
Существуют разные виды
малахим. Например, есть малахей
hа-шарет
— так называемые, служебные малахим, выполняющие распоряжения Всевышнего.
Есть малахей
hа-шалом,
встречающие праведников и приветствующих их словами «мир пришедшему!». Они же
сопровождают еврея, когда тот в шаббат после вечерней молитвы
возвращается из синагоги, и приветствуют его словами «шаббат шалом!».
В книге Зогар
говорится, что малаха, когда он поднимается на Небо, спрашивают: кто ты и
чем занимаешься?
А тот отвечает: меня создал
такой-то своими добрыми делами и заповедями..
Яаков изучал Тору 14 лет в
шатрах Эвера и еще 20 лет занимался ею, живя у Лавана. За это время он создал
множество малахим, очень похожих на него. Поэтому, при встрече Эсав
спрашивает: «кто тебе весь этот стан, что я встретил?» (Берешит,
гл. 33, ст. 8).
«Кто тебе?» — кем тебе
приходятся все эти посланники, столь похожие на тебя?
«Потому что Всевышний был добр
ко мне» (там же, ст. 11), — отвечает Яаков.
«Всевышний был добр ко мне» —
даровал возможность изучать Тору и выполнять заповеди, и благодаря этому —
создать всех этих малахим
Отправляя посланников к Эсаву,
Яаков закладывал этим фундамент для будущего. Для того будущего, которое описано
в пророчестве — «Вот отправляю Я посланника Моего, и очистит он дорогу передо
Мной» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 1).
Подобно тому, как Яакову с
помощью посланников удалось нейтрализовать Эсава, жаждавшего крови, так в
будущем посланник Всевышнего нейтрализует деструктивные силы и уничтожит всех
злодеев, а само Зло будет стерто с лица земли...
на основе комментария раби Авраама-Мордехая
Алтера
(Имрей Эмет;
Польша – Израиль, середина 20-го века)
2. Все бегут: гонец навстречу гонцу, вестник навстречу вестнику
В нашей недельной главе читаем:
«И отправил Яаков перед собой посланцев к своему брату Эсаву на землю Сеир» ((Берешит,
гл. 32, ст. 4).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что роль посланников выполняли малахим (мн. ч. от малах,
в условном переводе — ангел).
Но откуда в распоряжении Яакова
взялись малахим?
Это станет понятно из следующей
истории.
Примерно 400 лет назад в
Амстердаме жил один купец, который вел праведный образ жизни и много помогал
еврейской общине. По своим торговым делам он часто отправлялся в плавания.
Однажды, корабль на котором он плыл, попал в сильный шторм и потерпел крушение.
Купец оказался в воде. Он ухватился за какой-то обломок, и это позволило ему не
пойти ко дну.
Но куда плыть? Со всех сторон
море, и конца ему не видно.
И вдруг перед ним мелькнуло
знакомое лицо. Это был образ одного бедняка из общины. Бедняк показывал, в каком
направлении плыть. Последовав за ним, купец смог добраться до берега.
Вернувшись в Амстердам, он
обратился к раввину с просьбой разъяснить, за счет чего он удостоился такого
чуда? И что означает видение, благодаря которому он спасся?
— Помогал ли ты этому бедняку?
Может, ты сделал ему доброе дело, или ему оказал услугу?
— Как-то, я сел за стол обедать.
И вдруг, стук в дверь. Открываю, а на пороге стоит нищий и просит хлеба для
своих голодных детей. Я заглянул в его бездонные глаза полные неземной тоски и
собрал всю свою трапезу, к которой даже не успел притронуться, упаковал и отдал
ему.
— Своим поступком ты сотворил
малаха. Он и спас тебя из морской пучины.
Мы видим, что, выполняя
заповедь, или совершая доброе дело, человек создает малаха, оберегающего
его в час беды.
Читаем: «Спешно отправились
гонцы по слову царскому, и объявлен был указ этот в крепости Шушан. И царь с
Аманом сели пить, а город Шушан был в смятении» (Мегилат Эстер,
гл. 3, ст. 15).
В продолжении в Книге Эстер
написано: «Гонцы верхом на царских рысаках быстро и спешно выехали по слову
царскому. Указ же был дан в крепости Шушан... И город Шушан возликовал и
возрадовался» (там же, гл. 8, ст. 14-15).
О каких гонцах здесь идет речь?
В книге Зогар
разъясняется, что у этих фрагментов, кроме основного, есть еще и глубинный
смысл. Когда человек нарушает заповедь или совершает дурной поступок (об этом
повествует первый фрагмент), он этим создает малаха-обвинителя, который
бежит как угорелый, чтобы обвинить и осудить того, кто его породил. Только
Всевышний не всегда сразу его принимает. Иногда велит обождать. И когда человек
выполняет заповедь или делает доброе дело (и тут мы переходим ко второму
фрагменту) — рождается малах-защитник, и он бросается изо всех, чтобы
нейтрализовать обвинителя.
Об этом говорит и пророк: «Гонец
бежит навстречу гонцу, и вестник навстречу вестнику» (Танах, книга пророка
Йермиягу, гл. 51, ст. 31).
На земле часто бывают
противостояния — людей, идей, государств. Но исход каждого такого противостояния
решается на Небесах. Вот и бегут, торопятся гонец навстречу гонцу и вестник
навстречу вестнику, в надежде склонить чашу весов в свою пользу.
Об этом Рамбам (великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов
Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в «Законах раскаяния» пишет:
«Каждый человек должен видеть себя весь год наполовину праведником, наполовину
злодеем. И также весь мир — наполовину оправданным, наполовину виновным.
Совершил один проступок — навлек на себя и на весь мир приговор, став причиной
его уничтожения. Исполнил одну заповедь — перетянул чашу весов в сторону заслуг,
принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление».
на основе комментария раби Менаше бен Исраэля
(автор книги «Нишмат хаим», Франция, Голландия, 1604-1657 гг.)
3. Спуститься к
человеку или поднять его к себе
Яаков просит передать Эсаву — «Я
жил (в оригинале — гарти) с Лаваном, и откладывал мое возвращение доныне»
(Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что гематрия (числовое значение) слова «гарти» (я
жил) — 613. То есть Яаков заявил: «Живя с Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не
учился плохому, глядя на его дурные поступки».
Получается, что Яаков говорит с
Эсавом намеками. Только почему он решил, что Эсав разбирается в гематриях
и умеет их вычислять? Да и факт, что Яаков соблюдал заповеди —произведет ли на
Эсава неизгладимое впечатление?
Существует два типа праведников:
один старается подстроиться под собеседника, говорить с ним на одном языке,
другой — всегда остается самим собой и со всеми разговаривает одинаково, на
языке Торы.
Мы видим, что Яаков относился ко
второму типу. После изучения Торы в доме отца, после учебы в шатрах Эвера, после
курса Торы в доме Лавана, она стала сущностью и неотъемлемой частью Яакова, а ее
язык стал для него родным. И к кому бы он ни обращался, он говорил с позиции
законов Торы.
Раби Йосеф Розин (1858-2006
гг.), прозванный Рогачевером, тоже избрал язык Торы своим основным средством
общения. Он заводил разговоры с простыми, малограмотными людьми и в своих
беседах часто цитировал Талмуд.
Находясь в дороге и коротая
время беседой с извозчиком, он мог обсудить с ним самые сокровенные тайны Торы,
при том, что извозчик, едва ли понимал, о чем идет речь. Но раби Йосеф просто не
мог иначе.
В продолжении рассматриваемого
нами фрагмента читаем: «И нажил я достояние быка и осла, мелкий скот» (Берешит,
гл. 32, ст. 6).
Яаков продолжает говорить
намеками. Осел — это эпоха Машиаха. Ибо сказано у пророка: «Вот царь твой
придет к тебе, праведник и спасенный он, беден и восседает на осле» (Танах,
книга пророка Захарьи, гл. 9, ст. 9).
Осел на иврите — хамор,
слово, образованное от того же корня, что и хомер — материя. Таким
образом, пророк подразумевает, что Машиах будет царем, который подчинит
себе хомер, материю.
«Мелкий скот» — аллегорическое
выражение, подразумевающее здесь сынов Израиля. Как сказано: «И вы — овцы Мои»
(Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 34, ст. 31).
Таким образом, Яаков
провозглашает вечность народа Израиля, вплоть до прихода Машиаха. И это
означает, что Эсав — не сумеет совладать с ним, ни сейчас, ни в будущем.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая
Алтера
(Имрей Эмет;
Польша – Израиль, середина 20-го века)
4. Мудрый выверяет
каждое слово
Посланники должны передать Эсаву
слова Яакова. И мы читаем: «Я жил (в оригинале — гарти) с Лаваном, и
откладывал мое возвращение доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что гематрия (числовое значение) слова "гарти" (я жил) — 613.
То есть Яаков заявил, что, живя
у Лавана он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные
поступки».
Итак, Яаков декларирует свое
соблюдение заповедей. Слово «соблюдал» может подразумевать — не нарушал. Но
почему Яаков не говорит, что он исполнял заповеди?
Дело в том, что исполнить все
613 заповедей никому не под силу. Ведь некоторые заповеди относятся только к
коэнам, другие можно исполнять только в Иерусалимском Храме, третьи —
адресованы царям и т.д. Никто не может быть одновременно и коэном, и
царем, и судьей. И далеко не у всех рождаются сыновья-первенцы.
Употребленное в этом фрагменте в
тексте оригинала слово «шамарти» (я соблюдал), означает еще — берег,
стерег. Так человек, не имеющий возможности исполнить заповеданное, терпеливо
ждет, когда появится такая возможность и надеется, что его ожидание не
затянется.
Тот, кто жаждет исполнить
заповедь, за свое жгучее желание получает особую награду от Всевышнего.
Написано: «Кто предварил Меня,
чтобы Я уплатил ему?» (книга Иова, гл. 41, ст. 3).
Учителя в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 37) объясняют, что человек
может за исполнение заповедей предъявить Всевышнему счет. Мол, Ты велел обрезать
новорожденного на восьмой день — я обрезал. Значит, мне полагается награда. Ты
велел установить ограду на крыше дома — я установил. И жду за это награду.
Но Всевышний парирует. Ты
выполнил заповедь обрезания, только потому, что Я даровал тебе сына. Ты смог
установить ограду на крыше, в заслугу того, что Я дал тебе возможность
приобрести недвижимость.
Получается, что Творец "оплатил"
человеку выполнение заповеди еще до того, как тот приступил к ее реализации.
Поэтому в этом мире награды за нее ждать не приходится. Она найдет героя в мире
Грядущем.
Что же в нашем мире? Неужто
ходить без награды?
Впрочем, есть опция и на награду
даже здесь и сейчас. Для этого нужно обнаружить желание исполнить заповедь. То
есть, как бы опередить Всевышнего. Вот, за это можно обрести награду в этом
мире. Поскольку хорошую и правильную мысль Творец присоединяет к действию.
Яаков намеком говорит о
соблюдении заповедей, а затем открытым текстом объявляет, что «нажил достояние —
быка и осла, мелкий скот" (Берешит, гл. 32, ст. 6).
Но откуда взялось это достояние,
ведь в нашем мире награда за выполнение заповедей не положена?
За бережное отношение к
заповедям, за желание их исполнять еще до того, как представится возможность.
Поэтому и использовано слово «шамарти».
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
5. Хорошо продуманная
стратегия
Яаков готовится к встрече с
Эсавом. В нашей недельной главе об этом читаем: «И разделил он народ, который с
ним... на два стана. И сказал он: если подойдет Эсав к одному стану и разобьет
его, то будет оставшийся стан спасен» (Берешит, гл. 32, ст. 8-9).
Возникает вопрос: почему Яаков
так уверен, что второй стан точно уцелеет, и откуда он знал, что Эсав нападет
только на один стан?
Написано: «И пятеро из вас
обратят в бегство сотню, А сто из вас — десять тысяч обратят в бегство» (Ваикра,
гл. 26, ст. 8-9).
Получается, что пятеро сынов
Израиля могут одолеть вражескую сотню.
Давайте подсчитаем, какими
силами на тот момент располагал Яаков. Он сам, одиннадцать сыновей, четыре жены
и дочь Дина. Итого — семнадцать.
С Эсавом же шли, как известно,
четыреста воинов, то есть — четыре сотни. Чтобы их обратить в бегство и
разгромить требуется минимум двадцать бойцов, а у Яакова, даже, если всех
поставить под ружье, максимально набирается только семнадцать.
Получается, Яаков не в состоянии
победить. Но это, если действовать прямолинейно, без смекалки.
Яаков решил на практике
доказать, что побеждают не числом, а умением. И вот, перед лицом серьезной
опасности, обусловленной превосходящими силами противника, Яаков разрабатывает
план предстоящей кампании. Он делит свою крошечную армию на два отряда: один, из
которых, насчитывает десять бойцов, а другой — семь.
Эсав, увидев перед собой две
позиции Яакова, распределит своих людей для атаки на них. Самое напрашивающееся
решение — выставить против каждой по двести человек. Наступая по двум
направлениям, Эсав потерпит сокрушительное поражение. Ведь, десять воинов Яакова
обратят в бегство двести головорезов Эсава. А затем, присоединившись к семерым,
помогут им одолеть второй отряд, и этим завершат окончательный разгром врага.
Теперь ясно, как следует
понимать то, что написано в нашем фрагменте.
«Если подойдет Эсав к одному
стану» — имеется в виду первый экспедиционный корпус Эсава, состоящий из двухсот
солдат.
«То разобьют его» — отряд из
десяти бойцов сможет обратить в бегство двести солдат неприятеля.
И когда после этого первый отряд
присоединится ко второму — "будет оставшийся стан спасен". А неприятель будет
разгромлен.
На протяжении своей истории,
сынам Израиля не раз приходилось противостоять противнику, гораздо более
многочисленному. Но благодаря их праотцу Яакову, они часто одерживали верх...
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.
Почему она так
называется?
По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих…».
Когда выйдешь
на иврите — ки теце.
Обсуждение
главы Ки Теце
1. Война с дурным
началом
Наша недельная глава начинается
с наставления о ведении военных действий. Написано: «Когда выступишь на войну
против врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки, и ты возьмешь их в плен…» (Дварим,
гл. 21, ст. 10).
Изо дня в день, из года в год,
внутри человека идет жестокая, бескомпромиссная война. Линия фронта с
беспощадным врагом — прямо на сердце. Во время боевых действий враг не брезгует
никакими средствами и уловками. Имя этому врагу — «царь, пожилой и глупый».
Немало весьма образованных и сообразительных людей пали жертвами этого царя.
Так почему же он зовется глупым?
Электрик — все время возится с
розетками и электроприборами. Йецер
hа-ра
(дурное начало) — весь день напролет занят тем, что превращает серьезных,
разумных людей в последних глупцов. Поэтому он и зовется глупым царем, хотя,
наверное, правильнее было бы назвать его — «царем глупцов».
Еще йецер
hа-ра
уподобляют боевому коню, или в современных реалиях — танку.
Нужно понимать, что у человека
без помощи Свыше — нет никаких шансов справиться с ним и победить в войне.
Только потому, что только Всевышний способен отдать его тебе в руки. Поэтому ты
и можешь победить в битве с йецер
hа-ра.
Лучший способ победить дурное
начало — обратить против него его же оружие «и взять его в плен».
Йецер
hа-ра
никогда не скажет человеку — кончай, мол, с кашрутом, оставь тефилин,
иди, служи идолам. Он действует тихо и медленно. Он умеет ждать и
довольствоваться малыми достижениями. Его терпение безгранично.
Один из излюбленных приемов
дурного начала называется — «пес у дверей пекарни». Пекарь испек партию булочек,
и для привлечения покупателей вынес корзину с ними и поставил у входа.
Аромат свежей выпечки очень
быстро распространился по округе. Первым покупателем стал бродячий пес. У него
не было денег, зато он имел здоровый аппетит, совершенно пустой живот, внутри
которого громко звучала жалобная музыка, очень напоминающая десятую симфонию
Малера.
Увидев пса, пекарь достал
увесистую дубину и весьма красноречиво помахал ею в воздухе. Пес отправился
восвояси, но потом смекнул, что терять ему нечего, да и «Грэмми» ему явно не
светит, поэтому, он вернулся и, демонстрируя на хитрой обросшей морде абсолютное
безразличие, лег на бок и задремал.
Увидев, что пес мирно спит, и
никакой опасности не представляет, пекарь, в ожидании покупателей — тоже решил
подремать, и прилег в тени под платаном.
Только пекарь прикорнул, пес
рыжей молнией метнулся к корзине с булочками, опрокинул ее, все рассыпал и,
схватив одну, стремглав бросился наутек, только его и видели.
Пекарь, кряхтя и охая, собрал
высыпавшуюся из корзины сдобу и вздохнул с облегчением, поняв, что не хватает
только одной булки.
Йецер
hа-ра
поднимает бурю в душе человека. Эта буря опрокидывает «корзину» с хорошими
качествами и добрыми обычаями. В итоге, после короткой, но жестокой борьбы,
человеку удается сохранить или восстановить большинство из них. Так что, потеряв
одно или два, человек остается, в общем, доволен собой. Ведь он мог лишится
всего.
Например, исправно приходивший в
синагогу еврей за пятнадцать минут до начала молитвы, чтобы молиться не в
спешке, теперь начал опаздывать. А ведь, в результате душевного кризиса, он уже
был готов совсем перестать ходить на общественные молитвы.
В итоге, человек доволен.
Доволен и йецер
hа-ра.
Ведь в его планы не входила отмена молитвы. Йецер собирался лишь
подпортить картину.
Впрочем, дурное начало на этом
не остановится. Через месяц опоздания участятся. А через полгода — кое-где
пойдут и пропуски. И если человек не примет меры — в какой-то момент он не
только перестанет ходить в синагогу, но йецер
hа-ра
еще и кипу снимет с него с улыбкой.
Об этом говорится в Талмуде
(трактат Шаббат, лист 105).
Дурное начало просит человека
сделать то-то и то-то, и он откликается. Потом оно требует что-то выполнить, и
он выполняет. И наконец, велит ему: «Иди, служи идолам!». И тот подчиняется —
идет и служит.
Наша задача — перенять у дурного
начала методы работы и поставить их на службу добру. Не спеша, шаг за шагом,
продвигаться по пути Всевышнего, довольствуясь и малыми достижениями. Маленький,
робкий шажок в правильном направлении — лучше комфортной остановки.
И еще важный момент.
Порой человек сам погружает себя
в ситуацию испытания — не справляется и оказывается в лапах йецер
hа-ра,
становясь его послушным рабом. И если через какое-то время ему удастся взглянуть
на себя со стороны, он будет долго удивляться, как его угораздило так низко
пасть.
Чтобы такого не произошло — не
подходи близко к болоту, не думай, что держишь все под контролем и в любой
момент сможешь выбраться. Вязкая тина затянет тебя — и глазом не успеешь
моргнуть. Ведь и не таких затягивало…
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2. От «красивой
пленницы» рождаются строптивые, непокорные дети
В нашей недельной главе
говорится о «красивой пленнице». Об этом читаем: «И увидишь среди пленных
красивую женщину... И возьмешь ее себе в жены» (Дварим, гл. 21,
ст. 11).
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 21) сказано, что в принципе, еврею не подобает жениться на «красивой
пленнице». Но во время войны солдату трудно устоять перед искушением. Поэтому
Тора, разрешила ему сделать уступку дурному началу, разумеется — при соблюдении
определенных условий.
Но тут предупреждают Учителя —
если он воспользуется разрешением и женится на ней, в конце концов, возненавидит
ее. Ибо далее в нашем фрагменте написано: «Если будут у мужа (две жены, одна
любимая и одна ненавистная)… и родит она ему сына строптивого» (Дварим,
гл. 21, ст. 15, 18).
Авшалом был сыном царя Давида от
«красивой пленницы». Он взбунтовался против своего отца и вел себя подобно сыну
строптивому. Так, что Давиду даже пришлось спасаться от родного сына. И когда
ему с большим трудом удалось спастись, он написал третью главу книги
Теилим (Псалмы царя Давида). И начинается эта главу словами — «Псалом
Давида – когда бежал он от Авшалома, сына своего».
Возникает вопрос: почему Давид
назвал эту главу «Псалмом», а не, скажем, «Плачем Давида»? Ведь, когда
приходится искать спасения от родного сына — что может быть печальнее этого?
Понять силу отчаяния Давида
поможет тот факт, что он взвешивал, не перейти ли ему к служению идолам.
Показному, формальному, не настоящему. Но — тем не менее...
— Но скажут люди, — спрашивали
его, — если узнают, что еврейский царь служит идолам?
— По-вашему лучше, чтобы они
говорили, что еврейский царь убил своего сына? — отвечал Давид.
В своем комментарии к этому
отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что в том случае, если бы люди обсуждая
гибель Авшалома, обвиняли бы Давида — это неминуемо стало бы осквернением Имени
Всевышнего.
Поясню комментарий притчей.
У строгого, придирчивого,
вспыльчивого царя был преданный друг. Как-то за обедом этот друг увлекся супом
так, что одна крохотная капелька брызнула царю на мантию.
Царь ужасно разозлился, и тут
же, на месте, приговорил растяпу к смертной казни.
Спокойно выслушав приговор, друг
вылил на царя остатки своего супа и еще то, что было в супнице.
Шокированный царь краснел и
бледнел. Когда, наконец, к нему вернулся дар речи, он с удивлением спросил:
— За одну каплю супа,
брызнувшего мне на одежду, я приговорил тебя к смерти. Чего же ты ждешь теперь,
облив меня супом с ног до головы?
— Просто я подумал, — отвечал
друг, — что люди, узнав, что ты казнил меня за одну каплю, назовут тебя тираном
и сумасбродом. А я люблю тебя и забочусь о твоей репутации. Теперь же, после
моей выходки — ни у кого не повернется язык тебя осуждать. Народ, пожалуй,
согласится с твоим решением справедливо наказать бунтаря за столь дерзкую
выходку…
— Лучше уж я возьму на себя вину
за идолопоклонство, — заключил Давид. — Ведь в ином случае люди станут судачить
о жестокости Торы и поносить Имя Всевышнего.
— Никто и словом не обмолвится о
жестокости Торы, — возразили Давиду. — Всем известно, что Авшалом твой сын от
иноземной принцессы, которую ты пленил во время войны и взял себе в жены из-за
ее красоты. А дети «красивой пленницы», как правило — строптивы и непокорны.
Поэтому скажут люди, что Авшалом вырос сыном строптивым, о чем и дается
предупреждение в Торе.
Таким образом, в гибели Авшалома
люди узрят не жестокость Торы, но — ее прозорливость и справедливость.
Услышав эти слова, Давид написал
«Псалом», в котором выразил радость, что ему пришлось спасаться именно от
Авшалома, а не от другого сына. И теперь, чтобы отвлечь людей и предотвратить
осквернение Имени Творца — идолопоклонство ему не требуется.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3. Чтобы не обокрали
Написано в нашей недельной
главе: «Когда выступишь на войну против своего врага, и отдаст его Всевышний
тебе в руки, и ты возьмешь его в плен…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).
Здесь говорится и о войне с
дурным началом (на иврите — йецер
hа-ра).
Поясню это притчей.
Два приятеля начали осуществлять
совместный проект — общее дело. Каждый вложил в него свои сбережения.
Однажды один из них обнаружил,
что его партнер ворует. Что он, сверх оговоренного в контракте — присваивает
себе часть выручки.
Что должен предпринять
бизнесмен, которого обманул и обокрал партнер по бизнесу?
Молчать, делать вид, что ничего
не происходит — ему уж точно не следует. Он может закатить скандал, высказать
все, что он думает о подобном бесчестном ведении дел. Украденные деньги он,
скорее всего — не вернет. Но польза от этого все же будет. По крайней мере, его
партнер не посмеет больше воровать.
Иногда один из партнеров
проявляет хитрость. Сначала ведет бизнес честно — отдает своему компаньону даже
большую часть прибыли. Лишь для того, чтобы усыпить бдительность и полностью
завладеть доверием. Когда же он увидит, что партнер притупил бдительность — он
обдерет его как липку, по максимуму, приберет к рукам не только всю прибыль, но
и большую часть вложений.
Поэтому умный человек никогда не
ослабит контроль, но будет следить за своим компаньоном во все глаза, каким бы
честным и порядочным тот не казался…
Все это относится не только к
бизнесменам. Каждый из нас ежедневно сталкивается с воровством. Вот как это
происходит.
Когда человек просыпается утром,
Всевышний, в великой милости своей — возвращает ему его душу. Возвращает ее
обновленной и полной сил, предоставляя возможность немного заработать в течение
дня, заниматься изучением Торы и выполнением заповедей.
Если этот человек на исходе дня
проанализирует все, что с ним за этот день произошло — он поймет, что его
жестоко обокрали. Его партнер, йецер
hа-ра,
своровал, в общей сложности, несколько часов — время, которое ушло на разные
глупости, на пустые разговоры, бесполезные дела и т.п. Причем, дурное начало,
как правило — не ограничивается только временем. Обычно оно еще прихватывает
несколько благословений и молитв, произнесенных без надлежащей каваны
(здесь — «сосредоточенности»), проговоренных автоматически, с мыслями о чем-то
другом. И если человек не отреагирует, если он промолчит — очень скоро он станет
горьким бедняком или даже нищим. Без Торы, без заповедей, без молитв.
Поэтому, обнаружив факт
воровства — человек ни в коем случае не должен его игнорировать. Нужно уверенно
и твердо выступить против йецер
hа-ра
и заявить ему:
— На каком основании ты воруешь
мое время, бесценное время, что отпустил мне Всевышний с определенной целью? Кто
дал тебе право прикарманить молитвы и благословения, которые я произнес?
Дурное начало, конечно же, не
вернет то, чем оно завладело. Но в будущем воровать будет меньше.
Порой йецер
hа-ра
дает человеку возможность исполнить несколько заповедей. И тут необходимо
понимать, что это военная хитрость. Он делает это, чтобы человек не заглядывал
внутрь себя, чтобы перестал анализировать происходящее с ним в течение дня,
чтобы поверил, что у него все в полном порядке, и нечего больше улучшать. И
тогда йецер
hа-ра
начнет воровать и украдет гораздо больше, чем дал.
Чтобы не случилось такого —
человеку следует постоянно воевать со своим дурным началом.
Этот совет намеком присутствует
в нашей фразе — «Когда выступишь на войну против своего врага…». Враг здесь —
это йецер
hа-ра.
И не нужно бояться этой войны.
Ведь Всевышний поможет и «отдаст его тебе в руки». А, кроме того — «ты возьмешь
его в плен». То есть когда ты сделаешь тешуву (придешь к раскаянию и
вернешься на пути, указанные Всевышним), Творец повернет твою жизнь так, что
потери окажутся у тебя — в активе, превратятся в заслуги. Все, что было украдено
— вернется с прибылью.
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
4. Понимать, что
главное, что — второстепенное
Написано в нашей недельной
главе: «Когда выступишь на войну против своего врага…» (Дварим,
гл. 21, ст. 10).
Учителя Мусара
(морально-этического направления в иудаизме) пишут, что, кроме всего прочего,
здесь подразумевается и война со своим дурным началом (на иврите — йецер
hа-ра).
Нужно понимать, что в арсенале у
дурного начала — множество хитростей. Одна из его целей — сбить человека с
толку, подменить главное второстепенным. И если йецер
hа-ра
добивается своего — человек остается в дураках.
Для того, чтобы это стало
понятней, расскажу притчу.
На пограничный переход между
двумя государствами прибыл подозрительный человек. Он вел рядом с собой
велосипед, на который он нагрузил два здоровенных мешка.
— Что в мешках? — осведомился
таможенник.
— Песок, — ответил
путешественник.
— Песок? А ну-ка покажи!
Человек развязал мешки, и как
таможенник ни старался — ничего, кроме песка, не обнаружил.
На следующий день этот человек
снова появился на границе. Он снова вел велосипед, нагруженный двумя
здоровенными мешками.
Таможенник, как положено,
осведомился о содержимом мешков. И человек снова ответил, что везет песок.
Таможенник и на этот раз
тщательно обыскал подозрительный груз. Но опять не нашел ничего, кроме песка.
Странный человек с велосипедом и
мешками с песком стал пересекать границу с завидным постоянством. Но как его ни
обыскивали, ничего не находили.
Как-то начальник таможни собрал
всех своих сотрудников на специальное совещание, посвященное подозрительному
велосипедисту.
— Я раскусил этого
контрабандиста, — заявил он присутствующим. — Он просто рассчитывает своим
песком усыпить нашу бдительность. Вот увидите, в один прекрасный день в песке
обнаружится партия контрабандных бриллиантов. И того, кто это найдет, представлю
к награде. Поэтому будьте начеку, не зевайте…
Таможенники изо дня в день
тщательно ощупывали мешки и просеивали песок, ища в нем бриллианты или на худой
конец наркотики. Но все усилия их были напрасными. Всякий раз они находили
только песок, ничего больше.
Шли годы, человек состарился, и
ему уже было не под силу перевозить тяжелые мешки с песком. Поэтому он оставил
это занятие. Вышел на пенсию и начальник таможни.
Как-то он встретил на улице
бывшего велосипедиста и пригласил его выпить по кружке пива.
— Скажи, только честно, — сказал
сдув пену, бывший начальник таможни, бывшему контрабандисту, — тебе все-таки
удалось обвести нас вокруг пальца? Что ты незаконно провез через границу? Не
бойся, срок давности уже истек.
— Конечно же, удалось! —
усмехнулся не пойманный нарушитель. — Я незаконно перевез через границу большую
партию велосипедов.
Так действует и дурное начало.
Сбивает человека с толку, и тот всю жизнь гоняется за чем-то второстепенным, в
упор не замечая главного...
на основе комментария рава Исраэля-Йосефа Бронштейна
(Израиль, наше время)
5. Радость — если не
возжелаешь
Обратим внимание на то, что в
Торе сначала открывается возможность жениться на «красивой пленнице», а затем —
оговаривается расторжение такого брака. Как сказано: «И будет: если не пожелаешь
ее, то отпусти ее, куда ей угодно» (Дварим, гл. 21, ст. 14).
Комментируя этот фрагмент,
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век) видит здесь свидетельство Торы о том, что какими бы ни были чувства к
«красивой пленнице» у по началу, в конце концов, возникнет ненависть к ней.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 42) приведено такое правило: если в Торе
написано «и будет», значит, речь пойдет о радостных событиях.
Но если человеку суждено
возненавидеть свою жену, бывшую пленницу — что в этом радостного?
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 21) сказано, что в принципе, еврею не следовало бы жениться на «красивой
пленнице». Но во время войны солдату трудно совладать со своим дурным началом.
Поэтому — и делается ему уступка, с соблюдением определенных условий.
Выходит, если солдат, увидев
среди пленных красивую женщину, несмотря на разрешение взять ее в жены, все же
не возжелает ее и этим разрешением не воспользуется — это и будет самой большой
радостью. Ведь, что может быть лучше и радостней, чем взять верх над йецер
hа-ра,
одолеть его?
И еще. Радость — и в том, что ты
отпустишь ее еще до того, как она родит тебе сына. Ибо в противном случае —
появится на свет и будет расти строптивый и непокорный сын.
Теперь мы сможем разобраться и в
одном непростом вопросе.
При составлении кетубы
(брачного договора), дату обозначают так: в такой-то день такого-то месяца.
Причем, месяц обозначают словом «ходеш».
Но при составлении разводного
письма (гет) для обозначения месяца употребляется слово «йерах».
Почему же в кетубе месяц
— ходеш, а в гете — йерах?
Слово «йерах» встречается
в Торе в соседстве со словом «гереш» (см. Дварим, гл. 33,
ст. 14), значение которого — «развод».
Слово с тем же корнем, что и «ходеш»,
находим в выражении «если человек недавно женился» (Дварим, гл.
24, ст. 5), что, как очевидно, подходит к кетубе.
О женитьбе на «красивой
пленнице» в Торе читаем: «И увидишь среди пленных красивую женщину, и возжелаешь
ее, и возьмешь ее себе в жены…» (Дварим, гл. 21, ст. 11).
Одно из условий женитьбы на ней
— предоставление ей месяца, чтобы она могла оплакать своих родных и близких. Как
сказано: «И оплакивает отца своего и мать свою в течение месяца (йерах)»
(там же, ст. 13).
Мы видим, что в этом случае в
Торе употреблено слово «йерах». При том, что речь идет о женитьбе.
Так почему же «йерах», а
не «ходеш»?
Дело в том, что здесь содержится
намек на то, что из брака с красивой чужестранкой ничего хорошего не выйдет. В
конце концов, он возненавидит ее, и этот брак распадется.
на основе комментариев рава Шмуэля бен Ури Шрага Феба
(автор труда «Бейт Шмуэль»; Польша, умер в 1706 году)
и
раби Исраэля Альтера
(Ребе Гурских хасидов, автор серии книг Бейт Исраэль; Польша – Израиль, середина
20-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|