Отказываясь от иллюзорной прочности собственного дома — ради того, чтобы
жить во временном пристанище, мы тем самым избавляемся от одной из
наиболее вредных идей, которые мешают нам воспринимать присутствие
Всевышнего с помощью внутреннего зрения...
ЗНАЧЕНИЕ СУККИ
Ципора
Геллер
Особенности строения
сукки вызывают одновременно и восхищение, и удивление. Крышу
необходимо строить из материала, называемого на иврите — схах и
имеющего растительное происхождение. Ветки, бамбук и пальмовые листья —
наиболее популярные виды схаха (подробнее см. на сайте —
Рав Шрага Симмонс.
Как построить суку).
При сооружении сукки
следует помнить, что она по природе своей — исключительно временное
пристанище. Сукка может иметь настоящие стены, но крыша обязательно
должна быть непрочной.
Во время праздников мы
должны проводить в сукке как можно больше времени и относиться к
ней как к собственному дому. Это заставляет нас задумываться о том, что к
осени погода становится непредсказуемой, и если бы праздник состоялся
месяц назад, то мы бы с удовольствием проводили в сукке все
свободное время, спасаясь в ее тени от жаркого солнца.
Давайте подробно
рассмотрим особенности сукки — для того, чтобы этот радостный
праздник подарил нам истинное вдохновение и счастье.
ОЩУЩЕНИЕ ПРИСУТСТВИЯ ВСЕВЫШНЕГО
Сам праздник Суккот
призван напомнить о том, что еврейский народ, блуждавший по пустыне в
течение сорока лет, постоянно ощущал присутствие Творца. Материальным
проявлением Его всеобъемлющей любви и заботы были окружавшие народ облака.
Особенности строения сукки дают возможность преодолеть черствость и
вновь ощутить жизненную силу Всевышнего.
Отрекаясь от обманчивой
прочности постоянных жилищ, мы тем самым избавляемся от опаснейшей
иллюзии, которая мешает почувствовать присутствие Творца. Эта иллюзия
заключается в том, что мы верим, что материальные стены могут
компенсировать нашу уязвимость и по-настоящему защитить нас. Но ничто
материальное не вечно. Чувство безопасности и устойчивости, которое дарит
человеку обладание некоей собственностью, преходяще. Единственное, чем
человек способен по-настоящему владеть – это его внутренний мир, его
естество. Тем не менее, мы не хотим отказываться от иллюзии постоянства
материальных благ, потому что без них чувствуем, что брошены на произвол
неведомой судьбы.
Камень и известь, из
которых построены наши дома, создают иллюзию безопасности. Изначальная
недолговечность сукки сталкивает нас с действительностью. Но именно
в этой недолговечности и кроется надежность сукки, потому что,
находясь в ней, осознаем, что мы не одни, и что нет никакой необходимости
бояться своего окружения.
Схах символизирует
постоянное присутствие Всевышнего в нашем мире. Хотя вокруг больше тьмы,
чем света, мы, тем не менее, можем видеть звезды.
Сукка — физическое
олицетворение нашего мира, выдвигающего вопросы, на которые человеческий
разум не способен найти ответ. Тем не менее, в мире нет места отчаянию.
Человек должен продолжать поиски жизненного смысла, потому что в Небе над
собой он видит звезды – символы света и надежды. Мы жаждем обрести
понимание, и находим его, позволяя внутреннему зрению сфокусироваться на
звездах.
Как сказано в Талмуде, не
случайно именно осенью мы празднуем свое доверие к Всевышнему. Выбор
времени для Суккота, на первый взгляд, кажется необъяснимым. В конце
концов, евреи провели в пустыне не одну короткую осеннюю неделю, а целых
сорок лет. Однако именно такой выбор времени для Суккота вместе с
физическими особенностями строения сукки и есть проявление нашей
индивидуальности. Мы оставляем дома не для того, чтобы отдохнуть в тени от
изнуряющей летней жары. Мы делаем это, чтобы познать собственную
уязвимость. Только так мы способны ощутить любовь Творца во всей ее
полноте.
ПУТЬ
ПРАВДЫ
Порой испытывать на себе
любовь Всевышнего совсем нелегко. Время от времени вера каждого из нас
подвергается жестоким испытаниям. Мы перестаем видеть окружающие нас
неосязаемые облака славы и огня. Написанное в восемнадцатом веке
классическое произведение рава Хаима Луццатто Муссара ("Пути
праведных") объясняет, почему человек перестает видеть свет звезд и
предлагает четыре способа решения проблемы.
Во-первых, человек должен
признать, что Всевышний способен испытывать сострадание в гораздо большей
степени, нежели человек. Именно Его милосердие дарует физические и
моральные силы, чтобы пережить собственные многочисленные абсурдные
ошибки, подводящие нас к краю бездны. Человека постоянно оберегают Его
облака. Размышляя о сострадании, которое было даровано в прошлом
посредством Его участия в нашей судьбе, мы обретаем способность по-новому
взглянуть на настоящее и будущее. Надежда внезапно становится определенной
и живой, а отчаяние кажется наивным способом сбежать от реальности.
Во-вторых, мы должны
понять, что все добро, которое наши друзья и родные делают для нас, на
самом деле идет от Творца. Мы ни за что не платим – ни за воздух, которым
дышим, ни за землю, по которой ходим, ни за те способы, посредством
которых другие люди помогают нам. Именно Всевышний дарует им вдохновение
на свершение добрых дел. То, что делают они — Его подарок.
Нам никогда не удастся до
конца расплатиться не только за те благодеяния, которые мы получаем от
своих ближних, но и за то, что дарует нам Творец. Мы должны стремиться
быть достаточно уязвимыми — для того, чтобы испытывать чувство
благодарности. Эта мысль противоречит чувству вседозволенности и ощущению
собственного совершенства, которые убивают в человеке способность
распознавать добро.
В-третьих, человек должен
по-новому оценить смысл слова "возможно". Мы должны постоянно помнить о
том, что в присутствии Всевышнего возможно все, потому что Он не связан
никакими ограничениями. Ничто не может произойти против Его воли, и ничто
не может воспрепятствовать исполнению Его воли. Созерцание беспрерывного
движения созвездий и их вечной красоты может помочь нам осознать этот
факт. Мы, как звезды, находимся в руках Всевышнего. Люди, принимающие
участие в нашей жизни, на самом деле — проводники Его воли.
Последний способ, который
упоминает рав Хаим Луццатто, заключается в осознании того, что смысл жизни
— в принятии вызовов и преодолении препятствий. Евреи не созданы для того,
чтобы спокойно жить под защитой домашних стен. Наше жилище – это сукка.
Самодовольство никогда не было частью еврейского сознания. Когда
обстоятельства вынуждают нас выбирать короткий путь, мы пугаемся или
испытываем прилив сил. Именно в этом и состоит выбор, который человек
вынужден делать в минуты, когда его вера подвергается испытанию. Чем яснее
мы осознаем вечность сукки, тем сильнее наше желание принять
приглашение пройти через любую "пустыню", которую раскинет перед нами
Всевышний.
Эти четыре способа могут
привести к удивительным переменам внутри личности.
Но еще более действенный
способ — правильное исполнение заповеди сукки. Особенность нашей
природы заключается в том, что размышления оказывают на человека гораздо
менее сильное влияние, чем реальные действия. Именно действия способны
изменить течение наших мыслей и направить их в новое, ранее неизвестное
русло.
Пусть Новый год принесет
нам радость осознания Добра и Истины. Мы все находимся в сукке
Всевышнего, и никогда ее не покидали.
Ципора Геллер,
Преподает Танах и
еврейскую философию
в высших учебных
заведениях для девушек в Иерусалиме
К началу
|