БЕhААЛОТХА 
"БЕhААЛОТХА"
БЕhААЛОТХА 
Чтение текста
Афтары

"БЕhААЛОТХА"

17.06.2024, 11 Sivan, 5784

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАИКРА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И воззвал к Моше...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И воззвал на иврите — ваикра.

 

Обсуждение главы Ваикра

 

1. Большая роль маленького алефа

 

Наша недельная глава, а вместе с ней и вся книга Ваикра начинается призывом к Моше: «И воззвал Всевышний к Моше» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

Слово ваикра (и воззвал), ставшее названием и главы, и книги, в Свитке Торы пишется с буквой алеф меньшего размера, по сравнению с остальными буквами. Этот уменьшенный алеф, конечно же, появился не просто так, не из-за того, что на дне чернильницы осталась последняя капелька. И хотя некоторые считают, что размер — не главное, в Торе нет мелочей. Поэтому нам предстоит выяснить причину этого уменьшения.

Всевышний воззвал к Моше, чтобы передать через него наказ о приношениях.

Читаем: «Человек, когда будет приносить от вас приношение Творцу…» (там же, ст. 2).

Приношение Всевышнему нужно совершать в смирении и раскаянии. Как сказано: «Приношения Творцу — дух сокрушенный» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 19).

Те же, кто совершает свои приношения без предварительной духовной работы, без правильного душевного настроя, без смирения — либо напыщенные глупцы, либо лицемеры. Очевидно, что Всевышний не желает принимать их приношения.

Исходя из этого, в наказе Творца можно увидеть дополнительный смысл.

«Человек, когда будет приносить от вас…».

Выражение «от вас» стоит, казалось бы, не на своем месте, и этим оно привлекает к себе внимание. Словосочетание «от вас» — можно понять и как освобождение от того, что делает человека значимым в собственных глазах. То есть — если вы сумеете выдавить из себя ваш эгоизм, вашу самовлюбленность и вашу гордыню — тогда это будет приношение Всевышнему.

Служение в Мишкане (Переносном Храме), а затем и в Бейт hа-Микдаше (Иерусалимском Храме) сопровождалось пением левитов. Это пение побуждало присутствующих к тешуве (раскаянию).

Теперь нам стало понятнее, почему Моше, записывая Тору, в слове «ваикра» букву алеф написал маленького размера. Основная тема главы Ваикра и всей книги Ваикра — служение Творцу и корбанот (приношения) Ему.

Слово корбан имеет тот же корень, что и слово кирув (приближение). Назначение корбана — приблизить человека, приносящего его, к Всевышнему. А это возможно, только если человек уменьшит свою значимость в своем восприятии, уменьшит гордыню, заменив их смирением и скромностью. Маленькая алеф учит нас этому.

Моше предварил учение о приношениях важным правилом, без соблюдения которого, приношения не имеют смысла. Прежде чем принести корбан — уменьши себя до своего истинного размера. Ведь только так можно установить связь с Творцом.

Моше много работал над собой и добился впечатляющих результатов. Он, как известно, был скромнейшим из людей. Это засвидетельствовал сам Всевышний, сказав: «А человек Моше — скромнейший из людей на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). Но Моше не ограничился этим, вдобавок, он посвятил себя возвеличиванию Всевышнего.

Проиллюстрирую это притчей.

Царь поручил своему придворному архитектору построить для него чертог. А тот настолько любил своего повелителя и так был ему предан, что не ограничился строительством хорошего и добротного жилища. Он возвел прекрасный дворец, в котором наряду с роскошью и комфортом было увековечено имя монарха. Оно в том или ином виде, иногда явно, а иногда зашифровано, присутствовало на каждой колонне, на каждом гобелене, на каждой фреске.

И вот, когда все было готово, царь осмотрел свои новые покои и остался очень доволен.

— Этот слуга позаботился не только о моем комфорте, но и моей славе! — сказал он. — Так, неужели я оставлю его снаружи, за дверью?

И монарх лично отправился звать архитектора, чтобы выразить ему свою благодарность. Он не вышел к нему наружу, но пригласил войти внутрь...

Всевышний велел Моше соорудить Мишкан (см. Шемот, гл. 25, ст. 8). И Моше образцово организовал работу, контролируя все ее этапы. Каждый составной элемент Мишкана или его утвари изготавливался во Имя Творца, к Его Славе.

Когда Всевышний увидел плоды усилий Моше, Он решил, что будет несправедливо, если Он, находясь здесь, оставит Моше снаружи.

Тогда Он пригласил Моше войти, как сказано: «И воззвал Всевышний к Моше».

 

на основе комментариев Сефорно

(раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век)

и Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

      

2. Всевышнему нужны скромные

 

Наша недельная глава начинается словами: «И воззвал Всевышний к Моше, и обратился к нему из Шатра Откровения» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

В слове «ваикра» (и воззвал) буква алеф по размеру — меньше остальных букв. Это объясняется тем, что Моше из скромности хотел написать — ваикар.

Слово «ваикра» свидетельствует об уважительном обращении, а ваикар — о случайном. Через ваикар Всевышний обращался к Биламу (еврейский пророк). Как написано: «И явился Всевышний Биламу, и вложил Он речь в его уста» (Бамидбар, гл. 23, ст. 16). 

Творец подчеркнул разницу между Своим обращением к Биламу и обращением к Моше. Биламу — ваикар, Моше — ваикра.

Все четко и ясно. Однако скромность Моше заставила его вывести букву алеф эдаким лилипутом — мол, это, конечно, ваикра, но считаю, что я этого не достоин.

Что же должны вынести мы из этой буквенной разнокалиберности?

Если уж Моше считал себя недостойным, то нам и подавно не следует задаваться. В общем — урок скромности преподан и усвоен.

Люди с хорошей памятью часто становятся проблемой. Вот и сейчас, среди тех, кто читал главу Итро, наверняка найдется тот, кто помнит, что там тоже встречается слово «ваикра», обращенное к Моше. И даже — не один раз. Там (Шемот, гл. 19, ст. 3) мы читаем: «И воззвал (в оригинале — ваикра) к нему Всевышний с горы». Или — «И воззвал Творец к Моше на вершине горы» (там же, ст. 20). Но среди всех букв царит абсолютное равенство — буква алеф там ни в чем не уступает остальным.

Как это объяснить?

Когда Всевышний впервые обратился к Моше и велел ему возвратиться в Египет, чтобы возглавить Исход евреев, тот поначалу из скромности отказывался. Но когда Творец решил через Моше даровать Тору еврейскому народу, Моше без малейшего сомнения, сразу же принял на себя роль проводника и посредника.

Дело в том, что в момент, когда Всевышний обращался к нему из горящего куста, Моше подумал: да, кто я такой, чтобы возглавить еврейский народ!? Его скромность не позволяла ему сразу согласиться.

Во время дарования Торы, Моше увидел, что Творец выбрал для этого гору Синай, которую и горой-то можно было назвать разве что с натяжкой. Тогда Моше понял, что для Всевышнего вовсе не важны габариты, да и особые таланты Ему тоже не нужны. Ведь на Синае нет ни залежей алмазов, ни золотых жил. И раз Творец для дарования Торы выбрал самую невзрачную, самую незначительную из гор, то и он, самый незначительный из людей для этого сгодится.

Написано в Мишне (трактат Авот, гл. 1, м. 1), что Моше получил Тору от Синая. Казалось, надо было бы написать, что он получил Тору на Синае. Но на самом деле, в Мишне слова подобраны очень точно. Моше, действительно получил Тору от горы Синай — от ее малости и внешней невзрачности. Так он понял, что Тора дается только «маленьким» людям, только тем, кто считает себя маленьким человеком, маленьким и незначительным.

Теперь мы можем понять, почему в недельной главе Итро оба раза слово «ваикра» написано обычными буквами, и буква алеф — не маленькая. Потому что там описывается дарование Торы, и, чтобы пробудить скромность, вполне достаточно маленькой горы.

В нашей же главе, Всевышний воззвал к Моше из Шатра Откровения, и никто кроме него не слышал голоса Творца. А это — уже повод для гордости. Поэтому Моше тут же написал алеф меньшего размера — чтобы приблизить ваикра к ваикар и научить, что даже когда Всевышний обращается исключительно к тебе — ни в коем случае нельзя зазнаваться.

 

на основе комментария рава Яаакова-Йосефа Каца из Полонного

(автор книги «Толдот Яааков-Йосеф», Польша, Украина, 1695-1781 гг.)

 

 

 

3. Всевышний взыскивает мерой за меру

 

Всевышний велит Моше — «Обратись к сынам Израиля и скажи им: человек, когда будет совершать от вас приношение Творцу…» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Слово «микем» (переводится как «от вас» или «из вас»), похоже, стоит не на своем месте. Фраза выглядела бы более гладко, если бы была построена так: человек из вас, когда будет совершать приношение Творцу. Но, ведь, в Торе не может быть ошибок, в том числе и стилистических. Так в чем же дело, для чего понадобилось вносить шероховатости?

Написано: «И у Тебя, Всевышний, милость, ведь Ты воздаешь каждому по делам его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 62, ст. 13).

Что здесь имеется в виду?

Йецер hа-ра (дурное начало) — великий ловкач. Ему порой удается представить запрет, как нечто разрешенное. Тогда человек совершает нарушение и не осознает этого, думая, что поступил правильно, в рамках допустимого.

Это может привести к очень серьезной проблеме. Пройдет вся жизнь, и прегрешение так и не будет исправлено. Но когда человек предстанет перед Всевышним, ему придется держать ответ, причем по всей строгости.

Творец — милосерден и не желает преподносить столь неприятный сюрприз. Он помогает человеку все исправить и очиститься еще здесь, в земном мире, и не тащить прегрешения в мир Грядущий, где спрос намного строже.

Всевышний посылает нарушителю испытания, в соответствии с принципом «мида кенегед мида» (мера за меру).

Например, человек решил, что нет никакой проблемы в игре на пианино по субботам, ведь оно не электрическое. И играет он — руками.

Всевышний для начала может дать намек, в виде попадания молотком по пальцу, вместо гвоздя. Если намек не будет понят — с руками каждый раз будет случаться что-то неприятное. Дело может дойти даже до закрытого перелома со смещением. Наверняка, человек не только барабанил по клавишам, но еще и жал на педали. Поэтому нечего удивляться подвернувшейся ноге. И все эти напасти будут сыпаться на человека, пока он не догадается сделать тешуву (раскаяться). Так работает принцип мера за меру. И именно о нем говорит царь Давид.

«У Тебя, Всевышний, милость» — Творец проявляет милосердие, когда «воздает каждому по его делам». Он посылает испытания в соответствии с прегрешениями человека, чтобы тот осознал их и исправил. 

Теперь мы можем лучше понять наш фрагмент — «человек, когда будет совершать приношение от вас».

Слово «микем», кроме прочего, представляет собой аббревиатуру выражения мида кенегед мида.

Таким образом, наш фрагмент приобретает дополнительный смысл.

Корбан (приношение) служит тому, чтобы приносящий его приблизился к Всевышнему. Чтобы это произошло — человек должен осознать, что Всевышний посылает испытания, исходя из принципа мера за меру. Поэтому, обязанность человека — понять, чего Творец от него хочет, что он должен исправить, в чем раскаяться. И когда человек это поймет и сделает — его приношение действительно будет корбаном Всевышнему.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

 

 

4. Без малейшего сомнения в источнике дохода

 

Написано в нашей недельной главе: «Человек, когда будет совершать от вас приношение Творцу…» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что здесь идет речь о добровольных приношениях.

И еще он обращает внимание на то, что в Торе написано — «адам» (человек), а не иш (человек, муж). Так в Торе дается намек на первого человека в мире, Адама. Подобно тому, как тот не совершал приношений из нажитого нечестно, так и вы не приносите Всевышнему похищенное, или отнятое насильно (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 2).

Только непонятно, для чего Раши отправляет нас к Адаму учиться, что нельзя использовать для приношений Всевышнему ворованное или награбленное. Ведь об этом уже написано в Талмуде.

И действительно, в трактате Бава Кама (лист 66) говорится, что приношение должно принадлежать на абсолютно законных основаниях тому, кто его осуществляет. И ни в коем случае нельзя приносить то, что добыто нечестным путем.

Так почему Раши недостаточно сказанного в Талмуде? Зачем он решил прибегнуть к примеру первого человека, Адама?

Люди ведут себя по-разному и в служении Всевышнему. Каждый выбирает себе уровень по своим силам. Одни соблюдают сухую букву закона, другие выдерживают минимум требований, где-то даже допускают натяжки. Но есть и такие, чье служение — совершенно. Они не полагаются на облегчения, не делает себе скидки.

К таким можно отнести пророка Йехезкеля. Ведь он о себе говорил: «Душа моя не осквернена, и падали, и растерзанного зверем (трефа) я не ел от юности моей и доныне, и не проникало в рот мой негодное мясо» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 4, ст. 14).

Но ведь падаль и трефа — запрещены Торой. Поэтому, тот, кто, хоть мало-мальски соблюдает законы Торы — не возьмет в рот такое мясо.

Так в чем тогда заслуга пророка?

Разъясняется в Талмуде (трактат Хуллин, лист 37), что Йехезкель имеет в виду пограничные случаи, когда нельзя однозначно установить стопроцентную кашерность мяса.

Например, видно, что корова скоро умрет, и поэтому ее стараются поскорее зарезать, пока она не стала падалью.

Или же после шехиты (шехита безболезненный, обусловленный законами Торы убой скота) в животном обнаружили проблемы с легкими или с другими внутренними органами, незаметные снаружи. Но знаток Торы пришел к выводу, что это животное все же стоит разрешить в пищу, не изначально, конечно, но — в виде исключения.

Так вот, пророк Йехезкель — не полагался на подобные послабления, и мясо таких животных в пищу — не употреблял.

Некоторые люди избрали для себя аналогичную линию поведения и в материальных, имущественных и финансовых вопросах.

В Талмуде (трактат Бава Кама, лист 15) описаны случаи, когда очевидно, что у человека нет прав на то или иное имущество, но если он им уже завладел, то его не конфискуют, а оставляют в его владении. И хотя, мы не вправе заявить, что человек владеет краденным, все же люди, дорожащие своей репутацией в глазах Творца, не станут вступать во владение таким имуществом. Они будут следить, чтобы у них в руках были только такие деньги, в законности происхождения которых, нет ни малейшего сомнения.

Если человек обязан совершить приношение, понятно, что он должен использовать только то, что принадлежит ему, но не украденное или добытое нечестным путем.

Что же делать, если он завладел имуществом, на которое у него нет прав, но и конфискации оно не подлежит?

Поскольку оно не украдено и не отнято у кого-то — его разрешено использовать для приношения. Но только в том случае, если человек обязан это приношение совершить. Если же приношение добровольное, и совершая его, человек уподобляется тем праведникам, которые стараются делать больше, чем обязаны, то и требования к нему выше. Для добровольного приношения имущество сомнительного происхождения — не подойдет.

Эту мысль и старался донести до нас Раши.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Чему можно научиться у грузчика, торговца и ребенка

 

Написано о приношении всесожжения: «Из крупного скота, из того, что мужского пола, и из того, что без порока, принесет его» (Ваикра, гл. 1, ст. 3).

Этот фрагмент станет нам понятнее, когда мы разберемся в изложенной ниже притче.

В одном большом городе жил известный раввин, мудрец Торы. С утра до поздней ночи он занимался изучением Торы и ее распространением. Множество учеников ловили каждое его слово в доме учения. И раввин не разочаровывал их, изо дня в день он питал их мудростью Торы. И дом учения для многих из них стал не то что вторым, но, скорее — даже первым домом.

Вдруг однажды, раввин заявил, что собирается отправиться на рынок. Ученики были весьма удивлены этим желанием рава (и это еще мягко сказано). Они прямо сказали об этом своему духовному наставнику. Но тот остался непреклонен в своем решении

И вот, целая процессия устремилась в направлении рынка. Сперва они вышли на площадь, где торговцы разгружали привезенный товар. Громадные грузчики, обладатели невероятной силы, взваливали себе на плечи товары и несли их в лавки торговцев.

— Обратите внимание на этих грузчиков, — произнес раввин, — с утра они таскают тяжести, некоторые из них согнулись почти параллельно земле, но в холод и зной, под проливным дождем и палящим солнцем, они не прекращают трудиться. Мы должны брать с них пример и так же относиться к изучению Торы.

Затем раввин, а вслед за ним и ученики, вошли в одну из лавок.

Торговец сидел за конторкой, весь обложенный бухгалтерскими книгами и с головой поглощенный расчетами. Он не оторвался от своего занятия и не взглянул на вошедших.

— Отец! — обратился к нему сын. — Твой завтрак совсем остыл! Почему ты не ешь?

— У меня не сходится баланс, не хватает двух золотых, и я пытаюсь их отыскать.

— Смотрите! — обернулся к своим ученикам раввин. — Этот торговец готов обходиться без еды и питья ради того, чтобы свести баланс, даже если не хватает всего двух золотых. Мы так должны изучать самые сложные темы, искать ответы на возникшие вопросы, отдавая себе отчет, что в нашем случае речь идет совсем не о двух золотых. Ведь знания Торы — бесценны.

Выйдя из лавки, все обратили внимание на группу ребятишек, резвящихся на лужайке. Они пришли поглазеть на товары, но им вскоре это надоело, и они устроили возню в пыли.

— Видите, — произнес раввин, — они предаются своему любимому занятию, не обращая внимания на насмешки, которыми их осыпают со всех сторон. Так и мы должны игнорировать подтрунивание и издевки в адрес изучающих Тору. Пусть нас называют нахлебниками, бездельниками и мракобесами. Время расставит все по местам. И мы скоро узнаем — кто настоящий труженик, и кто — лодырь и бездельник.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Крупный рогатый скот соответствует грузчикам, «самцы» — это торговцы, а «без порока» — дети.

Изучающий Тору, если хочет добиться успеха, должен вобрать в себя опыт всех трех названных здесь групп. Тогда его труд будет во Имя Небес и угоден Всевышнему.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го) 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Верность традиции 

В нашей недельной главе говорится о повелении зажигать Менору (семисвечник) в Храме. И о том, что Аарон исполнил все в точности, как передал ему Моше со слов Всевышнего. И в Торе читаем: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что заслуга Аарона — в том, что он ничего не изменил.

Но как Аарон, коэн гадоль (главный служитель в Храме), мог изменить хоть что-то в «инструкции» Всевышнего?

В Талмуде (трактат Менахот, лист 88) Учителя выясняют, что представляла собой Менора — была она цельной конструкцией или разбиралась на отдельные части.

В своей книге Яд Хазака (раздел «Законы Храма», гл. 3, закон. 6) Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что Менора имела цельную конструкцию.

Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, 18-й век) анализируя фрагмент из книги Бамидбар (гл. 4, ст. 9) — «И возьмут они лазоревое покрывало, и накроют светильник (Менору) и чаши (в которых горит масло)», задается вопросом: почему сказано, что накроют и Менору и ее чаши? Ведь, казалось бы, было бы достаточно указать, что накроют Менору. И объясняет это тем, что чаши Меноры, вероятно, были съемными. Ведь, если бы Менора представляла собой единую, цельную конструкцию, не было бы необходимости упоминать ее отдельные элементы. 

Слово, вынесенное в название нашей главы — «беhаалотха», обычно переводят как — «зажигая», «когда будешь зажигать». Однако его буквальное значение — «вознесение». Зажигать на иврите — леадлик. И именно это слово, леадлик, мы произносим, читая благословение на зажигание субботних и праздничных свечей.

Так почему же в нашем фрагменте, где говорится о зажигании Меноры, употреблено слово беhаалотха, обозначающее — «подъем», «вознесение»? 

Если Меноры была разборной конструкцией, то чаши каждый раз снимали, чтобы очистить их от остатков масла. А перед зажиганием их — поднимали, возносили на место.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат, гл. 12, мишна 3) сказано, что Мишкан всегда собирали и разбирали в одном и том же порядке. И каждый элемент имел свое определенное место.

Все семь чаш Меноры были абсолютно одинаковыми. Но, несмотря на это, Аарон никогда не ошибался, возвращая чаши на свои места после очистки. Он делал это именно так, как в самый первый раз. Поэтому и написано: «И сделал так Аарон… как повелел Всевышний». И в этом состояла заслуга Аарона. А также — урок всем нам. Чтобы мы не изменяли традиции в угоду всевозможным веяниям.

Веяния — мимолетны, а Тора — вечна. Мы должны хранить ее и бережно, не реформируя — передавать потомкам.

За верность избрал нас Всевышний, и верных Его Торе — хранит Он. А предатели и изменники — исчезают с лица земли...

на основе комментария рава Моше Нахума Иерусалимского

(глава раввинского суда г. Каменки, Украина – Польша,1855-1916 гг.)

 

 

2. Пролитое масло

Написано в нашей недельной главе: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3). То есть главный коэн Аарон, зажигал Менору, точно выполняя указания Всевышнего.

И это, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), было засчитано Аарону в заслугу. 

В чем же именно была его заслуга?

Раби Бахье ибн Пекуда (Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в своей книге Ховот hа-Левавот рассказывает об одном благочестивом еврее, который работал служкой (шамашем) в синагоге. Он не жил служением Всевышнему, видя в нем смысл своей жизни. И это буквально окрыляло его, поднимало к невиданным духовным высотам — так, что аж дух захватывало. Когда он заправлял маслом синагогальные светильники, масло у него расплескивалось во все стороны, по всей синагоге.

Известный праведник раби Леви-Ицхак из Бердичева (вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) с небывалым воодушевлением приступал к осуществлению каждой заповедь. Никто не мог его удержать, когда он пускался в пляс, переполненный радостью от исполнения заповеди. В результате — пролитое масло.

Аарон искал единения с Творцом, обретая духовные миры. Но вместе с тем, он умел держать под контролем каждое свое движение — так, что все масло для светильников расходовалось исключительно по назначению. 

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 75) приводится Мидраш, в котором говорится, что Аарон всякий раз, когда приближался к Меноре, чтобы исполнить заповедь — зажечь ее светильники, начинал пританцовывать от переполнявшей его радости. Но, несмотря на это, масло, которым он заправлял чаши светильников, никогда не переливалось через край.

Наш великий Учитель Бен Азай (Эрец Исраэль, 2-й век) говорил, что в шаббат запрещено переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше четырех локтей, только если человек при этом идет вприпрыжку.

Учителя запретили трубить в шофар в первый день Рош а-Шана (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику — в разделе «Праздники»), если он совпадает с субботой. Этот запрет объясняется тем, что могут забыть принести шофар в синагогу заранее. Тогда тот, кто решит доставить шофар в синагогу, тем самым нарушит законы шаббата, пронеся его через общественное владение. По этой же причине в Суккот, совпадающий с субботой, не разрешается исполнять заповедь с лулавом (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»). 

Но ведь Бен Азай запрещает переносить что-либо, только если идут вприпрыжку.

Дело в том, что в былые времена, люди не могли просто идти с шофаром или лулавом в руке. Они наверняка, в предвкушении, что будут исполнять заповедь, выражали бы свои радостные эмоции в характерных в такие моменты движениях.

Сегодня у нас нет Храма, и люди разучились радоваться по-настоящему. Как правило, по дороге в синагогу с шофаром или лулавом в руках — никто не пританцовывает. Так, может, теперь стоит отменить запрет на трубление в шаббат?

Но сказано в Танахе: «Не упоминают мудреца вместе с человеком недалеким, ограниченным» (Коэлет, гл. 2, ст. 16). Постановление Учителей, ориентировано на людей с чутким сердцем, людей духовных, отзывчивых, которые раньше были в большинстве. И все время, пока существует это постановление, есть надежда, что и современные люди вернутся к прежнему состоянию.

на основе комментария рава Ханоха Тейтельбойма

(автор книги «Ир Хинух», глава раввинского суда Сасова, Галиция – США, 1984-1943 гг.)

 

3. Скромность и заниженная самооценка

В нашей недельной главе читаем: «А человек Моше — скромнее всякого обитающего на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).

Это — известнейший фрагмент, который очень часто цитируется. Ведь здесь сама Тора свидетельствует о скромности Моше.

Итак — скромность. Качество — положительное, безусловно, похвальное и весьма достойное. Но достижимое ли на практике?

Быть скромным с теми, кто превосходит тебя, по сути — не скромность, но — умение реально оценивать ситуацию. Ну, а как, к примеру, можно проявлять скромность по отношению к тем, кто — ниже тебя? Ведь намеренно принижая свои достоинства, человек в какой-то мере кривит душой, занижает самооценку. Что в этом хорошего?

Тем более — такой человек, как Моше, который по своим качествам наверняка превосходил большую часть, если не всех, живущих на земле. Как он мог быть скромным?

Но Тора удостоверяет, что был.

Моше достиг величайшего уровня в пророчестве. Облачившись в духовность, он смог преодолеть влияние материального мира. Он говорил с Творцом лицом к лицу. Моше, как никто другой, видел насколько велико расстояние, разделяющее человека и Творца. По сравнению с Ним, дистанция между людьми самого высокого и самого низкого уровня — чрезвычайно мала. Понимая это, можно быть скромным.

Моше был скромнейшим из всех живущих на земле. Впрочем, Моше жил на земле, можно сказать — лишь «номинально». Фактически, он обитал рядом с Шехиной (Присутствием Всевышнего). Благодаря своей способности ощущать Шехину и духовно проникать в высшие миры, он мог видеть, как действуют заповеди и что несут в себе ошибки и нарушения Воли Творца. Верил ли Моше во Всевышнего? Не просто верил — он Его знал.

Остальные люди, жившие на поверхности земли — верили. Не знали, не ведали, но — верили. Осознанно выбирая путь приближения к Творцу. И в этом была их заслуга. А у Моше, в сущности — не было выбора.

Есть четыре уровня, один выше другого: адам, гевер, энош и иш. Все эти слова в переводе на русский означают — «человек». Однако на иврите каждое из них соответствуют определенному уровню. Самый низкий уровень — адам, самый высокий — иш.

В Торе Моше назван — иш. И вместе с тем, ее тексты свидетельствуют, что он — скромнее любого «адама», проживающего на земле. И это его качество является основой Торы. На это намекает гематрия (числовое значение) последних букв названий каждой из пяти книг Торы. Она составляет число 126. Такое же числовое значение и у слова «анав» — «скромный».

на основе комментария Ор Самеах

(рав Меир-Симха а-Коэн из Двинска, им написана книга комментариев к Торе «Мешех Хохма», а также — комментарии к Кодексу Рамбама Мишне Тора под названием «Ор Самеах»; Латвия, первая половина 20 века)

 

4. Вторая попытка

 

В пустыне некоторые люди находились в состоянии духовной нечистоты (в состоянии таме; о значении понятий таме и тума — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Поэтому не могли участвовать в реализации пасхального приношении.

В некоторых источниках отмечается, что это были Мишаэль и Эльцафан, которые вынесли из Святилища тела своих родственников, сыновей Аарона, Надава и Авиhу (о том, как погибли сыновья Аарона — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения).

В других — что речь идет о людях, занимавшихся погребением человека, о котором некому было позаботиться.

Для этого и подобных случаев Тора предоставила дополнительную возможность совершить пасхальное приношение (см. на сайте ответ «Что такое Песах шени?», № 1517) — ровно через месяц после праздника Песах (Бамидбар, гл. 9, ст. 6-11).

Мы видим, что Всевышний в своей доброте и милосердии, в определенных случаях, позволяет наверстать упущенную возможность. Так в нашу жизнь и в мировую культуру вошло понятие второй попытки. Тесно связано с этим и понятие тешува (возвращение на пути Всевышнего).

После того как Моше разбил Скрижали Завета (лухот hа-брит), сыны Израиля, сделав тешуву, удостоились других, новых Скрижалей.

Только на переэкзаменовках высоких оценок, как правило — не ставят. И если дают вторую возможность, она обычно на порядок ниже первой.

Во время Песаха в доме запрещено иметь квасное (хамец; см. на сайте материалы, посвященные празднику Песах — в разделе «Праздники»). Но такого запрета нет во второй Песах (Песах шени).

Первые скрижали были полностью сотворены Всевышним. Вторые — высек Моше, а Всевышний написал на них десять речений.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, было разрешено построить Второй. Но новый Храм уступал прежнему. В нем уже не было Шехины (Присутствия Всевышнего), не было урим и тумим (об этих понятиях — см. на сайте в видео-ответе «Что такое урим и тумим, 25.12.14) и пр.

Как сказано в Танахе (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 14) — Всевышний не отталкивает от Себя заблудшего. Но предоставляет ему дополнительные возможности.

В своём комментарии на книгу Мишлей (Притчи царя Шломо; в переводах нередко — Соломон) Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пишет, что Всевышний дает человеку возможность исправить то, в чем он допустил ошибку. Для этого после смерти его душа (точнее — часть его души) снова отправляется в наш мир (это называется — гильгуль; см. на сайте, к примеру, ответ «Какое тело будет выбрано для возрождения умерших?», № 2355 — с ответами, обозначенными в нем ссылками). И так — до трех раз. Как сказано в Танахе, в книге пророка Иова: «Вот, все это делает Всевышний дважды, трижды — с одним человеком» (гл. 33, ст. 29).

Но человеку не следует надеяться на новый гильгуль. Гораздо лучше исправить ошибки «на месте», в этой земной жизни. 

Это относится к любым ошибкам и прегрешениям, в том числе — и в отношениях между людьми. Совершил не благовидный поступок — преднамеренно ли, по неосторожности, по глупости — всегда отыщется способ исправить ошибку, загладить вину перед пострадавшим. И если не получается с первого раза — существует вторая попытка.

Как-то к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) пришел молодой еврей с просьбой проэкзаменовать его на звание раввина.

Во время экзамена, к раву Соловейчику пришли еще два человека, у которых был денежный спор, и попросили его рассудить их. Рав выслушал обе стороны и сказал, что примет решение позже. Они оставили у него «спорные» 5 тысяч рублей и ушли.

Молодой человек провалил экзамен и тоже ушел. После его ухода рав Хаим обнаружил, что куда-то со стола «ушли» и спорные деньги. Он бросился вдогонку юноше и спросил у него, не прихватил ли он по ошибке чужие деньги.

Получив отрицательный ответ, рав Хаим Соловейчик вернулся домой в расстроенных чувствах. А дома жена отчитала его за то, что он оставил деньги на столе без присмотра, и ей пришлось самой перепрятать их в надежное место.

Услышав это, рав Соловейчик отправился просить прощения у молодого человека, которого он подозревал в краже. При этом он, хоть и был тут же прощен — не ограничился стандартными извинениями. Два года занимался рав Хаим с молодым человеком, пока тот не выучил весь необходимый материал и не сдал экзамен…

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Можно ли курить в шаббат ради здоровья?

 

В конце нашей недельной главы говорится о том, как сестра Моше Рабейну Мирьям была поражена болезнью цараат (см. на сайте ответ «Что такого совершила Мирьям?», № 3617 — с материалами и ответами, обозначенными в нем линками). Тогда Моше обратился к Всевышнему с просьбой о ее исцелении. «О, Творец! — просил Моше. — Исцели же ее!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 13).

Воспользуемся этим в качестве повода для разговора о врачах и лечении.

Один врач утверждает, что выкуренная сигарета может очень положительно повлиять на здоровье пациента. Сразу возникает вопрос: что это за врач? Ведь мы привыкли к совершенно другим мнениям о курении. Но попытаемся в этом разобраться.

Итак, один врач, в экстренных случаях оперирующий и по субботам, признался, что, если бы у него была возможность выкурить перед операцией сигарету, как он это делает в будни, то операция прошла бы успешней, и это принесло бы пациенту несомненную пользу.

Так можно ли курить в субботу ради здоровья пациента?

В разные времена этот вопрос ставили перед раввинами врачи-курильщики.

Главный раввин Иерусалима рав Бецалель Желтый рассудил так. Как известно, ради спасения жизни или здоровья (в опасной для жизни ситуации, которая в нашей традиции носит название — пикуах нефеш) — разрешено нарушить шаббат. При курении сигареты каждая затяжка — нарушение законов субботы. Поэтому ради успеха операции можно разрешить только минимально необходимое число затяжек. Но проблема заключается в том, что практически невозможно определить точное число затяжек, необходимых врачу. А значит, существует опасение, что врач в шаббат выкурит лишнее, сверх того, что необходимо для успешного хода операции. Поэтому вряд ли можно разрешить врачу курение перед субботней операцией.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив (один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.) сказал, что нельзя разрешить оперирующему врачу курить в шаббат перед операцией, ссылаясь на спасение жизни. Ведь курение стало потребностью у тех, кто страдает никотиновой зависимостью. Известны случаи, когда во время голода в войну некоторые заядлые курильщики меняли свой хлеб на папиросы. Тем не менее, в критические моменты человек способен мобилизовать свои скрытые ресурсы и преодолеть зависимость. Предположим, курящему врачу надо было бы срочно прооперировать своего единственного сына, а под рукой не оказалось бы сигареты. Неужели он отказался бы от операции? Или не провел бы ее на необходимом уровне? Точно так же нужно подходить и к спасению любого человека, нуждающегося в срочной операции. 

Рав Ицхак Зильберштейн (Израиль, наше время) добавил, что все выше сказанное относится к ответственному врачу. Но если врач страдает легкомыслием, если для него операция — нечто обыденное, будничное, если он не чувствует, что человеческая жизнь зависит от него — такому врачу разрешено курить перед операцией, как он это делает в будни. И каждый врач должен сам решить, насколько велико его чувство ответственности. И на основании этого — принимать решение о курении в шаббат.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Мы с мамой очень часто стали ругаться…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля