НИЦАВИМ 
Рош а-Шана
начинается с вечера

25 сентября
"НИЦАВИМ"
НИЦАВИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"НИЦАВИМ"

24.09.2022, 28 Elul, 5782

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
Девятое Ава
 9 Ава
(26.07.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “И собрал Моше всю общину Сынов Израиля” (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

Обсуждение главы Ваякель

1. Шаббат против золотого тельца

В прошлой недельной главе (Ки Тиса) говорилось о золотом тельце. А наша глава начинается с заповеди о соблюдении шаббата. В ее тексте читаем: «И сказал им: "Вот что повелел Всевышний сделать: шесть дней работайте, а седьмой день будет особым для вас — субботний день, посвященный Творцу; всякий, кто делает работу в этот день, пусть умрет"» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

Попытаемся выяснить — почему повеление соблюдать субботу следует сразу же за рассказом о золотом тельце?

Ответ на этот вопрос находим в Талмуде. Учителя говорят, что тот, кто соблюдает субботу по всем правилам, даже если он в остальном подобен идолопоклоннику поколения Эноша (внук Адама), ему — прощают (трактат Шаббат, лист 118).

Поэтому после создания золотого тельца, Моше собрал евреев и указал им путь исправления — соблюдение законов шаббата.

Намек на субботние законы содержится в словосочетании «вот что» (в оригинале текста на иврите — эле hа-дварим). Гематрия (числовое значение) слова эле — 36. Если добавить к этой цифре количество букв, составляющих это слово, получится — 39, что соответствует числу категорий работ, которые запрещено осуществлять в шаббат.

Все эти 39 категорий работ производились в процессе строительства Мишкана (Переносного Храма в пустыне). Интересно отметить, что запрет совершать эти работы в субботу в нашей главе вводится словами: «Вот что повелел Всевышний сделать». Этим Тора подчеркивает, что даже ради такой возвышенной цели, как строительство Мишкана, работу разрешено выполнять только в течение шести будничных дней, но — не в шаббат. Более того. Если бы Храм возводился вообще без участия людей, то и в этом случае, на время субботы работы были бы приостановлены.

Обратим внимание, что в нашей главе сказано, что «всякий, кто делает работу в этот день, пусть умрет». Тогда как в прошлой главе (Шемот, гл. 31, ст. 14) используется удвоение — «мот юмат» («умирая, умрет»), что подразумевает, что осквернивший шаббат умрет не только в нашем мире, но и лишится мира Грядущего. То есть, умирая в нашем мире — умрет для Будущего мира. Так почему же в нашей главе нет удвоения?

Учителя объясняют это тем, что строительство Мишкана все же — реализация возвышенной цели. И хотя осуществление даже таких работ в субботу и является серьезным нарушением, за которое положена смертная казнь, но поскольку речь идет о возведении Храма, нарушитель, вероятно, полностью не лишается всего своего удела в Будущем мире. Поэтому в нашей главе и нет удвоения.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к нашей главе пишет, что начало главы соответствует возвращению Моше со вторыми Скрижалями (лухот hа-брит) на следующий день после Йом Кипура. И теперь нам понятно, почему Моше созвал «всю общину сынов Израиля». Чтобы объяснить народу смысл сказанного Всевышним: «Вот что повелел...». Тот, кто будет скрупулезно выполнять заповеди (веления Всевышнего), — говорит Моше, — в концентрированном виде отображенные на Скрижалях — удостоится возможности посвятить себя постижению Торы. А всю работу, необходимую для материального обеспечения, в течение шести будничных дней будут осуществлять другие.

На этом раби Шимон бар Йохай (великий Учитель Мишны, ученик раби Акивы, составитель книги Зоѓар; 2-й век) построил принцип, приведенный в Талмуде (трактат Берахот, лист 35): в шаббат еврей не может просить нееврея выполнить для него какую-либо работу, которая в субботу — запрещена.

Возникает закономерный вопрос: если другие взяли на себя обеспечение всех материальных нужд человека, с тем, чтобы он всецело посвятил себя Торе и заповедям, каким же образом он может выделить субботу из череды будней?

Очевидно, что даже если работу в будни для этого человека выполняют неевреи, в субботу они не должны работать для него.

Вообще, законы соблюдения шаббата — очень не просты. Недаром раввины всех поколений обсуждают связанные с этим темы в бессчетном количестве томов. Но по усилиям — и награда! Суббота — это дарованная Творцом бесценная возможность приблизиться к запредельному Свету, минуя пропасть, в которую манит «золотой телец.

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Есть ли «несчастливые» и «счастливые» числа?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля