New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга Шемот,
гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Когда будешь
подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки
тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса
1. Нестандартные меры учета
В нашей главе говорится о подсчете сынов
Израиля. С этой целью каждый мужчина в
возрасте от двадцати до шестидесяти лет
должен был дать на нужды Мишкана (Переносного
Храма в пустыне) монету достоинством в пол
шекеля (Шемот, гл. 30, ст. 11-14).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет: при определении численности
еврейского народа, людей нельзя считать,
что называется «по головам». Нужно, чтобы
каждый дал монету в пол шекеля, и по
количеству монет все будет ясно.
Для чего же такие сложности?
Дело в том, что прямой подсчет может
вызвать эпидемию, как это случилось, к
примеру, во времена царя Давида.
Но дальше из комментария Раши на слова «каждый
проходящий подсчет» следует, что перепись
населения проходила и обычным способом, то
есть — пересчетом не только монет, но и
людей.
Возникает вопрос: если обычный подсчет
все же проводился — зачем собирать с
каждого по пол шекеля. А если уже собрали —
для чего тогда нужен и обычный подсчет,
который не безопасен и может привести к
эпидемии?
Тут, казалось бы, мы видим явное
противоречие. Попытаемся в этом
разобраться.
Итак, был объявлен сбор особой трумы (приношения):
пол шекеля с каждого взрослого еврея. Но,
что делать, если кто-то пожадничает и
попытается уклониться от денежного сбора?
Конечно, можно попробовать составить
списки. Но там, где есть списки — могут быть
и ошибки. Поэтому нашли кардинальное
решение.
Было объявлено, что после пересчета денег
будет произведен подсчет людей и обычным
образом.
В тексте Торы трума в пол шекеля
названа — «выкупом за душу» (Шемот,
гл. 30, ст. 12). Тот, кто сдал пол шекеля, может
не опасаться следующего за этим подсчета «по
головам». Ведь он уже сосчитан при
пересчете монет. Поэтому эпидемия его не
затронет, его душа — выкуплена. Но тот, кто
поскупился и решил сэкономить во время
сбора трумы, горько об этом пожалеет
после поголовного пересчета. Его душа не
выкуплена, а тут как раз эпидемия, которая и
подведет самый точный баланс.
Таким образом, после объявления о двойном
подсчете, вряд ли кто-то решился бы сделать
попытку припрятать свою половину шекеля.
Теперь мы убедились, что в комментарии
Раши нет никакого противоречия.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Богач, бедняк и социальная справедливость
Написано в нашей недельной главе: «Богатый
не добавит, а бедный не уменьшит (свою долю в
приношении) для искупления» (Шемот,
гл. 30, ст. 15).
Это сказано об особой труме в пол
шекеля, которую должен был дать каждый
взрослый мужчина.
Но почему бы богатому действительно не
пожертвовать больше, если ему это ничего не
стоит?
Дело в том, что с помощью собранных денег
производился подсчет сынов Израиля. Каждый
сдавал монету в половину шекеля. Пересчитав
эти монеты, можно было составить
представление о численности еврейского
народа. Поэтому, если богатые дадут больше,
то численность народа будет определена
неверно.
Но это когда жертвуют деньги бессистемно,
не организованно. Если же богач и бедняк
будут действовать согласованно, можно и не
нарушить статистику. Скажем, если богач
отдаст три четверти шекеля, а бедняк —
четверть. Вместе они пожертвуют целый
шекель, как и положено двум людям, но в итоге,
бедняк сэкономит четверть шекеля. Или богач
может договориться с девятью бедняками и
внести за себя и за них пять серебряных
шекелей. Эти пять шекелей будут отданы от
имени десяти евреев. И беднякам при этом не
надо будет тратиться.
Поэтому не понятен запрет Торы на
изменение размер трумы — «богатый не
добавит, а бедный не уменьшит». Ведь, если
цель трумы — пересчитать евреев, то, как
мы выяснили, подсчет может быть точным и без
всеобщего равного участия.
Тора уточняет, что серебряный шекель
содержал в себе двадцать единиц — двадцать гера
(Шемот, гл. 30, ст. 13). Следовательно, в
половине шекеля, монете, которая
требовалась для трумы, было десять гера.
Сказано в Мидраше (Ялкут Шимони, гл.
30), что за нарушение десяти заповедей,
каждый из евреев был обязан пожертвовать
монету в пол шекеля, которая равнялась
десяти гера. Поэтому Тора называет
пожертвование половины шекеля — «выкупом
за душу» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Бедняки нуждались в этом выкупе не меньше,
чем богачи. Значит, запрет Торы — «богатый
не добавит, а бедный не уменьшит» —
абсолютно справедлив.
В сердце каждого еврея сокрыто желание
творить добро, желание давать. Только нужно
его пробудить. И это относится к каждому в
равной степени.
Во времена Хофец Хаима (раби Исраэль а-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века) был период, когда все
йешивы буквально терпели бедствие, ибо не
было средств на их содержание. Хофец Хаим
написал письмо одному из богатейших людей
мира, который, как нетрудно догадаться, был
евреем. «Если вы, согласно еврейской
традиции, — писал праведник, — пожертвуете
десятину на содержание йешив, вы
удостоитесь вечной жизни в Будущем Мире, а
йешивы смогут спокойно существовать много
лет».
Хофец Хаим был уверен, что этот человек не
выбросит письмо в корзину и не откажет в
просьбе. И действительно, через короткое
время ситуация изменилась, йешивы были
спасены и многие евреи продолжили обучение
в их стенах. А богач вскоре умер. И после его
смерти выяснилось, что он не пожертвовал на
йешивы ни копейки.
Когда об этом сообщили Хофец Хаиму, он
сказал, что очевидно на Небесах не
согласились, чтобы заслуга по спасению
йешив принадлежала только одному человеку.
Весь народ Израиля участвовал в этом важном
деле — и богачи и бедняки — копейка к
копейке.
Как сказано: «богач не увеличит, бедняк не
уменьшит» — весь народ примет равное
участие. И у каждого еврея будет своя часть,
своя доля в этом священном деле.
на основе комментариеу рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
и рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
3. На чем не разбогатеет богач и от чего не
обеднеет бедняк
После повеления сынам Израиля собирать труму
(приношение) Всевышнему в размере половины
шекеля, в Торе уточняется, что «богатый не
прибавит (к установленному размеру трумы),
а бедный — не уменьшит» (Шемот, гл. 30,
ст. 15).
Возникает вопрос: почему правило о том,
что богатый не должен добавлять, а бедный —
уменьшать, записано только здесь, и нет его
в изложении порядка исполнения других
заповедей?
Кроме того, в недельной главе Ваэтханан
читаем: «Не прибавьте к тому, что Я
заповедаю вам, и не убавьте от него» (Дварим,
гл. 4, ст. 2). Разве это не относится и к
заповеди о половине шекеля? Зачем
понадобилось в ней говорить об этом
отдельно?
О чем мечтает богач? — Разбогатеть еще
больше. Тот, у кого есть, допусти, сто тысяч
шекелей, мечтает скопить двести, у кого уже
есть двести тысяч — хочет, чтобы было
четыреста. Всю жизнь человек гоняется за
богатством, — написано в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Коэлет, гл. 1), — а в
день смерти, выясняется, что он не достиг и
половины желаемого.
Поэтому, когда у богача появляется
возможность пожертвовать деньги на цедаку,
он часто сомневается: а не вложить ли их
лучше в дело? Об этом и говорит Тора: «богатый
не добавит». То есть — не добавит к своему
богатству, если будет экономить на цедаке.
Ведь в жизни могут случиться и
непредвиденные расходы. Скажем, не дал
денег на благотворительность — вроде бы
сэкономил. А потом вдруг, ни с того, ни с сего
— заболел. Кстати, пожертвование половины
шекеля, о котором идет речь в нашей
недельной главе, призвано было спасти от
эпидемии.
Чего же опасается бедняк?
Складывая копейку к копейке, он тщательно
контролирует свои расходы, опасаясь
обеднеть еще больше. Бедняк боится нищеты. И
эта боязнь мешает ему исполнить заповедь о цедаке.
Поэтому и успокаивает его Тора: «бедный не
уменьшит». То есть — материальное
положение бедняка не ухудшится от
исполнения заповеди о цедаке. Ведь
Всевышний может возместить ему ущерб из
другого источника. И не только возместить
ущерб, но — и избавить от бедности вообще.
Как сказано: «Иной сыплет щедро, а у него все
прибавляется и прибавляется» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 24).
Таким образом, бедняк, жертвующий на
благое дело, не только не рискует обеднеть
еще больше, но, наоборот — дает себе шанс
навсегда выбраться из нищеты.
Кроме того, отделяя труму Всевышнему,
человек укрепляет весь мир. Ибо сказано, что
на трех вещах держится мир: на Торе, на
служении Всевышнему и на добрых делах (трактат
Авот, гл. 1, м. 2).
Заповедь о половине шекеля призвана «искупить
душу» — спасти от смерти (Шемот, гл.
30, ст. 12). Это свойство — способность спасти
жизнь — не присуще никакой другой заповеди,
кроме заповеди о цедаке. Как сказано: «Цедака
— спасает от смерти» (Мишлей, гл. 10,
ст. 2).
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Сейчас половина, но понадобится и
целый
В начале нашей недельной главы приводится
заповедь о пожертвовании половины шекеля: «Пусть
каждый принесет Всевышнему искупительный
дар за душу свою — половину шекеля,
священного шекеля, в котором 20 монет гера»
(Шемот, гл. 30, ст. 12-13).
Пожертвование в пол шекеля было
обязательным для всех евреев старше 20 лет.
Возникает вопрос: почему Всевышний
назначил для пожертвования именно половину,
а не целый шекель?
Первое, что бросается в глаза — это намек
на то, что каждый человек сам по себе — не
цельный. Наша жизнь устроена так, что мы
нуждаемся в партнере. Чтобы полноценно
изучать Тору, нужен напарник по учебе (хеврута).
Чтобы создать семью, нужен супруг или
супруга. Для того, чтобы быть продавцом,
нужно, как минимум, иметь покупателя (каким
бы замечательным товаром вы ни располагали,
если его некому купить, вы не заработаете ни
копейки). Т т.д. и т.п.
Что представляет собой бизнес?
Вне зависимости от того, большой он или
малый, успешный и развитый или только еще на
стадии становления, он, тем не менее,
базируется на партнерстве. Самые известные
компании представлены, как правило,
несколькими именами. Если на вывеске все же
обозначено лишь одно имя, к нему чаще всего
добавлено: «...и партнеры».
В нашей традиции существуют различные
методы, позволяющие раскрыть в тексте Торы
более глубокие смысловые слои. Один из
таких методов называется — атбаш (когда
первую букву алфавита, «алеф», замещают
последней буквой алфавита, «тав», а
вторую букву, «бет», замещают
предпоследней — «шин» и т.д.). Если
применить этот способ к слову «шекель» —
получится слово, гематрия (числовое
значение) которого составляет 26. Та же гематрия
у четырехбуквенного Имени Всевышнего. То
есть, целый шекель имеет «вес»,
соответствующий четырехбуквенному Имени
Творца. Всевышний же сказал: «Пока не придет
Машиах и не сбудется пророчество — «И
наполнится земля знанием Всевышнего» (книга
пророка Йешаяѓу, гл. 11, ст. 9), — Имя
Мое не будет цельным».
То же касается и отношения Всевышнего к
Амалеку: «Как рука на Престоле Всевышнего,
война у Него с амалеком (народом амалекитян)
из поколения в поколение» (Шемот, гл.
17, ст. 16). И еще написано: «Пока память о нем (Амалеке)
не будет стерта из Поднебесной, Престол Мой
не будет цельным».
Попутно отмечу, что в наше время, когда нет
Храма, заповедь о пожертвовании половины
шекеля на приобретение жертвенных животных
мы не исполняем. Однако в память об этой
заповеди принято накануне Пурима — дня,
когда празднуется победа над Амалеком —
давать цедаку в виде трех монет по пол
шекеля.
Очевидно, что когда сбудется пророчество
и когда имя Амалека будет полностью стерто,
величина пожертвования удвоится и станет
равна одному целому шекелю.
Намек на это находим в нашем фрагменте. Он
— в повторе: «половину шекеля, священного
шекеля», который, на первый взгляд, кажется
ненужным. Ведь можно было написать просто —
«половину священного шекеля».
Но в Торе нет ни лишних слов, ни лишних
букв. Тогда — что означает этот повтор?
А то, что сейчас мы должны приносить
половину шекеля, а в будущем, после
исполнения пророчества и с приходом
Машиаха — шекель, целый шекель, священный
шекель.
Тора использует два вида написания слова
«священный» — полное и сокращенное.
Священный на иврите — «hа-кодеш». В
рассматриваемом нами фрагменте слово «hа-кодеш»
написано в сокращенном варианте (без буквы
«вав», которая при полном написании
обозначает звук «о»).
Если мы посчитаем гематрию
словосочетания «шекель hа-кодеш» — «шекель
священный», при условии, что «вав» —
отсутствует, получим 839, что соответствует гематрии
выражения «с приходом Машиаха, сына Давида».
И это тоже намек: Тора неспроста приводит
слово шекель повторно, используя при
написании слова «hа-кодеш» неполную
форму.
На основе комментариев рава
Элиэзера Рокеаха
(автор книги «Маасе Рокеах»;
Польша – Эрец Исраэль, 1665-1741 гг.)
и рава Йеѓуды Ассада
(глава йешивы и глава раввинского
суда; Венгрия, 1794-1866 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга Шемот,
гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Когда будешь
подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки
тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса
1. Нестандартные меры учета
В нашей главе говорится о подсчете сынов
Израиля. С этой целью каждый мужчина в
возрасте от двадцати до шестидесяти лет
должен был дать на нужды Мишкана (Переносного
Храма в пустыне) монету достоинством в пол
шекеля (Шемот, гл. 30, ст. 11-14).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет: при определении численности
еврейского народа, людей нельзя считать,
что называется «по головам». Нужно, чтобы
каждый дал монету в пол шекеля, и по
количеству монет все будет ясно.
Для чего же такие сложности?
Дело в том, что прямой подсчет может
вызвать эпидемию, как это случилось, к
примеру, во времена царя Давида.
Но дальше из комментария Раши на слова «каждый
проходящий подсчет» следует, что перепись
населения проходила и обычным способом, то
есть — пересчетом не только монет, но и
людей.
Возникает вопрос: если обычный подсчет
все же проводился — зачем собирать с
каждого по пол шекеля. А если уже собрали —
для чего тогда нужен и обычный подсчет,
который не безопасен и может привести к
эпидемии?
Тут, казалось бы, мы видим явное
противоречие. Попытаемся в этом
разобраться.
Итак, был объявлен сбор особой трумы (приношения):
пол шекеля с каждого взрослого еврея. Но,
что делать, если кто-то пожадничает и
попытается уклониться от денежного сбора?
Конечно, можно попробовать составить
списки. Но там, где есть списки — могут быть
и ошибки. Поэтому нашли кардинальное
решение.
Было объявлено, что после пересчета денег
будет произведен подсчет людей и обычным
образом.
В тексте Торы трума в пол шекеля
названа — «выкупом за душу» (Шемот,
гл. 30, ст. 12). Тот, кто сдал пол шекеля, может
не опасаться следующего за этим подсчета «по
головам». Ведь он уже сосчитан при
пересчете монет. Поэтому эпидемия его не
затронет, его душа — выкуплена. Но тот, кто
поскупился и решил сэкономить во время
сбора трумы, горько об этом пожалеет
после поголовного пересчета. Его душа не
выкуплена, а тут как раз эпидемия, которая и
подведет самый точный баланс.
Таким образом, после объявления о двойном
подсчете, вряд ли кто-то решился бы сделать
попытку припрятать свою половину шекеля.
Теперь мы убедились, что в комментарии
Раши нет никакого противоречия.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Богач, бедняк и социальная справедливость
Написано в нашей недельной главе: «Богатый
не добавит, а бедный не уменьшит (свою долю в
приношении) для искупления» (Шемот,
гл. 30, ст. 15).
Это сказано об особой труме в пол
шекеля, которую должен был дать каждый
взрослый мужчина.
Но почему бы богатому действительно не
пожертвовать больше, если ему это ничего не
стоит?
Дело в том, что с помощью собранных денег
производился подсчет сынов Израиля. Каждый
сдавал монету в половину шекеля. Пересчитав
эти монеты, можно было составить
представление о численности еврейского
народа. Поэтому, если богатые дадут больше,
то численность народа будет определена
неверно.
Но это когда жертвуют деньги бессистемно,
не организованно. Если же богач и бедняк
будут действовать согласованно, можно и не
нарушить статистику. Скажем, если богач
отдаст три четверти шекеля, а бедняк —
четверть. Вместе они пожертвуют целый
шекель, как и положено двум людям, но в итоге,
бедняк сэкономит четверть шекеля. Или богач
может договориться с девятью бедняками и
внести за себя и за них пять серебряных
шекелей. Эти пять шекелей будут отданы от
имени десяти евреев. И беднякам при этом не
надо будет тратиться.
Поэтому не понятен запрет Торы на
изменение размер трумы — «богатый не
добавит, а бедный не уменьшит». Ведь, если
цель трумы — пересчитать евреев, то, как
мы выяснили, подсчет может быть точным и без
всеобщего равного участия.
Тора уточняет, что серебряный шекель
содержал в себе двадцать единиц — двадцать гера
(Шемот, гл. 30, ст. 13). Следовательно, в
половине шекеля, монете, которая
требовалась для трумы, было десять гера.
Сказано в Мидраше (Ялкут Шимони, гл.
30), что за нарушение десяти заповедей,
каждый из евреев был обязан пожертвовать
монету в пол шекеля, которая равнялась
десяти гера. Поэтому Тора называет
пожертвование половины шекеля — «выкупом
за душу» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Бедняки нуждались в этом выкупе не меньше,
чем богачи. Значит, запрет Торы — «богатый
не добавит, а бедный не уменьшит» —
абсолютно справедлив.
В сердце каждого еврея сокрыто желание
творить добро, желание давать. Только нужно
его пробудить. И это относится к каждому в
равной степени.
Во времена Хофец Хаима (раби Исраэль а-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века) был период, когда все
йешивы буквально терпели бедствие, ибо не
было средств на их содержание. Хофец Хаим
написал письмо одному из богатейших людей
мира, который, как нетрудно догадаться, был
евреем. «Если вы, согласно еврейской
традиции, — писал праведник, — пожертвуете
десятину на содержание йешив, вы
удостоитесь вечной жизни в Будущем Мире, а
йешивы смогут спокойно существовать много
лет».
Хофец Хаим был уверен, что этот человек не
выбросит письмо в корзину и не откажет в
просьбе. И действительно, через короткое
время ситуация изменилась, йешивы были
спасены и многие евреи продолжили обучение
в их стенах. А богач вскоре умер. И после его
смерти выяснилось, что он не пожертвовал на
йешивы ни копейки.
Когда об этом сообщили Хофец Хаиму, он
сказал, что очевидно на Небесах не
согласились, чтобы заслуга по спасению
йешив принадлежала только одному человеку.
Весь народ Израиля участвовал в этом важном
деле — и богачи и бедняки — копейка к
копейке.
Как сказано: «богач не увеличит, бедняк не
уменьшит» — весь народ примет равное
участие. И у каждого еврея будет своя часть,
своя доля в этом священном деле.
на основе комментариеу рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
и рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
3. На чем не разбогатеет богач и от чего не
обеднеет бедняк
После повеления сынам Израиля собирать труму
(приношение) Всевышнему в размере половины
шекеля, в Торе уточняется, что «богатый не
прибавит (к установленному размеру трумы),
а бедный — не уменьшит» (Шемот, гл. 30,
ст. 15).
Возникает вопрос: почему правило о том,
что богатый не должен добавлять, а бедный —
уменьшать, записано только здесь, и нет его
в изложении порядка исполнения других
заповедей?
Кроме того, в недельной главе Ваэтханан
читаем: «Не прибавьте к тому, что Я
заповедаю вам, и не убавьте от него» (Дварим,
гл. 4, ст. 2). Разве это не относится и к
заповеди о половине шекеля? Зачем
понадобилось в ней говорить об этом
отдельно?
О чем мечтает богач? — Разбогатеть еще
больше. Тот, у кого есть, допусти, сто тысяч
шекелей, мечтает скопить двести, у кого уже
есть двести тысяч — хочет, чтобы было
четыреста. Всю жизнь человек гоняется за
богатством, — написано в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Коэлет, гл. 1), — а в
день смерти, выясняется, что он не достиг и
половины желаемого.
Поэтому, когда у богача появляется
возможность пожертвовать деньги на цедаку,
он часто сомневается: а не вложить ли их
лучше в дело? Об этом и говорит Тора: «богатый
не добавит». То есть — не добавит к своему
богатству, если будет экономить на цедаке.
Ведь в жизни могут случиться и
непредвиденные расходы. Скажем, не дал
денег на благотворительность — вроде бы
сэкономил. А потом вдруг, ни с того, ни с сего
— заболел. Кстати, пожертвование половины
шекеля, о котором идет речь в нашей
недельной главе, призвано было спасти от
эпидемии.
Чего же опасается бедняк?
Складывая копейку к копейке, он тщательно
контролирует свои расходы, опасаясь
обеднеть еще больше. Бедняк боится нищеты. И
эта боязнь мешает ему исполнить заповедь о цедаке.
Поэтому и успокаивает его Тора: «бедный не
уменьшит». То есть — материальное
положение бедняка не ухудшится от
исполнения заповеди о цедаке. Ведь
Всевышний может возместить ему ущерб из
другого источника. И не только возместить
ущерб, но — и избавить от бедности вообще.
Как сказано: «Иной сыплет щедро, а у него все
прибавляется и прибавляется» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 24).
Таким образом, бедняк, жертвующий на
благое дело, не только не рискует обеднеть
еще больше, но, наоборот — дает себе шанс
навсегда выбраться из нищеты.
Кроме того, отделяя труму Всевышнему,
человек укрепляет весь мир. Ибо сказано, что
на трех вещах держится мир: на Торе, на
служении Всевышнему и на добрых делах (трактат
Авот, гл. 1, м. 2).
Заповедь о половине шекеля призвана «искупить
душу» — спасти от смерти (Шемот, гл.
30, ст. 12). Это свойство — способность спасти
жизнь — не присуще никакой другой заповеди,
кроме заповеди о цедаке. Как сказано: «Цедака
— спасает от смерти» (Мишлей, гл. 10,
ст. 2).
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Сейчас половина, но понадобится и
целый
В начале нашей недельной главы приводится
заповедь о пожертвовании половины шекеля: «Пусть
каждый принесет Всевышнему искупительный
дар за душу свою — половину шекеля,
священного шекеля, в котором 20 монет гера»
(Шемот, гл. 30, ст. 12-13).
Пожертвование в пол шекеля было
обязательным для всех евреев старше 20 лет.
Возникает вопрос: почему Всевышний
назначил для пожертвования именно половину,
а не целый шекель?
Первое, что бросается в глаза — это намек
на то, что каждый человек сам по себе — не
цельный. Наша жизнь устроена так, что мы
нуждаемся в партнере. Чтобы полноценно
изучать Тору, нужен напарник по учебе (хеврута).
Чтобы создать семью, нужен супруг или
супруга. Для того, чтобы быть продавцом,
нужно, как минимум, иметь покупателя (каким
бы замечательным товаром вы ни располагали,
если его некому купить, вы не заработаете ни
копейки). Т т.д. и т.п.
Что представляет собой бизнес?
Вне зависимости от того, большой он или
малый, успешный и развитый или только еще на
стадии становления, он, тем не менее,
базируется на партнерстве. Самые известные
компании представлены, как правило,
несколькими именами. Если на вывеске все же
обозначено лишь одно имя, к нему чаще всего
добавлено: «...и партнеры».
В нашей традиции существуют различные
методы, позволяющие раскрыть в тексте Торы
более глубокие смысловые слои. Один из
таких методов называется — атбаш (когда
первую букву алфавита, «алеф», замещают
последней буквой алфавита, «тав», а
вторую букву, «бет», замещают
предпоследней — «шин» и т.д.). Если
применить этот способ к слову «шекель» —
получится слово, гематрия (числовое
значение) которого составляет 26. Та же гематрия
у четырехбуквенного Имени Всевышнего. То
есть, целый шекель имеет «вес»,
соответствующий четырехбуквенному Имени
Творца. Всевышний же сказал: «Пока не придет
Машиах и не сбудется пророчество — «И
наполнится земля знанием Всевышнего» (книга
пророка Йешаяѓу, гл. 11, ст. 9), — Имя
Мое не будет цельным».
То же касается и отношения Всевышнего к
Амалеку: «Как рука на Престоле Всевышнего,
война у Него с амалеком (народом амалекитян)
из поколения в поколение» (Шемот, гл.
17, ст. 16). И еще написано: «Пока память о нем (Амалеке)
не будет стерта из Поднебесной, Престол Мой
не будет цельным».
Попутно отмечу, что в наше время, когда нет
Храма, заповедь о пожертвовании половины
шекеля на приобретение жертвенных животных
мы не исполняем. Однако в память об этой
заповеди принято накануне Пурима — дня,
когда празднуется победа над Амалеком —
давать цедаку в виде трех монет по пол
шекеля.
Очевидно, что когда сбудется пророчество
и когда имя Амалека будет полностью стерто,
величина пожертвования удвоится и станет
равна одному целому шекелю.
Намек на это находим в нашем фрагменте. Он
— в повторе: «половину шекеля, священного
шекеля», который, на первый взгляд, кажется
ненужным. Ведь можно было написать просто —
«половину священного шекеля».
Но в Торе нет ни лишних слов, ни лишних
букв. Тогда — что означает этот повтор?
А то, что сейчас мы должны приносить
половину шекеля, а в будущем, после
исполнения пророчества и с приходом
Машиаха — шекель, целый шекель, священный
шекель.
Тора использует два вида написания слова
«священный» — полное и сокращенное.
Священный на иврите — «hа-кодеш». В
рассматриваемом нами фрагменте слово «hа-кодеш»
написано в сокращенном варианте (без буквы
«вав», которая при полном написании
обозначает звук «о»).
Если мы посчитаем гематрию
словосочетания «шекель hа-кодеш» — «шекель
священный», при условии, что «вав» —
отсутствует, получим 839, что соответствует гематрии
выражения «с приходом Машиаха, сына Давида».
И это тоже намек: Тора неспроста приводит
слово шекель повторно, используя при
написании слова «hа-кодеш» неполную
форму.
На основе комментариев рава
Элиэзера Рокеаха
(автор книги «Маасе Рокеах»;
Польша – Эрец Исраэль, 1665-1741 гг.)
и рава Йеѓуды Ассада
(глава йешивы и глава раввинского
суда; Венгрия, 1794-1866 гг.)
5. Мордехай и Эстер из Торы
Учителя в Талмуде (трактат Хуллин,
лист 139) задаются вопросом: присутствует ли
в Торе намек на Мордехая?
И дают ответ, что намек содержится в нашей
главе, в отрывке, где говорится о
благовониях: «И ты возьми себе благовоний
лучших: чистой мирры...» (Шемот, гл. 30,
ст. 23). Одно из благовоний — мирра (на иврите
— «мар дрор»), дает намек на Мордехая.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
отмечает, что Тора свидетельствует о
величии Мордехая. Как мирра — главное
благовоние, так и Мордехай — глава
праведников и мужей Великого Собрания.
Рав Йосеф-Хаим Зоненфельд (Главный
раввин Иерусалима в начале 20-го века) пишет,
что праведники уподоблены благовониям.
Ведь аромат благовоний распространяется и
наполняет пространство вокруг. И все, что
оказывается поблизости, пропитывается
чудесным ароматом. Также и праведники
создают вокруг себя особую атмосферу. Их
благотворное влияние действует на многих
людей.
В Мегилат Эстер (книга Танаха, в
которой излагается история Пурима — см. на
сайте материалы, посвященные этому
празднику) — 12.196 букв. Если от буквы «мэм»
в слове «мар дрор» (в отрывке из нашей
недельной главы) отсчитать 12.196 букв, мы
придем к букве «реш». Если продолжить
отмечать буквы, используя заданный шаг —
12.196, то в итоге, из найденных букв, у нас
составится имя Мордехай. И это — еще один
намек на Мордехая в Торе.
Есть ли в Торе подобный намек на Эстер?
Если в Торе от первой буквы «алеф» (с
нее в ивритском написании начинается имя
Эстер) отметить последующие буквы с шагом
12.196, то из искомых букв мы получим имя Эстер.
Значит, и Эстер, так же, как Мордехай — «зашифрована
в Торе.
Это открытие сделал рав Михаэль-Давид
Вайсмандель (Венгрия – Словакия – США,
первая половина 20-го века). Причем — в то
время, когда современных компьютеров еще не
было.
Он рассказал об том открытии своему
ученику. Этот ученик впоследствии сам стал
известным раввином. Как-то к нему пришла
девушка, которую исключили из семинара (учебное
заведение для девушек), как она сказала — «за
вольнодумство». Девушка призналась, что не
верит в божественное происхождение Торы.
Раввин вспомнил об открытии своего учителя
и рассказал о нем девушке.
— Если Тору написал человек, — подытожил
раввин, — то, каким умом он должен был
обладать, чтобы подобным образом «зашифровать»
в ней имена Мордехая и Эстер?!
Девушка записала все выкладки и сказала,
что должна подумать над этим. На следующий
день она позвонила раву и рассказала:
— Мой отец — ведущий специалист в области
статистики. Я подробно изложила ему
переданные Вами данные и попросила
проверить вероятность случайного
совпадения. Он произвел все необходимые
расчеты, которые показали, что случайное
совпадение практически исключено.
Спустя годы, того раввина, посещающего
район, известный богобоязненностью своих
жителей, на улице окликнула еврейская
женщина, которая стояла в окружении своих
детей. На мальчиках были кипы, на девочках —
нарядные длинные платья.
— Вы, вероятно, обознались, — сказал ей
раввин. — Не думаю, что мы знакомы.
— Я та самая девушка, — ответила женщина,
— которой Вы когда-то поведали, что в Торе
записаны имена Эстер и Мордехай...
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|