ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Шмини Ацерет/Симхат Тора
начинается с вечера

27 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 27, 2021   21 Тишрей 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Пятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «НОАХ»

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

Обсуждение главы Ноах

1. Ноах: что можно «в глаза», а что — «за спиной» 

В нашей недельной главе рассказывается о том, как был вынесен окончательный приговор поколению Потопа, и о решении Всевышнего спасти Ноаха.

Здесь мы читаем: «И сказал Творец Ноаху: Войди ты и весь твой дом в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в поколении этом» (Берешит, гл. 7, ст. 1).

Обсуждая этот фрагмент, Учителя в Талмуде (трактат Эрувин, лист 18) выводят правило, что «за глаза» можно человека хвалить больше, нежели в его присутствии.

В своих комментариях Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что в начале главы о Ноахе было сказано: «Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл. 6, ст. 9). Но в словах обращения Всевышнего к нему лично (наш фрагмент) эпитет «цельный» — отсутствует. Творец характеризует Ноаха, называя его — «праведным», но о «цельности» здесь не говорит.

Значит, в присутствии человека не следует перечислять все его звания, титулы, регалии и положительные черты, а вот «за глаза» — можно. 

Ибн Эзра (известный комментатор Торы, жил в Испании; конец 11-го — начало 12-го вв.) обращает внимание и на то, что в начале нашей главы «за глаза» о Ноахе написано, что он был «праведным, цельным в своих поколениях», то есть — во всех поколениях, которые ему довелось повидать за его долгую жизнь. Но обращаясь к Ноаху (а значит, говоря в его присутствии), Всевышний упоминает лишь его праведность — «в поколении этом» (поколении Потопа). Сказать о человеке, что он праведник во всех поколениях, совсем не то же самое, согласитесь, что назвать его праведным только в одном поколении.

Таким образом, сопоставляя два фрагмента, мы можем понять, чему учит нас Тора. В отсутствие человека можно не скупиться на похвалы, но говоря при нем — не следует расточать все похвалы, что приходят на ум. Кое-что надо оставить и про запас.

А теперь рассмотрим те же фрагменты в несколько иной плоскости.

В начале недельной главы Ноах назван «цельным праведником», то есть — человеком, прямодушным в помыслах и праведным в поступках. Противоположность праведнику — злодей, противоположность прямодушному — тот, кто замышляет недоброе. 

Вина поколения Потопа заключалась в их злодейских поступках. Как сказано: «И извратилась земля перед Всевышним, и наполнилась земля злодейством» (Берешит, гл. 6, ст. 11).

Следующее поколение, поколение Вавилонской башни, поколение раздора — тоже было наказано, хотя и — иначе. Люди того поколения строили преступные планы — за это и были наказаны, так и не успев до конца реализовать свои намерения.

Ноах жил и в поколении Потопа и в поколении раздора. Он умер через десять лет после наказания строителей Вавилонской башни.

В начале нашей главы, Тора дает общую характеристику Ноаху, подводит итог его жизни. И мы читаем: «Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях». В поколении Потопа, где процветало злодейство, Ноах был — праведным. А в поколении раздора, поколении, замышлявшем выступить против Всевышнего, его помыслы оставались — чисты, цельны и прямодушны.

Когда Всевышний дает указание Ноаху войти в ковчег, написано: «Войди ты и весь твой дом в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в поколении этом».

Слово «поколение» здесь употреблено в единственном числе, поскольку речь идет лишь о поколении Потопа. По этой же причине не упоминаются цельность и прямодушие Ноаха. Эти качества он проявит в следующем поколении — поколении раздора.

на основе комментариев рава Иегуды Эйделя из Минска

(автор книги «Ией hа-ям», Беларусь, 19-й век)

и рава Хаима Берлина

(раввин в Москве, затем — в Иерусалиме, первая половина 20-го века)

2. В ковчеге были бесхозные животные?

Всевышний дает Ноаху указание взять с собой в ковчег животных. О чистых (в духовном смысле) животных сказано: «От всякого скота чистого возьми себе по семи (особей)» (Берешит, гл. 7, ст. 2). А о «нечистых» говорится: «По паре от всякого пусть войдут в ковчег» (Берешит, гл. 6, ст. 19).

Мы видим, что в повелениях о чистых и нечистых животных есть разница. И не только в количестве. О чистых написано: «возьми себе», о нечистых — «пусть войдут в ковчег».

Возникает вопрос: чем объясняется такое различие?

Из чистых животных Ноах потом должен был принести корбанот (приношения Всевышнему). А приношение должно быть только из своего, из того, что тебе принадлежит. Поэтому Ноах приобрел (на языке Торы совершил киньян, то есть — буквально ввел животных в ковчег своими руками, в чем, собственно и состоит один из способов приобретения скота) каждое чистое животное. Чтобы осуществить киньян (приобретение) животного, нужно произвести с ним некое действие. Например — сделать несколько шагов, ведя животное рядом с собой. Поэтому и сказано: «возьми себе» — сделай своим, приобрети, возьми в свои руки.

Другой способ приобретения — когда какая-то вещь или животное оказывается в частном владении человека (на языке Торы такой способ приобретения называется — «киньян хацер», то есть — приобретение с помощью огороженного двора или приусадебного участка).

Многие Учителя отмечают, что у Ноаха и его потомков не было (и нет) права совершать приобретение с помощью хацера. Что означает, что вещь или животное, оказавшись в частном владении потомка Ноаха, не приобретаются им автоматически. Так написано, в частности, в сборнике респонсов (вопросов и ответов) Нода бе-Йеhуда, составленном раввином Йехезкелем Ландау (главный раввин Праги, 1713 – 1793 гг.), в Шульхан Арухе hа-рав (его составитель — рав Шнеур-Залман бен Барух из Ляд, вторая половина 18-го – начало 19-го вв.), в Нетивот Мишпат (автор книги — рав Яаков Лобербойм из Лиссы, начало 19-го века) и в трудах рава Элиэзера-Менахема Шаха (глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; Литва — Израиль, 1899-2006 гг.).

Ковчег, конечно же, можно считать частным владением Ноаха. Но получается, что животные, которые были в ковчеге, автоматически не становились собственностью Ноаха.

Значит, нечистые животные, о которых сказано — «пусть войдут в ковчег», хоть и вошли в него, Ноаху, тем не менее — не принадлежали. Впрочем, в этом и не было нужды. Ведь они не годились для приношений. Поэтому и не сказано о них: «возьми себе».

Известно, что мясо кашерного животного запрещено употреблять в пищу, если после шехиты (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом) окажется, что в животном был некий скрытый внутренний изъян или порок. И для приношения Всевышнему оно тоже — не годится. 

Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) в своей книге Даркей Моше («Пути Моше») пишет, что узнать, есть ли у животного скрытые пороки и изъяны, можно и до шехиты. Если провести рукой по голове и шее животного, — отмечает Рама, — и оно под рукой человека склонит голову к земле — значит, животное без дефектов. Если же животное не подчинится — в нем, стало быть, есть скрытый изъян, и оно не годится для приношения и есть его мясо нельзя.

Теперь нам понятно, что означал приказ Всевышнего — «возьми себе», когда речь идет о чистых животных.

Ноах должен был буквально взять каждое животное и проверить его рукой — нет ли в нем скрытых дефектов. Ведь животное с пороком не может служить приношением Всевышнему.

на основе комментариев рава Хаима-Шломо Розенталя

(глава раввинского суда, Иерусалим, наши дни)

и рава Цви-Песаха Франка

(главный раввин Иерусалима, середина 20-го века)

 

 

3. Почему обезьяны передразнивают людей?

В Талмуде (трактат Песахим, лист 21) написано, что хамец (квасное — подробнее см. на сайте в материалах, посвященных празднику Песах, раздел «Праздники») накануне Песаха следует уничтожить, точнее — сжечь.

Учителя добавляют, что разрешается также — раскрошить его на мелкие частички и развеять их по ветру.

В нашей традиции существует и еще один способ избавления от квасного: его можно выбросить в море.

На существование трех способов уничтожения хамеца дает намек уничтожение на заре человеческой истории — трех погрязших в грехах поколений.

Поколение Сдома было уничтожено огнем. Как сказано: «И Всевышний пролил на Сдом и на Амору серу и огонь» (Берешит, гл. 19, ст. 24).

Строители Вавилонской башни были рассеяны по миру. И об этом читаем: «И рассеял Всевышний их оттуда по всей земле» (Берешит, гл. 11, ст. 8).

Поколение Потопа поглотило море.

Рассмотрим наказание поколения раздора, возводившее Вавилонскую башню — более подробно.

Написано, что Всевышний спустился, чтобы увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие (см. Берешит, гл. 11, ст. 5). Конечно же, от Всевышнего ничто не скрыто. Но когда Творец приближается к своему творению, становится более открытым для него — Он тем самым дает дополнительный шанс оценить и взвесить свои поступки, увидеть их порочность и открыть сердца для исправления, для возвращения на правильный путь. И если поколение не воспользуется предоставленной ему возможностью — оно будет наказано.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) о поколении раздора сказано, что треть его была превращена в обезьян, треть — в слонов, а остальные заговорили на разных языках и были рассеяны по всей земле.

В Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 225, параграф 8) установлен закон, что при виде обезьяны или слона нужно произнести благословение — «Изменяющий творения». 

Меири (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век) отмечает, что обезьяны копируют и передразнивают поведение людей, а слоны способны понимать человеческую речь.

Возникает вопрос: почему при виде остальных животных не нужно произносить это благословение? Введь они тоже отличаются друг от друга.

В свете вышесказанного нам становится ясно, что обезьяны и слоны не были сотворены вместе с остальными живыми существами. Они появились позднее — в качестве наказания, которое Небеса определили поколению раздора.

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Альтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века),

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Ребе Гурских хасидов, известный как Сфат Эмет, Польша, 19-й век)

и рава Шломо Адани

(автор книги «Мелэхет Шеломо», Цфат — Иерусалим, 1567-1624 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Хочу вычеркнуть его из жизни, уже — не только моей…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля