МИШПАТИМ 
"МИШПАТИМ"
МИШПАТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИШПАТИМ"

24.01.2022, 22 Shevat, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Кутонет пасим: кто кого в рубаху одел?

В нашей недельной главе рассказывается об отношениях между Яаковом и Йосефом. И в Торе написано: «А Исраэль (второе имя Яакова) любил Йосефа больше всех своих сыновей, поскольку в старости родил его; и сделал ему нарядную одежду» (Берешит, гл. 37, ст. 3). 

Мы много раз читали этот отрывок и он, как правило, не вызывал у нас вопросов. Ведь в нем как будто бы все — предельно ясно.

Но если мы внимательнее в смотреться в текст данного фрагмента Торы в оригинале — не все в нем покажется таким уж очевидным. 

Ведь в словах, которые мы перевели — «и сделал ему нарядную рубаху» — на иврите не указывается, кто кому сделал эту нарядную одежду.

В первой части отрывка говорится о любви Яакова к Йосефу. Значит, можно предположить, что нарядная рубаха — акт выражения этой отцовской любви. Но перед словами о рубахе в тексте Торы стоит особый знак — этнахта (знак паузы), что дает намек на то, что здесь начинается новая тема. И рассматривая фразу под иным углом зрения, мы можем предположить, что Исраэль (Яакоы) любил Йосефа еще и за то, что именно он, Йосеф, сделал отцу нарядную одежду.

Косвенным подтверждением этой догадки могут служить слова из Танаха, конкретнее из Афтары (отрывок из книги Пророков, который читают в субботу после чтения недельной главы). Эту Афтару принято читать в шаббат Хануки. И в ней сказано: «А Иегошуа был одет в грязные, испачканные одежды» (книга пророка Захарии, гл. 3, ст. 3).

Речь здесь идет о коэне гадоль (главном служителе Храма) по имени Йегошуа.

Но разве мог коэн гадоль надеть испачканные одежды?

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 93) наши Учителя разъясняют, что в данном случае «грязные одежды» — иносказание, метафора. Пророк Захария дает здесь намек на сыновей Йегошуа, которые взяли себе неподобающих жен (женщин, которые запрещены коэнам), и тем самым — запятнали одежды своего отца, главного коэна.

Отсюда мы видим, что негативные поступки детей могут как бы «одеть» отцов в «испачканные одежды». Но тогда можно, вероятно, сказать и обратное: праведные дела детей — «нарядные одеяния» для их родителей.

Известно, что Йосеф был праведником. Так что, Яаков, с удовлетворением мог «облачаться в одежды», приготовленные сыном. Потому и любил его больше других сыновей. 

Еще о Йосефе сказано, что он был для Яакова — «сыном старости» (на иврите — бен зекуним). Буквы, составляющие слово «зекуним» одновременно являются начальными буквами названий первых пяти (из шести) разделов Мишны. Из этого Учителя делают вывод, что Яаков обучил Йосефа Мишне. Иначе говоря — «одел его в одежды» Торы.

Впрочем, здесь мы находим одну нестыковку: слово "зекуним" в Торе — состоит из пяти букв. А в Мишны — шесть разделов. 

Дело в том, что Яаков, действительно обучил Йосефа только пяти разделам Мишны. Чтобы изучить раздел Тагарот (о состоянии духовной чистоты и способах духовного очищения) — человек должен приложить немалые личные усилия.

Написано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 104): «Тому, кто пришел очиститься — помогают». То есть — ты можешь рассчитывать на помощь в этом, только если сам пришел, чтобы очиститься, если это было — твоим решением, ты приложил к этому усилия...

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

2. Ненависть и пророчество

 

Из текста Торы мы узнаем, что у Йосефа сложились непростые отношения с братьями. Одной из причин тому были его сны. В них, по словам Йосефа, то снопы братьев кланялись его снопу (Берешит, гл. 37, ст. 7), то солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились уже самому Йосефу (там же, ст. 9).

Йосеф верил в пророческую сущность своих снов. Братья же считали, что Йосеф одержим жаждой власти, за что и возненавидели его. В течение всего дня, как думали братья, она не дает ему покоя, все его мечты и помыслы только об этом. Поэтому не удивительно, что ночью он видит соответствующие сны. 

Далее в Торе рассказывается, что братья пасли скот Яакова, а Йосефа отец отправил узнать, все ли у них в порядке.

И вот Йосеф идет на поиски братьев, но в пути его самого находит в поле некий незнакомец (Берешит, гл. 37, ст.15).

Это был малах (в условном переводе — «ангел») Гавриэль, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Очевидно, что Гавриэль сопровождал Йосефа до тех пор, пока тот не увидел стоянку братьев. Братья же заметили Йосефа издалека (Берешит, гл. 37, ст. 18). 

И в Торе написано: «И сказали они (братья) друг другу: вот сновидец тот пришел!» (Берешит, гл. 37, ст. 19).

В оригинале «сновидец» — бааль hа-халомот. Это ивритское выражение на русский язык можно перевести и иначе — «хозяин, властелин сновидений».

Малах Гавриэль, среди прочих его функций, считается, если так можно выразиться — «ответственным за сны». Так что, определение «бааль hа-халомот», скорее, должно было относится не к Йосефу, но — к нему, к малаху Гавриэлю. Но братья видели только Йосефа, не заметив малаха. Ненависть — ослепляет. 

Тут следует отметить, что Йосеф любил своих братьев. Ведь сны пересказывают только самым близким людям. Более того, он облекал свои сны в иносказательную форму, излагал их в виде притч и загадок — именно из уважения к родителям и из любви к братьям. Ведь Всевышнему не было никакой необходимости маскировать Истину. И Он посылал Йосефу пророчества без всяких метафор, вроде «снопов» и «звезд».

О втором сне Йосефа в нашей недельной главе сказано: «И приснился ему еще другой сон» (Берешит, гл. 37, ст. 9).

«Другой» — значит, отличающийся по смыслу от первого. И действительно, второй сон мог быть истолкован двояко. 

В Мидраше Раба (на книгу Берешит, гл. 84, ст. 11) говорится, что одно из имен Яакова — «Шемеш» (что в переводе означает — «солнце»). И Учителя разъясняют, что второй сон относился не к Йосефу, но — к его потомку Иегошуа бин-Нуну (преемник Моше Рабейну, возглавивший еврейский народ после кончины Моше), ради которого Всевышний остановил солнце и луну. Как написано об этом в Танахе: «И остановилось солнце, и луна стояла, покуда мстил народ врагам своим» (книга Иегошуа, гл. 10, ст. 12).

Но братья, ослепленные ненавистью, не уловили разницу между двумя снами Йосефа. Они не поняли, что второй сон — «другой», и считали его продолжением и развитием первого. От чего их ненависть лишь возросла. А ненависть не только лишает человека пророческого видения, но и вообще — мешает адекватно оценивать ситуацию, что и показали дальнейшие события…

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.),

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Элиэзера-Хаима Дойча

(Румыния, конец 19-го, начало 20-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему молитва Шма, Исраэль так важна?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля