ЛЕХ ЛЕХА 
"ЛЕХ ЛЕХА"
ЛЕХ ЛЕХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ЛЕХ ЛЕХА"

Октябрь 26, 2020   8 Хешван 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 01.10.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.21)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.21)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «НОАХ»

 

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

 

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

 

Обсуждение главы Ноах

 

1. Не путать карманы 

 

В начале нашей недельной главы говорится о праведности Ноаха. И мы читаем: «Эти порождены Ноахом: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях. Перед Всевышним ходил Hoax» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на, что Ноах, как отмечается в Торе — был праведником именно «в своих поколениях». И задается вопросом — для чего делается это уточнение?

Некоторые Учителя, как пишет по этому поводу Раши, приходят к выводу, что Тора таким образом — подчеркивает, что Ноах был на высоком духовном уровне, если смог праведно жить в своем поколении, среди отъявленных злодеев.

Однако существует и другая грань Истины.

Ноах считался праведником — в сравнении с людьми своего поколения, но в поколении Авраама он не был бы таковым.

Прочтем слова Торы о Ноахе еще раз, представив себя сторонними наблюдателями.

Едва ли у кого-то возникнут сомнения в его праведности. Так зачем выискивать упрек Ноаху, там, где сказано, что он — человек праведный и цельный?

На своем жизненном пути человек попадает в разные ситуации, требующие принятия решений. Чтобы с честью выдержать испытания, нужно придерживаться определенных морально-этических принципов.

Этих принципов — множество. Как узнать, какой именно применить?

Вообще-то, достаточно взять на вооружение хотя бы два. Каждый из них следует записать на отдельной карточке, а карточки распределить по двум карманам. Таким образом, в одном кармане должна быть записка со словами — «Я прах и пепел». В другом — пусть хранится высказывание «Мир создан для меня».

То есть нужно быть скромным, но порой, полезно ощущать и свою значимость.

Если возникнет желание стать знатоком Торы и освоить Талмуд — надо сказать себе: «Да, мне это по силам. У меня есть для этого необходимые способности. Талмуд написан для меня».

Но когда кто-то задевает самолюбие, лучше проглотить обиду, сказать себе — «Это не для меня. Я — прах и пепел».

К сожалению, человек часто «путает карманы». И если ему приходит в голову мысль развить и углубить свои познания в Торе — тут же рука невольно вытягивает записочку со словами «Я прах и пепел». После чего весь интерес к учебе — пропадает.

Или бывает, что в момент, когда габай (человек, устанавливающий порядок молитв в синагоге) вместо тебя, достойнейшего, порядочнейшего и скромнейшего человека вызывает к Торе каких-то ничтожных и никчемных людишек, твоя рука уже гневно сжимает огромный плакат: «Мир создан для меня!».

С другой стороны, если юноша учится в йешиве, сидит, склонившись над томом Талмуда, духовно растет, совершенствует качества своей души, рядом с другими такими же молодыми людьми — он должен помнить, что в Талмуде (трактат Таанит, лист 7) сказано, что Тора укореняется только в скромных людях. Поэтому, лучше всего ему подходит записка, в которой написано: «Я — прах и пепел».

Когда же он покидает стены бейт мидраша (дома учения) и оказывается среди недалеких простолюдинов, не помнящих своего родства, насмехающихся над Торой и пренебрегающих ее законами, оскорбляющих носителей ее — здесь он должен проявить мужество и несгибаемую твердость, и знать, что ответить, и как постоять за то, что ему дорого. Тут очень кстати вспомнить о принципе «Мир создан ради меня и таких как я».

Ноах жил в поколении отпетых злодеев, от которых, как сказано в Торе (Берешит, гл. 6, ст. 11) — даже земля извратилась. 120 лет он сооружал ковчег, чтобы пробудить интерес, чтобы воспитать трепет, чтобы подтолкнуть к раскаянию.

Что же произошло?

Когда Ноах предупреждал о грядущем Потопе, люди, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) только потешались над ним. Но Ноах не обращал внимания на насмешки и циничные взгляды. Он делал свое дело, неустанно повторяя: «Мир создан ради меня».

А вот, если бы ему довелось жить среди праведников, его девизом стало бы напоминание — «Я лишь, прах и пепел».

Именно это и подразумевали Учителя, говоря, что в поколении Авраама Ноах был бы «никем», считал бы себя — «прахом и пеплом».

 

на основе комментария раби Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

2. Воспоминания о праведнике приносят благословение

 

В нашей недельной главе читаем: «Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот фрагмент, подчеркивает, что Ноах был праведником именно «в своих поколениях». И задается вопросом — для чего в Торе сделано это уточнение?

И, отвечая на это — объясняет, что некоторые Учителя говорят, что так в Торе обозначается, что Ноах достиг высокого духовного уровня Ноаха. Ведь если он мог праведно жить в своем поколении, среди отъявленных злодеев, то в других поколениях — тем более.

Но есть и другая грань Истины. Ноах считался праведником, только в сравнении с людьми своего поколения, но в поколении Авраама он был бы — никем.

Итак, Учителя ставят в заслугу Ноаху, что он среди злодеев оставался праведником. А как бы он себя повел, окажись в поколении праведников? Заслуживал бы он уважения тогда?

Безусловно! Тот, кто смог остаться человеком среди разбойников и грабителей, в обществе праведников наверняка сумел бы подняться еще выше.

Что же тогда означает замечание, что в таком случае Ноах был бы никем?

О поколении праведников речь не идет. Сказано — в поколении Авраама.

Подразумевается здесь невероятная доброта (доброта на иврите — хесед) Авраама. Что позволило ему многих людей приблизить к Творцу.

Ноах в этом, как мы уже знаем — не преуспел. Потому и написано, что, по сравнению с Авраамом, он был — «никем».

В первом благословении молитвы Амида упоминаются все три праотца — Авраам, Ицхак и Яаков. Но Авраам упомянут дважды — с него начинают и завершают. Потому, что присущий ему хесед — фундаментальный принцип в народе Израиля. Когда человек проявляет милосердие к другим и совершает добрые дела — у него появляются основания ожидать подобного отношения к себе и от Всевышнего.

Когда говорят о праведнике, который уже покинул наш мир, к его имени добавляют слова — «Благословенна память о праведнике». И хотя, каждый из сынов Израиля полон заповедей, как гранат зернами, праведники все же — на особом счету. И тот, кто рассказывает о праведнике и о его делах — вносит в мир благословение. Потому что есть шанс, что узнав о добрых делах, которые совершал праведник, люди будут считать это для себя примером. И тоже начнут совершать хорошие поступки.

Так воспоминания о праведнике добавляют благословение в наш мир.

У рава Мордехая Банета (глава раввинского суда города Никольсбурга, Чехия) был такой обычай. Он не садился завтракать, пока не сделал кому-нибудь что-то хорошее. «Без доброго дела, — говорил он себе, — нет еды».

Однажды он никак не мог найти, кому помочь. Уже солнце начало клониться к закату, а у рава Банета еще маковой росинки во рту не было. Когда совсем начало смеркаться, рав увидел, что какой-то человек привез на рынок телегу досок. Раввин тут же побежал к плотнику с радостным известием. Тот долго и азартно торговался из-за цены, а когда торговец уступил, вдруг выяснилось, что плотник не взял с собой денег. Тогда, Мордехай Банет достал свои деньги и с радостью одолжил их плотнику. А после, довольный, вернулся домой и сел завтракать...

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Адам дал имена и рыбам тоже?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля