КИ-ТИСА 
"КИ-ТИСА"
КИ-ТИСА 
Чтение текста
Афтары

"КИ-ТИСА"

2.03.2024, 22 Adar I, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

 

Обсуждение главы Вайешев

 

1. Испытание Яакова

 

Наша недельная глава начинается сообщением — «И поселился Яаков в стране, где жил его отец, в стране Кенаан» (Берешит, гл. 37, ст. 1).

Стоило Яакову осесть на своей земле и зажить в покое и гармонии, как постигло его несчастье: любимого сына Йосефа продали в Египет. Праведникам не подобает пребывать в покое в этом мире, ведь им уготованы гармония и покой мира Грядущего.

За свою жизнь Яакову довелось пройти через серьезные испытания.

Написано: «Не успокаиваюсь я, и не утихаю, и не отдыхаю, и вселился в меня трепет» (Танах, книга Иова, гл. 3, ст. 26). Это слова Иова, но так о себе вполне мог бы сказать и Яаков.

«Не успокаиваюсь» — из-за Эсава.

«И не утихаю» — из-за Лавана.

«И не отдыхаю» — из-за того, что произошло с Диной.

«И вселился в меня трепет» — когда Йосефа продали в рабство (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84).

В этом Мидраше перечислены основные испытания, выпавшие на долю Яакова.

Когда он скитался вдали от дома, спасаясь от Эсава, ему пришлось испытать все «прелести» житья под одной крышей с Лаваном, жуткую боль от похищения и изнасилования Дины и, наконец, от исчезновения его сына Йосефа.

Если каждое из этих испытаний описать одним словом, то вторые буквы этих слов образуют название нашей главы. Судите сами. Обозначим испытания именами: Йосеф, Дина, Эсав и Лаван. Из их вторых букв получается — «вайешев».

Испытания Яакова затрагивали все возможные сферы: испытанию подвергалось его тело, его достаток, способность растить детей и изучать Тору.

Испытанием для тела была угроза, исходящая от Эсава.

Испытанием достатка была работа у Лавана, когда тот постоянно менял условия трудового соглашения.

Трагедия, произошедшая с Диной, была испытанием, связанным с детьми.

Изучение Торы только тогда считается полноценным, когда оно включает передачу Торы ученику. Яаков выбрал себе в ученики Йосефа, ему он и передавал Тору. Так что, продажа Йосефа стала большим испытанием для его изучения Торы.

Отец Яакова Ицхак, по указанию Всевышнего, должен был стать приношением. И хотя, в последнюю минуту Творец велел Аврааму совершить другое приношение, статус приношения у Ицхака остался. Поэтому он в меньшей степени интересовался делами земными, его занимали духовные вещи, такие, как аромат «поля, которое благословил Всевышний» (Берешит, гл. 27, ст. 27).

Возвратившись от Лавана, Яаков решил следовать линии Ицхака. Намек на это содержится в желании поселиться в стране проживания своего отца. То есть — вести жизнь подобную жизни отца, который обладал статусом приношения. Но у Всевышнего на него были другие планы. Поэтому и произошло, то, что произошло — Йосеф оказался один на чужбине.

 

на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(известен под именем Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги «Хидушей hа-Рим»; основатель движения Гурских хасидов; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

2. Что запрещается праведникам

 

Написано: «И поселился Яаков в стране, где жил его отец, в стране Кенаан» (Берешит, гл. 37, ст. 1).

Стоило Яакову осесть на своей земле и зажить в покое и гармонии, как постигло его несчастье: любимого сына Йосефа продали в Египет. Потому что праведникам — не подобает пребывать в безмятежности в этом мире, ведь им уготованы гармония и покой мира Грядущего.

Но почему праведники не должны жить в покое? Ведь не ради земных удовольствий он им нужен.

В уединении и тишине, скорей, скорей позвольте мне, беспечной неге предаваться?

Нет, праведник не такой. Покой ему нужен лишь для того, чтобы спокойно заниматься Торой, чтобы не отвлекаться на решение проблем и преодоление препятствий.

Так, что же в этом плохого?

Дело в том, что достичь истинных вершин в Торе можно, только проходя через испытания и одерживая победы.

«Таков путь постижения Торы — хлеб с солью ешь, и даже воду пей в меру, и спи на голой земле, и пусть жизнь твоя будет нелегкой, — наставляют Учителя, — но трудись над изучением Торы. И если ты поступаешь так, то «счастлив ты и благо тебе»: счастлив ты в этом мире, и благо тебе — в мире будущем» (трактат Авот, гл. 6, м. 4).

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) отмечает, что Тора не отыщется в том, кто не страдает из-за нее. Он это выводит из сказанного: "И не отыщется оно в стране живых" (книга пророка Иова, гл. 28, ст. 13).

Тора не отыщется в том, кто злоупотребляет «страной живых».

Что это означает?

Есть люди, которые готовы реально засесть за изучение Торы, но им все время не хватает какой-то мелочи. Вот, поднакоплю деньжат — и сразу начну заниматься. Жизнь немного наладится, все вокруг успокоится — и я сразу же погружусь в Тору, в ее изучение. Только выйду на пенсию — тут же засяду за Тору. Немного подтяну здоровье, чтобы можно было спокойно учить Тору...

Мы понимаем, что отговоркам не будет числа, и книга так никогда и не откроется.

Поэтому, тишина, покой и безмятежность — это не путь праведных. Тора плохо усваивается в кабинетной тиши, в комфортных креслах кондиционированных пространств. Торе нужен надрыв.

Многим праведникам в конце дней довелось вкусить горький хлеб страданий. Ведь они стремятся в Ган Эден (сад Эдена, в условном переводе — райский сад). А Ган Эдена — удостаиваются благодаря испытаниям.

Дорога в Грядущий мир устлана испытаниями. Испытания — это базовое условие получения пропуска в Грядущий мир. Потому что они лучше всего очищают человека, выбивают из него дурь.

Служение Всевышнему в стесненных обстоятельствах, служение через «не могу» — свидетельствует о действительно высоком уровне праведника...

 

на основе комментария раби Моше Кордоверо

(великий каббалист, Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

3. Главное — зажечь

 

В нашей недельной главе о семье Яакова говорится: «Вот потомство Яакова: Йосеф...» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Вспомним, что предыдущая недельная глава завершается описанием семьи и потомства Эсава. А у него, что ни потомок — то предводитель или вождь, словом, командующий. Такое обилие вождей и командиров не могло не обеспокоить Яакова. Но...

В притче о торговце рассказывается, как он привел караван верблюдов, груженных льном. И льна этого была тьма тьмущая.

— Где поместится весь этот лен? — удивился кузнец.

— Стоит одной искре вылететь из твоего горнила, — ответил ему находчивый человек, — и весь лен может загореться.

Так и Яаков увидел всех предводителей и вождей, о которых писалось выше, удивился и сказал: «Кто сумеет всех их одолеть и покорить?».

Но что написано вслед за этим?

«Вот потомство Яакова: Йосеф...».

Об этом говорит пророк: «И будет дом Яакова огнем, а дом Йосефа пламенем, а дом Эсава соломой» (Танах, книга пророка Овадьи, гл. 1, ст. 18).

От Йосефа выйдет искра, которая истребит и испепелит всех врагов.

У этой притчи есть и дополнительный смысл.

Лен символизирует простых людей, необремененных еврейским образованием и грамотностью. Если мы оглянемся вокруг, то заметим, что множество людей имеют весьма ограниченные познания в Торе, или не имеют их вовсе.

И это порождает вопросы. Не самые приятные.

К кому и ради кого придет Машиах? Для кого будет построен Третий Храм? Кто будет в нем служить Всевышнему?

На все эти вопросы отвечает находчивый человек. 

Даже самый простой, примитивный и приземленный еврей, если он только загорится с воодушевлением служить Всевышнему всей душой и всем сердцем, то в этом святом огне сгорит все чуждое и наносное, все примеси и загрязнения, весь осадок. И достаточно одной хорошей искры, сошедшей с вершин духовности, чтобы поднять каждого из сынов Израиля на требуемую высоту. Чтобы Машиаху не было стыдно приходить.

Яаков зажег Йосефа с тем, чтобы тот зажег остальных братьев. И в будущем, именно потомок Йосефа подготовит народ к геуле, к окончательному освобождению.

Об этом мы говорим в молитве: Всевышний Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова...

Сказано в Талмуде (трактат Песахим, лист 5), что союз вав (и) добавляет к первоначальному смыслу еще один, дополняет и расширяет его.

Таким образом, союз вав, стоящий перед словами «Всевышний Яакова» добавляет еще Йосефа. Как сказано: «Вот потомство Яакова: Йосеф».

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 



 

 

4. Семейные распри тяжелее мировой войны

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот потомство Яакова: Йосеф...» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Но разве только Йосеф был потомком Яакова? Ведь у Яакова были и другие дети.

Целью путешествия Яакова в Харан была женитьба на Рахели — именно с ней он хотел создать семью. Но в итоге, обстоятельства сложились так, что семья Яакова насчитывала четырех жен, и от каждой у него были дети.

Все же основой всему была Рахель, и следовательно, именно ее ребенок получил право представлять потомство Яакова.

Но за этим скрывается и более глубокий смысл.

До сих пор Яаков страдал от разных бед и напастей. Эсав его ненавидел, затем Лаван много раз пытался его обмануть и оставить без средств к существованию. После этого ему пришлось ночью сражаться с таинственным незнакомцем, который повредил ему сухожилие в бедре. Далее его ждало похищение и изнасилование Дины Шхемом сыном Хамора. А когда показалось, что все беды и горести уже позади, несчастье произошло там, где его меньше всего ожидали.

Беда разразилась в самом доме Яакова. Беда по имени братская ненависть. Братья возненавидели Йосефа и продали его в Египет в рабство. Это было самым тяжелым испытанием для Яакова. Потому что с бедами, приходящими извне можно справиться, если тебя окружают надежные и преданные люди. Но когда несчастье происходит внутри — это самое тяжелое испытание.

Во второй главе книги Псалмов, Давид о последней, самой страшной и самой разрушительной войне, о войне, Гога и Магога пишет: "»очему волнуются нации и народы замышляют пустое? Встают цари земли, и властелины совещаются вместе — против Всевышнего и против Машиаха» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 2, ст. 1-2).

В следующей главе Теилим говорится о беде внутри дома, когда Давиду пришлось спасаться от собственного сына Авшалома. Об этом написано: «Всевышний, как многочисленны враги мои, многочисленны поднявшиеся на меня!» (гл. 3, ст. 1-2).

Обратите внимание, повествуя о войне Гога и Магога, Давид не жалуется на многочисленность своих врагов. Но когда речь заходит о бунте Авшалома, тут же этот бунт выходит на первый план.

На основании этого, Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 7) делают вывод, что семейные распри хуже мировой войны.

Яаков видит ненависть, что зреет и множится в его доме.

О Йосефе сказано, что он жаловался отцу на своих братьях. И те возненавидели его. Как сказано: «И возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно» (Берешит, гл. 37, ст. 4). 

И затем: «И они еще больше возненавидели его» (там же, ст. 8).

А потом к ненависти добавилась еще и зависть (там же, ст. 11).

И в конце фрагмента говорится: «И они увидели его издали, и прежде чем он приблизился к ним, сговариваться стали против него, чтобы убить» (там же, ст. 18). Уже даже находясь вдалеке — настолько не могли его терпеть, что хотели его убить.

Эта распря была самым тяжелым испытанием для Яакова. Поэтому Тора именно с Йосефа открывает счет потомкам Яакова.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

 (Израиль, наше время)

 

 

 

5. Все, что случилось с Яаковом, произошло и с Йосефом

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот потомство Яакова: Йосеф...» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Учителя отмечают, что правильнее было бы написать — «вот потомство Яакова: Реувен…». Ведь Реувен был первенцем Яакова.

Так почему же вместо него упомянут Йосеф?

Дело в том, что жизнь Йосефа очень походила на судьбу Яакова, и все, что произошло с одним, происходило и с другим (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84).

И действительно, Яаков родился без крайней плоти, таким же родился и Йосеф. Мать Яакова, Ривка, была бесплодной, также и у матери Йосефа, Рахели, долго не было детей.

Всевышнему желанны молитвы праведников, Он их ждет. Поэтому у праведников часто бывают сложности с репродуктивной функцией.

Одна женщина спросила у мужа — почему у них все еще нет детей? И он объяснил, что Творец хочет, чтобы они молились, и чтобы освятили себя.

Женщина со всей серьезностью отнеслась к словам мужа. Она начала регулярно постится, и через семь лет у нее родился ребенок, который впоследствии стал раби Ишмаэлем, мудрецом Торы и праведником.

У Ривки было двое детей, также двоих родила и Рахель.

Ривке было тяжело вынашивать и рожать детей: «И сталкивались дети в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22).

О Рахели сказано: «…и Рахель начала рожать, а родовые схватки были очень тяжелыми» Берешит, гл. 35, ст. 16).

Брат Яакова, Эсав возненавидел брата, желая его убить. Братья Йосефа, в свою очередь, ненавидели того и планировали убийство.

Яаков разбогател, у него было много скота. Не бедствовал и Йосеф. О нем говорится, что он был человеком успешным (см. Берешит, гл. 39, ст. 2).

Оба, и Яаков, и Йосеф, женились на чужбине, на чужбине родились их дети. У Яакова был пророческий сон, пророческие сны видел и Йосеф.

Яаков, так же, как и Йосеф, скончался в Египте. Оба были подвергнуты бальзамированию и оба были похоронены в земле Израиля.

Яаков любил Йосефа больше всех детей, потому что чувствовал сходство и видел в нем свое продолжение.

Яаков должен был исправить  прегрешения. первого человека, Адама.

Участвовал в исправлении ошибок Адама и Йосеф.

Общность целей породила общность судеб...

 

на основе комментария Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й векАвтор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «КИ ТИСА»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).

Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.

 

Обсуждение главы Ки Тиса

 

1. Медицина — профилактическая и лечебная

 

Написано в нашей недельной главе: «Пусть каждый даст выкуп за душу свою... И не будут поражены они эпидемией» (Шемот, гл. 30, ст. 12).

Есть люди, которых может затащить в синагогу помолиться только смерть отца или кого-то из близких. А некоторые решают пожертвовать на благотворительность, только оказавшись на больничной койке. События менее критичные, едва ли тронут их сердца.

Но вот мы читаем: «Пусть каждый даст выкуп за душу свою», и благодаря этому — не станет жертвой тяжелого заболевания («И не будут поражены они эпидемией»).

То есть даст здоровый человек свое пожертвование — и у Всевышнего не будет необходимости «укладывать» его в больницу во время эпидемии (да и вообще, устраивать эпидемию).

Сначала написано — «Пусть каждый даст выкуп за душу свою». Затем — «И возьми серебро выкупа от сынов Израиля» (Шемот, гл. 30, ст. 16). И непонятно: если «каждый даст выкуп за душу свою» — зачем еще «брать серебро выкупа»? Быть может, имеется в виду, что, скажем, не все дадут, или дадут, но не добровольно, не от всего сердца?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, в чем разница между лечением болезни и ее профилактикой.

Когда тяжелое заболевание уже начало развиваться в теле человека, излечить его, согласитесь, намного сложнее, нежели не допустить заражения, поддерживая здоровый образ жизни и принимая профилактические меры.

На эту разницу и намекает фраза в Торе — «Пусть каждый даст выкуп за душу свою (причем — по велению сердца, без принуждения), и не будут поражены они эпидемией». Эпидемия даже не начнется. Сработает профилактика.

Когда же придется «брать серебро выкупа от сынов Израиля»?

В случае, когда человек не готов давать по своей воле — возникает необходимость в искуплении душ, то есть — в серьезном и кропотливом лечении.

Такова, к сожалению, человеческая природа. Зачастую богачи смотрят свысока на нищих, которые просят у них цедаку (в данном контексте — «милостыню»). Хотя для их же блага — подобает им кормить бедных и помогать им.

Чтобы разжиться парой грошей для неимущих в общине, раввинам порой приходилось активизировать всю свою мудрость.

Как-то рав Зеэв Вольф Ландо из Стрикова (1807-1891 гг.), собирая средства для одного горького бедняка, заглянул к местному богачу, ужасному скряге.

— Такой-то — бедняк?! — воскликнул богач с порога. — Да он вовсе не бедняк! Он только прикидывается бедняком…

— Не хочешь помочь — не надо, — резко ответил раввин. — Но зачем же грабить?

— Что значит грабить? Кого я граблю?

— Отрицая его право на подаяние, ты этим его грабишь. А ведь сказано: «Не обирай бедного, потому что он беден» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 22, ст. 22).

— Ладно, я дам цедаку для него, — согласился богач. — Но ответь мне на вопрос: почему Тора не заботится о чести бедняков и не установлено галахой (еврейским законом), что пожертвования на благотворительность можно собирать только втайне, анонимно?

— Если бы богачи стеснялись сомнительного происхождения своего капитала, твой вопрос был бы уместен. Но они не только не стесняются, они гордятся тем, как ловко смогли обчистить других. Поэтому и беднякам разрешено гордится их бедностью. Она, по крайней мере, никаких сомнений не вызывает…  

 

на основе комментария рава Зеэва Вольфа Ландо из Стрикова

 (Польша, 1807-1891 гг.)

 

 

 

2. Полтора друга

 

Всевышний дает Моше указания о подсчете сынов Израиля. И в нашей недельной главе об этом читаем: «Это пусть дадут они, всякий, проходящий подсчет: половину шекеля, по весу шекеля священного» (Шемот, гл. 30, ст. 13).

Творец неспроста заповедал евреям делать пожертвование именно в половину шекеля, но затем — чтобы каждый ощущал себя только половинкой.

И действительно, без товарища, без напарника, без друга — никто не в состоянии достичь цельности.

Духовный наставник йешивы «Хидушей hа-Рим» объяснял своим ученикам, для учебы разбившимся на пары, что в случаях, когда один из напарников видит в другом только недостатки, а в себе — исключительно достоинства, из такого партнерства ничего путного не выйдет. И пояснял свою мысль на примере.

Пара для занятий Торой называется — хаврута. Нашу хавруту составили Шимон и Леви. Вот как у них с утра начинается учеба.

— Ты опять проспал! Сколько можно спать, соня! — возмущается опозданием друга Шимон.

— Лучше поспать на один час больше и потом заниматься шестьдесят минут в час, чем бегать за кофе по десять раз на дню и пропускать половину материала мимо ушей из-за невозможности нормально сосредоточиться, — парировал Леви.

У этой хавруты нет будущего, — резюмировал рав. Шимон восхищен своей пунктуальностью и негодует из-за опозданий своего приятеля. Леви, в свою очередь, считает опоздания в порядке вещей, полагая, что, благодаря этому он может хорошо концентрироваться на материале в течение всего дня. Зато ему прекрасно видно отсутствие должной сосредоточенности у напарника.

Только если каждого участника хавруты волнуют собственные недочеты и ошибки, и от отмечает сильные стороны напарника — хаврута будет жизнеспособной и обоим принесет пользу.

Раби Симха Буним из Пшисхи (глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.) как-то сказал: «Человек без друга — не человек вовсе. Два друга — это уже слишком. А вот полтора — это то, что нужно».

Человек должен постоянно работать над собой, чтобы видеть в себе только половинку, а друга — целым. Полтора друга — это оптимальная формула построения отношений.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии пишет, что Всевышний показал Моше подобие огненной монеты весом в половину шекеля и сказал ему: «Такое должны они дать».

Огненные монеты — не такое уж частое явление. Они, как правило, не в ходу. Зато огонь обладает интересным свойством: одной свечей можно зажечь сколько угодно других, и от огня нисколько не убудет.

Точно так же и у человека не убудет от цедаки и добрых дел.

Огонь может быть весьма полезен — для освещения и обогрева, с его помощью готовят еду. Вместе с тем, огонь может сжечь дотла, навредить, обжечь, разрушить.

Точно так же и деньги. Когда ими правильно управляют — они и топливо, и горючее, и смазка. В противном случае они могут разрушить и сломать жизнь.

 

на основе комментария раби Нахмана из Бреслава

(один из крупнейших Учителей хасидизма, Украина, вторая половина 18-го – начала 19-го гг.)

 

 

 

3. Правила сбора пожертвований

 

Всевышний выдвигает условие, которое должно соблюдаться при сборе пожертвований: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать приношение Всевышнему - для искупления ваших душ» (Шемот, гл. 30, ст. 15).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что от начала главы до этого места трижды встречается выражение «приношение Всевышнему» (ст. 13, 14 и 15).

В этом заключен намек на три разных приношения (трумы), которые собирались в те временп.

Одно — трума для подножий, на которые каждый дал половину шекеля. И из этого серебра были сделаны подножия.

Второе приношение было собрано во время подсчета численности мужчин, пригодных для службы. Об этом в начале книги Бамидбар сказано: «В первый день второго месяца во втором году...» (гл. 1, ст. 1). Тогда каждый дал тоже половину шекеля. Эти средства пошли на приобретение животных для общественных приношений того года. В этом приношении половины шекеля были уравнены бедные и богатые. Именно о той труме написано: «…чтобы искупить ваши души», поскольку корбанот (в условном переводе — жертвоприношения) служат для искупления.

Третье — это приношение для Мишкана (Переносного Храма). О нем сказано: «Каждый, кто давал приношение из серебра и меди…» (Шемот, гл.35, ст.24). Здесь участие не было одинаковым, и каждый дал по мере желаний его сердца.

Итак, в нашей недельной главе косвенно говорится о трех пожертвованиях. Сбор средств на строительство Мишкана открылся трумой полу шекелей серебра. Трумой — с условием, что бедные и богатые сдадут поровну. Бедный — не убавит, а богатый — не прибавит. Каждый принесет по половине шекеля.

Вторая трума тоже состояла из полу шекелей — тех, что сдавали при подсчете численности взрослых мужчин. И в ее рамках — тоже были уравнены богачи с бедняками. То есть сумма пожертвования была зафиксирована и обсуждению не подлежала.

И наконец, третья трума была пожертвованием непосредственно на сооружение Мишкана и на его утварь.

В этом случае сумма пожертвования — не ограничивалась.

Возникает вопрос: чем было вызвано ограничение при сборе первых двух трумот, и отсутствие его в третьем?

Дело в том, что если бы кто-то пожертвовал солидную сумму, а потом увидел, что средства пошли на изготовление серебряных подножий, он бы недоумевал: какая разница, из чего делать подножия, почему не из меди? Медь дешевле и практичней.

Также увидев приношение ола (всесожжение), сгоревшее без остатка, жертвователь мог пожалеть о своем крупном взносе и подумать, что выбросил деньги на ветер.

Поэтому в этих случаях сумму пожертвования Тора ограничила половиной шекеля, чтобы люди не давали указаний, как и на что тратить их деньги.

Но на устройство Мишкана, на его оборудование и украшение — разрешено жертвовать столько, сколько человеку захочется. Ведь все согласны, что, как говорится, «красота требует жертв», то есть — серьезных пожертвований. И никому не придет в голову призывать сэкономить на красоте.

Отсюда следует важное правило: только там, где допустимо разрешить спонсорам и меценатам выражать свои мнения, можно принимать их пожертвования без опасений…

 

на основе комментария рава Элазара Рубина

(автор книги «Зихрон Элазар», Израиль, наше время)

 

       

4. Чтобы не было раздора

 

В нашей недельной главе о сборе пожертвований написано: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать приношение Всевышнему — для искупления ваших душ» (Шемот, гл. 30, ст. 15).

Тут совершенно не ясно, для чего нужно устраивать уравниловку. Почему бы богатому не дать больше — пропорционально своему достатку, а бедному меньше — в соответствии с его тяжелым материальным положением?

Если бы в Торе не был зафиксирован размер этой трумы (пожертвования), и богатого попросили бы сделать взнос, соответствующий его доходам — тот начал бы прибедняться. Нет, мол, сейчас такой возможности, дела, дескать, идут не так, как это выглядит на первый взгляд. И богач, к всеобщему разочарованию — попытался бы ограничиться незначительной суммой.

Узнав об этом, бедняк зашелся бы от возмущения:

— Наглая ложь! Да как он смеет!? У него одних только акций больше, чем на миллион.

Всевышнему не нужна трума, которую сопровождают ссоры и скандалы. Поэтому Он повелел — «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать».

Трума, чтобы не вызывать споров — должна быть равной для всех и по карману каждому. Тогда она действительно станет «приношением Всевышнему» и «искуплением душ».

Но если так — почему же Всевышний разрешил, жертвуя на сооружение Мишкана (Переносного Храма) и на его утварь, следовать устремлению сердца, чтобы каждый сам определял размер своего приношения?

Выходит, трума на Мишкан отличается от трумы на приобретение животных для приношений в Храме?

Действительно отличается.

На Мишкан каждый жертвовал в соответствии со своим представлением о прекрасном. И сам выбирал вид и размеры пожертвования.

Не так обстояло со сбором средств на корбанот (приношения в Храме). Ведь они, корбанот, служили искуплением за человеческую душу. И душа богача — не дороже, а бедняка — не дешевле.

Иначе говоря, Творец обязал всех платить равную цену — чтобы ни у кого даже мысли не было, что чья-то душа поднялась в цене, а чью-то можно выкупить со скидкой по акции.

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го

 и комментария Иегуды-Лейба Дискина

(духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь)

 

 

 

5. Богатство — еще не признак мудрости

 

Написано в нашей недельной главе: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать приношение Всевышнему — для искупления ваших душ» (Шемот, гл. 30, ст. 15).

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) дается правило: в этом мире нет награды за выполнение заповеди. Она уготована в мире грядущем.

Впрочем, тому, кто отделяет десятину, положено вознаграждение уже сейчас, в земном мире. Ведь сказали Учителя в Талмуде (трактат Таанит, лист 8): «Отделяй десятину (в оригинале — асер), чтобы разбогатеть (леhиташер).

Но в нашем случае, пожертвований на Мишкан и сбора полу-шекелей — награда в этом мире не полагается. Поэтому и сказано, что «богатый не увеличит» размеры своего имущества. А бедняк не понесет убытка. И в Танахе об этом написано: «Выполняющий заповедь не познает зло» (Коэлет, гл. 8, ст. 5).

Таким образом, в Торе обещано нам, что человек, давая цедаку — не обеднеет, и никакое зло не произойдет из-за пожертвований на благотворительность.

Интересное дело, большинство из тех, кого Всевышний наделил богатством, считают, что им принадлежит весь мир. И не только это. В своем богатстве они видят знак избранности. Знак принадлежности к касте успешных, особо одаренных людей, обладающих неоспоримыми достоинствами и мудростью высшей пробы.

И довод у них один: если это все не так, то за счет чего они разбогатели? Но на поверку оказывается, что с точностью можно сказать, что они — обладатели жадности и гордыни.

Бедные же думают о себе, что раз они бедны — значит, они неудачники и обделены умом. У них, как правило, заниженная самооценка. Поэтому у них — тусклая жизнь, наполненная расстройствами и ощущениями упущенных возможностей.

В Торе говорится: «Богатый — не более».

Тот факт, что человек богат, еще не делает его более умным и более успешным. Богатство — не признак наличия каких-то особых качеств. Так что, богачу нечем гордиться.

Но далее читаем: «А бедный — не менее».

Из этого надо понять, что отсутствие денег, еще не делает его хуже других. Человек вполне может быть умным и обладать целым рядом других достоинств, и при этом — не иметь гроша за душой.

Один мудрец и знаток Торы, обладавший к тому же редкой богобоязненностью, жил в полной нищете. Вплоть до того, что из всех столовых приборов у него была только старая выщербленная ложка.

Как-то к нему зашел оказавшийся в тех краях проездом богатый делец — чтобы выразить свое почтение и восхищение. Он застал раби за едой и увидел, как тот ел свою жалкую похлебку единственной выщербленной ложкой.

Богача шокировала царящая в доме жуткая нищета. Он не мог поверить, что это жилище известного мудреца. Словно завороженный, богач не мог отвести взгляд от старой, видавшей виды, единственной ложки.

Ребе, заметив внимание гостя, встал, вымыл ложку и протянул ее богачу со словами:

— Не хватало еще, — сказал он, — чтобы ты из-за меня нарушил заповедь "Не возжелай".

Согласно Торе, у каждого еврея должна была быть равная доля в приношениях. Поэтому все сдавали на них одну и ту же сумму — половину шекеля.

Когда материальное положение в мире йешив ухудшилось настолько, что их существование оказалось под угрозой, Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) написал письмо известному богачу, с предложением пожертвовать один процент от своего богатства. Это позволило бы всем йешивам решить материальные проблемы на ближайшие десять лет.

Хафец Хаим обещал меценату удел в Грядущем мире и вечную жизнь в нем.

Когда тот богач умер, выяснилось, что он не дал и копейки на йешивы.

— Очевидно, Свыше не захотели, чтобы столь громадная заслуга, спасение йешив, досталась одному человеку, — резюмировал Хафец Хаим. — Все евреи должны принять в этом участие…

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме) 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как определить размер помощи, которую можно оказать человеку?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля