ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “РЕЭ”

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: “Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (браха) или проклятие (клала)...”.

Смотри на иврите — реэ.

Обсуждение главы Реэ

08.08.04

В самом начале нашей недельной главы читаем: “Смотри, Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие. Благословение, если послушаете заповедей Всевышнего Вашего, которые Я заповедую вам сегодня, проклятие — если не послушаете заповедей Всевышнего вашего, и совратитесь с пути, который Я заповедую вам сегодня, чтобы следовать божествам иным, которых вы не знаете. И будет, когда приведет тебя Всевышний твой, в ту землю, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйваль” (Дварим, гл. 11, ст. 26-29).

Этот отрывок из нашей сегодняшней главы, описывает загадочную церемонию, о которой подробно рассказывается в недельной главе Ки Таво (Дварим, гл. 27, ст. 11-26).

Комментируя это описание, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) уточняет: евреи колена Леви стояли между двумя горами, при этом шесть колен расположились на горе Гризим, а шесть других стояли на горе Эйваль. Левиты повернулись лицом к горе Гризим и произнесли одиннадцать благословений, затем повернулись к горе Эйваль и произнесли одиннадцать проклятий.

И все-таки, непонятно: в чем смысл всей этой церемонии. И в других фрагментах Торы говорилось, что благословения будут ниспосланы еврейскому народу, если он усвоит и будет исполнять заповеди Всевышнего. В противном случае — заслужит лишь проклятия.

Но при чем тут две горы и колено Леви, которое должно стоять между этими горами? Почему народ надо было делить на две группы? Почему такое особое расположение на горах Гризим и Эйваль должно было послужить основой для дальнейших благословений и проклятий? Как вообще можно понять, что благословения связаны с одним географическим местом, а проклятия — с другим?..

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам нужно понять суть взаимоотношений между индивидуумом и еврейским народом в целом — концепцию, которая на иврите обозначена словами Клаль Исраэль.

В Танахе есть такие строки: “А вы — овцы Мои, овцы паствы Моей человеческой… Я – Всевышний ваш. Слово Творца…” (книга пророка Иехезкеля, гл. 34, ст. 31).

Здесь пророк передает слова Всевышнего, который рассматривает еврейский народ, как некую подвластную Ему общность.

Интересно также отметить, что в оригинале текста Торы (на иврите) народ Израиль неоднократно обозначается существительным единственного числа — адам (человек). В таких случаях это слово употребляется как собирательное существительное. И это подразумевает, что весь народ — един в вере в Творца, как один человек.

Что такое один человек? Это — некая физическая целостность. Каждый индивидуум имеет собственную физическую сущность и занимает в нашем мире определенное место. Но единство многих индивидуумов — духовная “субстанция. Народ в целом не имеет ни определенного внешнего вида, ни физической целостности.

Еврейский народ получил этот статус — адам (как один человек) — благодаря тому, что все его представители приняли Тору, все были устремлены к достижению одной духовной цели и все дали обет идти к этой цели единственным путем — свято следуя заповедям Торы.

Чтобы народ мог получить этот статус, Всевышний выдвинул предварительное условие. В Торе об этом написано: “...И расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы” (Шемот, гл. 19, ст. 2) — как один человек с одним сердцем...

09.08.04

Каждый еврей, с одной стороны, остается личностью, отдельным индивидуумом, с другой — становится неотъемлемой частью еврейского народа.

Эта мысль ясно выражена в молитве Шемоне Эсре — в основной молитве, которую, по решению членов Великого Собрания, обязаны читать все евреи. В ней все наши благословения и просьбы высказаны во множественном числе. Мы не говорим: “благослови меня”. Мы читаем — “благослови нас”, “излечи нас” и т.д.

На первый взгляд, может показаться, что с точки зрения ѓалахи (еврейский практический закон) такая молитва — некорректна. Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в своем труде Мишнэ Тора (раздел “Законы Молитвы”, параграфы 1, 2) разъясняет, что обязанность молиться подразумевает, что человек говорит Всевышнему о своих личных проблемах. Но как же тогда члены Великого Собрания, которые, несомненно, знали законы молитвы, составили и передали нам текст, который содержит лишь множественное число, исключающий аспект личностный?

Ответ прост: мы рассказываем Творцу о своих личных нуждах, отождествляя себя с “собирательным” образом человека, имя которому — Клаль Исраэль. Поскольку еврейский народ — как один человек, адам (как назван он в Торе — см. выше), проблемы каждого отдельного индивидуума приобретают дополнительную значимость. Ибо лишь нормальное функционирование всех составляющих сложного организма Клаль Исраэль способно обеспечить нормальное функционирование всего народа.

Ведь так же — и с человеческим телом. Оно будет в порядке лишь в том случае, если все отдельные органы четко выполняют свои функции и не имеют повреждений. Поэтому мы и говорим, что потребности отдельного еврея — это потребности Клаль Исраэль. Поэтому Учителя, входившие в состав Великого Собрания, и учили нас выражать и формулировать наши просьбы в контексте наших общественных, а не личных нужд.

Иллюстрацию такого единства дают заповеди.

Евреи получили 613 мицвот (заповедей), из них 365 — “негативных” (запреты) и 248 — “позитивных” (разрешающих производить те или иные действия).

Многие заповеди адресованы только коэнам и левитам, другие — только еврейскому суду. Есть и такие, которые должны выполнять лишь цари Израиля.

Некоторые заповеди обуславливают ситуации, которые — будем надеяться — нам никогда не придется исполнять. Например, те, что связаны с расторжением брака при определенных обстоятельствах; или — заповедь, обязывающая жениться на вдове брата, если он умер, не оставив детей.

Существуют заповеди, которые могут быть исполнены только в Эрец Исраэль, и поэтому евреи, будучи в изгнании, в течение 2000 лет исполнять их не могли...

При всем этом великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) писал, что человек может достичь совершенства, только если он будет исполнять все заповеди, без исключения. Как же это понимать?

Ответ вновь находим в концепции единства народа Израиля.

Тора была дана не отдельным евреям, но — всему еврейскому народу. Отдельные индивидуумы должны исполнять заповеди, полученные у горы Синай, но — в контексте единства всего народа Израиля.

Союз с Творцом заключали не отдельные личности, но — Клаль Исраэль. Индивидуумы, бесспорно, имеют свои обязательства в реализации условий этого Союза, но подписавшая его сторона — Клаль Исраэль в целом. Если каждый еврей выполняет свои заповеди, которые он должен выполнять, это означает, что Клаль Исраэль соблюдает законы Торы. А соблюдение законов Торы всем народом Израиля положительно сказывается на судьбе каждого индивидуума.

Выполнение наказов Торы одновременно — коллективная обязанность и обязанность каждого члена Клаль Исраэль. Стремление к этому сулит всему народу Израиля — благословение. Но если индивидуумы отвернутся от Творца и его Торы, весь народ Израиля — пострадает…

10.08.04

Эта система единства: индивидуум — Клаль Исраэль, создана самим Всевышним.

Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) рассматривает заповедь, которая относится к военным временам. Она дается в следующей недельной главе и в тексте ее сказано: “И тот, кто обручился с женщиной и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял ее” (Дварим, гл. 20, ст. 7).

Внимательно прочитывая текст, Виленский Гаон отмечает некую “странность” описанной здесь ситуации. Судьба человека решается в Йом Кипур. Если ему дается возможность — жить, он и на войне не умрет. Но если ему “вынесен смертный приговор”, и он должен умереть, и дома он не спасется от смерти. Он умрет тогда не на поле брани, а, скажем, от какой-то болезни.

Проанализировав содержание заповеди, Учитель приходит к такому выводу. Всевышний относится к отдельному человеку, с одной стороны — как к индивидууму, с другой — как к члену единой общины Израиля (клаль Исраэль). Верно, что отдельные люди рискуют на войне жизнью. Но войну ведет весь народ. Всевышний мог вынести решение, согласно которому определенное число еврейских солдат погибнет в бою. При этом никому из них в Йом Кипур он не вынес “смертного приговора”. Поэтому, если человек участвует в сражении, его гибель станет результатом коллективного приговора. Но, если он останется дома, он будет, потому что в Йом Кипур ему было даровано продолжение жизни.

Но как можно применить систему коллективной ответственности к отдельным людям? Что может сделать один человек, чтобы предотвратить падение общества или допущенный обществом ошибочный выбор? Справедливо ли наказывать одного за грехи других?..

На этот счет существует правило: “Сокрытое — Всевышнему нашему, открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого” (Дварим, гл. 29, ст. 28).

Мы, Клаль Исраэль (община Израиля), не можем влиять на сердца людей, это — прерогатива Всевышнего. Но мы можем и должны стараться наладить внутри общины обучение Торе, добиться того, чтобы достойное поведение стало нормой поведения каждого члена общества. У всех у нас — одна судьба, поэтому мы вправе считать, что мораль отдельного индивидуума — дело его совести. Каждое человеческое общество вправе принять определенные меры, чтобы обеспечить мир и отсутствие насилия в обществе. Мы не можем позволить себе стоять в стороне и наблюдать, как сильный обижает слабого. Подобные “стандарты” поведения в еврейском обществе — не приемлемы.

Действия, совершаемые индивидуумами, влияют не только на физическое, но и на моральное благополучие общества — точно так же, как функционирование тех или иных отдельных органов влияют на работоспособность и общее состояние человеческого тела. Отсюда и право клаль Исраэль “навязывать” членам общины правила, предусмотренные законами Торы…

11.08.04

Теперь мы, наконец, подошли к основной проблеме, поднятой в нашем обзоре.

Ор а-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века) пишет, что в одиннадцати проклятиях, произнесенных на горе Эйваль, были упомянуты проступки, совершенные отдельными нарушителями. Но их объединяет то, что община не среагировала на эти нарушения.

Клаль Исраэль не может знать, как человек разговаривает со своими родителями, оказывает ли он им достаточное почтение; он также не может проследить, вступает ли человек в запрещенные сексуальные отношения. Потому эти области человеческого поведения — вне публичного наблюдения. О такого рода нарушениях знает только Всевышний. Но означает ли это, что клаль Исраэль не может воздействовать на происходящее?

В том и смысл символа горы Гризим и горы Эйваль, что община Израиля несет ответственность даже за такие проступки, которые совершают отдельные индивидуумы. Не важно — явно или тайно. Как сказано: “Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие”. Проклятия и благословения будут распределены среди всего народа Израиля. Как видим, сам факт, что левиты, стоя между горами Гризим и Эйваль, произнесли благословения и проклятия — вовсе не “пустая формальность”.

Современное нерелигиозное общество было основано на принципе терпимости. Согласно данной концепции, поведение каждого индивидуума — частное дело каждого, и никто не имеет право в это вмешиваться. Выдвижение на первый план принципа невмешательства в частную жизнь человека, несомненно, призвано обеспечить гармоничные отношения в обществе. Однако такая система имеет весьма негативные последствия.

Каждый человек начинает считать, что имеет право самостоятельно устанавливать рамки моральных стандартов, которыми он пользуется в личной жизни. При этом ему следует лишь позаботиться о том, чтобы его проявления в жизни общественной соответствовали общепринятым нормам. На самом же деле, человечеству так и не удалось отыскать решение этой дилеммы. С одной стороны, общество не может позволить себе контролировать частную жизнь индивидуума. Это привело бы к нарушению гармонии, к всеобщей подозрительности, к чрезмерной общественной “бдительности”. С другой стороны, всеобщая терпимость порождает двойные моральные стандарты, одни применяются за закрытыми дверями, другие — в общественной жизни. И это “двуличие” в сознании нравственно неустойчивых людей становится образом жизни и причиной возникновения глубоких психологических конфликтов…

12.08.04

Тора и здесь предлагает мудрое решение.

Всевышний дал благословения и проклятия, касающиеся всей общины Израиля (клаль Исраэль). Пока еврейский народ ясно представляет себе, что правильно, что — неправильно, и каждый человек строит свою личную жизнь в соответствии с общими представлениями, благословения и проклятия существуют по отдельности — так же, как горы Гризим и Эйваль. Расположение этих гор таково, что они физически полностью отделены друг от друга. Благословения текут к каждому заслуживающему награды члену общества — так же, как текут по каналам потоки, несущие воды реки к орошаемым полям. В то же время не заслуживающий благословения будет отрезан от этих потоков.

Но если в обществе нарастает растление, если двойная мораль становится для его членов образом жизни, “разделительный барьер” между благословениями и проклятиями начинает исчезать. Образ двух гор, стоящих обособленно друг от друга, уже больше не символизирует разделение между благословением и проклятием. В этом случае, благословения и проклятия перемешиваются, и наша терпимость к нашим слабостям, так же, как и терпимость к слабостям других людей, делает нас незащищенным перед проклятиями, обещанными нам в нашей сегодняшней главе. Мы как будто бы заражаемся друг от друга “раковой опухолью” двойной морали. В результате слабее и начинает разрушаться социальная структура народа Израиля.

Впрочем, в проблеме распределения благословений и проклятий существует и более масштабное измерение.

Вспомним: когда община Израиля решилась на столь тяжкий проступок, как создание золотого тельца, Всевышний сказал Моше: “...ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской” (Шемот, гл. 32, ст. 7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) прочитывает эту цитату так: “Сойди со своего высокого духовного уровня, — сказал Моше Всевышний, — ибо Я позволил тебе достичь таких высот, благодаря их заслугам”.

Нет никаких сомнений в том, что Моше (который, кстати сказать, в создании золотого тельца ни коим образом не участвовал), заслужил тот духовный уровень, на котором он находился, своими личными качествами и своей деятельностью. Сам Всевышний открыто признает его огромные духовные заслуги. И все же эти заслуги, оказывается, ограничены тем духовным уровнем, на котором находится народ Израиля в целом.

Самое большое благословение для еврея — достижение высшего уровня близости к Творцу. Как и другие благословения, оно тоже должно пройти через общину Израиля. Если это верно в негативных случаях (как в случае с Моше), как же это должно быть верно, применительно к позитивным ситуациям!

Наши индивидуальные духовные достижения отражаются на всех евреях. Чем отчетливей каждый из нас понимает разницу между благословением и проклятием, между тем, чтобы “слушать слово Всевышнего” и — отворачиваться от него, тем яснее этические и нравственные представления всего народа Израиля, тем четче видна разделительная полоса между горой Гризим и горой Эйваль.

Еврейская традиция наставляет: ученый Торы должны изучать святые тексты, независимо от того, что происходит в мире. В разные времена эта кажущаяся “отстраненность” Учителей от гущи событий провоцировала “простой люд” на обвинения в их адрес. Но у всех благословений Всевышнего — один путь в наш мир: через среду, в которой существует глубокое понимание различий между благословениями и проклятиями. Такое же четкое и резко очерченное, как “размежевание” между горами Гризим и Эйваль. И эту самую среду составляют ученые Торы, наши Учителя, которые постижению этой разницы посвящают свои жизни…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какие книги написал раби Акива?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля