ПЕКУДЕЙ 
"а-ХОДЕШ"
ПЕКУДЕЙ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"а-ХОДЕШ"

Март 23, 2017   25 Адар1 5777

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Юрист.info   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(12.03.17)
в Иерусалиме -
15 Адара
(13.03.17)
Песах
15-21 Нисана
(11.04 - 17.04.17)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(11.04 - 18.04.17)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(23.04.17)
День памяти павших 
5 Ияра
(1.05.17)
День независимости Израиля
6 Ияра
(2.05.17)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(14.05.17)

День Иерусалима
28 Ияра
(24.05.17) 
Шавуот
6 Сивана
(31.05.17)
В диаспоре 6-7 Сивана
(31.05 - 01.06.17)
Девятое Ава
 9 Ава
(01.08.17)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
 



Пурим

      
Размышления о Пуриме:

- СВИДАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ
(из книги  Е. Свирский – И. Стессель
"Вне диалога - пропасть")

- ВАННЫ, ХУЛИГАНЫ И ЯЧМЕНЬ
Рав Йехиэль Сперо

- ПЕЙТЕ, ПОКА НЕ…
Раввин Шрага Симмонс

 

СВИДАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ

(из книги  Е. Свирский – И. Стессель " Вне диалога - пропасть")

Ефим, лично я всегда любила праздники, и, по правде сказать, не так уж существенно было, что праздновать. Кто помнил, что "1 Мая День международной солидарности трудящихся"? Праздновали приход весны, отдыхали от будней, пели, танцевали... Еврейские праздники в чем-то совершенно иные: они не позволяют просто расслабиться, просто веселиться. В них есть как бы второй план, какая-то скрытая требовательность...

Это, безусловно, так. Для советского человека, например, в празднике вполне приемлема простая обрядность. Для религиозного человека не может быть только внешней стороны праздника. Для него неотъемлемо то, что стоит за торжеством. Поэтому любой наш праздник явление весьма непростое, и воспринимать его следует в двух плоскостях: как историческую память, сохранившую в народе то или иное событие, и ту духовную работу, которую мы интенсивно производим именно в праздничные дни. Возьмите Пурим. Очень сложный праздник. Веселый и в то же время чрезвычайно глубокий. Вообще о еврейских праздниках.

Есть в иврите такое понятие: моэд. Оно переводится как свидание во времени. Что это значит? Время, как известно, движется не линейно, а по спирали. Это признает и современная физика. Духовная энергия, которая приходит во время какого-то великого события, каждый раз возвращается на новом витке. Понимаете?

Приблизительно.

Ну, смотрите, Рош-ходеш праздник начала лунного месяца стимулирует данный вид духовной энергии раз в месяц, шабат каждую неделю. В дни же праздников мы получаем уникальную возможность духовного роста, которая связана именно с этим днем. Песах время для работы над духовным освобождением, Йом Кипур день духовного очищения...

Пурим праздник, символизирующий победу над биологическим антисемитизмом, и в то же время Пурим это праздник, свидетельствующий, что случайность в жизни евреев это звено в цепи закономерностей. Аман враг евреев задумал их уничтожить. Но возникает ряд невероятных совпадений:
у мудрого Мордехая есть племянница, красавица Эстер, которая победила на "конкурсе красоты" и пришлась по сердцу персидскому царю. Мордехай нечаянно подслушивает: стражники царя готовят на него покушение. Эстер предупреждает царя, еще ряд "совпадений" и "случайностей"
и Амана повесили на виселице, сооруженной им для Мордехая. А Мордехая награждают... Это историческое событие заставляет задуматься о двух проблемах о природе антисемитизма и о роли случайности в судьбе народа.

Еврейская драма состоит в том, что мы часто считаем: антисемитизм явление преодолимое, оно определяется перечнем претензий к нам, и, если мы найдем способ эти претензии удовлетворить, проблема ненависти отпадет сама собой. Например, люди считают: все дело в зависти к уму, к деньгам, к положению евреев. Как будто антисемиты любят глупого и бедного еврея. Или распространенное заблуждение: мы не такие, как все. Нам нужно перестать быть "не такими", и тогда... Что "тогда", спрошу я вас? В Германии евреи в свое время выдвинули девиз: "быть евреем дома и немцем на улице". Они очень старались стать немцами. Они даже воскресенье сделали шабатом. В результате антисемитизм приобрел новую, куда более опасную форму. Он перестал питаться религиозной ненавистью, он стал расовым. "Бойся еврея, обращались немецкие националисты к соотечественникам. Мы уже не знаем, кто еврей, кто не еврей. Они женятся на наших дочерях, они ходят в наши церкви. Бойся еврея..." И немецкий, и советский опыт красноречивая иллюстрация к бессмысленности попыток ассимиляции. Это возможно для отдельных индивидуумов, но не для народа.

К сожалению, многие из нас настолько ассимилированы, что, столкнувшись с тысячелетними традициями своего народа, чувствуют себя на дороге изгнания. И мне это очень больно.

Ефим, давайте остановимся чуть подробнее на поводах и причинах антисемитизма. Всегда ли они вступают в противоречие? Да, есть глобальная причина неприятия еврейства, но это больше болезнь нееврейского мира, чем еврейского. Но на житейском уровне часто работает "повод", и этот повод мы порой сами создаем, разве не так?

Причина антисемитизма глубинная, неискоренимая, решившая раз и навсегда: отношения евреев с миром заключаются в том, что евреи дали миру (именно они) важнейшие понятия веру в Единого Б-га, существование абсолютной морали, равенство прав людей, любовь к ближнему. Слишком высоко поднята планка требований, и, не желающий ей соответствовать, мир отвечает ненавистью. Что же касается житейского, так сказать бытового, антисемитизма, то чем, по вашему мнению, евреи провоцируют антисемитизм?

Ефим, я не уверена, что права стопроцентно... Но если народ настаивает на своем избранничестве и в то же время сам часто не на высоте, оказываясь подверженным тем же порокам, что и остальные люди, это не может не раздражать. Как-то нелегко доказывать, что избранничество лишь более тяжелая ноша, чем у других, а в остальном мы просто люди...

Согласен. Точно так же, как нерелигиозный еврей убежден, что у верующего мораль должна быть неизмеримо выше, чем у него, секулярного, неевреев возмущает, когда еврей оказывается ничем не лучше его самого. История свидетельствует: есть около 70 народов, декларирующих свое избранничество. Это и русский народ-богоносец, это и немцы, и японцы. Но только к еврейскому избранничеству мир относится с полной серьезностью.

Поэтому еврейским ответом на антисемитизм может быть только одно не стараться быть такими, как "все", а пытаться стать такими, какими мы должны быть, народом морали, светом для других народов. Тора говорит: если мы несем свет в мир, в нем становится много света, а антисемитизм не может поднять голову. Если мы нарушаем мораль, мир обволакивает тьма, и низы "правят бал".

Вот уже 2000 лет евреи находятся между двумя разрывающими народ идеями: ассимиляцией уходом от себя и возвращением в еврейство. Эта борьба продолжается и сегодня...

Ефим, я наверно выскажу мысль, которую многие воспримут как кощунство. Израиль способствует ассимиляции. Что значит заявление: мы не евреи, мы израильтяне? Достаточно распространенное заявление. Между прочим, по свидетельству одного крупного социолога, проводившего опрос среди репатриантов, многие респонденты признавались, что в Израиле перестали чувствовать себя евреями.

Именно так. В этом начало конфликта большей части религиозных людей и государства. В Израиле отказались от еврейского характера государства.

Это произошло вместе с отказом от идиш?

Нет, это произошло, когда поставили задачу сделать евреев таким же народом, как все. А Израиль таким же государством, как все.

Ефим, в начале разговора вы сказали, что Пурим день, когда пристало задуматься о роли случайности в жизни евреев...

В истории народа, действительно, многое видится удивительным, и каждое чудесное происшествие вполне можно воспринять как случайное, но когда случайностей слишком много, здравомыслящий человек приходит к выводу, что во всем этом есть система.

Мы не будем сейчас углубляться в исторические реминисценции, но "случайностью" можно назвать многие счастливые повороты в судьбе евреев и тот, который мы празднуем в Пурим.

А война в Персидском заливе ведь она прекратилась именно в Пурим! А 39 "скадов", упавших на Тель-Авив? 39 ударов кнута полагалось когда-то за нарушение Торы...

Все это случайности? Вот свидетельство женщины, о которой рассказано в книге Сэма Веффера "Ракеты, маски, чудеса": когда завыла сирена, к ней пришли соседки и пригласили переждать атаку у них, поскольку пожилой женщине одной оставаться в такое время нехорошо. Они вышли из ее дома, и через несколько секунд, когда они еще были на пути к соседнему дому, раздался взрыв, и оба дома были уничтожены, но люди остались невредимыми. Можно рассказать тысячи подобных историй, но многие как-то небрежно относятся к очевидному. Поскольку я психотерапевт, меня нисколько это не удивляет. Все получается совсем, как в анекдоте: еврею рассказывают, что человек упал с 10-го этажа и остался жив. Он говорит случайность... Через какое-то время вновь сообщают: этот же человек упал с 10-го этажа и остался жив. Отвечает случайность. "Слушай, говорят ему, в третий раз тот же человек упал с 10-го этажа и остался жив". И слышат: " Ну, это уже привычка!" Все объясняется довольно-таки просто: та часть в нас, которая на явные чудеса реагирует как на случайность, это и есть Амалек...

Ефим, тогда скажите, почему счастливая "случайность" не спасла 6 миллионов невинных, которые погибли в газовых камерах? Трудно смириться с мыслью, что это было наказание целого народа...

Я не хочу уходить от разговора о Катастрофе. В то же время это отдельная, большая и болезненная тема. В двух словах могу сказать следующее. Очень часто, когда спрашивают, как Б-г мог допустить это, люди делают подтасовку: рассматривают смерть как атеисты, как последнее, конечное явление, а обращаются к Б-гу: как стало такое возможным?

Но если есть реальный Б-г, не выдуманный, а создавший человека, значит, есть душа, которая не умирает, и значит, смерть не последнее, не бессмысленное событие, и рождение не является началом жизни... Понимаете? Тогда все должно рассматриваться в иной системе координат. И вопрос должен был бы звучать иначе: почему Б-г позволил, чтобы ушли к нему 6 миллионов людей именно в это время?

Ефим, на это есть ответ?

Есть. Но все положения нужно доказывать. Я думаю, что у нас будет возможность обстоятельней поднять эту тему. К тому же желающие могут приходить на семинары, которые я веду, и задать все вопросы, которые их волнуют.

Давайте вернемся к празднику Пурим. Кстати, может, вы сумеете объяснить, почему евреи, которые вообще-то не очень склонны к алкоголизму, да и иудаизм пьянство не очень приветствует, должны напиваться в этот праздник до "чертиков", то есть так, чтобы не видеть разницы между "да благословен ты, Мордехай" и "будь ты проклят, Аман"...

Смысл традиции в том, чтобы подтвердить еще раз: и зло, в конечном счете, тоже ведет к добру. Зло часть мира, связанная с его конечностью. Помните, у Гете Мефистофель говорит: "Я часть той силы, которая творит добро, все время желая зла". При этом полного детерминизма нет у человека всегда есть свобода выбора.

Чтобы это понять, нужно выпить?

Ортодоксальный еврей выпивает 50 г спиртного, чтобы расслабиться. Затем он должен найти в себе антисемита, а после того как нас замечательно встретили, это совсем не трудно, и выпить еще граммов 100. А уж потом нужно серьезно заняться Амалеком. Пить следует до того состояния, пока смело не сможешь сказать Амалеку в себе: ты говоришь, что мир конечен и единствен, что не может быть личного контакта с Создателем? Посмотри: мир расплывчат, предметы теряют очертания и уходят в бесконечность, а мне, при всех машкантах и никайонах, хорошо. Нельзя достичь такого блаженства без личного контакта с Создателем...

И тут, друзья мои, стоит остановиться. Ведь мы пьем, чтобы острее чувствовать жизнь, а не для того чтобы от нее уйти...

Понятно, Ефим. Инструкция по выпивке, думаю, будет многими принята на вооружение с благодарностью. А какими еще действиями следует отметить праздник Пурим?

В Пурим важно делать пожертвования бедным, посылать подарки знакомым... Праздничный обед тоже мицва. В Пурим читают "Мегилат Эстер", рассказывающую о событиях, которые произошли когда-то в персидском царстве Ахашвероша и которые происходят сегодня, спустя 2000 лет.

Что ж, Ефим, нашим читателям пожелаем победы над Амалеком в себе.

К началу страницы



Врагов надо уничтожать. Вместе мы существовать не можем.

Считается, что в каждом поколении есть свой Амалек. И победить его можно, если мы сумеем отбросить сомнения...

ВАННЫ, ХУЛИГАНЫ И ЯЧМЕНЬ

Рав Йехиэль Сперо

Что делать с Амалеком?

Ничего... От него ни следа, ни намека - ничего не осталось. Тора прямо говорит: «Сотри память об Амалеке (см.  Амалек)». Всякое напоминание. Нам как народу заповедано сделать это.

С другими народами мы не должны впадать в такие крайности, даже если они этого заслуживают. Мицраим (Египет) порабощал нас двести десять лет. Египтяне убивали наших детей и купались в их крови. Однако нигде нет повеления не вспоминать о них.

Ирония судьбы, не правда ли?

Египтяне убивали и истязали нас двести лет, и мы о них помним. Амалек же только один раз напал на нас, когда мы выходили из Египта. Почему Всевышний именно о нем говорит: «стереть память»? Что за зло привнес он в наш мир, что потребовалось это повеление?

Если мы найдем ответ на этот вопрос, мы сможем лучше узнать наших врагов.

Кто такой Амалек? Быть может, существует особая причина, которая заставляет Амалека поднимать голову? Или враг нападает на нас по воле случая?

Какое-то время все идет хорошо, а потом внезапно приходит беда. Появляется враг, главная цель которого - уничтожить общину Израиля, весь наш народ. Какими мотивами руководствуются наши враги? Быть может, в еврейском народе есть что-то такое, что угрожает самому Амалеку? Или же нас можно просто игнорировать, делая вид, что мы не существуем?..

Насмешка истории

Мы можем сделать исторический экскурс, чтобы выяснить что-то об этом самом непристойном народе. В первый раз Тора представляет нам Амалека, когда мы выходили из Египта. Всевышний показал миру, что Он на страже, когда обижают Его детей. Мы были на вершине величия, готовясь получить драгоценнейший из даров, Тору, когда на нас напал Амалек. Раши сравнивает его с человеком, который готов пожертвовать собой, чтобы остудить ванну. Он прыгает в горячую воду и ошпаривается в ней. Зачем понадобилось ему себя калечить? Разве не умнее было бы, например, подождать, когда вода в ванне остынет?

Через много лет мы снова встречаемся с Амалеком. Но теперь сценарий - иной. Мы уже перестали быть врагами могущественной империи. Мы - лишь тень от того, чем были в прежние времена. Мы покорные и преданные. Как мальчик, который, играя на площадке, хотел бы не бояться никого и ничего, но ощущает неуверенность в себе, и теперь ему нужно, чтобы за ним присматривал его старший брат.

И все же Амалек (теперь в его роли мы видим Амана - см.  Аман), испытывает потребность вновь напасть на нас. Потому ли, что он - хулиган, и стремится отомстить нам? Такое объяснение звучит не убедительно. Почему же тогда он предпринимает агрессию?

Возможно, ответ на этот вопрос мы найдем в интригующем по содержанию мидраше. В нем рассказывается о встрече Мордехая (см.  Мордехай) с Аманом. Аман готовил заговор и уже собирался привести задуманное в исполнение. И тут из дискуссии в Бейт Мидраше (Доме Учения) он узнает, что его план обязательно провалится.

Мидраш говорит, что Аман услышал, как Мордехай обсуждает законы кмицы (приношения Омера ). И в этот момент Аман понял, что охапка ячменя перевесит те десять тысяч серебряных монет, которые он принес в сокровищницу Ахашвероша, чтобы уговорить его уничтожить евреев.

Что имеет в виду этот мидраш? Неужели могущественный и безжалостный Аман мог испугаться еврейского закона о нескольких зернах ячменя? И как это поможет нам понять нашего главного врага Амалека?

Первоначальное исследование

Может быть, анализ наших отношений с Творцом мира прольет свет на этот вопрос?

Всевышний вывел нас из Египта и связал себя с нами узами Жениха и Невесты. Именно этому единению и угрожал Амалек.

Амалек - антитеза нашей связи с Творцом. Его имя, Амалек, можно интерпретировать как комбинацию двух слов: айн малек. Первая буква его имени, айн, означает в переводе с иврита - «глаз», слово малек можно понимать как «вырви». То есть его «полное» имя - «вырви глаз», и оно дано ему, потому что он хотел разорвать связь между Всевышним и Его народом.

Когда мы, наконец, освободились от египетского рабства, Амалек напал на нас по дороге домой, и пока руки Моше были подняты к Небу, мы побеждали в этой битве.

В Мишне говорится: «Может ли быть так, что руки Моше победили в войне? Правильнее было бы сказать, что мы побеждали, когда «глаз» евреев устремлялся к Творцу. А когда теряли Его из виду, оказывались бессильными».

Мы обращаемся к Творцу в час беды, и Он отвечает нам добром. Этот «глаз», которым мы взираем на Всевышнего, и хотел закрыть Амалек. И это не просто его работа, это - основная задача его существования.

Сфарим акдошим (еврейские книги) рассказывают нам, что гематрия (числовое значение) слова амалек (240) совпадает с гематрией слова сафек (сомнение). Народ Израиля удостоился особых отношений с Творцом, удостоился того, что Всевышний постоянно заботится о безопасности еврейского народа. Амалек же с древних времен старается подорвать воплощение этой идеи.

Спрашивает Талмуд: «Где мы можем найти Амана в Торе»?

И отвечает, в стихе первого раздела Торы: «Ел ли ты от дерева, от которого Я тебе велел не есть (в тексте - Амин аэц ашер цивитиха...)» (Берешит, гл. 3, ст. 11)

Слово амин состоит из тех же букв, что и имя Аман. Этот приведенный выше вопрос - источник Амана в Торе.

Гемара (Талмуд) открывает нам, что в этом вопросе следует искать духовный корень существования Амана. Источник существования Амана в мире - сомнение. В тот момент, когда народ Израиля не сомневается в величии Всевышнего, и евреи с абсолютной ясностью осознают свою связь с Творцом, Амалек прекращает свое существование.

К несчастью, Амалек ощутил вкус успеха. Почему Адам не послушался повеления Всевышнего? Потому что испытывал сомнения и неуверенность. В образе змея (на иврите - нахаш) Амалек пробудил сомнения в душах Хавы и Адама, чтобы подтолкнуть их к греху.

Чем было вызвано появление Амалека в следующий раз, до получения Торы? Снова - сомнениями, которые испытали евреи, когда Моше поднялся на гору Синай. «Может быть, Моше умер?» -говорили они, усомнившись в том, что Моше вернется. И сделали золотого тельца.

И, наконец, царь Шауль лишь на день отложил заповеданную Всевышним казнь Агага (см.  Агаг), филистимлянского царя, потомка Амалека. Результат этой «неточности» в исполнении Воли Творца был почти фатальным (Пророки, Шмуэль, 1:15). История нашего народа едва не сменилась вечностью.

Наша традиция свидетельствует, что в период Исхода из Египта, когда еврейский народ переходил Красное море по образовавшемуся в нем коридору, даже служанки обладали ясностью видения. Мудрецы говорят, что даже великий пророк Йехезкель не смог увидеть то, что видели тогда эти простые женщины. События на Красном море поставили под угрозу само существование Амалека. Уже тогда могло возникнуть Единство между Израилем, Торой и Всевышним. И «скептицизм» в обличье Амалека исчез бы тогда навечно.

В отчаянии, Амалек был готов пожертвовать собой, лишь бы предотвратить это эпохальное событие. Это отчаяние Тора определила словами: «Захор ашер корха Помни то, что случилось с тобой» - Дварим, гл. 25, ст. 17). Выражение корха (случилось с тобой) родственно слову микра (случайность). То есть высказывание Амалека можно понимать так: «Не думай, что тебя спасли, потому что ты - особенный, это просто совпадение».

Раши учит, что Амалек поставил перед собой цель сделать так, чтобы еврейский народ не восхищался деяниями Всевышнего, пытаясь подменить в их сознании чудо случайностью. Но случайной как раз была связь Творца мира со злодеями - Аманом и Биламом. Она временно возникла не потому что Аман или Билам были этого достойны, но потому что так сложились в тот момент обстоятельства.

Таргум Йонатан (перевод Торы на арамейский язык, являющийся и комментарием; 1 век н.э.) сообщает нам, что Билам был первым учеником Амалека. И не случайно царь Балак призвал Билама, чтобы проклясть евреев. Об этом говорит тот факт, что в именах Балак и Билам (в записи на иврите в одно слово) содержатся все буквы имени Амалек.

Однако чудеса такого масштаба как рассечение Красного моря происходят не в каждом поколении. Или, быть может, мы ошибаемся?..

На уровне рассечения моря

Мудрецы говорят, что задача дать людям пропитание для Творца - не легче, чем заставить море расступиться перед евреями. И не трудней. Всевышнему ничего не трудно.

Сравнивая одно с другим, мудрецы отмечают все же, что море расступается перед людьми не каждый день. Однако Тора предписывает нам распознавать воплощение замыслов Всевышнего и в повседневных событиях. Взять такое обыденное явление как парнаса (заработки). Мы должны преодолеть поверхностный взгляд на жизнь и сказать: «Да! Это тоже постоянное напоминание о том, что мы связаны с нашим Небесным Отцом». Ибо наш заработок - ежедневная доза чуда, подобного рассечению Красного моря.

Или события, в честь которых мы отмечаем Пурим (см.  Пурим). В те времена мы не могли ощущать «руку» Творца, потому что Его связь с нами была скрыта. Ведь мы находились на территории Амалека.

Неочевидность связи с Творцом вполне соответствовала концепции Амалека, и Аман готовился воспользоваться этим, чтобы реализовать свой план. Но когда колеса уже закрутились, неожиданно осуществился его самый страшный кошмар. Он увидел Мордехая, который обсуждает заповедь о приношении омера. Тут-то и понял он, что попал в беду.

Омер приносят на 16-й день месяца нисан. Первые ячменные зерна нового урожая перемалывают, муку смешивают с водой, чтобы изготовить приношение для мизбеаха (в приблизительном переводе - жертвенник). После приношения омера евреям разрешается пользоваться всем зерном, которое созреет в период до следующего омера.

Мишна говорит, что приношение омера - один из четырех дней, когда решаются судьбы мира. В Песах выносится решение об урожае на следующий год. Творец провозглашает: «Принеси Мне омер, чтобы получило благословение зерно на полях».

Многое зависит от этого корбана (жертвы). Омер - это жертва, подтверждающая веру

Праздник Песах, учат мудрецы, это праздник веры. В этот день мы не только едим мацу (пищу нашей веры), но и приносим корбан (приношение веры).

Вспоминая в конце пасхального Седера историю Гидона, воевавшего против страны Мидьян, мы утверждаем, что «Мидьян был разрушен из-за омера». Воины Гидона потеряли веру, и от  его армии осталось всего триста человек. Тогда ему приснился сон о том, что огромная ячменная лепешка упала посреди его стана, и он понял, что их ждет победа.

Мудрецы рассказывают, что это произошло в день приношения омера. И хотя Присутствие Творца было скрыто, благодаря омеру евреи смогли его ощутить.

Омер напоминает нам о связи с Творцом, которая спасала нас в самые трудные времена. Раби Шимона бар Йохая (автора книги Зоѓар) спросили ученики: «Почему ман (по-русски - манна небесная) падал с Небес ежедневно, разве недостаточно было одного раза в год»? Он ответил им притчей.

У царя был единственный сын. Он послал ему еду на целый год. И сын целый год не приходил навестить отца. Опечаленный царь тогда приказал выдавать сыну еду только на один день, чтобы иметь возможность видеть своего дорогого сына ежедневно...

То же самое происходило и с народом Израиля. Истощенные трудностями жизни в пустыне, евреи вздыхали: «Чем я завтра накормлю своих детей»? И молили: «Помоги! Наши глаза устремлены на Тебя». Ответом была ежедневная порция мана.

Таким образом, наш Отец добился, чтобы мы устремлялись к Нему ежедневно.

Не удивительно, что ежедневная порция мана была названа Омером.

Подтверждение миссии омера

Теперь мы можем вернуться к интригующему мидрашу, который упоминали раньше.

Аман собирался нас уничтожить. Евреи же получали удовольствие от еды на пиру Ахашвероша. Связь между Отцом и Его детьми ослабла. Больше не видно было Облаков Славы. Вместо этого над еврейским народом парили облака неуверенности, которые закрыли небо, создавая для действий Амана подходящий антураж. У него, наконец, появился шанс победить.

Только одно способно было воспрепятствовать его козням. И то, чего он так опасался, произошло.

Был праздник Песах. Еврейский народ возвращался к Творцу. Облака рассеялись. Связь укрепилась. Евреи вновь приняли на себя обязательства, обусловленные союзом, заключенным у горы Синай. Они снова обрели зрение.

Горсть зерна омера привела Амана к падению. Он тоже знал глубинный смысл омера. Наконец, после трех дней поста и молитв, в 16-й день месяца нисан, день приношения омера, Амана повесили.

Итак, врагов необходимо уничтожать, потому что вместе мы существовать не можем. Выжить способен только кто-то один из нас.

В Пурим мы читаем Мегилат Эстер. Этим мы как бы раскрываем (мегале) скрытое (эстер), снимаем маску Пурима и исполняем возложенное на нас обязательство - вести вечную войну с Амалеком. Во всех поколениях...

Джуиш Обзервер,

Ежемесячник американского филиала

Организации Агудат Исраэль

К началу страницы



Что скрывается за уникальной заповедью, предписывающей напиваться во время праздника Пурим?..

ПЕЙТЕ, ПОКА НЕ…

Раввин Шрага Симмонс

В Талмуде сказано, что человек должен пить во время праздника Пурим до тех пор, пока не достигнет такого состояния, когда не сможет отличить слова "Благословен Мордехай" от слов "Проклят Аман" (трактат Мегила, 7а, Кодекс еврейского закона, 695:2)

Но разве пьянство не противоречит учению Торы? Разве иудаизм не подчеркивает важность интеллектуального познания мира? Как может временная потеря способности ясно мыслить привести к духовному прозрению?

Однажды я слышал по радио интервью с представителем одной еврейской общины. Темой интервью был Пурим. "Насколько важен праздник Пурим?" - спросил ведущий передачи.

Еврей ответил: "У ирландцев есть весенний праздник пьянства - День Святого Патрика. По аналогии еврейские мудрецы учредили весенний праздник пьянства для евреев. Этот праздник называется Пурим".

Нонсенс...

ТЕПЕРЬ - НАСТОЯЩЕЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

Для начала определим, что такое "смех". Смех рождается при столкновении с чем-либо неожиданным. Малыш надевает огромные ботинки своего отца - и мы хохочем. Президент забывает слова торжественной речи - слушатели смеются. Когда две противоположности соединяются, внезапность и необычность ситуации застает нас врасплох. И чем больше неожиданности в этой комбинации, тем смешнее она выглядит.

Во времена Мордехая и Эстер евреи внезапно превратились из подлежащих уничтожению врагов в героев и победителей. Это был чудесный поворот судьбы.

В те дни наш народ радовался, что свершилось правосудие над его врагами, а мы избавились от унижений и гибели.

Когда человек, находясь в опасности, внезапно узнает, что ему больше ничто не грозит, он с облегчением смеется. Люди считали, что остались одни в огромном враждебном мире. Но неожиданно убедились, что Всевышний - рядом. И они начали громко смеяться от радости.

КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ К УПОТРЕБЛЕНИЮ СПИРТНОГО?

Каким образом алкоголь помогает нам поверить в то, что миром управляет добрая воля и что, в конце концов, все закончится хорошо?

Человек смотрит на мир сквозь призму конечности своего существования. В действительности же Всевышний и Его вселенная - вечны и бесконечны. Но так как наши смертные тела привязаны к этому физическому миру, мы вынуждены жить внутри иллюзии конечности бытия.

Алкоголь частично освобождает дух человека из оков физических ощущений и предоставляет ему возможность глубже почувствовать Единство Творца и Его вселенной. Выпив, человек получает возможность снять шоры с глаз и лучше разглядеть Всевышнего.

Послание Пурима заключается в том, что Всевышний постоянно присутствует в мире, рядом с нами, хотя Его сложно увидеть. Даже когда дела идут из рук вон плохо, когда мы страдаем от несправедливости или недостатка любви, мы должны помнить: все, что происходит, в конце концов, обернется к лучшему, потому что событиями управляет Творец, а Он желает нам только добра.

Вот что подразумевается под словами «Человек должен пить во время праздника Пурим до тех пор, пока не достигнет такого состояния, когда он не сможет отличить слова "Благословен Мордехай" от слов "Проклят Аман". Мы видим эту разницу лишь потому, что возможности нашего мировосприятия ограничены. Но бесконечная мудрость Творца уравнивает эти понятия. Все, в конце концов, приводит к лучшему.

Во время Пурима мы пьем до тех пор, пока наши физические ощущения не перестают сковывать наш разум, и он соединяет все аспекты реальности в цельную картину. Мы видим, что все в мире - часть "Великого Плана" Творца, в котором Аман, в конце концов, будет наказан, а Мордехай - вознагражден. Мы пьем до тех пор, пока не убедимся, что не способны внятно объяснить, какое из откровений Всевышнего более поразительно. Потому что на самом деле, все они - равнозначны.

Забавная деталь: в иврите, числовое значение (гематрия) слов "Проклят Аман" равно 502. Числовое значение слов "Благословен Мордехай" тоже равно 502. Во время Пурима мы напиваемся до такой степени, что забываем элементарную математику!

ПОДНЯТИЕ ДУХА

Если бы мы находились на более высоком духовном уровне, необходимость в алкоголе отпала бы сама собой. Если бы мы были абсолютно уверены в том, что Всевышний управляет этим миром, половина наших тревог рассеялась бы как дым. Полагаясь на Творца, мы наслаждались бы спокойной уверенностью в будущем. Но, находясь на гораздо более низком духовном уровне, мы нуждаемся в алкоголе, чтобы расслабиться, от души посмеяться над своими заботами, забыть о своем страхе - и разрушить окружающие и стесняющие нас стены. Тогда мы убеждаемся, что в основе сотворенного Всевышним мира лежит добро, и что все будет хорошо.

Талмуд говорит: "когда вино поступает внутрь, тайна выходит наружу" ("вино" и "тайна" имеют одинаковое численное значение - 70). Вино позволяет нам почувствовать Присутствие Всевышнего.

ГРУЗ ЗАБОТ

Почему нам так сложно разглядеть другую реальность сквозь повседневную суету?

Иудаизм учит, что в каждом человеке борются два начала - предрасположенность к добру (йецер а-тов), и предрасположенность к злу (йецер а-ра). Творец вложил в человека влечение к злу, чтобы заставить его подняться над ним. Предрасположенность к злу - источник всех наших бессмысленных тревог, подрывающих способность замечать присутствие Всевышнего и ценить положительные моменты жизни.

На Пурим мы надеваем маскарадные костюмы и разыгрываем друг друга - смеемся над собственной несообразительностью, странностями и тревогами. Таким образом, мы боремся с источником наших страхов - йецер а-ра. Мы смеемся над тем, как эти страхи на самом деле глупы!

История падения Амана и возвышения Мордехая учит нас, что, даже когда мы бессильны что-либо предпринять, Всевышний защищает и охраняет нас. Во время Пурима мы пьем за жизнь, произнося «лехаим» и зная, что все наши беды преходящи. Мы наслаждаемся ощущением радости и чувствуем уверенность в том, что Всевышний спасая нас во времена предыдущих гонений, не оставит нас и в будущем. Потому что Творец - всегда рядом. И управляет миром на благо людей, а не для того, чтобы погубить их.
 

Раввин Шрага Симмонс,
Родился в городу Буффало (штат Нью-Йорк).
Закончил ф-т журналистики Техасского университета.
Учился в иешиве.
С 1994 года работает в организации Эш а-Тора,
в том числе — в отделении Интернета

К началу страницы

ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ПУРИМ:

- Между светом и мраком - одно мгновение
  рав Элиягу Эссас

-  Традиции праздника

- Краткий словарь Пурима

- Вопросы к раввину

Размышления о Пуриме:
          СВИДАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ
                                  Е. Свирский – И. Стессель
          ВАННЫ, ХУЛИГАНЫ И ЯЧМЕНЬ
                                 Рав Йехиэль Сперо
          ПЕЙТЕ, ПОКА НЕ…
                                 Раввин Шрага Симмонс

- Что едят на Пурим

- Праздничные игры

- Спасительный смех

- Пурим и история

-  Пурим в искусстве

- Послушать музыку
 

Надо ли человеку лечиться?


Поиск по сайту:


Талмуд и метод сравнительного анализа


Три правила состоятельности брака


В каких случаях за упорство наказывают


Что грозит укравшему сына?


Вправе ли сын вытащить отцу занозу


Расположение окружающих — залог успеха


Кто финансировал проект Творца


Одно из правил исследования

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля