Законы и обычаи праздника
Пурим
(см. статью р Эссаса
ПУРИМ:
МЕЖДУ СВЕТОМ И
МРАКОМ - ОДНО МГНОВЕНИЕ
)
* Весь
месяц Адар считается месяцем
радости. Многие семейные и
другие торжества приурочивают
к этому месяцу.
* В
последнюю субботу перед
праздником Пурим в синагогах
читают отрывок из Торы, из
книги Дварим: "Помни, что
сделал тебе Амалек... Не
забудь".
* В Израиле
и в других странах Пурим
празднуют 14-го Адара, то есть
в день, когда евреи облегченно
вздохнули после поражения
антисемитов.
Но в
Иерусалиме Пурим празднуется
15-го Адара. Причина тут вот
какая. Активистов-антисемитов
в столице Персии городе Шушане
было больше и они были
сильнее, чем в провинциальных
городах. Поэтому сражение с
ними продолжалось два дня —
13-го и 14-го Адара, а день
освобождения пришел в город
Шушан на 15-й день Адара.
Наши
Учители постановили, что
поскольку Иерусалим не может
быть по своем статусу ниже (в
данном случае — лишиться
праздничного дня), чем столица
Персии, Пурим в нем тоже
празднуют 15-го числа.
Кстати, еще и сегодня те
немногочисленные евреи, что
живут в Иране, в городе
Шушане
(современный город
Хамдан), празднуют Пурим 15-го
Адара и читают Мгилат Эстер,
собираясь возле гробницы Эстер
и Мордехая. (Гробница
сохранилась по сей день, ее
описание еврейские
путешественники давали еще в
Х111 веке).
Нужно
учесть, что все еврейские
праздники начинаются с вечера,
после захода солнца. Так что в
Пурим (не в Иерусалиме),
например, начинается вечером с
13-го на 14-е Адара.
* Есть
несколько обязательных
моментов, связанных с
праздником Пурим: чтение
Мегилат Эстер, подарки
нуждающимся, отправка посылок
с едой друзьям и близким,
праздничная трапеза (с
некоторыми традиционными
особенностями).
Чтение
Мегилат Эстер.
Вечером все евреи —
мужчины, женщины и дети —
собираются в синагогах. После
краткой вечерней молитвы
- Маарив - разворачивают свиток
Эстер (традиционно читают
"Мегилат Эстер" именно по
специально написанному на
пергаменте свитку, а не по
книге), и один из
присутствующих громко читает
его. Остальные следят за
текстом либо по имеющимся у
них свиткам, либо по
напечатанному тексту. При этом
уже давно прочно укоренился
обычай во время произнесения
имени Амана запускать особые
трещотки или стучать руками в
знак исполнения повеления
Торы: "Память об Амалеке
уничтожь под небесами"(Дварим,
гл. 25).
Утром
мегилу читают вторично.
Вначале читается утренняя
молитва Шахарит (обычно по
времени она занимает около
получаса). Затем выносят Сефер
Тора (Книгу Торы) и читают по
ней отрывок о нападении
Амалека на евреев, вышедших из
Египта. После этого вновь
читают "Мегилат Эстер", причем
все, а особенно дети, усиленно
стараются заглушить упоминание
имени Амана.
Подарки
нуждающимся.
(матанот
леэвьоним). Нужно отправить
подарки хотя бы в две
нуждающиеся семьи. В этот день
принято давать цдаку (деньги в
помощь) больше обычного. В
кодексе еврейских законов об
этом сказано так: "Нет большей
радости у Всевышнего, чем
когда еврей приносит
облегчение сердцу бедного,
сироты или вдовы".
Половина шекеля.
13-го Адара, перед чтением
молитвы Минха, принято
жертвовать три монеты
достоинством в половину
единицы валюты, имеющей
хождение в данной стране. Эти
деньги передаются бедным с
тем, чтобы они использовали их
как им будет угодно. Это
пожертвование — память о
монете в половину шекеля,
которую отдавали все евреи во
времена Иерусалимского Храма.
О необходимости заплатить
половину шекеля возвещалось
каждый год в месяце Адаре.
Отправка
съестного друзьям и близким.
(мишлоах
манот иш лереэгу). По букве
законов Пурима надо отправить
два вида съестного хотя бы
одному еврею. Но обычно
посылают (по два вида или
больше) родственникам и
друзьям, живущим в том же
городе. Принято отправлять
"посыльными" детей, которые
часто, принеся мишлоах манот
(или шалахмонес, как их
называли в Восточной Европе),
получают от адресата — уже в
свой адрес — весьма сходный
мишлоах манот и уносят его к
себе домой.
Подарки
нуждающимся и мишлоах манот
друзьям и близким — не только
красивая традиция. Это —
символ исправления ошибок
прошлого: некоторой
разобщенности и эгоистичности,
приведшей, по сути, к
возвышению Амана.
К началу страницы
Праздничная трапеза.
(сеудат
Пурим). После утреннего чтения
Мегилы и радостных забот по
отправке "посыльных" к
родственникам и друзьям
(обычно уже во второй половине
дня) собираются на праздничную
трапезу. У нее есть одна,
собственно только праздника
Пурим, особенность: традиция
предписывает выпить большее,
чем в другие дни, количество
вина или других алкогольных
напитков.
Наши
мудрецы так говорят об этом в
Талмуде: "Обязан человек в
Пурим выпить столько
опьяняющих напитков, чтобы он
не мог [ясно] установить
разницу между словами
(Барух
Мордехай — благословен
Мордехай) и
(Арур
Аман — проклят Аман).
Почему?
Потому что этим символически
выражается полная уверенность,
что Всевышний в итоге разрушит
любые планы Амана
(антисемитов), а удел Мордехая
(евреев) — возвыситься. А
также и то, что Аман, бросая
жребий ("пур") для того, чтобы
найти наиболее удачный день
для своего великого праздника
(еврейского погрома), в итоге
"создал" для нас, евреев, еще
один праздничный день.
Сколько же
все-таки необходимо выпить?
Наши Учители не определяют
точное количество выпиваемого
во время этой трапезы, но
напоминают, что быть
по-настоящему пьяным не к лицу
еврею даже в Пурим.
В Пурим к столу традиционно
подают
треугольные булочки
с
маковой (или другой) начинкой.
Следует
иметь в виду, что праздничная
трапеза и в Пурим остается
сеудой — еврейской трапезой,
то есть она начинается с
омовения рук (нетилат ядаим) и
благословения на хлеб. В конце
трапезы благодарят Того, Кто
является по сути источником
нашего благосостояния, наших
побед и нашей радости, —
читают
(Биркат
а-мазон) — благодарение за
еду.
В Пурим в
текст Биркат гамазон
включается и особая
благодарность за события,
связанные с этим днем, когда
"во времена Мордехая и Эстер,
когда поднялся на еврейский
народ злодей Аман... то Ты в
своем великом милосердии
разрушил его замыслы,
уничтожил его планы и воздал
ему тем же, что он уготовил
евреям".
Переодевания, Маскарады.
Как символ
того, что смертельная
опасность обернулась
замечательной победой, в Пурим
принято переодеваться в
маскарадные одежды, надевать
всевозможные маски,
высмеивающие наших врагов или
подчеркивающие наше родство с
Мордехаем, Эстер и другими
героями этой истории.
Примерно со средних веков
известен обычай устраивать на
Пурим особые представления -
Пуримшпили. Как правило,
содержание шпилей связано с
событиями Пурима, однако могут
быть использованы и другие
сюжеты, обычно пародийного,
веселого характера.
(см. ст.
Спасительный
смех")
В современном Израиле
празднования начинаются за
несколько дней до пурима. Дети
переодеваются в костюмы и
прямо так ходят в детские сады
и школы. Впрочем, и взрослые
не отказывают себе в
удовольствии. Улицы городов
превращаются в сплошной
бал-маскарад. Устраиваются
спектакли, представления
клоунов, конкурсы костюмов.
Одеваться слишком нарядно не
рекомендуется. т.к. существует
обычай поливать друг друга
специальным спреем, а также
бить пищащими пластиковыми
молоточками. Но, конечно,
самым впечатляющим зрелищем
являются карнавальные шествия,
которые обычно носят название
"адлояда" (в переводе с
иврита: "пока не перестанет
отличать" - имеется ввиду
проклятие Аману от
благословения Мордехаю).
Местные (особые) Пуримы.
В некоторых общинах принято
отмечать так называемый
Пурим Катан - дату
чудесного избавления общины
или отдельной семьи от
грозящих бедствий
(общественого характера).
Традиция празднования местных
праздников схожа с обычаями на
Пурим. Известно около 100
местных Пуримов (см. раздел
Пурим и история).
Работают ли в праздник?
Работать
в Пурим не запрещено, но лучше все же
воздержаться от будничных дел, чтобы не
нарушить праздничное настроение.
В тоже время в
Пурим не принято играть свадьбы, чтобы не
путать разное веселье.
К началу
страницы |