МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

16.04.2024, 8 Nisan, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Микец”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И было по завершению двух лет, фараону снится сон...”.

По завершению на иврите - микец.

Обсуждение главы Микец

21.12.03

Время действия, разворачивающегося в нашей недельной главе - период, когда Йосеф находится во владениях египетского фараона.

Двадцать два долгих года Яаков оплакивал своего любимого сына, которого братья продали в рабство, когда ему было 17 лет. А в тридцать - Йосеф достигает в Египте высокого положения. Известно, что отец вновь увидел его в конце второго «голодного» года в земле Кенаанской. Произведя несложные расчеты, получаем в общей сложности двадцать два года разлуки отца (Яакова) с сыном.

Тем временем, в течение этих лет Йосеф жил на расстоянии шести дней пути от Хеврона, где жил его отец. Естественно, возникает вопрос: почему Йосеф не дал знать отцу, что он жив?

Непонятно и другое: почему Ицхак, отец Якова и дед Йосефа, не открыл правду Яаову? Известно, что Ицхак умер спустя двенадцать лет после «исчезновения» Йосефа. И прекрасно знал, что случилось с внуком.

И, наконец, Яаков, будучи пророком, мог узнать о судьбе сына и от Всевышнего. Почему же этого не произошло?

Ответы на эти вопросы находим в Мидраше (Мидраш Танхума к недельной главе Ваешев, гл. 2).

Братья, совершив неблаговидный поступок, решили поклясться друг другу в том, что не расскажут отцу о случившемся. Но Иегуда сказал: «Реувена при этом не было. Значит, дать клятву мы не можем. Чтобы она имела силу, необходимо присутствие десяти человек». Всего в семье, как мы знаем, было 12 братьев. Но Йосеф стал жертвой преступления, Биньямин не достиг совершеннолетия, а Реувен - отсутствовал. Так что, для клятвы им не хватало одного человека.

Что же они сделали?

Они воззвали к Творцу и пригласили Его стать десятым участником сговора. Поэтому Всевышний, о котором в Теилим (Псалмы царя Давида) сказано - «Изрекает Он слово Свое Яакову, уставы Свои и законы Свои - Израилю» (пс. 147, ст. 19), и не мог предоставить Яакову столь необходимую ему информацию.

Какие-то объяснения этот Мидраш нам дает. Но вопросы все же остаются.

Чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, мы должны рассмотреть концепцию еврейского единства.

Традиция свидетельствует, что конец шаббата - «эпогей», высшая «точка» еврейской недели. В этот день в послеполуденной молитве (Минха) мы произносим слова: «Всевышний один и Имя Его - одно… народ Твой Израиль - один народ на земле». Только в момент, когда мы - на духовной вершине недели, у нас появляется возможность понять глубинный смысл идеи единства Израиля и Всевышнего.

Понимание единства Всевышнего занимает центральное место в еврейской жизни. Дважды в день евреи читают молитву Шма, Исраэль, в которой говорится о великом Единстве Всевышнего: «Слушай, Израиль - Всевышний , Создатель наш, Всевышний - Один!» (Дварим, гл. 6, ст. 4).

Интересно, что, произнося эти слова, мы принимаем Власть Всевышнего над нами и не преследуем цель - «утвердить», что, кроме Всевышнего, нет других богов. Мы утверждаем, что Творец - единственная реальность в мире, и нет ничего, кроме Него. И, следовательно, альтернативы у нас нет. Нам остается лишь - принять Его Царство. В этом смысле слова об Его единстве подразумевают и принятие Его Власти - над всем сущим.

Говоря, «Израиль - один», мы утверждаем нечто подобное и в отношении Израиля. Это вовсе не означает, что такой народ как Израиль - один на земле. Нет в мире, скажем, двух французских народов или - испанских… Смысл наших слов состоит в том, что евреи могут существовать только как единая сущность. Это качество - единство - необходимо евреям, как условие их существования.

Чтобы это как следует понять, рассмотрим концепцию еврейского «социального контракта»

22.12.03

Вернемся мысленно к событиям еврейской истории, когда еврейский народ находился в самом начале процесса своего формирования. Даруя Тору на Синае, Всевышний, еще до того, как Союз с Ним был заключен, сказал народу Израиля: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Шемот, гл. 19, ст. 6).

Критерий успеха в нерелигиозном обществе - уровень возможностей извлечения пользы для каждого существующего в его структуре индивидуума. Социальная гармония здесь - средство для достижения цели. Члены общества - каждый в отдельности - пожинают плоды сотрудничества, которое регулируется нерелигиозным социальным контрактом. Коллективного вознаграждения в таком обществе нет.

В еврейском социальном контракте предусмотрена коллективная награда. Это - связь народа с Творцом мира. В этом контракте Всевышний поставил условие - «…будете у Меня царством священников». И мы, «подписывая» соглашение, взяли на себя обязательство стремиться к этому. В наших обязательствах нет пункта - жить в изобилии и добиваться материального благополучия. И в этом смысле индивидуальный контракт с Творцом - вещь бесполезная.

Приведенная выше цитата свидетельствует о том, что Всевышний заключил Союз именно с народом Израиля. Не с отдельными индивидуумами. Любой член еврейского общества в рамках еврейского социального контракта, конечно же, может получать материальные блага. Но это зависит от того, насколько он способен к сплочению, к слиянию с обществом.

В отличие от нерелигиозного общества, для народа Израиля социальная гармония, сама по себе - цель, к достижению которой мы должны стремиться. Только единый Израиль способен осуществлять связь с Творцом. И это оговорено в еврейском социальном контракте, содержание которого полностью посвящено различным аспектам этого Союза. Цель индивидуума в еврейском обществе - соединиться с единым Израилем.

Существование взаимосвязи между единством Всевышнего и единством народа Израиля - базисная концепция иудаизма. Она заложена в самом слове - эхад (один, единый). Гематрия (числовое значение) этого слова - 13. Оно состоит из букв: алеф, хэт, далет. Гематрия буквы - алеф - 1, хэт - 8, далет - 4. В сумме получаем - 13.

Родоначальники еврейского народа - Яаков и двенадцать его сыновей. То есть и здесь фигурирует цифра 13.

Этим подчеркивается идея, что единство Израиля совпадает с концепцией единства Всевышнего.

Кроме того, слово «любовь» на иврите - аѓава. Его гематрия также выражена числом 13 (алеф - 1, ѓей - 5, бет - 2, ѓей - 5). Невозможно, наверное, с большей очевидностью подчеркнуть мировоззренческую суть Союза между Творцом и народом Израиля

23.12.03

Еврейская история дает примеры того, какой непоправимый вред может причинить отдельный человек, если он ориентирован неправильно.

Традиция сообщает, что после смерти царя Шломо царем над десятью коленами Израиля стал Иеровам бен Нават из колена Эфраима (большего из двух колен Йосефа; колено Менаше было менее многочисленным).

Нет, бунтовщиком Иеровам не был. На царство его назначил пророк Ахийя. В Танахе об этом сказано: «И было, вышел в то время Иеровам из Иерусалима, и встретил его на дороге пророк Ахийя из Шило, одетый в новые одежды. На поле их было двое» (первая книга Мелахим - Книга царей, гл. 11, ст. 29).

Зачем в этом отрывке говорится, что на пророке были «новые одежды»? - спрашивает Талмуд.

И отвечает: эти слова, вместе с последующей фразой - «На поле их было двое», дают нам понять, что Иеровам был знатоком Торы, и знания его, как и «новые одежды» пророка, не имели «изъяна».

Существует и другая интерпретация образа - «новые одежды»: Иеровам и Ахийя пришли с новыми идеями и оригинальным пониманием положения народа Израиля. В этом контексте слова - «на поле их было двое», - объясняет Талмуд, - метафорически выражают мысль, что секреты Торы были им обоим открыты, и остальные мудрецы Торы, по сравнению с ними, были как «былинки в поле» (трактат Санѓедрин, лист 102).

Иеровам был, несомненно, яркой, выдающейся личностью. Он унаследовал многие неординарные черты Йосефа. И выгодно отличался от самых талантливых представителей своего поколения. Поэтому он и стал царем.

Однако именно Иеровам за годы своего правления создал «институты поклонения идолам», что в дальнейшем привело к разрушению Израильского царства и потере независимости.

Придя к власти, Иеровам, боясь потерять «авторитет», запретил своим гражданам три раза в год (по большим еврейским праздникам) совершать паломничества в Иерусалимский Храм, который находился на территории Иудейского царства. По еврейской традиции, только царям из рода Давида разрешалось сидеть в Храме, остальные, включая израильских царей (не из рода Давида), должны были стоять. Иеровама пугала картина: вот подданные его видят, что Рехавам, сына царя Шломо, сидит на троне в Храме, а он, Иеровам, будет стоять в толпе…

Он полагал, что со временем израильтяне предпочтут ему Дом Давида, и он окажется в стороне.

Но вместе с тем, наложив запрет на паломничество в Иерусалим, он опять же представал перед своим народом в неприглядном свете. Ведь народ мог возмутиться столь явным несоблюдением законов Торы и отвернуться от него.

Храм в Иерусалиме был высшим символом еврейского духовного единства. Иеровам, разумеется, понимал, что в то же время это - символ и его, Иеровама, «самозванства».

И что же он сделал?

Поставил на границе с Иудеей солдат, которые не пускали евреев в Иерусалим, в Храм царя Шломо. А в подведомственном ему царстве, чтобы «удовлетворить» религиозные устремления своего народа, создает «альтернативу» Иерусалимскому Храму. В южной и северной части его царства устанавливают «золотых тельцов»…

В книге Мелахим рассказывается, что тельцы Иеровама были сделаны по образцу первого тельца, отлитого у горы Синай в ожидании возвращения Моше Рабейну. Первый в еврейской истории телец предназначался для восстановления связи с Творцом. Точно так же тельцы Иеровама были выполнены с тем же благим намерением. Книга Танаха называет их «идолами», потому что на их установление Тора наложила запрет. И хотя люди, служили им в искреннем, чистосердечном стремлении приблизиться к Творцу, их служение не могло духовно поднять их и иметь статус истинного служения Всевышнему. В эпоху Иерусалимского Храма только в нем и можно было осуществлять приношения (см. Талмуд, трактат Мегила, лист 10). Любое служение вне Храма считается идолопоклонством, прежде всего, потому, что оно разрушает единство еврейского народа.

Храм в Иерусалиме - физическое, материальное воплощение единства между народом Израиля и Всевышним. Всякая попытка установить дополнительные места служения опровергает идею такого единства…

24.12.03

Иеровам, как мы уже говорили, был большим знатоком Торы и все это отлично знал. Но ведь Сам Всевышний передал через пророка, что предпочитает его, Иеровама, царям из Дома Давида (первая книга Мелахим, гл. 11, ст. 29-39). Поэтому и решил Иеровам, что вправе осуществить волю Всевышнего, установив «альтернативные» места для народного паломничества. Он предполагал, что паломничество в Иерусалим не позволит ему править долго. А ведь Всевышний явно хотел, чтобы он, Иеровам, стоял над десятью коленами Израиля.

В чем же он допустил ошибку?

В допущении, что при определенных обстоятельствах, некоторые ценности можно поставить выше ценности еврейского единства. Но это неверно - по определению. Ибо без духовного единства, осуществлять связь с Творцом народ Израиля не в состоянии. А без этой связи народ Израиля остается без благословения Всевышнего, без Его поддержки.

Когда дело дошло до личных амбиций, Иеровам потерял объективность и неверно выстроил приоритеты в шкале ценностей. Всевышний действительно хотел, чтобы он правил десятью коленами Израиля. Однако «надеялся», что Его «протеже» будет поддерживать единство народа Израиля и не посягнет на главенствующую роль Иерусалимского Храма для всего еврейского народа. Иеровам, наоборот, своей деятельностью способствовал лишь разобщенности, разрыву связи подвластных ему колен с Творцом. Тем самым он предопределил собственное неизбежное падение.

Но вернемся к истории с Йосефом.

Братья Йосефа, обнаружив, что в нем повторяются черты Иеровама, скажем так - насторожились. Они признавали интеллектуальные и духовные преимущества Йосефа. Но для них еврейское единство было высшей ценностью, ибо они понимали, что без этого еврейский народ утратит связь с Творцом. И, заподозрив, что Йосеф может реализовать свой огромный потенциал за счет еврейского единства, они вынесли ему приговор об изгнании.

Братья осознавали, что их отец, Яаков, никогда не согласится на это. Ведь он сам, собственными руками, поднял любимого сына на пьедестал, в результате чего и развилась в Йосефе амбициозность. Поэтому они и оградили отца от участия в принятии столь трудного решения.

Таким образом, мы видим, что продажа Йосефа в Египет не была спонтанным «проступком». Не сиюминутным настроением руководствовались братья, когда постановили вывести Йосефа за пределы еврейской среды, но - продуманной акцией. И, поскольку их решение было продиктовано стремлением сохранить единство в народе Израиля, Всевышний принял их сторону. Творец стал частью сговора.

При этом, надо отметить, Всевышний все же в определенной степени «держал нейтралитет». С одной стороны - одобрял идею об изгнании (поэтому и не открыл «секрет» Яакову, не нарушая условия договора с братьями), с другой - благословлял все, что делал Йосеф в Египте.

Есть и еще одна важная причина, почему никто не сказал Яакову, что сын его жив. Дело в том, что теперь для Йосефа путь назад, к еврейскому народу, проходил уже не через Яакова. Ибо лидерство в еврейской среде перешло от Яакова к следующему поколению. Не Яаков отныне принимал решения о судьбе еврейского народа. Чтобы воссоединиться с семьей, Йосеф должен был продемонстрировать преданность идее еврейского единства.

Однако в концепции изгнания Йосефа комментаторы усматривают и другой «подтекст»…

25.12.03

У Йосефа тоже были основания тревожиться по поводу преданности братьев идее еврейского единства. Он отдавал себе отчет в том, что поведение братьев, возможно - результат его, Йосефа, амбиций. Однако обнаруженный им факт, что с его «исчезновением» главное место в сердце отца занял Биньямин, навел его на мысль, что на самом деле причина в том, что сыновья Леи не хотели уступить «пальму первенства» в получении материальных благ сыновьям Рахели. Хотя изначально распоряжаться физическими ресурсами еврейского народа должны были именно они, дети Рахели и Яакова.

Еврейская история подтверждает, что таков был замысел Творца.

Потомки Рахели постоянно занимали важнейшие позиции в формировании материальной базы еврейского народа. Йосеф приобрел колоссальную силу в египетском материальном мире и, тем самым, фактически создал условия для будущего Исхода евреев из Египта. Позднее материальное благосостояние народа во многом определяли представители колен Эфраима и Менаше (сыновей Йосефа). В период завоевания Эрец Исраэль, народ возглавил Иегошуа бин Нун - из колена Эфраима. А первый израильский царь - Шауль принадлежал колену Бениамина.

Отметим, что и Иеровам происходил из колена Эфраима. Представители этого колена правили Израильским царством вплоть до его завоевания ассирийским царем Санхеривом. Материальные ресурсы еврейского народа контролировались коленом Эфраима на протяжении всей истории еврейских царств.

Более того, после раздела на два царства, династия Давида не смогла бы выжить без участия потомков одного из детей Рахели. Тогда колено Биньямина присоединилось к колену Иегуды, обеспечив участие потомков праматери Рахели в управлении Иудейским царством.

Храм, это средоточие духовной энергии высочайшего уровня, географически находился на территории колена Биньямина…

Из этого перечисления становится очевидным общий принцип: во все времена, один из потомков Рахели должен был осуществлять контроль над физическим проявлением духовной связи Всевышнего с народом Израиля.

Беглый анализ еврейской истории показывает, что объединенный еврейский народ может успешно функционировать только в том случае, если должности, выражаясь современным языком, «главных менеджеров» будут занимать потомки праматери Рахели. Однако Йосеф не был уверен, что его братья под предводительством Иегуды готовы отдать ему это поле деятельности.

Когда они пришли к нему в Египет, он решил проверить, реальны ли его сомнения. И устроил проверку, подвергнув Биньямина опасности. Йосеф открылся братьям лишь после того, как они успешно выдержали этот тест.

Духовное лидерство в еврейском народе Яаков перед смертью передал Иегуде. Йосеф же контролирует физическое проявление духовной связи с Творцом. Оба: и Иегуда и Йосеф могли бы претендовать на царскую власть. Но, поскольку в еврейском народе духовную власть всегда относили к более высокой категории, только царь, символизирующий духовное единство народа Израиля с Всевышним (из колена Иегуды), был истинным представителем Всевышнего на земле. Ему разрешалось сидеть в Храме. Но руководство физическими ресурсами народа он должен отдать Йосефу - чтобы духовное единение народа Израиля с Творцом нашло на земле успешное воплощение.

Отношения между Иегудой и Йосефом всегда были сложными. Но если им удавалось сосуществовать в гармоничном единстве и взаимодействии, народ Израиля процветал. Как только их отношения портились, их соперничество порождало проблемы, которые могли стать серьезной угрозой - вплоть до полного распада еврейского народа как независимой физической единицы.

Народ Израиля - как один человек. Это единение обусловлено связью народа с Творцом, выраженной в преданности народа Торе и ее заповедям.

У каждого из нас есть голова и сердце, мысли и эмоции. Только когда наши мысли и эмоции находятся в согласии друг с другом, человек способен реализовать заложенный в нем потенциал. Чтобы это произошло в еврейском народе, необходимо, чтобы оба - Иегуда и Йосеф заняли подобающее каждому из них место. Об этом и говорится в нашей недельной главе, представляющей модель, которой должен следовать еврейский народ…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что делать, чтобы дети не оставили религию?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля