ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 4

ГЛАВА “Вайера”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И открылся (Всевышний) ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.

Открылся на иврите — вайера.

Обсуждение главы Вайера

13.11.05

В нашей недельной главе описываются два (девятое и десятое) испытания из десяти, которые должен был пройти Авраам, постигая Мудрость Всевышнего. И оба — связаны с отношениями Авраама с его детьми. Девятое — с Ишмаэлем, сыном Агари (служанка Сары), десятое — с Ицхаком, которого родила жена Авраама, Сара (это испытание известно под названием акеда, что в буквальном переводе означает — «связывание»).

Пережив эти события, Авраам доказал свою преданность Творцу, продемонстрировав готовность, ради исполнения Его Воли, пожертвовать собственными детьми. Хотя это и потребовало от него проявления жестокости по отношению к тем, кого он любил больше всего на свете.

Современному человеку трудно постичь цель этих испытаний, трудно согласиться с тем, что из «жестокости» можно извлечь ценный урок. Однако, возможно, описанные события предстанут перед нами в ином свете, если мы попытаемся заглянуть в глубинные пласты текста Торы.

Итак, испытание девятое — Авраам изгоняет из дома Агарь с Ишмаэлем.

В Торе читаем: «И увидела Сара, что сын Агари, египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком» (Берешит, гл. 21, ст. 9-10).

Далее идет текст, в котором передаются чувства Авраама: «И показалось это Аврааму весьма прискорбным…» (Берешит, гл. 21, ст. 11). Увидев, как слова Сары подействовали на Авраама, Всевышний говорит ему: «...не огорчайся из-за отрока и рабыни твоей; что бы ни сказала тебе Сара, слушайся голоса ее во всем, ибо Ицхак продолжит род твой. Но и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он — потомок твой» (Берешит, гл. 21, ст. 12-13).

Прежде, чем мы попытаемся глубже проанализировать текст, мы должны понять, можно ли вообще классифицировать это событие как испытание.

У любого испытания может быть два результата: человек проходит или — не проходит его. Какие варианты были в этом испытании у Авраама? Альтернативы у него, по сути, не было. Возразить жене означало бы — ослушаться приказа самого Всевышнего. Ведь Творец ясно сказал ему: «что бы ни сказала тебе Сара, слушайся голоса ее во всем».

В Торе содержится большое количество мицвот (заповедей) Всевышнего. И даже тем людям, которые искренне принимают идею существования Единого Творца и берут на себя обязательство исполнять Его Волю, не всегда легко это сделать. Иногда им кажется, что своими заповедями Всевышний испытывает их. Но Авраам оказался в совершенно иной ситуации, не сравнимой с теми, в которых можем оказаться мы.

Во-первых, потому, что ни одна заповедь Торы не адресована отдельному индивидууму, тем более — на какой-то определенный жизненный случай. Аврааму — и только ему — дано было конкретное повеление, требовавшее от него определенных действий.

Во-вторых, потому, что никто из нас напрямую не разговаривал с Творцом. Более того, мы не знаем ни одного человека, которому открылся бы Всевышний. Поэтому где-то в глубине души каждого из нас, даже если мы беззаветно верим в Творца, таится крошечное сомнение: действительно ли Всевышний дал нам все эти заповеди? У Авраама же никаких сомнений подобного рода не было: фраза, с которой начинается наша недельная глава — «И открылся (Всевышний) ему…» — свидетельствует, что он «общался» с Творцом. А из текста Торы известно, что это случилось уже в третий раз (подробнее об этом — см. на сайте обзор недельной главы Вайера, первый годовой цикл).

И, наконец, никто не требует от нас, чтобы мы покинули свою «страну», свое окружение и оставили культурную среду, в которой росли и воспитывались. Аврааму же пришлось это пережить.

Так как же нам понять истинный смысл девятого испытания Авраама?..

14.11.05

Чтобы постичь смысл девятого испытания, рассмотрим действия Авраама.

В тексте Торы читаем: «И встал Авраам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи (все это) и ребенка, и отослал ее. И пошла она и заблудилась в пустыне Беэр Шева» (Берешит, гл. 21, ст. 14).

Представьте: человек, обладающий колоссальным богатством, встает рано утром — чтобы не откладывать выполнение повеления Всевышнего, и отсылает прочь от себя Агарь, свою, по сути, вторую жену и любимого сына, у которого, согласно Мидрашу (часть Устной Торы), накануне ночью был жар. Он отправляет их в неизведанное с одной буханкой хлеба и одним мехом воды, без всякого сопровождения — в пустыню, где Агарь совершенно не ориентируется…

Тут возникает вопрос: почему Авраам проявляет такую жестокость по отношению к близким ему людям? Разве он не мог дать им сопровождающих, обеспечить их провиантом и водой, чтобы запасов хватило на долгую дорогу? Разве не должен был он позаботиться об их будущем? Ведь из Торы мы знаем, что Авраам — само воплощение гостеприимства и милосердия.

Повеление Всевышнего сформулировано во фразе — «что бы ни сказала тебе Сара, слушайся голоса ее во всем», — объясняет рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века), — А Сара сказала: «Выгони эту рабыню и сына ее». И Авраам подчинился ее решению, старательно выполнив указание жены — так, с минимумом еды и воды, без сопровождения, выгоняют людей из дома.

А теперь попробуем разобраться в ощущениях Авраама, которые он испытывал, получив приказ Всевышнего. Не забудем при этом, что он любил Ишмаэля и к Агари испытывал чувства привязанности и признательности.

Какие мысли пришли бы нам в голову, если бы мы оказались на месте Авраама?

Современный человек, скорее всего, подумал бы о том, что Всевышний, выражая так свою Волю, хотел сказать, что попытки достичь согласия и гармонии в семье, где под одной крышей живут две жены — бесполезны. Значит, надо отказаться от одной из них. Понятно, что — от Агари. Недаром же Творец повелел — «что бы ни сказала тебе Сара, слушайся голоса ее во всем». Итак, Всевышний хочет, чтобы я развелся с Агарью. Но Он, несомненно, подразумевает, что я должен поступить как порядочный человек — чтобы выделил Агари какое-то имущество, регулярно снабжал ее деньгами и т.п. Кроме того, мне следует позаботиться и о возможности навещать Ишмаэля. Ведь воспитание и правильное образование сына — на моей ответственности…

Одна из важнейших составляющих испытания — уровень исполнения инструкций. Мысли, которые могли бы посетить современного человека, если бы он получил такое повеление, как Авраам — интерпретация волеизъявления Всевышнего. Но в том-то и дело, что наш праотец не интерпретировал повеление Творца. Он просто выслушал Его и полностью подчинился его указанию, безоговорочно выполнив инструкции.

Приведенное здесь сравнение позиций в отношении к повелению Творца помогает понять, что изгнание Ишмаэля действительно было для Авраама испытанием. Но с десятым испытанием, акедой Ицхака — иначе. В этом случае в повелении Всевышнего не оставалось места для интерпретации, не было никакой двусмысленности. Творец четко и ясно сформулировал повеление — «…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе» (Берешит, гл. 22, ст. 2).

Но в чем же тогда состояло испытание на этот раз?..

15.11.05

Ответ на этот вопрос многое разъяснит нам не только в акеде Ицхака, но и в изгнании Ишмаэля.

Допустим, Авраам сказал бы Всевышнему: «Творец, я понял Твое повеление, но не могу реализовать его. Это вовсе не означает, что я намерен ослушаться Тебя, просто мне не хватает нужной жестокости. Если бы по какому-нибудь несчастному случаю я потерял бы обе руки и был бы физически неспособен выполнить Твой приказ, разве кто-нибудь обвинил бы меня за невыполнение Твоей Воли? Так и теперь. Ведь между физической и эмоциональной неспособностью осуществить задание, по сути, нет разницы».

Разве мы с вами изменили бы мнение об Аврааме только потому, что у него на исполнение Воли Творца не хватило необходимой в данном случае жесткости? Его историческое величие не пострадало бы в наших глазах, если бы он отказался осуществить приношение Ицхака.

Теперь попытаемся ответить на основной вопрос: почему Всевышний хотел развить в Аврааме некую эмоциональную твердость? Ведь именно это качество требовалось, чтобы он мог пройти отмерянные ему испытания? Разве безжалостность не отвратительна Всевышнему? Разве существует качественная разница между исполнением подобных приказов, и, скажем, организацией взрывов в США 11-го сентября 2002-го года?..

И дело тут в том, что истинное служение Творцу подразумевает использование всех человеческих качеств, включая — негативные. И еще: истинное служение Всевышнему предполагает, что мы должны благодарить Его не только за радости, которые Он нам посылает, но и за несчастья. Ибо никому из нас неизвестен результат, к которому приведут ниспосланные нам испытания. Об этом знает только Творец мира.

В Торе читаем: «И люби Всевышнего твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всеми силами твоими» (Дварим, гл. 6, ст. 5).

Выражение «всем сердцем твоим», — разъясняют наши Учителя, — означает — всем твоим существом, мобилизовав на службу Ему и положительные и негативные качества.

«Всей душой твоей», значит — жизнью, что подразумевает готовность каждого из нас пожертвовать жизнью во имя любви к Творцу.

«Всеми силами твоими», то есть — всем имуществом, всем достоянием.

Но как понимать идею служения Всевышнему, используя не только положительные, но и отрицательные качества? Ведь негативные проявления человека, как правило, уводят его от служения Творцу.

Чтобы разобраться в этом, нам нужно найти ключ к пониманию сути испытаний Авраама и определить, в чем состоит разница между целью действия, эмоциональным побуждением и энергией, необходимой для осуществления этого испытания.

Проанализируем в данном контексте обычную житейскую ситуацию.

Джон — студент медицинского колледжа. Ему предстоит сдать последний государственный экзамен. Ему известно: если он не будет интенсивно готовиться, он провалит экзамен. И тогда его мечта стать доктором — цель, ради которой он, не покладая рук, трудился все годы учебы — не реализуется. У Джона, однако, нет ни малейшего желания открывать учебники. Интерес к освоению знаний у него пропал, пропало воодушевление, необходимое для выполнения стоящей перед ним задачи. В результате Джон так и не собрался с силами и провалил экзамен…

Такое, согласитесь, случается в нашей жизни…

16.11.05

Исследуя приведенный выше пример, мы можем заключить, что осознания последствий тех или иных действий (или бездействия) умом для решения задачи — недостаточно. Нужно еще, хотя бы в какой-то степени, «почувствовать» результат сердцем. Если человек умом понимает всю важность задачи, немного эмоциональной заинтересованности, как правило, помогает ему эту задачу реализовать. Однако, чтобы иметь необходимую для ее осуществления энергию, у человека должно появиться желание действовать. Если желание полностью отсутствует, никто не в состоянии заставить себя серьезно работать.

Изгнание Ишмаэля не было со стороны Авраама жестокостью. Вспомним, что, обращаясь к нему, Всевышний заверил Авраама, что Ишмаэль станет родоначальником целого народа. Как сказано: «…от сына рабыни Я произведу народ, потому что он — потомок твой» (Берешит, гл. 21, ст. 13). Так что, Авраам не должен был беспокоиться ни о выживании Ишмаэля, ни о его будущем благополучии. Тяжесть этого испытания в другом — Авраам разрывал связь с любимым сыном, зная, что Ишмаэль будет строить свою жизнь без отцовского участия.

Всевышний велел Аврааму подчиниться жене, а Сара не хотела более терпеть «насмешки» Ишмаэля. Так неужели отцу пришлось расстаться с сыном только из-за этого? Не слишком ли «слаба» причина, чтобы столь тяжким был результат?

Чтобы сопоставить причину с последствием, надо ясно представлять себе, что таили в себе эти «насмешки» Ишмаэля.

И тут, прежде всего, необходимо сказать о роли Авраама, которую ему предстояло сыграть в истории.

В тексте нашей недельной главы читаем: «И Всевышний сказал — утаю ли от Авраама, что Я сделаю? Авраам должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя следовать путями Всевышнего, творя добро и правосудие…» (Берешит, гл. 18, ст. 17-19).

Предопределение Авраама состояло, как видим, не только в его беззаветной вере в Творца и служении Ему. Ему, по замыслу Всевышнего, предстояло — создать общество, построенное на принципах благотворительности, добра и справедливости. Общество, принимающее безраздельную власть Творца в мире и ориентированное на служение Всевышнему.

По плану Творца, от Авраама должен был произойти народ, сила которого не измеряется материальным достоянием или военной мощью, но — высотой моральных устоев. Недаром первые Десять заповедей были получены народом Авраама от Всевышнего на двух Скрижалях: пять из них, содержащих заповеди, регулирующие отношения людей с Творцом — на одной; и пять других, регламентирующие взаимоотношения людей между собой — на второй. И этим как бы подчеркивалось «равноправие» заповедей, начертанных на обеих Скрижалях.

Ишмаэль всей душой признавал идею существования Единого Творца и служил ему, как говорится, «верой и правдой». Но отношения между людьми, принципы социальной благотворительности и справедливости мало занимали его. С точки зрения Ишмаэля, забота Авраама о справедливости и равенстве, о судьбе язычников Сдома, например (см. на сайте обзор недельной главы Вайера, первый годовой цикл), была лишь проявлением «слабости». Впрочем, это прекрасное качество Авраама имело для него другую сторону — он понял, что Авраамом можно манипулировать, используя его милосердие и великодушие.

Ишмаэль знал: если он останется с Авраамом, он, в конце концов, возьмет над ним верх. Настанет время, и он скажет отцу, что ему, как первенцу, полагается передать отцовское наследие. Ведь не он виноват в том, что родился у рабыни, и в том, что у Сары слишком долго не было детей.

Ишмаэль лелеял надежды, что Авраам, с его сильно развитым чувством справедливости, не устоит против таких доводов...

17.11.05

Сара хорошо знала характеры мужа и сына, и не сомневалась, что Ицхак пойдет по стопам отца. Наделенная пророческим даром, она предвидела: если не оградить семью от Ишмаэля, он с присущим ему цинизмом будет манипулировать Авраамом и станет серьезным препятствием на пути Авраама и Ицхака к Творцу. Поэтому Всевышний полностью принял сторону Сары и велел Аврааму делать все, что она говорит.

Позиция Сары отвечала Планам Всевышнего, который, опираясь на преданность Авраама, хотел создать с его помощью мир, основанный на справедливости и гуманности.

Всевышний побуждал Авраама действовать по Его Замыслу — но без принуждения. Ишмаэль не мог участвовать в осуществлении этого Плана. И, следовательно, отделение от Ишмаэля должно было быть полным и окончательным. Требовалось, чтобы семья Авраама безвозвратно оборвала все связи с ним — и эмоциональные и физические. Поэтому, как объясняет рав Элиягу Десслер, Всевышний повелел Аврааму изгнать Ишмаэля.

Однако сам акт изгнания был действительно жестоким действием. Никакие причины рационального характера не могли заставить Авраама совершить такой поступок — без энергии, которая «вырабатывается» жесткостью, твердостью характера. Ведь жестокость — одна из черт арсенала дурных наклонностей. Если бы у Авраама вообще не было бы этой черты, он не смог бы выполнить приказ Всевышнего.

Следует отметить: если бы Аврааму не удалось пройти это испытание, это не имело бы лично для него никаких негативных последствий. Если бы он не аккумулировал в себе определенную дозу жестокости, — подчеркивают на страницах Талмуда Учителя, — его, по законам Торы, освободили бы от наказания (трактат Авода Зара, лист 54). Но, с другой стороны, Авраам в таком случае не стал бы «инструментом» в руках Творца в деле создания того мира, который Всевышний собирался создать. Ибо Авраам должен был безоговорочно служить Всевышнему — даже если это требовало от него проявления «не самых лучших», с точки зрения обычных людей, человеческих свойств. В том-то и состояло испытание.

Тот же принцип — в основе акеды Ицхака.

Тому, кто всецело посвящает себя служению Творцу, проще расстаться с перспективой долгого физического существования, нежели — ослушаться Всевышнего, осквернив тем самым Его Имя. Еврейская история знает немало примеров, когда, дабы «не запятнать» Имя Всевышнего, евреи, не теряя самообладания, сознательно шли на смерть.

Испытание Авраама акедой было во много раз тяжелее. Пожертвовать ради Творца жизнью своего ребенка — не то же самое, что отдать за Него собственную жизнь. Каждый родитель готов на любые лишения, лишь бы его детям жилось хорошо и спокойно.

Наше исследование подводит нас к тому, что акеда, по сути — продолжение девятого испытания. По нарастающей. Сначала Аврааму пришлось выгнать старшего сына из дома. И он сделал это во имя Творца, победив свое отчаяние и боль. Но тогда у него, хотя бы была уверенность, что Ишмаэль не затеряется в мире, что его ждет славное будущее. Но следующий «этап» испытания оказался поистине сокрушительным. Даже во имя Всевышнего, выполняя Его повеление, невозможно, казалось бы, убить собственное дитя. Разум, быть может, и найдет этому какое-то оправдание. По большому счету и у отца и у сына в жизни — одна цель. И с этой точки зрения, нет разницы — пожертвовать собственной жизнью или жизнью своего ребенка.

Но это — лишь доводы холодного разума. А сердце… Как сердце «уговорить»?

Никто не посмел бы винить Авраама, если бы он отказался выполнить столь страшное указание Творца.

Рассмотрим, однако, весьма показательный пример из современной жизни. Многие еврейские родители диаспоры стараются оградить детей от еврейства, дабы не пришлось драгоценному ребенку пережить преследования антисемитов, которые пережили они сами, чтобы не было у него ощущения «ущербности», что он вырос «свободным» и «гордым» — таким, «как все». Родителей, которые намеренно «выставляют своих детей на посмешище», прививая им еврейский образ жизни, могли бы, вероятно, обвинить в «жестокости». Но что сталось с этими, огражденными от антисемитских выпадов юношами и девушками? Они бесследно растворились в среде других народов, утратив свое еврейство.

Никто не обвинит еврейских пап и мам в «мягкосердечии» по отношению к собственным детям. Но разве не терзает этих родителей чувство горечи от того, что их потомство не участвует в осуществлении миссии, предначертанной еврейскому народу Всевышним? Разве не мучительно им осознавать, что их дети и внуки вычеркнуты из еврейской истории?

Творец в последний момент спас Ицхака, но Авраам испытание — выдержал. И стал прародителем многочисленного народа.

И это для нас — ценный урок. Модель поведения Авраама в описанных ситуациях — высокий пример для подражания.

Всевышний испытывает и нас, в наши дни. И мы обязаны выдержать все испытания — во имя сохранения своего еврейства и еврейской традиции. Даже если эти испытания потребуют от нас проявления определенной доли жестокости…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Разрешена ли медитация и можно ли использовать такие бальзамы?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля