ААЗИНУ 
Рош а-Шана
начинается с вечера

2 октября
"ААЗИНУ"
ААЗИНУ 
Чтение текста
Афтары

"ААЗИНУ"

4.10.2024, 2 Tishri, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)



Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения ГЛАВА

ГЛАВА «Аазину»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 32, ст. 1 - гл. 32, ст. 52.

 

Почему она так называется?

В начале первой фразы сказано: «Вслушайтесь Небеса, и я буду говорить...».

Вслушайтесь на иврите — аазину.

 

Обсуждение главы Аазину

 

1. Сапожнику не дают способности раввина

 

Наша недельная глава — это, по сути, как уже не раз говорилось в предыдущих наших обзорах, хвалебная песнь Творцу.

В ней есть такие слова: «Он — твердыня! Совершенны Его дела. Все пути Его справедливы. Всевышний верен и чужд лжи. Он праведен и прямы Его пути» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

Творец создал совершенное творение. И каждый сотворенный Им получил все, в чем он нуждается для выполнения своего предназначения в мире.

Мир строил не прораб. Поэтому нет в нем сэкономленных материалов для собственной дачи, за счет прочности и устойчивости здания. Нет усушек, нет утрусок. И если кому-то покажется, что он чего-то недополучил — пусть знает, что то, чего у него нет, ему просто-напросто не нужно. А тому, у кого все есть, да еще как будто бы с избытком — следует понимать, что все, включая «избыток», должно быть использовано для служения Творцу.

Чтобы лучше это понять перенесемся в прошлые времена, в город Радин к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) и послушаем его объяснение.

После вечерней молитвы на исходе субботы все молящиеся подходили по очереди к Хафец Хаиму и желали ему хорошей недели.

Один из них подвел к раби Исраэлю своего сына и попросил благословить, так как мальчик, по его словам, утратил вкус к изучению Торы.

— Каковы его способности к учебе? — осведомился раби.

— Учителя говорят, что у него прекрасная память, что он все схватывает «на лету».

Тогда Хафец Хаим обратился к юноше:

— Знай, что если у тебя не будет прилежания в учебе, рано, или поздно ты начнешь сомневаться во Всевышнем. Разве ты этого хочешь? Уверен, что нет. Поэтому, давай, прямо сейчас, начнем прикладывать усилия к учебе.

Затем он выдержал небольшую паузу и процитировал рассматриваемый нами фрагмент из нашей недельной главы.

У каждого создания есть свое предназначение. Мы не найдем особого глубокомыслия у того, кому суждено быть сапожником. Свыше ему — не дали способности, необходимые, чтобы стать раввином. От него никто и не ждет раввинских респонсов. Но зато люди — радуются качественно подбитым каблукам и хорошо приклеенным подошвам.

Ты же получил прекрасные способности, чтобы преуспеть в учебе. Но, если не будешь в полной мере ими пользоваться — в конце концов, станешь сапожником. И тебя постоянно будет мучить вопрос: если ты сапожник, зачем тебе способность анализировать? Для чего Всевышний наделил тебя ею?

Позднее, ты начнешь обвинять Творца в расточительности.

Чтобы этого не произошло — старайся прилежно учиться и стать не сапожником, но — раввином.

 

на основе комментария раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

2. У матросов нет вопросов

 

Написано в нашей недельной главе: «Он — твердыня! Совершенны Его дела. Все пути Его справедливы. Всевышний верен и чужд лжи. Он праведен и прямы Его пути» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

У верующего человека нет сомнений в том, что Всевышний управляет миром. Только способы управления у некоторых, порой вызывают вопросы. Они, несомненно, лучше справились бы с людьми и миром, если бы их пустили на капитанский мостик.

Но пока не дали крутить штурвал, очень важно понять, что Творец — твердыня. И дела его — совершенны. И каждый желающий порулить должен осознавать, что все, что случается в мире, происходит ему, кандидату в рулевые — на благо. И вопросы появляются у него потому, что мышление его — мелководье, а парус понимания давно обвис без попутного ветра мозговой деятельности.

Один из учеников раби Менахема-Менделя из Коцка (раби Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; Польша, первая половина 19-го века) был большим знатоком Торы и весьма праведным человеком. У него была единственная дочь, его опора и утешение — красивая, умная и добродетельная.

Когда она умерла в расцвете лет, он не смог это принять. У него появились вопросы к Всевышнему, сомнения в Его справедливости.

Эти вопросы и сомнения были столь тяжкими, что носить их у бедного отца уже не было сил. И он пришел с ними к учителю. Но тот, вместо ответа — раскрыл том Талмуда и протянул ему такой же.

Раби Менахем Мендель прочитал отрывок, а затем комментарий к нему Учителей эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.).

— По-моему этот комментарий неверен, — обратился к посетителю раби. — Ведь он противоречит известному утверждению.

Однако гость, будучи знатоком Торы, быстро доказал, что никакого противоречия тут нет.

Ребе вновь нашел утверждение, ставящее комментарий Тосафот под сомнение. И снова ученик расставил все по своим местам — так, что и тени сомнения не осталось.

Раби из Коцка попытался и в третий раз подкопаться под Тосафот. Но его ученик оказался надежным адвокатом. Он уверенно отвел все обвинения.

— Скажи, — обратился к нему ребе, — почему ты каждый раз твердо вставал на защиту Тосафот? Почему начинал подыскивать ответ на мою претензию? Разве ты не мог допустить, что я прав, и комментарий неверен?

— Если Тосафот дают этот комментарий, — ответил посетитель, блеснув глазами, — значит, так оно и есть. Тосафот не могли ошибиться!

— Тосафот не могли ошибиться, а Всевышний мог? — Ты же знаешь, что «Он — твердыня! Совершенны Его дела. Все пути Его справедливы»… Когда маленький человечек подвергает сомнению Небесный промысел, разве это не выглядит нелепо?

Тот, кому выпали испытания, причину которых он не в силах понять, может обратиться к Всевышнему с просьбой, чтобы Он открыл их смысл. Ведь если он познает смысл, то поймет, что в конечном итоге они ему на пользу.

Почему в канун Рош hа-Шана мы желаем друг другу доброго и сладкого года? Ну, доброго — понятно. Почему еще — и сладкого?

То, что год будет хорошим и добрым — не вызывает сомнений. Ведь у Всевышнего нет недостатка ни в чем. И Он отмеряет миру все необходимое для его успешного существования. Но, чтобы не только осознать правильность и совершенство Его путей и решений, но еще и ощутить сладость их — этого нам порой не хватает.

В молитве мы просим: «Насыть нас Твоим добром!».

О чем это?

Говорится в Талмуде (трактат Йома, лист 74), что слепой, сколько бы он ни съел, никогда не насытится. Потому что он не видит еду, которую ест.

Поэтому мы обращаемся к Творцу: Владыка мира! Мы знаем, что Ты посылаешь нам только добро. Но пока мы не видим его воочию — мы не насыщаемся. Так насыть же нас! Позволь нам уразуметь благо Твоих деяний. Дай нам почувствовать их сладость...

 

на основе комментария раби Менахема Менделя из Коцка

(раби Менахем-Мендель Моргенштерн, известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века)

 

 

3. Почему разоряются меценаты

 

Сказано о Всевышнем: «Он — твердыня! Совершенны Его дела. Все пути Его справедливы. Всевышний верен и чужд лжи. Он праведен и прямы Его пути» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

В мире есть такие прямо противоположные понятия как богатство и бедность. Их можно представить в виде колеса, которое непрерывно катится по миру.

Люди, которых еще вчера один оборот колеса вознес к невиданным высотам богатства и успеха, сегодня, при следующем повороте — падают в бездну нищеты и лишений.

Интересно, что взлет к богатству, порой побуждает человека забыть о Творце. А его падение в бедность, наоборот — пробуждает нехорошие мысли и претензии к Нему.

Богатство, с точки зрения обладателя, всегда достается совершенно заслужено. Причем, заслужено исключительно самим человеком.

Разорение же всегда — несправедливо и незаслуженно. Лишь незначительное число людей понимает, что нищета и богатство в равной степени — испытание.

Многих очень интересует вопрос: почему как будто бы и неплохие, даже преуспевающие люди — беднеют, разоряются, становятся нищими?

Ответим метафорой.

Отец дал своему сынишке поиграть складным швейцарским ножом. Тот открыл самое острое лезвие и порезал руку. Отец, конечно, тут же отобрал у него опасную игрушку.

Если Всевышний замечает, что кто-то из Его детей начинает использовать свое достояние во вред себе и окружающим — Он его отбирает, чтобы человек не нанес еще большего вреда.

Усилим вопрос.

Случается, что разоряется бизнесмен, отменно ведущий дела, вдобавок еще — щедрый меценат, поддерживающий множество благотворительных проектов, приносящих огромную пользу людям.

Что можно сказать в этом случае? Здесь уж точно речь не идет о ребенке со складным ножиком.

Действительно, о ребенке речь не идет, но — вполне может идти о молодом человеке, студенте.

Итак, сын состоятельного отца, проявив превосходные способности, с отличием закончил юридический факультет. Отец не удовлетворился этим и отправил сына изучить еще и психологию. Способный мальчик — пусть учится!

Так же порой, поступает и Всевышний.

Когда человек с честью выдерживает испытание богатством — Он посылает ему испытание бедностью.

Приведу здесь еще одно объяснение.

Молодой и талантливый знаток Торы никак не мог наладить свои финансовые дела. Что бы он ни предпринимал, его ждала неудача. Нескончаемая бедность не давала покоя. И вот, он решил попытать счастья в богатой Америке, где как говорили, «куда ни плюнь — всюду доллары».

Но прежде чем совершить столь судьбоносный шаг, он пошел посоветоваться со своим раввином и наставником.

Тот его внимательно выслушал, затем прикрыл глаза, несколько секунд подумал и ответил:

— В Америке сейчас экономический расцвет, и поэтому существуют очень хорошие шансы преуспеть. Но только не для тебя. Твоя бедность не объясняется какими-то естественными факторами и не носит рациональный характер. Поэтому и избавиться от нее рациональными, естественными средствами — не удастся.

Как бы ты ни старался, тебе не суждено разбогатеть обычным путем. Поэтому, оставь банальную идею с поездкой в Америку. Посвяти себя надъестественному...

 

на основе комментария рава Хаима Соловейчика из Бриска

(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь)

 

4. Спасительная оплеуха

 

Написано в нашей недельной главе: «Он — твердыня! Совершенны Его дела. Все пути Его справедливы. Всевышний верен и чужд лжи. Он праведен и прямы Его пути» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

Случается человеку столкнуться с тяжелым испытанием, ниспосланным Свыше. И невдомек ему, почему на него со всех сторон сыплются все эти беды и невзгоды. За что наказывает его Всевышний? Но осознав, что «совершенны Его деяния, и все пути Его справедливы», человек, обладающий благоразумием, несомненно, придет к заключению: «Ты прав во всем, что постигло нас, ибо справедливо поступил Ты, а мы совершали прегрешения» (Танах, книга пророка Нехемии, гл. 9, ст. 33).

Таким образом, наказание, постигшее человека, оказалось гораздо меньше того, что ему полагалось по закону. И он должен радоваться, что получил «не на полную катушку», но — только то, что получил. Он должен радоваться свалившимся на него бедам, ведь они посланы Свыше, чтобы спасти его от более сурового наказания.

Чтобы лучше понять, как сильный удар, серьезное потрясение может на самом деле быть спасением, расскажу одну историю.

Наполеон в течение долгого времени никак не мог взять один небольшой город. Его армия уже больше месяца безрезультатно его осаждала. Наполеона поразила храбрость и самоотверженность защитников города. А среди его собственных солдат началось брожение.

Наполеон понимал, что дальше так продолжаться не может. Необходимо решиться на один из двух вариантов: либо взять город штурмом, чего бы это ни стоило, либо снять осаду и продвигаться дальше, оставив вражеский гарнизон у себя в тылу.

Для принятия окончательного решения он созвал совет. Высшие офицеры сошлись во мнении, что все зависит от морального состояния неприятеля. Если защитники города подавлены и сломлены — значит, нужно штурмовать город. Но если они полны решимости и готовы обороняться до последнего — лучше оставить их в покое и снять осаду.

Один из офицеров переоделся в неприятельскую форму и тайно проник в город. Вместе с ним в разведку отправился и сам Наполеон, причем, он играл роль адъютанта при офицере.

Вскоре разведчики убедились, что вражеские солдаты близки к отчаянию. Они начали обдумывать свое возвращение. Но вдруг, один из младших чинов оборонявшихся узнал Наполеона и доложил об этом старшему по званию. Тот, конечно же, не поверил и поднял бойца на смех.

— Несколько лет назад я видел его на смотре войск. Уверен, что это Наполеон…

Офицер нехотя пошел проверить личности подозрительных. Наполеон с напарником поняли, что ситуация может выйти из-под контроля. И они мгновенно среагировали. Офицер приказал своему адъютанту подать кувшин вина. Но тот проявил неловкость, и кувшин выскользнув у него из рук, вдребезги разбился о камень.

— Ах ты, неуклюжая свинья! — взревел офицер.

И отвесил своему адъютанту несколько оплеух.

— Вот тебе и Наполеон! — хмыкнул гарнизонный офицер.

Он развернулся на полпути и пошел обратно.

Переждав некоторое время, разведчики незаметно выбрались из города, который теперь уже был обречен. Оказавшись в своем лагере, офицер стал умолять Наполеона простить его за дерзкое рукоприкладство.

— Я награжу тебя за это орденом. Ведь если бы не твои тумаки, нас с тобой уже повесили бы на центральной площади того города.

Так оплеуха, даже весьма болезненная — может быть благом. Ведь благодаря ей, приходит спасение от гораздо худшего.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

5. Пустой бланк лучше неправды или двусмысленности

 

Одно из качеств Всевышнего состоит в том, что «Он — праведен, и прямы Его пути» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

Обязанность человека — уподобиться Творцу и воспитать в себе прямоту характера, без всяких уступок. Прямыми должны быть и все его поступки. И даже если ему кажется, что, маневрируя зигзагом, он достигнет большего — все равно следует двигаться прямо.

Когда йешива «Слободка», что в Бней Браке, оказалась в тяжелом финансовом положении, ее руководство решило всем, кто когда-либо поддерживал йешиву — направить письма с просьбой о помощи.

Письма были составлены и готовы к отправке, но глава йешивы, рав Ицхак Шер (1875 – 1952 гг.), изъявил желание предварительно ознакомиться с их содержанием.

— Ну как, письма, можно отправлять? — спросили у него через некоторое время.

— Есть в них проблема, — выразил озабоченность раввин. — На бланке изображена поминальная свеча. И у получателей может возникнуть мнение, будто мы поминаем их умерших родственников в молитве. А мы это не делаем. Так что я считаю, что изображение поминальной свечи следует убрать.

Секретарь выполнил указание рава и представил ему на утверждение обновленный вариант писем.

Но и на этот раз рав Шер не одобрил письма и не утвердил их к отправке.

— На новых бланках наша йешива изображена в окружении сосен, а это не соответствует действительности. Здесь нет никаких сосен. Мне бы не хотелось, чтобы письма содержали ложную информацию.

Секретарь устранил неточность и передал письма для одобрения.

Только глава йешивы снова запретил отправку. Текст письма содержал высказывание, которое можно было истолковать двояко.

— В наших письмах не должно быть никакой двусмысленности, — наставлял секретаря раввин.

Письма еще не раз возвращались на доработку. И с каждой редакцией их содержание таяло. Пока, наконец, письмо не превратилось в чистый лист.

— Теперь можно отправлять, — дал добро рав Шер.

— Отправлять?! — удивился секретарь. — Но здесь же ничего нет!

— Здесь есть правда. Разве этого мало?..

 

на основе комментария рава Ицхака Шера

(глава йешивы «Слободка», Литва – Израиль, 1875-1952 гг.)
 

 

 

 




Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Прощение не отменяет наказание?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля