Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая
книга Торы — Берешит, от начала и до
гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале
сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но
не совсем точном переводе).
Вначале на иврите - берешит.
Обсуждение главы Берешит
1. Жалобы буквы «алеф»
Написано в нашей недельной главе: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю. Земля же
была погружена в хаос» (Берешит, гл.
1, ст. 1-2).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 2), в комментарии к этому фрагменту
говорится, что творя мир, Всевышний
созерцал разрушение Бейт hа-Микдаша (в
условном переводе — Храм).
Это, безусловно, требует разъяснения.
В Танахе (книга пророка Даниэля, гл.
7, ст. 10) есть такие слова: «Тысячи тысяч
служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч
стоят перед Ним».
Речь здесь идет о служителях Всевышнего, о
его Небесной свите. Из этой фразы следует,
что число служителей Всевышнего, хоть и
огромно, но все же — не бесконечно. И это,
казалось бы, весьма странно. Ведь известно,
что в Танахе, в другой книге (книга пророка Иова,
гл. 25, ст. 3), был задан риторический, по сути,
вопрос: «Есть ли счет воинствам Его?». И
ответ подразумевается — отрицательный.
Но, если несть числа воинствам Всевышнего,
почему же в книге Даниэля
присутствует намек на существование
конечного числа?
Этим вопросом задаются Учителя в Талмуде (трактат
Хагига, лист 13). И объясняют, что пока
был в Иерусалиме Бейт hа-Микдаш — свита
Всевышнего была практически неисчислимой.
Однако разрушение Храма сопряжено с
разрушениями и в высших мирах, что
существенно сократило воинство Небесное.
Так, что его число стало конечным.
Буква «алеф», первая буква алфавита
Небесного языка (иврита), как-то предстала
перед Всевышним. Предстала и стала
жаловаться:
— Я первая среди букв сущностного языка,
— справедливо отметила она. — Так почему же
мир создан не мной (а буквой hей)? Почему
Тора начинается не с меня (а с буквы бет)?
— Я приготовил тебе особую роль, —
успокоил ее Творец. — В будущем ты начнешь
исчисление Моей свиты. Причем — будешь не
только написана, но и упомянута.
Имеется в виду фрагмент в книге пророка Даниэля,
в котором сказано: «тысячи тысяч служат Ему».
В оригинале эта фраза не только
начинается буквой алеф, но и первое
слово в нем — «элеф» (что в переводе — «тысяча»),
можно прочесть и как «алеф».
Теперь мы в состоянии разобраться в
Мидраше.
«Вначале...». Тора начинается с буквы бет.
— Но, почему — не с алеф? — сетует
буква алеф.
— С тебя начнется исчисление Моей свиты,
— утешает ее Всевышний. — «Тысячи тысяч (в
оригинале — элеф алфин) служат Ему».
Но разве Небесная свита поддается
исчислению? «Есть ли счет воинствам Его?»!
Во время существования Бейт hа-Микдаша
воинство Всевышнего действительно —
неисчислимо. Но после разрушения Храма —
его можно исчислить.
Всевышний создавал мир, — говорится в
Мидраше, — и созерцал разрушение Храма.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
2. Мудрость или слова, мысль или речь?
В нашей недельной главе говорится о
Сотворении мира. И здесь мы читаем: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
В комментарии Тиргум Иерушалми
объясняется, что слово «берешит» (которое
мы переводим словом «вначале») означает — «мудростью».
То есть из этого комментария следует, что
Всевышний сотворил мир — мудростью.
Вместе с тем, в Талмуде (трактат Рош hа-Шана,
лист 32) сказано, что мир был сотворен
Десятью Речениями Всевышнего.
Мудрость — это качество мысли, мышления.
Речения — это слова.
Так как же все-таки был создан мир: мыслью (как
объясняется в комментарии Тиргум
Иерушалми), или — словами (в
соответствии с тем, что сказано в Талмуде)?
Мы знаем, что изготовлением сосудов для Бейт
hа-Микдаша (Иерусалимского Храма)
занимался Бецалель. О нем в Талмуде (трактат
Берахот, лист 55) рассказывается, что
он знал правила соединения букв — те самые
правила, согласно которым были сотворены
небо и земля.
Итак, мир был сотворен — буквами. Но
откуда взялись сами буквы?
Если мы откроем текст оригинала, то увидим,
что за словами «вначале сотворил Всевышний»
следует предлог «эт», который на
русский язык не переводится и нужен в
данном случае только в ивритском варианте.
Этот предлог состоит из букв «алеф» (первая
буква ивритского алфавита) и «тав» (последняя
буква алфавита Небесного языка).
Таким образом, рассматриваемый нами
фрагмент можно перевести и так: «Вначале
сотворил Всевышний буквы от алеф до тав».
Что означает, что буквы были самым первым
творением Всевышнего.
Но как они были созданы?
Точно — не Речениями, как весь наш мир.
Ведь Речения состоят из слов, а слова из
букв. Но ведь букв-то еще не было.
Выходит, буквы сотворены мыслью, то есть —
Мудростью Всевышнего.
Теперь все встало на свои места. И мы
понимаем, что нет никаких противоречий
между комментарием в Тиргум Иерушалми
и тем, что сказано в Талмуде (трактат Рош
hа-Шана, лист 32).
Вначале Всевышний своей Мудростью, своей
мыслью создал буквы, а затем с их помощью,
Десятью Речениями — сотворил мир.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Почему Тора начинается с буквы «бет»
В своем первом комментарии к тексту Торы Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
цитирует раби Ицхака (великий Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века),
который сказал, что «Тору надо было бы
начать словами — “Этот месяц для вас —
Глава месяцев”» (Шемот, гл. 12, ст. 2).
Попутно отметим, что эти слова были первой
заповедью, полученной сынами Израиля.
Почему же Тора начинается с Берешит —
с сотворения мира? Как написано: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Потому что, — объясняет раби Ицхак, — «Силу
дел Своих, как сказано в Танахе (Теилим
— «Псалмы царя Давида», гл.111, ст.6), — явил Он
народу Своему».
К этому можно добавить, что Тора не просто
должна была начинаться с описания процесса
Сотворения мира, но — именно с буквы «бет».
И вот почему.
Всевышний, творя мир, создал четыре
стороны света: восток, юг, запад и север.
Причем, сотворение севера, Он, как говорится
в Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 3) — не
завершил.
— Если кому-то вздумается объявить себя
богом, — объяснил эту незавершенность
творения Всевышний, — пусть прежде
закончит работу над севером, которую Я
начал. Так вы и узнаете, кто на самом деле
перед вами — бог или зарвавшийся наглец.
А теперь рассмотрим графическое
начертание буквы бет, с которой
начинается Тора. Она закрыта с трех сторон,
как бы демонстрируя, что три направления —
восток, юг и запад — полностью завершены, и
там уже нечего добавить. Но в одном, в
северном направлении буква бет все же
открыта, что свидетельствует, что север до
сих пор не завершен.
Буква бет — это брошенный вызов:
— Считаешь себя богом? Вперед, на север —
закончи там работу!
Кстати, теперь, полагаю, понятно, откуда
взялся обычай ссылать на север бунтовщиков
против царской власти.
Теперь нам стали яснее и слова царя Давида
— «Силу дел Своих явил Он народу Своему».
Оставив север незавершенным, Всевышний
дал нам возможность увидеть грандиозность,
размах Сотворения. Он, как бы оттенил его. На
фоне бескрайней ледяной пустыни вечной
мерзлоты — мир видится ярче, богаче,
красочней и насыщенней.
Начиная читать Тору, внимательней
присмотритесь к первой букве. Вы увидите в
ней отблеск света северных звезд, услышите
завывание северного ветра.
Эти звезды вели корабли
первооткрывателей, жаждущих проникнуть в
тайну творения, познать его суть. Ветер
подгонял собачьи упряжки, несущие своих
отважных седоков в край безвременья, в край,
где солнце восходит только раз в году.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Почему в переводе Торы изменен порядок
слов
В Талмуде (трактат Мегила, лист 9)
рассказывается о том, как греческий царь
Талми (Птолемей) решил изучать Тору. Но
вместо того, чтобы освоить святой язык, на
котором она написана, он пожелал заполучить
перевод Торы на понятный ему, греческий. Для
этого он собрал в обстановке полной
секретности семьдесят двух еврейских
мудрецов и, не посвящая их в свои планы —
разместил в семидесяти двух изолированных
друг от друга помещениях. А затем лично дал
каждому задание — перевести Тору на
греческий язык.
Мудрецы, опасаясь неверного толкования
Торы, внесли некоторые изменения в перевод.
Причем, чудесным образом, все переводы и
изменения в них оказались абсолютно
идентичными.
Но какие же изменения внесли еврейские
мудрецы в свой перевод?
Мы не будем разбирать все. Остановимся
лишь на одном из них. Это — изменение в
самых первых словах Торы, точнее — в их
порядке.
В оригинале написано: «Вначале сотворил
Всевышний небо и землю» (Берешит, гл.1,
ст. 1). В переводе мудрецов сказано: «Всевышний
сотворил вначале небо и землю».
Для чего им понадобилось менять порядок
слов?
Дело в том, что находящиеся во власти
языческих верований греки вполне могли
подумать, что первое слово Торы «берешит»
(вначале) — это имя какого-то бога, который
создал Всевышнего. То есть у них тогда
получилось бы, что бог по имени «Берешит»
создал Всевышнего, а Тот уже приступил к
Сотворению мира — неба и земли.
Следовательно, греки предположили бы, что
у мира — два начала: Берешит и Всевышний.
И вот, когда мудрецы изменили порядок слов
и написали в переводе — «Всевышний
сотворил вначале небо и землю», сама
возможность подобных заблуждений была
устранена.
Но почему бы изначально не написать в Торе:
«Всевышний сотворил вначале небо и землю»?
Тогда уже можно было бы не опасаться, что
идолопоклонники неправильного поймут ее
текст. А соответственно, отпала бы
необходимость вносить изменения в перевод.
Но ведь мир, — пишет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), — был создан ради
Торы. Это она названа — «решит», то есть, как
сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо;
гл. 8, ст. 22) — началом Его пути.
Поэтому Всевышний и обусловил создание
мира принятием Торы.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88)
говорится, что в случае, если примут ее сыны
Израиля — привнесут в мир добро, откажутся
— земля вернется в первозданный хаос.
В Талмуде (трактат Гитин, лист 75)
объясняется, что условие должно опережать
действие. То есть сначала оговаривается
условие, а затем — совершается действие.
Отец поступает правильно, если говорит
сыну:
— Я даю тебе мороженое с условием, что ты
выполнишь домашнее задание.
И только после того, как произнес эти
слова — протягивает ребенку мороженое.
Но наоборот поступать — дать мороженое, а
потом поставить условие — не следует.
Всевышний поступил в соответствии с этим
правилом. «Берешит» — это условие. Ради
Торы, ради того, что вы примете Тору, Я
сотворю этот мир, — говорит Он. И лишь затем
создает небо и землю.
Но, если бы было написано — «Всевышний
сотворил вначале (берешит)» — условие (берешит)
оказалось бы после действия (Всевышний
сотворил). А это — неверно.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая
книга Торы — Берешит, от начала и до
гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале
сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но
не совсем точном переводе).
Вначале на иврите - берешит.
Обсуждение главы Берешит
1. Жалобы буквы «алеф»
Написано в нашей недельной главе: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю. Земля же
была погружена в хаос» (Берешит, гл.
1, ст. 1-2).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 2), в комментарии к этому фрагменту
говорится, что творя мир, Всевышний
созерцал разрушение Бейт hа-Микдаша (в
условном переводе — Храм).
Это, безусловно, требует разъяснения.
В Танахе (книга пророка Даниэля, гл.
7, ст. 10) есть такие слова: «Тысячи тысяч
служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч
стоят перед Ним».
Речь здесь идет о служителях Всевышнего, о
его Небесной свите. Из этой фразы следует,
что число служителей Всевышнего, хоть и
огромно, но все же — не бесконечно. И это,
казалось бы, весьма странно. Ведь известно,
что в Танахе, в другой книге (книга пророка Иова,
гл. 25, ст. 3), был задан риторический, по сути,
вопрос: «Есть ли счет воинствам Его?». И
ответ подразумевается — отрицательный.
Но, если несть числа воинствам Всевышнего,
почему же в книге Даниэля
присутствует намек на существование
конечного числа?
Этим вопросом задаются Учителя в Талмуде (трактат
Хагига, лист 13). И объясняют, что пока
был в Иерусалиме Бейт hа-Микдаш — свита
Всевышнего была практически неисчислимой.
Однако разрушение Храма сопряжено с
разрушениями и в высших мирах, что
существенно сократило воинство Небесное.
Так, что его число стало конечным.
Буква «алеф», первая буква алфавита
Небесного языка (иврита), как-то предстала
перед Всевышним. Предстала и стала
жаловаться:
— Я первая среди букв сущностного языка,
— справедливо отметила она. — Так почему же
мир создан не мной (а буквой hей)? Почему
Тора начинается не с меня (а с буквы бет)?
— Я приготовил тебе особую роль, —
успокоил ее Творец. — В будущем ты начнешь
исчисление Моей свиты. Причем — будешь не
только написана, но и упомянута.
Имеется в виду фрагмент в книге пророка Даниэля,
в котором сказано: «тысячи тысяч служат Ему».
В оригинале эта фраза не только
начинается буквой алеф, но и первое
слово в нем — «элеф» (что в переводе — «тысяча»),
можно прочесть и как «алеф».
Теперь мы в состоянии разобраться в
Мидраше.
«Вначале...». Тора начинается с буквы бет.
— Но, почему — не с алеф? — сетует
буква алеф.
— С тебя начнется исчисление Моей свиты,
— утешает ее Всевышний. — «Тысячи тысяч (в
оригинале — элеф алфин) служат Ему».
Но разве Небесная свита поддается
исчислению? «Есть ли счет воинствам Его?»!
Во время существования Бейт hа-Микдаша
воинство Всевышнего действительно —
неисчислимо. Но после разрушения Храма —
его можно исчислить.
Всевышний создавал мир, — говорится в
Мидраше, — и созерцал разрушение Храма.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
2. Мудрость или слова, мысль или речь?
В нашей недельной главе говорится о
Сотворении мира. И здесь мы читаем: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
В комментарии Тиргум Иерушалми
объясняется, что слово «берешит» (которое
мы переводим словом «вначале») означает — «мудростью».
То есть из этого комментария следует, что
Всевышний сотворил мир — мудростью.
Вместе с тем, в Талмуде (трактат Рош hа-Шана,
лист 32) сказано, что мир был сотворен
Десятью Речениями Всевышнего.
Мудрость — это качество мысли, мышления.
Речения — это слова.
Так как же все-таки был создан мир: мыслью (как
объясняется в комментарии Тиргум
Иерушалми), или — словами (в
соответствии с тем, что сказано в Талмуде)?
Мы знаем, что изготовлением сосудов для Бейт
hа-Микдаша (Иерусалимского Храма)
занимался Бецалель. О нем в Талмуде (трактат
Берахот, лист 55) рассказывается, что
он знал правила соединения букв — те самые
правила, согласно которым были сотворены
небо и земля.
Итак, мир был сотворен — буквами. Но
откуда взялись сами буквы?
Если мы откроем текст оригинала, то увидим,
что за словами «вначале сотворил Всевышний»
следует предлог «эт», который на
русский язык не переводится и нужен в
данном случае только в ивритском варианте.
Этот предлог состоит из букв «алеф» (первая
буква ивритского алфавита) и «тав» (последняя
буква алфавита Небесного языка).
Таким образом, рассматриваемый нами
фрагмент можно перевести и так: «Вначале
сотворил Всевышний буквы от алеф до тав».
Что означает, что буквы были самым первым
творением Всевышнего.
Но как они были созданы?
Точно — не Речениями, как весь наш мир.
Ведь Речения состоят из слов, а слова из
букв. Но ведь букв-то еще не было.
Выходит, буквы сотворены мыслью, то есть —
Мудростью Всевышнего.
Теперь все встало на свои места. И мы
понимаем, что нет никаких противоречий
между комментарием в Тиргум Иерушалми
и тем, что сказано в Талмуде (трактат Рош
hа-Шана, лист 32).
Вначале Всевышний своей Мудростью, своей
мыслью создал буквы, а затем с их помощью,
Десятью Речениями — сотворил мир.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Почему Тора начинается с буквы «бет»
В своем первом комментарии к тексту Торы Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
цитирует раби Ицхака (великий Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века),
который сказал, что «Тору надо было бы
начать словами — “Этот месяц для вас —
Глава месяцев”» (Шемот, гл. 12, ст. 2).
Попутно отметим, что эти слова были первой
заповедью, полученной сынами Израиля.
Почему же Тора начинается с Берешит —
с сотворения мира? Как написано: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Потому что, — объясняет раби Ицхак, — «Силу
дел Своих, как сказано в Танахе (Теилим
— «Псалмы царя Давида», гл.111, ст.6), — явил Он
народу Своему».
К этому можно добавить, что Тора не просто
должна была начинаться с описания процесса
Сотворения мира, но — именно с буквы «бет».
И вот почему.
Всевышний, творя мир, создал четыре
стороны света: восток, юг, запад и север.
Причем, сотворение севера, Он, как говорится
в Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 3) — не
завершил.
— Если кому-то вздумается объявить себя
богом, — объяснил эту незавершенность
творения Всевышний, — пусть прежде
закончит работу над севером, которую Я
начал. Так вы и узнаете, кто на самом деле
перед вами — бог или зарвавшийся наглец.
А теперь рассмотрим графическое
начертание буквы бет, с которой
начинается Тора. Она закрыта с трех сторон,
как бы демонстрируя, что три направления —
восток, юг и запад — полностью завершены, и
там уже нечего добавить. Но в одном, в
северном направлении буква бет все же
открыта, что свидетельствует, что север до
сих пор не завершен.
Буква бет — это брошенный вызов:
— Считаешь себя богом? Вперед, на север —
закончи там работу!
Кстати, теперь, полагаю, понятно, откуда
взялся обычай ссылать на север бунтовщиков
против царской власти.
Теперь нам стали яснее и слова царя Давида
— «Силу дел Своих явил Он народу Своему».
Оставив север незавершенным, Всевышний
дал нам возможность увидеть грандиозность,
размах Сотворения. Он, как бы оттенил его. На
фоне бескрайней ледяной пустыни вечной
мерзлоты — мир видится ярче, богаче,
красочней и насыщенней.
Начиная читать Тору, внимательней
присмотритесь к первой букве. Вы увидите в
ней отблеск света северных звезд, услышите
завывание северного ветра.
Эти звезды вели корабли
первооткрывателей, жаждущих проникнуть в
тайну творения, познать его суть. Ветер
подгонял собачьи упряжки, несущие своих
отважных седоков в край безвременья, в край,
где солнце восходит только раз в году.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Почему в переводе Торы изменен порядок
слов
В Талмуде (трактат Мегила, лист 9)
рассказывается о том, как греческий царь
Талми (Птолемей) решил изучать Тору. Но
вместо того, чтобы освоить святой язык, на
котором она написана, он пожелал заполучить
перевод Торы на понятный ему, греческий. Для
этого он собрал в обстановке полной
секретности семьдесят двух еврейских
мудрецов и, не посвящая их в свои планы —
разместил в семидесяти двух изолированных
друг от друга помещениях. А затем лично дал
каждому задание — перевести Тору на
греческий язык.
Мудрецы, опасаясь неверного толкования
Торы, внесли некоторые изменения в перевод.
Причем, чудесным образом, все переводы и
изменения в них оказались абсолютно
идентичными.
Но какие же изменения внесли еврейские
мудрецы в свой перевод?
Мы не будем разбирать все. Остановимся
лишь на одном из них. Это — изменение в
самых первых словах Торы, точнее — в их
порядке.
В оригинале написано: «Вначале сотворил
Всевышний небо и землю» (Берешит, гл.1,
ст. 1). В переводе мудрецов сказано: «Всевышний
сотворил вначале небо и землю».
Для чего им понадобилось менять порядок
слов?
Дело в том, что находящиеся во власти
языческих верований греки вполне могли
подумать, что первое слово Торы «берешит»
(вначале) — это имя какого-то бога, который
создал Всевышнего. То есть у них тогда
получилось бы, что бог по имени «Берешит»
создал Всевышнего, а Тот уже приступил к
Сотворению мира — неба и земли.
Следовательно, греки предположили бы, что
у мира — два начала: Берешит и Всевышний.
И вот, когда мудрецы изменили порядок слов
и написали в переводе — «Всевышний
сотворил вначале небо и землю», сама
возможность подобных заблуждений была
устранена.
Но почему бы изначально не написать в Торе:
«Всевышний сотворил вначале небо и землю»?
Тогда уже можно было бы не опасаться, что
идолопоклонники неправильного поймут ее
текст. А соответственно, отпала бы
необходимость вносить изменения в перевод.
Но ведь мир, — пишет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), — был создан ради
Торы. Это она названа — «решит», то есть, как
сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо;
гл. 8, ст. 22) — началом Его пути.
Поэтому Всевышний и обусловил создание
мира принятием Торы.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88)
говорится, что в случае, если примут ее сыны
Израиля — привнесут в мир добро, откажутся
— земля вернется в первозданный хаос.
В Талмуде (трактат Гитин, лист 75)
объясняется, что условие должно опережать
действие. То есть сначала оговаривается
условие, а затем — совершается действие.
Отец поступает правильно, если говорит
сыну:
— Я даю тебе мороженое с условием, что ты
выполнишь домашнее задание.
И только после того, как произнес эти
слова — протягивает ребенку мороженое.
Но наоборот поступать — дать мороженое, а
потом поставить условие — не следует.
Всевышний поступил в соответствии с этим
правилом. «Берешит» — это условие. Ради
Торы, ради того, что вы примете Тору, Я
сотворю этот мир, — говорит Он. И лишь затем
создает небо и землю.
Но, если бы было написано — «Всевышний
сотворил вначале (берешит)» — условие (берешит)
оказалось бы после действия (Всевышний
сотворил). А это — неверно.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Кто получил Тору: евреи или малахим?
В праздник Симхат Тора завершают годовой
цикл чтения Торы. И в туже минуту, без
промедления — начинают читать Тору с
самого начала.
Выходит, заключительный текст Торы связан
с ее началом, и последние слова главы Ве-зот
а-бераха должны быть связаны с первыми
словами главы Берешит.
Попытаемся выявить эту связь.
Последние слова в Торе — «На глазах у
всего Израиля» (Дварим, гл. 34, ст. 12). А
начинается Тора со слов — «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Что между этими фразами общего?
В Талмуде (трактат Хуллин, лист 91)
сказано, что сыны Израиля милей Всевышнему
даже малахим (в условном переводе — «ангелы»).
И это не случайно. Ведь евреи упоминают
Творца после двух слов: «Слушай, Израиль,
Всевышний — Один!» (Дварим, гл. 6, ст.
4). А малахим могут это сделать, как
сказано в Танахе (книга пророка Йешаягу,
гл. 6, ст. 3) только после произнесения трех
слов: «Освящен (в оригинале — кадош),
освящен, освящен Всевышний!».
Говорится в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 88), что, несмотря на это, малахим
претендовали на Тору и жаждали ее получить.
Так кому же в итоге досталась Тора: народу
Израиля или — малахим?
Если бы Тору получили малахим — она не
могла бы начинаться так, как она начинается.
Ведь уже после второго слова Торы упомянут
Творец. Как написано: «Вначале сотворил
Всевышний». Малахим же, как мы уже знаем,
могут произносить Имя Всевышнего лишь
после третьего слова.
Значит, Тору удостоился получить народ
Израиля. Об том свидетельствуют ее (Торы)
завершение и начало.
В последней фразе последней, пятой книги
Торы Дварим упомянут Израиль. Там мы
читаем: «На глазах у всего Израиля».
А начинается она упоминанием Всевышнего
после первых двух слов, то есть — в
соответствии с возможностями евреев, а не малахим.
И еще сказано о Торе: «Не на небе она, чтобы
сказать: Кто взойдет для нас на небо и
возьмет ее нам?» (Дварим, гл. 30, ст. 12).
И тут уже ясно обозначено — не на небе, не
у малахим…
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|