New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая
книга Торы — Берешит, от начала и до
гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале
сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но
не совсем точном переводе).
Вначале на иврите - берешит.
Обсуждение главы Берешит
Тора начинается словами: «В начале
Сотворения Всевышним неба и земли…» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя эту недельную главу, замечает,
что логичнее было бы начать Тору с первой
заповеди, данной еврейскому народу: «Этот
месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот,
гл. 12, ст. 2).
Так почему же Тора начинается все-таки с
описания процесса Сотворения мира?
Потому что, — разъясняют Учителя, — если
народы мира скажут, что евреи — захватчики.
Что они оккупировали территории, на которых
жили другие народы, можно будет ответить,
что вся земля принадлежит Всевышнему. Он ее
создал. И распоряжается ею по своему
усмотрению. Вначале он дал землю Кенаанскую
другим народам. Но, когда увидел, что те ее —
не достойны, отнял эту землю у них и даровал
ее евреям. И тогда эта земля стала
называться Израилем.
Это объяснение «оправдывает»
существование в Торе первой главы. Ибо
именно в ней присутствует описание
процесса Творения.
Но для чего нужны все остальные главы,
предшествующие главе Бо, в которой и
приведена первая заповедь?
В своей книге Шаарей Кдуша («Ворота
святости») рав Хаим Виталь ( Эрец
Исраэль,
вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)
пишет, что следует различать понятия «мицва»
(заповедь) и «мида» (мера, качество). Мидот
(мн. ч. от слова мида) не входят в число 613
заповедей. Но они являются основной
побуждающей причиной их соблюдения или
нарушения.
Значит, если нарушение заповедей (проступки
и преступления) зависит от наличия в
человеке плохих качеств (мидот), то этих мидот
следует опасаться даже больше, чем самих
нарушений.
Но если так, почему тогда в Торе есть
описание заповедей, но о качествах (мидот)
практически ничего не сказано?
Дело в том, что Тора может укорениться
только в том человеке, в котором
превалируют положительные черты. Тора
дается еврею, который исправил свои
качества, очистил их от плохого. Нет
никакого смысла давать Тору человеку, в
котором — множество негативных мидот.
Поэтому Тора и уделяет внимание исполнению
заповедей, а не исправлению мидот.
Но с другой стороны, откуда, из каких
источников, человеку черпать знания, если
не из Торы? Тора — это и образование и
мудрость. Она наставляет нас на правильный
путь. Следовательно, в Торе должны быть
критерии правильных мидот и способы их
приобретения.
Главы Торы, предшествующие главе Бо,
в которой дается первая заповедь, можно
назвать «Торой мер», «Торой качеств» («Торой
исправления негативных качеств и
приобретения позитивных»).
Вся книга Берешит посвящена
вопросам мидот. Потому ее называют еще и
«Книгой Прямых» (так именуют наших праотцов,
потому что они сумели исправить, «выпрямить»
свои качества). Название «Книга Прямых»
дает намек на исправление мидот. И не
случайно учение о мидот предваряет
заповеди Торы. Порядочность в человеке, —
говорили наши Учителя, — должна
предшествовать изучению Торы.
Тора начинается с описания Сотворения
мира, чтобы показать, насколько серьезен
вред причиняемый негативными
человеческими свойствами. Дурные качества
души способны разрушить Творение.
Наши Учителя выделяют три «базовых»
негативных качества души: зависть,
вожделение и стремление к славе и почету.
Все остальные — производные от них.
Написано в трактате Авот (гл. 4), что
из-за этих трех качеств, человек прекращает
свое существование.
Тора рассказывает нам о Каине, который
стал жертвой зависти. В результате он
опустился до братоубийства (подробнее о
Каине — см. на сайте, к примеру, в ответе «Что
такое «клеймо Каина»?»,).
Вожделения погубили поколение Потопа (подробнее
— см. на сайте, к примеру, в обзоре
недельной главы Ноах, первый
годовой цикл обсуждения). Причем, небывалый
урон был нанесен не только человечеству, но
даже флоре и фауне (см. на сайте ответ «В
чем вина флоры и фауны, погибших при Потопе?»,
№ 4563).
Поколение Вавилонской башни
руководствовалось стремлением к почету и
славе. Они хотели сделать себе имя. А в
результате частично погибли, частично
деградировали, а те, что остались, утратили
свое единство, разделившись на народы и
языковые группы (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Ноах,
третий годовой цикл обсуждения).
Далее Тора говорит об исправлении,
которое осуществляют семь наставников,
семь лидеров еврейского народа и всего
человечества. Каждый — при помощи своего
доминантного позитивного качества.
Наш праотец Авраам наполнил мир
милосердием (на иврите — хесед). Его сын
Ицхак добавил меру суда (гвура). Сын
Ицхака, Яаков, привнес в мир гармонию (тиферет).
Йосеф (сын Яакова) — стремление к
самосовершенствованию и улучшению мира (йесод).
Моше и Аарон исправили качества, называемые
«нецах» (стойкость) и «hод» (покорность).
А царь Давид — малхут (благородство,
независимость, самообладание).
Практически каждая недельная глава книги Берешит
представляет собой трактат о мидот, где
каждая фраза, по сути — наставление об
исправление и улучшении своих качеств.
Всевышний объясняет Аврааму, что для того,
чтобы его потомки стали избранным народом,
они должны укрепить в себе позитивные черты,
пройти очищение и закалку. Как сказано: «Пришельцами
будут твои потомки в чужой стране. Там будут
угнетать и порабощать их» (Берешит,
гл. 15, ст. 13).
И вот, по слову Всевышнего в Египет
спускаются семьдесят праведников.
Отправляются в изгнание не за грех, не за
преступление. Но — чтобы взрастить и
укоренить особые качества еврейского
народа.
Написано в Теилим (Псалмах царя
Давида): «Милосердие (хесед) отстроит
мир» (гл. 89, ст. 3).
То есть положительные качества способны
строить, поддерживать Творение. Негативные
— обладают разрушительной силой.
Известно, что Всевышний обещал дать
потомкам Авраама земли десяти народов. Но,
выйдя из египетского рабства, евреи
получили во владение земли только семи из
них. Оставшиеся земли достанутся нам на
завершающих этапах нашей духовной работы —
в Шестом тысячелетии.
Почему?
Семь земель соответствуют семи качествам,
которые исправили семь наставников сынов
Израиля. Качества же, относящиеся к трем
высшим сферам, исправить нам еще предстоит.
Как сказано: «И снизойдет на него дух
Всевышнего, дух мудрости и понимания, дух
совета и силы, дух знания и
богобоязненности» (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 11, ст. 2). И только тогда сыны Израиля
расширят пределы Эрец Исраэль (Земли
Израиля).
Таким образом, мы видим, что владение
землей Израиля напрямую зависит от
соответствующих качеств, от исправления мидот.
Теперь мы можем лучше понять комментарий
Раши, в котором он пишет, что Тора
начинается Учением о мидот…
на основе комментария рава Шалома-Ноаха
Бразовского
(Слонимский Ребе, автор книг «Нетивот
Шалом»;
вторая половина 20-го века,
Беларусь – Израиль)
Автор текста Мордехай Вейц
New Page 1
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая
книга Торы — Берешит, от начала и до
гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале
сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но
не совсем точном переводе).
Вначале на иврите - берешит.
Обсуждение главы Берешит
Тора начинается словами: «В начале
Сотворения Всевышним неба и земли…» (Берешит,
гл. 1, ст. 1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя эту недельную главу, замечает,
что логичнее было бы начать Тору с первой
заповеди, данной еврейскому народу: «Этот
месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот,
гл. 12, ст. 2).
Так почему же Тора начинается все-таки с
описания процесса Сотворения мира?
Потому что, — разъясняют Учителя, — если
народы мира скажут, что евреи — захватчики.
Что они оккупировали территории, на которых
жили другие народы, можно будет ответить,
что вся земля принадлежит Всевышнему. Он ее
создал. И распоряжается ею по своему
усмотрению. Вначале он дал землю Кенаанскую
другим народам. Но, когда увидел, что те ее —
не достойны, отнял эту землю у них и даровал
ее евреям. И тогда эта земля стала
называться Израилем.
Это объяснение «оправдывает»
существование в Торе первой главы. Ибо
именно в ней присутствует описание
процесса Творения.
Но для чего нужны все остальные главы,
предшествующие главе Бо, в которой и
приведена первая заповедь?
В своей книге Шаарей Кдуша («Ворота
святости») рав Хаим Виталь ( Эрец
Исраэль,
вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)
пишет, что следует различать понятия «мицва»
(заповедь) и «мида» (мера, качество). Мидот
(мн. ч. от слова мида) не входят в число 613
заповедей. Но они являются основной
побуждающей причиной их соблюдения или
нарушения.
Значит, если нарушение заповедей (проступки
и преступления) зависит от наличия в
человеке плохих качеств (мидот), то этих мидот
следует опасаться даже больше, чем самих
нарушений.
Но если так, почему тогда в Торе есть
описание заповедей, но о качествах (мидот)
практически ничего не сказано?
Дело в том, что Тора может укорениться
только в том человеке, в котором
превалируют положительные черты. Тора
дается еврею, который исправил свои
качества, очистил их от плохого. Нет
никакого смысла давать Тору человеку, в
котором — множество негативных мидот.
Поэтому Тора и уделяет внимание исполнению
заповедей, а не исправлению мидот.
Но с другой стороны, откуда, из каких
источников, человеку черпать знания, если
не из Торы? Тора — это и образование и
мудрость. Она наставляет нас на правильный
путь. Следовательно, в Торе должны быть
критерии правильных мидот и способы их
приобретения.
Главы Торы, предшествующие главе Бо,
в которой дается первая заповедь, можно
назвать «Торой мер», «Торой качеств» («Торой
исправления негативных качеств и
приобретения позитивных»).
Вся книга Берешит посвящена
вопросам мидот. Потому ее называют еще и
«Книгой Прямых» (так именуют наших праотцов,
потому что они сумели исправить, «выпрямить»
свои качества). Название «Книга Прямых»
дает намек на исправление мидот. И не
случайно учение о мидот предваряет
заповеди Торы. Порядочность в человеке, —
говорили наши Учителя, — должна
предшествовать изучению Торы.
Тора начинается с описания Сотворения
мира, чтобы показать, насколько серьезен
вред причиняемый негативными
человеческими свойствами. Дурные качества
души способны разрушить Творение.
Наши Учителя выделяют три «базовых»
негативных качества души: зависть,
вожделение и стремление к славе и почету.
Все остальные — производные от них.
Написано в трактате Авот (гл. 4), что
из-за этих трех качеств, человек прекращает
свое существование.
Тора рассказывает нам о Каине, который
стал жертвой зависти. В результате он
опустился до братоубийства (подробнее о
Каине — см. на сайте, к примеру, в ответе «Что
такое «клеймо Каина»?»,).
Вожделения погубили поколение Потопа (подробнее
— см. на сайте, к примеру, в обзоре
недельной главы Ноах, первый
годовой цикл обсуждения). Причем, небывалый
урон был нанесен не только человечеству, но
даже флоре и фауне (см. на сайте ответ «В
чем вина флоры и фауны, погибших при Потопе?»,
№ 4563).
Поколение Вавилонской башни
руководствовалось стремлением к почету и
славе. Они хотели сделать себе имя. А в
результате частично погибли, частично
деградировали, а те, что остались, утратили
свое единство, разделившись на народы и
языковые группы (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Ноах,
третий годовой цикл обсуждения).
Далее Тора говорит об исправлении,
которое осуществляют семь наставников,
семь лидеров еврейского народа и всего
человечества. Каждый — при помощи своего
доминантного позитивного качества.
Наш праотец Авраам наполнил мир
милосердием (на иврите — хесед). Его сын
Ицхак добавил меру суда (гвура). Сын
Ицхака, Яаков, привнес в мир гармонию (тиферет).
Йосеф (сын Яакова) — стремление к
самосовершенствованию и улучшению мира (йесод).
Моше и Аарон исправили качества, называемые
«нецах» (стойкость) и «hод» (покорность).
А царь Давид — малхут (благородство,
независимость, самообладание).
Практически каждая недельная глава книги Берешит
представляет собой трактат о мидот, где
каждая фраза, по сути — наставление об
исправление и улучшении своих качеств.
Всевышний объясняет Аврааму, что для того,
чтобы его потомки стали избранным народом,
они должны укрепить в себе позитивные черты,
пройти очищение и закалку. Как сказано: «Пришельцами
будут твои потомки в чужой стране. Там будут
угнетать и порабощать их» (Берешит,
гл. 15, ст. 13).
И вот, по слову Всевышнего в Египет
спускаются семьдесят праведников.
Отправляются в изгнание не за грех, не за
преступление. Но — чтобы взрастить и
укоренить особые качества еврейского
народа.
Написано в Теилим (Псалмах царя
Давида): «Милосердие (хесед) отстроит
мир» (гл. 89, ст. 3).
То есть положительные качества способны
строить, поддерживать Творение. Негативные
— обладают разрушительной силой.
Известно, что Всевышний обещал дать
потомкам Авраама земли десяти народов. Но,
выйдя из египетского рабства, евреи
получили во владение земли только семи из
них. Оставшиеся земли достанутся нам на
завершающих этапах нашей духовной работы —
в Шестом тысячелетии.
Почему?
Семь земель соответствуют семи качествам,
которые исправили семь наставников сынов
Израиля. Качества же, относящиеся к трем
высшим сферам, исправить нам еще предстоит.
Как сказано: «И снизойдет на него дух
Всевышнего, дух мудрости и понимания, дух
совета и силы, дух знания и
богобоязненности» (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 11, ст. 2). И только тогда сыны Израиля
расширят пределы Эрец Исраэль (Земли
Израиля).
Таким образом, мы видим, что владение
землей Израиля напрямую зависит от
соответствующих качеств, от исправления мидот.
Теперь мы можем лучше понять комментарий
Раши, в котором он пишет, что Тора
начинается Учением о мидот…
на основе комментария рава Шалома-Ноаха
Бразовского
(Слонимский Ребе, автор книг «Нетивот
Шалом»;
вторая половина 20-го века,
Беларусь – Израиль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|