Место в Торе:
Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана
в принятом, но не совсем точном переводе).
Вначале
на иврите - берешит.
Обсуждение главы
Берешит
1.
Начало Торы напоминает о Бецалеле
Тора начинается словами: «Вначале сотворил Всевышний...» ( Берешит, гл. 1, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 1)
Учителя в качестве комментария приводят фрагмент из книги Шемот — «А Бецалель сделал все, что Всевышний велел Моше»
(гл. 38, ст. 22).
Разъясняя его,
они обращают внимание на некоторую странность, присутствующую в этой фразе.
Написано в ней, что «Бецалель сделал то, что Всевышний велел Моше». Как
это? Причем тут вообще Бецалель?
Дело в том, что Творец поставил перед Моше задачу, и Моше предложил
Бецалелю вариант ее решения. Но Бецалель избрал другой путь. И Моше
признал, что подход Бецалеля больше соответствует замыслу Творца. Поэтому и
написано, что Бецалель сделал все, согласно велению Всевышнего. И не
написано, что он поступил по рекомендации Моше.
И здесь у нас возникает вопрос: какая связь между фрагментом из книги Шемот, его объяснением в Мидраше и первыми словами Торы?
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) эпизод с Моше и
Бецалелем описывается более подробно.
Всевышний велел построить Мишкан (Переносной Храм в пустыне). Моше
предложил Бецалелю начать с храмовой утвари.
— Если я сначала изготовлю сосуды — куда я их помещу? — задался вопросом
Бецалель.
И решил сперва построить сам Мишкан, а затем уже изготовить
отдельные элементы, инструменты и приспособления для храмовой службы. Тогда
каждый элемент, сразу же после изготовления — можно будет поместить туда,
где он и должен находиться.
— Недаром тебя зовут Бецалель! — выразил Моше свое восхищение планом
Бецалеля, — Под сенью Всевышнего ты пребываешь! (Имя Бецалель можно
интерпретировать, как — «под сенью Творца»).
И тут появляется новый вопрос: неужели Моше не понимал, того, что было ясно
и очевидно Бецалелю? Ведь всякий, наверное, сообразит, что сосудам и утвари
требуется хранилище
Моше, видимо, следовал тому же правилу, что действовало в отношении Меноры (храмовый семисвечник).
Согласно этому правило, все ветви Меноры со светильниками, левые и
правые, были сориентированы на центральную ветвь. Так достигалось самое
минимальное распространение света. Чтобы никому не пришло в голову, как
объясняется в Талмуде (трактат Шаббат, лист 22), будто
Всевышнему не хватает света, и Менора нужна Ему для банального
освещения.
Вот и сейчас, Моше считал, что прежде нужно сделать сосуды, а уже потом
построить Мишкан — чтобы никто не подумал, что Творец нуждается в
доме.
Тогда, почему Бецалель не согласился с этой логикой?
— Тот, кто захочет ошибиться — найдет, как это сделать, как бы мы ни
старались, — заключил Бецалель.
И эти слова вызвали восхищение Моше?
Конечно. Ведь когда-то он их уже слышал, причем — от самого Творца.
А дело было так.
В Торе написано: «Создадим человека по образу Нашему» ( Берешит, гл. 1, ст. 26).
Когда Моше, записывая Тору, дошел до этих слов, он удивился. «Создадим…».
Получается, что Всевышний будто бы советовался с малахим
(множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел). Люди
могут подумать, что существуют два начала в мире, равные между собой. То
есть — будто бы существует кто-то равный Всевышнему, с кем Он советуется. А
на самом деле это — совсем не так.
В Мидраше (Мидраш Агада, гл. 1) приводится такой диалог:
— Так может не стоит писать — «создадим человека»? — спросил Моше у Творца.
—Тот, кто захочет ошибиться — найдет как это сделать, — парировал
Всевышний.
Услышав те же слова из уст Бецалеля, Моше воскликнул:
— Ты пребываешь под сенью Творца - повторяешь Его мысли!
Рассказывается в Талмуде (трактат Мегила, лист 9) о том, что
царь Талми (в русском языке — Птолемей) собрал еврейских мудрецов, чтобы те
перевели ему Тору на греческий язык. Все мудрецы, не сговариваясь, перевели
первые слова Торы так: «Всевышний сотворил вначале...». Хотя в оригинале
написано: «Вначале сотворил Всевышний...».
— Почему? — спросите вы.
Дело в том, что фразу «"Вначале сотворил Всевышний...» можно понять и как —
«Вначале сотворил Всевышнего», что, конечно же, в корне — не верно. Ведь
Всевышнего никто не создавал. Поэтому, во избежание ошибок, мудрецы начали
перевод Торы со слова «Всевышний», а не словом «Вначале».
Логика мудрецов близка нам и понятна. Непонятно другое: почему в оригинале
Тора начинается со слов — «Вначале сотворил Всевышний...»? Ведь люди могут
ошибиться и неверно истолковать эти слова.
Тот, кто захочет ошибиться — в любом случае, найдет, как это сделать…
Видите, мы вернулись к Бецалелю. Теперь стало ясно, почему Учителя
усмотрели связь между начальными словами Торы и фрагментом из книги Шемот — «А Бецалель сделал все, что Всевышний велел Моше».
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и
Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
2.
Невидимое слово
Тора начинается описанием процесса Сотворения мира. И мы читаем: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
В русском переводе этого не видно, но если мы заглянем в оригинал, между
словами «Всевышний» и «небо» стоит ивритский предлог «эт». При
переводе мы без него прекрасно обошлись. Так, может, и в оригинале он не
нужен?
Или же слово «эт» несет в себе важную смысловую нагрузку?
Попробуем в этом разобраться.
По смыслу предлог «эт» ближе всего к понятию, которое в иврите можно
выразить словами «ба» или «ата» (пришел, явился).
Слово «ата» схоже с «эт» и по написанию (на иврите). В начале
последней главы Торы, мы находим слово «ата» в сочетании с союзом
«и», который на иврите обозначается буквой «вав». Там сказано: «И
явился (в оригинале — вэ-ата) из среды десятков тысяч...» ( Дварим, гл. 33, ст. 2).
Учитывая это, откроем глубинный смысл, таящийся в первой фразе Торы.
Вначале Всевышний явил (на это намекает «эт») духовные миры - Ацилут, Брия, Йецира и Асия, которые и положили
начало существованию неба и земли.
Теперь продолжим изучать описание творения.
Далее читаем: «Сказал Всевышний: Да будет свет. И был свет» ( Берешит, гл. 1, ст. 3).
Подобными речениями создавался мир. Всевышний повелевает — «Да будет...». И
Его речения обретали сущность.
Но обратим внимание на одну «странность». Во всех случаях о создании
творений в Торе написано: «Да будет… И было так». К примеру, о светилах
сказано: «Да будут светила... И было так" (Берешит, гл. 1,
ст. 14-15). И только о свете — иначе: «Да будет свет. И был свет».
Чем же объясняется это отличие?
Выражение «и было так» показывает, что мир, по сравнению с тем, каким он
был до Речения «Да будет...» — принципиально изменился. В нашем примере,
где говорится о светилах, выражение «и было так» как бы свидетельствует о
том, что мир стал качественно иным, по сравнению с тем, каким он был до
речения «Да будут светила».
Что же не так со светом?
Объяснение этому находим в книге Зогар (составитель —раби Шимон бар Йохай, великий Учитель Мишны, 2-й век; раздел Зогар хадаш, гл. 1).
Там говорится, что свет был получен из бесконечного Света ( ор эйн соф), который существовал изначально. Речением «Да будет
свет», Всевышний отделил от бесконечного света некий объем, необходимый для
формирования миров. Таким образом, произошло не качественное преобразование
(ведь ничего принципиально нового появилось), но — количественное. Потому и
сказано — «и был свет» (свет, который уже и так был до этого).
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь
— Эрец Исраэль)
3. Как покорить землю
Многим известно, что вся Тора начинается со слова «берешит» (см. в книге Берешит, гл. 1, ст. 1), что в переводе означает — «вначале».
Довольно широко известен и комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), разъясняющий,
почему Тора начинается с описания процесса Сотворения мира.
«Надо было бы, казалось, начать Тору, — пишет Раши, — фразой (которая
помещена в книге Шемот, гл. 12, ст. 2): «Этот месяц для вас —
глава месяцев». Этой фразой начинается первая заповедь, данная сынам
Израиля. Почему же Тора начинается все же со слова «берешит», с описания
процесса Сотворения мира?
Потому что, как сказано в Теилим (Псалмы царя Давида) — «Силу
дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение народов» (гл. 111,
ст. 6). Ведь если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие
земли семи народов», то, исходя из описания Сотворения мира, евреи смогут
ответить им: «Вся земля принадлежит Всевышнему. Он сотворил ее и дал ее
тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее (на время) семи народам, и по
воле Своей Он — отнял у них ее и передал нам».
Ну вот, теперь, когда мы ознакомились с содержанием комментария, можно
попытаться понять, содержащиеся в нем глубинные смыслы.
Сказано в книге Зогар, что Всевышний творил мир глядя в Тору.
Таким образом, в каждый элемент творения, во все сущее вошли определенные,
соответствующие ему буквы Торы и искры духовности.
Известно, что в теле человека 248 органов жизнеобеспечения. Столько же
(248) в Торе повелительных заповедей. Жил и сухожилий в человеческом теле —
365. В том же количестве — запреты, записанные в Торе.
Исполняя заповеди, человек тем самым — снабжает соответствующие органы
жизненной силой.
О земле в Торе сказано, что у нее есть уста — «И раскрыла земля уста свои»
(Бамидбар, гл. 16, ст. 32). А еще — глаз. Как написано: «И
покрыл глаз земли…» (там же, гл. 22, ст. 11). И — сердце, о чем мы читаем в
Танахе: «Говорите к сердцу Иерусалима» (книга пророка Йешаягу
, гл. 40, ст. 2).
Речь идет, конечно же — о духовных понятиях. Очевидно, в духовном смысле, у
земли — те же 248 жизненных органов, что и у человека. И как у человека,
они связаны с заповедями Торы.
Когда человек выполняет заповеди — он тем самым подчиняет себе жизненно
важные органы земли (все понимают, надеюсь, что это упрощенно-условное
изложение). И благодаря этому — покоряет землю.
Именно так сыны Израиля, под предводительством Иегошуа бин Нуна
(ученик, духовный наследник, последователь и преемник Моше Рабейну), и
овладели землей Кенаанской, землей семи народов.
Иегошуа бин Нун умел определять жизненные точки и сердце каждого города. И
знал, какие заповеди с ним связаны. Евреи выполняли заповеди, и города,
один за другим — падали им в руки. Невзирая на то, что города были
укреплены и защищали их хорошо обученные воины.
Написано в Теилим: «Силу дел Своих явил Он народу Своему».
Всевышний, описывая процесс Сотворения мира, показал жизненные точки
(назовем это так) каждого его элемента. И дал избранному народу инструменты
(заповеди), с помощью которых можно воздействовать на жизненные центры и
преобразовывать мир.
И если народы мира скажут: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов»
(разбойники и оккупанты — знакомые обвинения, не правда ли?). Ответить на
это по-настоящему можно только — исполнением заповедей Всевышнего.
Насколько мы их исполняем — настолько и овладеваем землей, настолько
покоряем ее.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь
— Эрец Исраэль)
4. Речения увеличивают милосердие
Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний...» ( Берешит, гл. 1, ст. 1).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что здесь
использовано Имя Всевышнего, символизирующее меру суда.
Почему не Имя милосердия? — ставит Раши вопрос.
И объясняет, что вначале Всевышний хотел создать мир на основе строгого
правосудия. Но увидев, что такой мир окажется не жизнеспособным, выслал
вперед милосердие и соединил его с правосудием. На это намекает сказанное:
«В день созидания Творцом Всевышним земли и неба» (Берешит,
гл.2, ст.4).
Здесь Творец — Имя, связанное с милосердием, а Всевышний — с мерой суда.
Мир, как известно, создан Десятью Речениями.
В Мишне (трактат Авот, гл. 5, мишна 1) Учителя задаются
вопросом: почему понадобилось целых десять Речений, ведь Всевышний мог
обойтись и одним?
И отвечают: чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, созданный не
одним, а десятью речениями. И, чтобы дать награду праведникам, созидающим
мир, мир, сотворенный аж десятью Речениями.
Желание наградить — понятно. Ведь Творец — добр и милосерден. Как сказано:
«Мир строится на милосердии» (Теилим — Псалмы царя Давида,
гл. 89, ст. 3).
Но откуда, в таком случае — проистекает желание взыскать?
Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно дать ответ на другой. Наши
Учителя задавались вопросом: почему мир был создан десятью Речениями,
десятью, а не одним?
Его, этот вопрос, можно усилить — для чего вообще нужны были Речения? Ведь
Всевышний мог создать мир — силой мысли.
И действительно, вначале Всевышний мыслил создать мир на основе строгого
правосудия. Мыслил. То есть — хотел обойтись без речений. А мысль связана с
мерой суда.
Однако Всевышний увидел, что в этом случае мир — не устоит. Тогда Он
«выслал вперед милосердие», которое связано с речью.
Выходит, чем больше Речений — тем сильнее милосердие.
Всевышний не ограничился только мыслью, Он добавил к ней — Речения. И тем
самым подарил миру возможность существовать. За это мы каждый день
благодарим Творца в молитве — «Благословен, тот, кто сказал!».
Благодаря этому был создан мир.
Впрочем, мысль, та самая изначальная — никуда не делась. И это она
взыскивает со злодеев.
А теперь — еще одно замечание.
Из жизненного опыта нам известно, что наказание, сопровождаемое криками,
переносится легче, чем то, которое человек получает в молчании, в полной
тишине. Ведь по интонации и по громкости раздраженного голоса можно понять,
насколько сильно сердится тот, кто наказывает, как скоро уляжется его гнев
и, соответственно — завершится наказание.
Когда же палач не издает ни звука — нет никакой возможности судить ни о
продолжительности экзекуции, ни о ее размерах. И эта неизвестность
усугубляет тяжесть наказания.
на основе комментария рава рава Хаима Рапопорта
(автор книги «Маим Хаим»; Польша, умер в 1839 году)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана
в принятом, но не совсем точном переводе).
Вначале
на иврите - берешит.
Обсуждение главы
Берешит
1.
Начало Торы напоминает о Бецалеле
Тора начинается словами: «Вначале сотворил Всевышний...» ( Берешит, гл. 1, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 1)
Учителя в качестве комментария приводят фрагмент из книги Шемот — «А Бецалель сделал все, что Всевышний велел Моше»
(гл. 38, ст. 22).
Разъясняя его,
они обращают внимание на некоторую странность, присутствующую в этой фразе.
Написано в ней, что «Бецалель сделал то, что Всевышний велел Моше». Как
это? Причем тут вообще Бецалель?
Дело в том, что Творец поставил перед Моше задачу, и Моше предложил
Бецалелю вариант ее решения. Но Бецалель избрал другой путь. И Моше
признал, что подход Бецалеля больше соответствует замыслу Творца. Поэтому и
написано, что Бецалель сделал все, согласно велению Всевышнего. И не
написано, что он поступил по рекомендации Моше.
И здесь у нас возникает вопрос: какая связь между фрагментом из книги Шемот, его объяснением в Мидраше и первыми словами Торы?
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) эпизод с Моше и
Бецалелем описывается более подробно.
Всевышний велел построить Мишкан (Переносной Храм в пустыне). Моше
предложил Бецалелю начать с храмовой утвари.
— Если я сначала изготовлю сосуды — куда я их помещу? — задался вопросом
Бецалель.
И решил сперва построить сам Мишкан, а затем уже изготовить
отдельные элементы, инструменты и приспособления для храмовой службы. Тогда
каждый элемент, сразу же после изготовления — можно будет поместить туда,
где он и должен находиться.
— Недаром тебя зовут Бецалель! — выразил Моше свое восхищение планом
Бецалеля, — Под сенью Всевышнего ты пребываешь! (Имя Бецалель можно
интерпретировать, как — «под сенью Творца»).
И тут появляется новый вопрос: неужели Моше не понимал, того, что было ясно
и очевидно Бецалелю? Ведь всякий, наверное, сообразит, что сосудам и утвари
требуется хранилище
Моше, видимо, следовал тому же правилу, что действовало в отношении Меноры (храмовый семисвечник).
Согласно этому правило, все ветви Меноры со светильниками, левые и
правые, были сориентированы на центральную ветвь. Так достигалось самое
минимальное распространение света. Чтобы никому не пришло в голову, как
объясняется в Талмуде (трактат Шаббат, лист 22), будто
Всевышнему не хватает света, и Менора нужна Ему для банального
освещения.
Вот и сейчас, Моше считал, что прежде нужно сделать сосуды, а уже потом
построить Мишкан — чтобы никто не подумал, что Творец нуждается в
доме.
Тогда, почему Бецалель не согласился с этой логикой?
— Тот, кто захочет ошибиться — найдет, как это сделать, как бы мы ни
старались, — заключил Бецалель.
И эти слова вызвали восхищение Моше?
Конечно. Ведь когда-то он их уже слышал, причем — от самого Творца.
А дело было так.
В Торе написано: «Создадим человека по образу Нашему» ( Берешит, гл. 1, ст. 26).
Когда Моше, записывая Тору, дошел до этих слов, он удивился. «Создадим…».
Получается, что Всевышний будто бы советовался с малахим
(множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел). Люди
могут подумать, что существуют два начала в мире, равные между собой. То
есть — будто бы существует кто-то равный Всевышнему, с кем Он советуется. А
на самом деле это — совсем не так.
В Мидраше (Мидраш Агада, гл. 1) приводится такой диалог:
— Так может не стоит писать — «создадим человека»? — спросил Моше у Творца.
—Тот, кто захочет ошибиться — найдет как это сделать, — парировал
Всевышний.
Услышав те же слова из уст Бецалеля, Моше воскликнул:
— Ты пребываешь под сенью Творца - повторяешь Его мысли!
Рассказывается в Талмуде (трактат Мегила, лист 9) о том, что
царь Талми (в русском языке — Птолемей) собрал еврейских мудрецов, чтобы те
перевели ему Тору на греческий язык. Все мудрецы, не сговариваясь, перевели
первые слова Торы так: «Всевышний сотворил вначале...». Хотя в оригинале
написано: «Вначале сотворил Всевышний...».
— Почему? — спросите вы.
Дело в том, что фразу «"Вначале сотворил Всевышний...» можно понять и как —
«Вначале сотворил Всевышнего», что, конечно же, в корне — не верно. Ведь
Всевышнего никто не создавал. Поэтому, во избежание ошибок, мудрецы начали
перевод Торы со слова «Всевышний», а не словом «Вначале».
Логика мудрецов близка нам и понятна. Непонятно другое: почему в оригинале
Тора начинается со слов — «Вначале сотворил Всевышний...»? Ведь люди могут
ошибиться и неверно истолковать эти слова.
Тот, кто захочет ошибиться — в любом случае, найдет, как это сделать…
Видите, мы вернулись к Бецалелю. Теперь стало ясно, почему Учителя
усмотрели связь между начальными словами Торы и фрагментом из книги Шемот — «А Бецалель сделал все, что Всевышний велел Моше».
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и
Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
2.
Невидимое слово
Тора начинается описанием процесса Сотворения мира. И мы читаем: «Вначале
сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
В русском переводе этого не видно, но если мы заглянем в оригинал, между
словами «Всевышний» и «небо» стоит ивритский предлог «эт». При
переводе мы без него прекрасно обошлись. Так, может, и в оригинале он не
нужен?
Или же слово «эт» несет в себе важную смысловую нагрузку?
Попробуем в этом разобраться.
По смыслу предлог «эт» ближе всего к понятию, которое в иврите можно
выразить словами «ба» или «ата» (пришел, явился).
Слово «ата» схоже с «эт» и по написанию (на иврите). В начале
последней главы Торы, мы находим слово «ата» в сочетании с союзом
«и», который на иврите обозначается буквой «вав». Там сказано: «И
явился (в оригинале — вэ-ата) из среды десятков тысяч...» ( Дварим, гл. 33, ст. 2).
Учитывая это, откроем глубинный смысл, таящийся в первой фразе Торы.
Вначале Всевышний явил (на это намекает «эт») духовные миры - Ацилут, Брия, Йецира и Асия, которые и положили
начало существованию неба и земли.
Теперь продолжим изучать описание творения.
Далее читаем: «Сказал Всевышний: Да будет свет. И был свет» ( Берешит, гл. 1, ст. 3).
Подобными речениями создавался мир. Всевышний повелевает — «Да будет...». И
Его речения обретали сущность.
Но обратим внимание на одну «странность». Во всех случаях о создании
творений в Торе написано: «Да будет… И было так». К примеру, о светилах
сказано: «Да будут светила... И было так" (Берешит, гл. 1,
ст. 14-15). И только о свете — иначе: «Да будет свет. И был свет».
Чем же объясняется это отличие?
Выражение «и было так» показывает, что мир, по сравнению с тем, каким он
был до Речения «Да будет...» — принципиально изменился. В нашем примере,
где говорится о светилах, выражение «и было так» как бы свидетельствует о
том, что мир стал качественно иным, по сравнению с тем, каким он был до
речения «Да будут светила».
Что же не так со светом?
Объяснение этому находим в книге Зогар (составитель —раби Шимон бар Йохай, великий Учитель Мишны, 2-й век; раздел Зогар хадаш, гл. 1).
Там говорится, что свет был получен из бесконечного Света ( ор эйн соф), который существовал изначально. Речением «Да будет
свет», Всевышний отделил от бесконечного света некий объем, необходимый для
формирования миров. Таким образом, произошло не качественное преобразование
(ведь ничего принципиально нового появилось), но — количественное. Потому и
сказано — «и был свет» (свет, который уже и так был до этого).
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь
— Эрец Исраэль)
3. Как покорить землю
Многим известно, что вся Тора начинается со слова «берешит» (см. в книге Берешит, гл. 1, ст. 1), что в переводе означает — «вначале».
Довольно широко известен и комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), разъясняющий,
почему Тора начинается с описания процесса Сотворения мира.
«Надо было бы, казалось, начать Тору, — пишет Раши, — фразой (которая
помещена в книге Шемот, гл. 12, ст. 2): «Этот месяц для вас —
глава месяцев». Этой фразой начинается первая заповедь, данная сынам
Израиля. Почему же Тора начинается все же со слова «берешит», с описания
процесса Сотворения мира?
Потому что, как сказано в Теилим (Псалмы царя Давида) — «Силу
дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение народов» (гл. 111,
ст. 6). Ведь если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие
земли семи народов», то, исходя из описания Сотворения мира, евреи смогут
ответить им: «Вся земля принадлежит Всевышнему. Он сотворил ее и дал ее
тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее (на время) семи народам, и по
воле Своей Он — отнял у них ее и передал нам».
Ну вот, теперь, когда мы ознакомились с содержанием комментария, можно
попытаться понять, содержащиеся в нем глубинные смыслы.
Сказано в книге Зогар, что Всевышний творил мир глядя в Тору.
Таким образом, в каждый элемент творения, во все сущее вошли определенные,
соответствующие ему буквы Торы и искры духовности.
Известно, что в теле человека 248 органов жизнеобеспечения. Столько же
(248) в Торе повелительных заповедей. Жил и сухожилий в человеческом теле —
365. В том же количестве — запреты, записанные в Торе.
Исполняя заповеди, человек тем самым — снабжает соответствующие органы
жизненной силой.
О земле в Торе сказано, что у нее есть уста — «И раскрыла земля уста свои»
(Бамидбар, гл. 16, ст. 32). А еще — глаз. Как написано: «И
покрыл глаз земли…» (там же, гл. 22, ст. 11). И — сердце, о чем мы читаем в
Танахе: «Говорите к сердцу Иерусалима» (книга пророка Йешаягу
, гл. 40, ст. 2).
Речь идет, конечно же — о духовных понятиях. Очевидно, в духовном смысле, у
земли — те же 248 жизненных органов, что и у человека. И как у человека,
они связаны с заповедями Торы.
Когда человек выполняет заповеди — он тем самым подчиняет себе жизненно
важные органы земли (все понимают, надеюсь, что это упрощенно-условное
изложение). И благодаря этому — покоряет землю.
Именно так сыны Израиля, под предводительством Иегошуа бин Нуна
(ученик, духовный наследник, последователь и преемник Моше Рабейну), и
овладели землей Кенаанской, землей семи народов.
Иегошуа бин Нун умел определять жизненные точки и сердце каждого города. И
знал, какие заповеди с ним связаны. Евреи выполняли заповеди, и города,
один за другим — падали им в руки. Невзирая на то, что города были
укреплены и защищали их хорошо обученные воины.
Написано в Теилим: «Силу дел Своих явил Он народу Своему».
Всевышний, описывая процесс Сотворения мира, показал жизненные точки
(назовем это так) каждого его элемента. И дал избранному народу инструменты
(заповеди), с помощью которых можно воздействовать на жизненные центры и
преобразовывать мир.
И если народы мира скажут: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов»
(разбойники и оккупанты — знакомые обвинения, не правда ли?). Ответить на
это по-настоящему можно только — исполнением заповедей Всевышнего.
Насколько мы их исполняем — настолько и овладеваем землей, настолько
покоряем ее.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь
— Эрец Исраэль)
4. Речения увеличивают милосердие
Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний...» ( Берешит, гл. 1, ст. 1).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что здесь
использовано Имя Всевышнего, символизирующее меру суда.
Почему не Имя милосердия? — ставит Раши вопрос.
И объясняет, что вначале Всевышний хотел создать мир на основе строгого
правосудия. Но увидев, что такой мир окажется не жизнеспособным, выслал
вперед милосердие и соединил его с правосудием. На это намекает сказанное:
«В день созидания Творцом Всевышним земли и неба» (Берешит,
гл.2, ст.4).
Здесь Творец — Имя, связанное с милосердием, а Всевышний — с мерой суда.
Мир, как известно, создан Десятью Речениями.
В Мишне (трактат Авот, гл. 5, мишна 1) Учителя задаются
вопросом: почему понадобилось целых десять Речений, ведь Всевышний мог
обойтись и одним?
И отвечают: чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, созданный не
одним, а десятью речениями. И, чтобы дать награду праведникам, созидающим
мир, мир, сотворенный аж десятью Речениями.
Желание наградить — понятно. Ведь Творец — добр и милосерден. Как сказано:
«Мир строится на милосердии» (Теилим — Псалмы царя Давида,
гл. 89, ст. 3).
Но откуда, в таком случае — проистекает желание взыскать?
Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно дать ответ на другой. Наши
Учителя задавались вопросом: почему мир был создан десятью Речениями,
десятью, а не одним?
Его, этот вопрос, можно усилить — для чего вообще нужны были Речения? Ведь
Всевышний мог создать мир — силой мысли.
И действительно, вначале Всевышний мыслил создать мир на основе строгого
правосудия. Мыслил. То есть — хотел обойтись без речений. А мысль связана с
мерой суда.
Однако Всевышний увидел, что в этом случае мир — не устоит. Тогда Он
«выслал вперед милосердие», которое связано с речью.
Выходит, чем больше Речений — тем сильнее милосердие.
Всевышний не ограничился только мыслью, Он добавил к ней — Речения. И тем
самым подарил миру возможность существовать. За это мы каждый день
благодарим Творца в молитве — «Благословен, тот, кто сказал!».
Благодаря этому был создан мир.
Впрочем, мысль, та самая изначальная — никуда не делась. И это она
взыскивает со злодеев.
А теперь — еще одно замечание.
Из жизненного опыта нам известно, что наказание, сопровождаемое криками,
переносится легче, чем то, которое человек получает в молчании, в полной
тишине. Ведь по интонации и по громкости раздраженного голоса можно понять,
насколько сильно сердится тот, кто наказывает, как скоро уляжется его гнев
и, соответственно — завершится наказание.
Когда же палач не издает ни звука — нет никакой возможности судить ни о
продолжительности экзекуции, ни о ее размерах. И эта неизвестность
усугубляет тяжесть наказания.
на основе комментария рава рава Хаима Рапопорта
(автор книги «Маим Хаим»; Польша, умер в 1839 году)
5. Мир устоял благодаря Моше
В Торе о Сотворении мира говорится: «Вначале (на иврите — берешит)
сотворения Всевышним неба и земли…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век) объясняет, что слово «берешит» намекает на саму Тору. Эта она
названа, как написано в Мишлей (Притчи царя Шломо; гл. 8, ст.
22) — «началом (на иврите — решит) Его пути».
А еще, как говорится в другом месте Танаха, намекает — на Израиль, о
котором сказано, что он «начаток» (решит) плодов Его» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 3).
Исходя из всего этого, первую фразу Торы нужно понимать так: «Ради Торы и
Израиля, которые зовутся началом, сотворил Всевышний небо и землю».
В Мидраше Ялкут Шимони находим дополнение к словам Раши. Там
сказано, что был сотворен мир — в заслугу Моше.
Но откуда это видно?
Написано: «И был вечер, и было утро — день шестой» (Берешит,
гл. 1, ст. 31).
Слово «шестой» в этом фрагменте Торы употреблено с определенным артиклем.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) разъясняется, что это —
намек на шестой день месяца Сивана — день, когда сыны Израиля получили
Тору.
Таким образом, Всевышний обусловил существование мира, принятием Торы. Если
евреи согласятся принять Тору — мир продолжит существовать. Откажутся —
вернется в состояние первозданного хаоса.
6-го Сивана, как мы знаем, сыны Израиля — приняли Тору. Мир вздохнул с
облегчением. Но не прошло много времени, и евреи сотворили золотого тельца.
Узнав об этом, Моше разбил Скрижали, олицетворяющие Тору.
Возникает вопрос: за счет чего тогда существовал мир, если, создав золотого
тельца, Израиль утратил все свои привилегии (золотой телец свидетельствовал
о полном пренебрежении Торо), а сама Тора была разбита?
Моше в создании золотого тельца — не участвовал. Значит, дарование Торы
продолжало держаться на нем. Получается, пока не были даны вторые Скрижали,
мир существовал в заслугу Моше, ведь у Израиля тогда никаких заслуг еще не
было.
На это намекают также и последние слова Торы: «И по всем могучим деяниям...
которые совершил Моше на глазах у всего Израиля» (Дварим, гл.
34, ст. 12).
На глазах у всего Израиля Моше разбил первые Скрижали, — отмечает Раши.
Но почему тогда мироздание продолжило свой неутомимый бег? Почему не кануло
в безвременье? Почему не возвратилось в хаос?
И отвечает на это Тора своей первой фразой: «Берешит». То есть — в заслугу
Моше.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина
19-го, Братислава, Словакия)
Автор текста Мордехай Вейц
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения