МИШПАТИМ 
"МИШПАТИМ"
МИШПАТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИШПАТИМ"

24.01.2022, 22 Shevat, 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ки Таво»

Место в Торе: Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.

Обсуждение главы Ки Таво

1. Бережно наполнять корзину

Наша недельная глава начинается словами: «И будет, когда придешь на землю, которую Всевышний дает тебе в удел... возьми начатки всех плодов земли... и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Всевышний» (Дварим, гл. 26, ст. 1-2).

Из этого отрывка, — наставляют Учителя, — можно научиться, как вести себя в земном мире, чтобы удостоится мира Будущего.

Для того, чтобы это понять, нам надо разобраться в отдельных фрагментах процитированной выше фразы.

Слово «земля» здесь символизирует Будущий мир. Как сказано: «Праведники навечно унаследуют землю» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 60, ст. 21).

В этом высказывании пророк Йешаягу говорит о том, что души праведников не будут возвращены в материальный мир, но останутся вечно пребывать в мирах духовных. 

Намек на Будущий мир содержится и употребленном в нашем отрывке слове «удел». В Танахе, в книге Мишлей (Притчи царя Шломо; в русском языке — Соломон) написано: «В удел любящим Меня — сущее» (гл. 8, ст. 21).

Таким образом, мы можем открыть в процитированном в начале обзора отрывке («И будет, когда придешь на землю, которую Всевышний дает тебе в удел») дополнительный смысл: «И будет, когда захочешь приобрести Будущий мир, который Всевышний уготовал тебе…».

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 10) Учителя сообщают нам, что все сыны Израиля имеют удел в будущем мире.

Теперь рассмотрим следующую часть фразы: «…возьми начатки всех плодов земли...».

«Начаток» (в оригинале Торы — решит) — это мудрость (хохма). И об этом в Теилим (Псалмы царя Давида) прямо сказано: «Начаток — мудрость» (гл. 111, ст. 10). 

В каждом элементе творения сокрыты искры святости. Эти искры и есть — мудрость. Как написано: «Все с мудростью сотворил» (там же, гл. 104, ст. 24).

Наша задача — собрать эту мудрость, то есть — высвободить искры святости из материального плена и вернуть их Творцу. В этом и состоит служение человека Всевышнему в материальном мире.

Учителя называют человека — «говорящим». И, действительно, речь — бесценный дар Творца. Поэтому нам следует тщательно обдумывать, взвешивать и контролировать все, что выходит из уст. Так, будто бы мы раздаем бриллианты. 

Далее читаем — «…и положи в корзину (в оригинале употреблено слово тэна)».

Буквы, из которых состоит слово тэна (тав и нун), одновременно — начальные буквы слов таамим (кантилляция, то есть — интонирование фраз, для которого Тора использует определенные знаки) и некудот (огласовки, заменяющие в иврите гласные буквы).

Слово «положи» (на иврите — вэсамта), в отличие от нейтрального русского глагола «класть», обозначает, как разъясняют в Талмуде Учителя — «уложить очень бережно, с особой аккуратностью» (трактат Темура, лист 34). 

Таким образом, в контексте нашего анализа цитаты, мы понимаем, что необходимо следить не только за содержанием сказанного, но и за каждой произнесенной буквой, за каждой интонацией. И только тот, кто «бережно укладывает в корзину» слова — удостоится жизни в Будущем мире.

Особенно важно придерживаться этого правила во время молитвы. Слова молитвы, произнесенные автоматически, которым не сопутствует соответствующая мысль, адекватное движение сердца, скорее всего — затеряются, не достигнув цели. Уйдут в никуда фразы, сказанные скороговоркой, слова с «проглоченными» буквами, молитвы, которые пробубнили. И лишь «корзины» с аккуратно сложенными молитвами будут доставлены по назначению. 

Конечно же, столь внимательное отношение к словам должно присутствовать и в изучении Торы. Ведь каждый кантилляционный знак в ней, каждая буковка находятся на своем месте неспроста. Есть обычай, изучать Тору, как бы распевая ее на особый мотив. Этот обычай получил наибольшее распространение при изучении Талмуда. 

Слово, использованное Торой в значении «и будет» (на иврите — вэhая) намекает на радость.

Служение Творцу должно вызывать радость и душевный подъем. Ведь возможность исполнять заповеди — радость. Тот, кто служит Всевышнему из любви к Нему — по-настоящему счастлив.

Великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) пишет, что искры святости, возносят к Небесам радость и восхваление Творцу. Как сказано: «Восхвалю Тебя Всевышний, потому что вознес Ты меня" (Теилим, гл. 30, ст. 2). 

на основе комментария рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

2. Как преуспеть в жизни

 

В нашей недельной главе читаем: «Возьми начатки всех плодов земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).

В своем комментарий к данному фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) рассказывает, что человек, выходя в свой сад и увидев инжир, который принес первые плоды, или, например — первую гроздь винограда, он повязывал на них лозу и говорил: «Это — начатки (первинки)».

Интересно, почему первые плоды нужно было помечать именно лозой, а не иначе?

В этом заложен глубокий смысл, — поясняет Раши. — Увидев в своем саду деревья, усыпанные плодами, человек может возгордиться результатами своего труда. Ведь все это — он вырастил. Поэтому и постановили Учителя привязывать лозу. Буквы слова "лоза" (на иврите — гами) — аббревиатурой выражения «велики деяния Всевышнего». И подобно тому, как лоза выросла, хоть и не трудилась над ней рука человека, так и весь урожай прекрасных плодов наполнит закрома по Милости Творца. Благодарность которому и символизирует заповедь о приношении первых плодов (бикурим).

В такой форме Тора дает нам наставление, как преуспеть в делах. И мы узнаем, что в данной сфере очень важно заручиться надежной поддержкой. Поэтому, прежде чем начать «бизнес» — полезно взять в партнеры Всевышнего. 

Каким образом?

Выделить ему долю в каждом своем начинании. Ведь, если у истоков стоит Творец, то в успехе можно не сомневаться. А достигнутый успех не даст повода возгордиться. Ведь в деле участвовал Партнер. И, может, это именно Его вклад был — решающим.

Это правило действительно в любом начинании. А потому необходимо правильно начинать год. Если начало года будет посвящено Всевышнему и выполнению Его заповедей — то и весь год пройдет под Его покровительством.

Известно, что фундамент, который с детства заложен в человеке, потом во многом определяет всю его дальнейшую жизнь. Поэтому жизненно необходимо привлечь Творца к воспитанию детей. Время и силы, которые ребенок посвятит Всевышнему, получая знания и совершая добрые поступки — будут восприняты Небесами, как «начатки» его первых дел. И на протяжении всей своей жизни он будет собирать чудесные плоды детства и юности, которые он провел с пользой.  

Но тот, кто на заре своих дней растрачивал свое время впустую — еще долго потом будет страдать от сорняков и колючек, забивающих в его жизни ростки добра. И горький привкус незрелых плодов и прежних ошибок надолго станет его спутником.

Привязывание лозы к первым плодам, посвященным Творцу, намекает на связь с Творцом. Человек, с малых лет прикрепивший себя к Нему, всю жизнь извлекает пользу от этого союза, который с течением времени только крепнет. 

Приучить себя уже с юности все начинания осуществлять в союзе с Творцом, посвящать Ему начатки плодов, все крепче и крепче привязывать себя к Нему выполнением Его заповедей — в этом и заключается главный секрет успешной жизни. 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под псевдонимом Хидушей а-Рим, который получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;

конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

и рава Йосефа Бергера

(Израиль, наши дни)

.

 

 

3. Плод дерева или плод земли?

 

Как мы уже говорили, наша недельная глава начинается с заповеди о приношении первых плодов, которые надо было аккуратно сложить в корзину и доставить в Иерусалимский Храм. И в тексте Торы читаем: «Возьми первинки (на иврите — бикурим) всех плодов земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).

Известно, что для этого приношения отделяют «первинки» (бикурим) от семи видов плодов. И большинство из них (инжир, гранаты, виноград, маслины, финики) — растут на деревьях.

Возникает, казалось бы, закономерный вопрос: если «первинки» отделяются в основном (пять видов из семи) от плодов деревьев, почему же тогда в Торе они названы — «плодами земли»?

В Талмуде (трактат Бикурим, раздел 3, мишна 1) рассказывается, как проходил процесс отделения первых плодов.

Человек входил в свой сад и, увидев, что на смоковнице (инжирное дерево) появились первые ягоды, что первые грозди винограда свисают со стеблей в винограднике, и первые гранаты проглядывают сквозь листву гранатового дерева — брал лозу, помечал ею «первинки» и произносил: «Вот это — начатки (бикурим)».

По понятным причинам, выделение первинок осуществлялось на ранней стадии процесса созревания плодов. И если бы кто-то решил съесть такой незрелый еще плод, в благословении (на иврите — бераха), которое произносится перед этим, он должен был бы, вместо обычного, на зрелый плод — …боре при hа-эц («сотворивший плод дерева»), сказать — …боре при hа-адама («сотворивший плод земли»).

Вероятно, этому правилу и обучает нас Тора, говоря: «Возьми первинки всех плодов земли», а не плодов дерева.

Кроме того, следует отметить, что к семи видам плодов, от которых нужно было отделять первинки, относились также пшеница и ячмень. А они, как известно, не растут на деревьях. При этом, пшеница считается самым важным, основным видом «плодов» из семи. Ведь из пшеницы делают хлеб — главную составляющую трапезы. 

В приношении первинок содержится и еще один значимый аспект.

Этим приношением еврей выражает благодарность Всевышнему за дарованную ему Землю Израиля. Поэтому и подчеркивается в Торе, что речь идет именно о плодах земли, плодах, выращенных в Эрец Исраэль.

Первый человек, Адам, был создан, как известно, из праха земного. Когда же он совершил роковую ошибку, ослушавшись Творца — земля была проклята. Как сказано: «Сорняки и колючки произрастит она» (Берешит, гл. 3, ст. 17-18).

Выполняя заповедь о приношении первых плодов Всевышнему, еврей способствует «утешению» земли и тому, что на землю нисходит благословение Небес.

на основе комментария раби Хаима-Йосефа-Давида Азулая (Хида; 18 век)

.

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Для молочного и для мясного можно пользоваться одной плитой?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля