Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ки Таво»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую
Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.
Обсуждение
главы Ки Таво
1. Путешествие души
В первых 11-ти фразах нашей
недельной главы говорится, в том числе, и об уходе человека из этого мира. И мы
читаем: «И будет: когда придешь в страну, которую Всевышний, дает тебе в удел...
И радуйся всему добру, которое дал Всевышний, тебе и дому твоему — ты и левит, и
пришелец, что в среде твоей» (Дварим, гл. 26, ст. 1-11).
Рассмотрим их в этом ракурсе.
«И будет: когда придешь в
страну, которую Всевышний, дает тебе в удел…».
Душа человека после его смерти
поднимается в высший мир, чтобы получить свой «удел» — полагающуюся ему награду,
которую он заработал при жизни служением Творцу.
«Возьми первые плоды земли,
которые получишь от земли твоей... И пойди на место, которое изберет Всевышний»
(там же, ст. 2).
То есть — «возьми» заповеди,
которые выполнял при жизни.
«И приди к коэну, который
будет в те дни» (там же, ст. 3).
Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.) пишут (трактат Менахот, лист 110) пишут, что
малах (в условном переводе — ангел) Михаэль подводит души праведников к
мизбеаху (в условном переводе — жертвенник), находящемуся в духовном
мире.
Далее сказано: «И возьмет
коэн корзину из твоих рук и поставит ее перед мизбеахом Всевышнего» (Дварим,
гл. 26, ст. 4). И в следующей фразе — «А ты возгласи и скажи перед Всевышним:
"Арамеец хотел погубить моего отца"» (там же, ст. 5).
Под словом «арамеец»
подразумевается — йецер
hа-ра
(дурное начало), из-за которого Адам совершил прегрешение. Нужно понимать, что
единственная задача и желание йцера — погубить нас.
В той же фразе (ст. 5) читаем:
«И сошел он (мой отец) в Египет. И жил там с немногими людьми. Но — превратился
в многочисленный и сильный народ».
За свою роковую ошибку Адам был
изгнан из Ган Эдена (условно — райский сад). Нам, потомкам Адама, по его
вине приходится переживать тяжелейшие испытания.
В юности человек исполняет лишь
немногие заповеди. Повзрослев, он усиливает исполнение мицвот (заповедей)
и, благодаря этому — сам становится сильным.
В следующей фразе (там же, 6)
читаем, что «египтяне с нами плохо обращались и угнетали нас». То есть —
подвергались мы тяжелейшим испытаниям. И как же нам удалось с ними справиться?
Ответ в Торе (там же, ст. 7) —
«И воззвали мы к Всевышнему наших отцов, и услышал Он нас».
Творец всегда помогает человеку
в борьбе с дурным началом. Если бы не Его помощь — мы вовеки не справились бы с
ним.
Но в чем же эта помощь
заключается?
Написано: «И вывел нас Творец из
Египта рукою сильной... и знамениями, и чудесами. И привел нас на это место (там
же, ст. 8-9).
Он, Всевышний, вывел нас, и мы,
наконец-то, добрались до Грядущего мира.
И что мы сумели принести с
собой?\
Говорится на это в Торе: «И вот
я принес первые плоды урожая и поставил их перед Всевышним» (там же, ст. 10).
Теперь, в конце земного пути,
настало время радости, радости от награды, дожидавшейся нас.
«И радуйся всему добру, которое
Всевышний дает тебе и дому твоему, — читаем мы в заключительной части
рассматриваемого отрывка. — Радуйся ты и левит, и пришелец, что в среде твоей».
Под «домом» здесь
подразумевается тело. В словах «радуйся ты и левит» — намек на йецер
hа-тов
(хорошее, доброе начало человеке). А «пришелец, что в среде твоей» — дурное
начало в тебе.
на основе комментария рава Элазара-Менахема Шаха
(главы йешивы «Поневеж», Израиль, вторая половина 20-го века)
2. Первые плоды и
прегрешение разведчиков
В нашей недельной главе
говорится о заповеди приношения первых плодов урожая (бикурим).
Написано: «Возьми от начатка
всякого плода земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).
Заповедь о бикурим —
исправление ошибки разведчиков.
Вспомним, как разведчики,
отправленные присмотреться к землям, на которых предстояло поселиться народу
Израиля, вернувшись, негативно отозвались о них. Мол, пожирает эта земля своих
жителей и населена великанами.
Так вот, заповедь о приношении
первых плодов, среди всего прочего — призвана исправить последствия хулы,
возведенной разведчиками. Заповедь о бикурим — пропитана любовью к
Эрец Исраэль (Земля Израиля). И не случайно она относится не ко всем плодам,
но только — к семи их видам, к тем, которыми славится Земля Израиля.
В Мишне (трактат Бикурим,
гл. 3, мишна 1) описывается самое начало выполнения этой заповеди. Выходит
человек в свой сад, а там появились первые плоды инжира, начала вызревать на
солнце виноградная гроздь, сквозь листья проглядывает маленький пока еще гранат.
Хозяин привязывает лозу к первинкам, провозглашая: «Это — бикурим!».
Обратим внимание, что в Мишне
упомянуты лишь три вида плодов из семи. Именно эти плоды принесли разведчики из
Эрец Исраэль (тогда она называлась — Кенаан).
И в Торе об этом написано: «И
дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда... и
взяли еще из плодов граната и инжира» (Бамидбар, гл. 13, ст. 23).
Разведчики принесли эти плоды,
чтобы охаять землю породившую их. В Мишне же и о плодах, и о земле говорится — с
любовью. Так осуществляется тикун (исправление) проступка разведчиков.
Во фразе — «Возьми от начатка
всякого плода земли», содержится и намек на то, как достигать поставленных перед
собой целей.
Слова «возьми от начатка»
подразумевают необходимость мыслить здраво, оценивая собственный путь. Сколько
бы ты ни прошел, двигаясь к намеченной цели — всегда относись к себе так, как
будто ты стоишь в самом начале дороги. Считай весь проделанный путь — лишь
«начатком». Потому что тот, кто думает, что преодолел уже половину пути, что
находится где-то посередине — там застрянет и не продвинется дальше.
Допустим, талантливый юноша
преуспевает в учебе. Соученики считают его — лучшим, учителя и наставники — души
в нем не чают. И вот, парень решил, что достиг всего. Значит, можно позволить
себе притормозить, не вкалывать в полную силу, надеясь на свои способности.
Это — начало духовного заката.
Очень скоро его обставят заурядные соученики. А еще через какое-то время он
окажется в самом хвосте.
Только тот, кто считает, что все
еще находится в самом начале, невзирая на то, сколько он в действительности
прошел — будет подниматься выше и выше в своем духовном росте.
Поэтому и написано: «Возьми от
начатка». Когда ты воспринимаешь собственное движение так, будто бы ты в самом
начале — ты сумеешь «взять» успех (добиться успеха).
на основе комментария великого Ари
(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й
век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ки Таво»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую
Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.
Обсуждение
главы Ки Таво
1. Путешествие души
В первых 11-ти фразах нашей
недельной главы говорится, в том числе, и об уходе человека из этого мира. И мы
читаем: «И будет: когда придешь в страну, которую Всевышний, дает тебе в удел...
И радуйся всему добру, которое дал Всевышний, тебе и дому твоему — ты и левит, и
пришелец, что в среде твоей» (Дварим, гл. 26, ст. 1-11).
Рассмотрим их в этом ракурсе.
«И будет: когда придешь в
страну, которую Всевышний, дает тебе в удел…».
Душа человека после его смерти
поднимается в высший мир, чтобы получить свой «удел» — полагающуюся ему награду,
которую он заработал при жизни служением Творцу.
«Возьми первые плоды земли,
которые получишь от земли твоей... И пойди на место, которое изберет Всевышний»
(там же, ст. 2).
То есть — «возьми» заповеди,
которые выполнял при жизни.
«И приди к коэну, который
будет в те дни» (там же, ст. 3).
Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.) пишут (трактат Менахот, лист 110) пишут, что
малах (в условном переводе — ангел) Михаэль подводит души праведников к
мизбеаху (в условном переводе — жертвенник), находящемуся в духовном
мире.
Далее сказано: «И возьмет
коэн корзину из твоих рук и поставит ее перед мизбеахом Всевышнего» (Дварим,
гл. 26, ст. 4). И в следующей фразе — «А ты возгласи и скажи перед Всевышним:
"Арамеец хотел погубить моего отца"» (там же, ст. 5).
Под словом «арамеец»
подразумевается — йецер
hа-ра
(дурное начало), из-за которого Адам совершил прегрешение. Нужно понимать, что
единственная задача и желание йцера — погубить нас.
В той же фразе (ст. 5) читаем:
«И сошел он (мой отец) в Египет. И жил там с немногими людьми. Но — превратился
в многочисленный и сильный народ».
За свою роковую ошибку Адам был
изгнан из Ган Эдена (условно — райский сад). Нам, потомкам Адама, по его
вине приходится переживать тяжелейшие испытания.
В юности человек исполняет лишь
немногие заповеди. Повзрослев, он усиливает исполнение мицвот (заповедей)
и, благодаря этому — сам становится сильным.
В следующей фразе (там же, 6)
читаем, что «египтяне с нами плохо обращались и угнетали нас». То есть —
подвергались мы тяжелейшим испытаниям. И как же нам удалось с ними справиться?
Ответ в Торе (там же, ст. 7) —
«И воззвали мы к Всевышнему наших отцов, и услышал Он нас».
Творец всегда помогает человеку
в борьбе с дурным началом. Если бы не Его помощь — мы вовеки не справились бы с
ним.
Но в чем же эта помощь
заключается?
Написано: «И вывел нас Творец из
Египта рукою сильной... и знамениями, и чудесами. И привел нас на это место (там
же, ст. 8-9).
Он, Всевышний, вывел нас, и мы,
наконец-то, добрались до Грядущего мира.
И что мы сумели принести с
собой?\
Говорится на это в Торе: «И вот
я принес первые плоды урожая и поставил их перед Всевышним» (там же, ст. 10).
Теперь, в конце земного пути,
настало время радости, радости от награды, дожидавшейся нас.
«И радуйся всему добру, которое
Всевышний дает тебе и дому твоему, — читаем мы в заключительной части
рассматриваемого отрывка. — Радуйся ты и левит, и пришелец, что в среде твоей».
Под «домом» здесь
подразумевается тело. В словах «радуйся ты и левит» — намек на йецер
hа-тов
(хорошее, доброе начало человеке). А «пришелец, что в среде твоей» — дурное
начало в тебе.
на основе комментария рава Элазара-Менахема Шаха
(главы йешивы «Поневеж», Израиль, вторая половина 20-го века)
2. Первые плоды и
прегрешение разведчиков
В нашей недельной главе
говорится о заповеди приношения первых плодов урожая (бикурим).
Написано: «Возьми от начатка
всякого плода земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).
Заповедь о бикурим —
исправление ошибки разведчиков.
Вспомним, как разведчики,
отправленные присмотреться к землям, на которых предстояло поселиться народу
Израиля, вернувшись, негативно отозвались о них. Мол, пожирает эта земля своих
жителей и населена великанами.
Так вот, заповедь о приношении
первых плодов, среди всего прочего — призвана исправить последствия хулы,
возведенной разведчиками. Заповедь о бикурим — пропитана любовью к
Эрец Исраэль (Земля Израиля). И не случайно она относится не ко всем плодам,
но только — к семи их видам, к тем, которыми славится Земля Израиля.
В Мишне (трактат Бикурим,
гл. 3, мишна 1) описывается самое начало выполнения этой заповеди. Выходит
человек в свой сад, а там появились первые плоды инжира, начала вызревать на
солнце виноградная гроздь, сквозь листья проглядывает маленький пока еще гранат.
Хозяин привязывает лозу к первинкам, провозглашая: «Это — бикурим!».
Обратим внимание, что в Мишне
упомянуты лишь три вида плодов из семи. Именно эти плоды принесли разведчики из
Эрец Исраэль (тогда она называлась — Кенаан).
И в Торе об этом написано: «И
дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда... и
взяли еще из плодов граната и инжира» (Бамидбар, гл. 13, ст. 23).
Разведчики принесли эти плоды,
чтобы охаять землю породившую их. В Мишне же и о плодах, и о земле говорится — с
любовью. Так осуществляется тикун (исправление) проступка разведчиков.
Во фразе — «Возьми от начатка
всякого плода земли», содержится и намек на то, как достигать поставленных перед
собой целей.
Слова «возьми от начатка»
подразумевают необходимость мыслить здраво, оценивая собственный путь. Сколько
бы ты ни прошел, двигаясь к намеченной цели — всегда относись к себе так, как
будто ты стоишь в самом начале дороги. Считай весь проделанный путь — лишь
«начатком». Потому что тот, кто думает, что преодолел уже половину пути, что
находится где-то посередине — там застрянет и не продвинется дальше.
Допустим, талантливый юноша
преуспевает в учебе. Соученики считают его — лучшим, учителя и наставники — души
в нем не чают. И вот, парень решил, что достиг всего. Значит, можно позволить
себе притормозить, не вкалывать в полную силу, надеясь на свои способности.
Это — начало духовного заката.
Очень скоро его обставят заурядные соученики. А еще через какое-то время он
окажется в самом хвосте.
Только тот, кто считает, что все
еще находится в самом начале, невзирая на то, сколько он в действительности
прошел — будет подниматься выше и выше в своем духовном росте.
Поэтому и написано: «Возьми от
начатка». Когда ты воспринимаешь собственное движение так, будто бы ты в самом
начале — ты сумеешь «взять» успех (добиться успеха).
на основе комментария великого Ари
(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й
век)
3. Бикурим
против вожделения
В нашей недельной главе дана
заповедь о первых плодах — их нужно посвятить Всевышнему.
И мы здесь читаем: «Возьми от
начатка всякого плода земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, как выполняют эту заповедь.
Человек выходит в свой сад, —
пишет он, — и видит первые плоды инжира. Он берет лозу и со словами «это
первинки» — обвязывает ее вокруг первых плодов (трактат Бнкурим,
гл. 3, мишна 1).
Я рос в старинном доме,
спроектированном и построенном еще до революции, поэтому все в нем было сделано
на совесть.
Во дворе росли фруктовые деревья
— яблоня, абрикосы, сливы и алыча. Деревья из года в год плодоносили, но мне
редко удавалось попробовать их плоды. Мальчишки из соседних дворов не давали им
поспеть, съедали их еще зелеными.
Мне было непонятно, как можно
есть эту кислятину, но они, впиваясь зубами в незрелую плоть плода, явно
получали удовольствие.
Когда хозяин видит первые плоды
в своем саду, он испытывает некое вожделение. Ему не терпится их отведать. Но
вместо этого, он берет лозу и обвязывает ею бикурим — первые плоды его
сада. И одновременно — крепко-накрепко связывает свои вожделения и пагубные
страсти.
В момент, когда он помечает
бикурим, надобно думать ему, что он — смертен, и тело его, когда придет
срок, ляжет в землю. И стебли будут расти из него и та же лоза.
Но почему должно это случиться,
почему тело обязательно погрузится в прах?
Эта мысль молнией промелькнет в
его мозге. И также быстро придет ответ. Первый человек, Адам, не устоял перед
вожделением, поэтому вошла в него змеиная отрава. И ничто не в силах ее из него
высвободить, ничто, кроме смерти.
Кстати, не случайно в Мишне
(трактат Бикурим, гл. 3, мишна 1) упомянут именно инжир.
Некоторые Учителя полагают, что это и был запретный плод.
«Связывая» и одолевая свои
страсти — человек тем самым делает их приношением Всевышнему, а еще — и очищает
материю, из которой состоит.
Для выполнения заповеди
бикурим нужно выбрать самые крупные, самые красивые плоды, которые так и
просятся в рот. Именно их нужно пометить, обвязав лозой. И потом постоянно
видеть, как они хорошеют день ото дня, наливаются спелостью.
Так в прекрасных садах земли
Израиля происходит война. Война — не шуточная. Это — очень нелегкая война с
дурным началом. Война, которую когда-то проиграл первый человек Адам.
Сыны Израиля, благодаря Творца,
обвязывали лозой лучшие плоды, лучшими качествами своей души связывали свой
йецер
hа-ра
(дурное начало). Плели из ивы особые корзины и с любовью к Всевышнему и Его
Земле укладывали в них дивные плоды, вперемешку с побежденным йецером. И
— относили их в Иерусалим, в Храм Творца, исправляя этим прегрешение Адама.
на основе комментария рава Моше бен Менахема
(раввин Франкфурта, Праги, Познани; Польша, Чехословакия, 1574-1641 гг.)
4. Тайная сгула
заповеди о бикурим
Написано в нашей недельной
главе: «Возьми первые плоды земли... и положи их в корзину и пойди на место,
которое изберет Всевышний, чтобы установить там Свое Имя» (Дварим,
гл. 26, ст. 2).
Заповедь о принесении бикурим
(первых плодов) — одна из заповедей Торы.
Основная причина, по которой мы
выполняем заповеди — Воля Творца. Он велел нам так поступать, и мы обязаны все
так и делать.
Часто в заповедях содержатся еще
и различные сгулот (чудесные особенности и свойства, способные
благоприятно влиять на те или иные аспекты человеческого бытия).
Яркий пример сгулы —
заповедь, обязывающая нас отослать птицу, прежде, чем взять ее яйца или птенцов.
В книге Зогар говорится, что выполнение этой заповеди — продлевает
дни жизни и благоприятно влияет на потомство.
Таким образом, когда мы
выполняем заповеди, прежде всего, мы конечно стремимся исполнить Волю нашего
Владыки, но при этом — никто из нас не против того, чтобы на нас благотворно
повлияли сгулот, содержащиеся в этих заповедях.
Раз мы уже заговорили о заповеди
бикурим — выясним, какая есть в ней сгула.
Учителя разъясняют, что человек,
выполняющий эту заповедь, получает силы на то, чтобы опрокинуть своих
ненавистников, сломить их сопротивление, сделать их послушными и сговорчивыми.
Интересно, что римляне, подчинив
себе Иудею, постоянно вводили всевозможные ограничения и запреты. Но за
соблюдением двух из них, как написано в Талмуде (трактат Таанит, лист 28), они
следили особенно строго — чтобы не заготавливали дров для Храма и чтобы не
приносили бикурим в Иерусалим. И вот почему.
Соблюдение сынами Израиля этих
двух заповедей представляло для римлян серьезную угрозу. Поэтому они не жалели
сил, чтобы это искоренить.
Римляне понимали, что им удалось
подчинить Иудею не благодаря своей доблести и, уж точно — не в заслугу своей
праведности. Уязвимыми евреев сделали — их собственные ошибки и проступки. Это
они, проступки, передали их в руки победителей.
Приношения (на иврите —
корбанот), совершаемые в Храме, искупали прегрешения и очищали евреев.
Римляне опасались, что, очистившись от прегрешений — сыны Израиля справятся с
ними.
Чтобы этого не произошло — они
любой ценой пытались помешать осуществлению приношений. Этим объясняется их
запрет на заготовку дров.
Ну, а о бикурим уже
сказано, в чем состоит сгула этой заповеди. Ненавидящие евреев римляне,
разумеется, не хотели, чтобы евреи их победили.
На основе комментария рава Ицхака Буковзы
(автор книги «Лехем лефи
hа-таф»,
Тунис, первая треть 20-го
века)
5. Как избавиться от
посторонних мыслей
Из нашей недельной главы узнаем,
что часть первых плодов, бикурим, нужно посвятить Всевышнему. Как
сказано: «Возьми от начатка всякого плода земли…» (Дварим, гл. 26,
ст. 2).
Но почему именно первые плоды?
Почему — не лучшие? Ведь если уж посвящать Творцу что-либо, то самое отборное!
Так может, имеет смысл дождаться
появления самых красивых спелых плодов и именно их преподнести Всевышнему?
Дело в том, что в случае, если
человек действительно решит так поступить, Всевышний от него плодов никогда не
получит.
Начало имеет большое значение,
от него многое зависит. Поэтому не нужно ждать и выбирать лучшие плоды, но —
сразу пометить самые первые, чтобы потом отнести их в Иерусалим.
Это правило распространяется не
только на плоды.
Если человек удостаивается
посвятить Творцу начало своего дня — он может быть уверен, что сегодня все его
дела будут во Имя Небес, во всем будет чувствоваться помощь Свыше.
Как-то к ребе пришел хасид и
поделился с ним своей бедой.
— Посторонние мысли преследуют
меня. Из-за них во время молитвы никак не могу сосредоточиться. Глаза мои бродят
по страницам сидура, губы бубнят молитвы, а мысли витают совсем в другом
месте, далеко за пределами синагоги. И я следую за ними. Каждый раз посреди
молитвы я вдруг нахожу себя у речки или делаю покупки на рынке. Или —
проталкиваюсь к поезду на вокзале... Ребе, как мне избавиться от этой напасти?
— Прежде всего, нужно понять,
откуда эти посторонние мысли берутся, — задумчиво произнес ребе, отпив глоток
горячего чая. — Когда человек просыпается с первыми лучами солнца, окунается в
микву, спешит в бейт кнессет (синагогу) и там перед молитвой еще успевает
заглянуть в Талмуд... Какие мысли могут посетить его? Что-нибудь из высказываний
Равы (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век), из рассуждений
Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го
века), открытий Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век),
возражений Шмуэля (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век)... Эти
посторонние мысли могут быть прощены, ведь они свидетельствуют, что человек
погружен в Тору, живет ею. Иная картина — если некто, проснувшись поздно, прежде
всего, заходит в интернет, внимательно вчитывается в ленту новостей, затем
интересуется, как поживают его виртуальные друзья, и, спохватившись, что в
синагоге уже начался последний миньян, поспешно хватает тефилин и
стремглав несется в синагогу. Запыхавшись, он начинает молиться. Одновременно
пытаясь вспомнить, в каком ресторане Ави праздновал свой день рождения. Что
здесь постороннее? По-моему, все очень органично. Если, что-то и будет лишним,
так это молитва. Она сюда явно не вписывается. В действительности, это — не
посторонние мысли во время молитвы. Это молитва выходит посторонней.
— Чтобы ты лучше понял, расскажу
тебе притчу, — продолжил ребе.
Один человек пришел в ресторан.
Он там много всего заказал, угостился разными деликатесами, не забыв и о
выдержанном вине. Но, видимо, не рассчитал свои силы, и после десерта его
стошнило.
Что на это предпримет хозяин
ресторана? Он велит официантам помочь бедолаге. Его приведут в чувство,
почистят, умоют, вежливо проводят на улицу, помогут сесть в такси.
Почему?
Потому что это — клиент, и
хозяин ресторана, разумеется, дорожит клиентами.
Теперь немного изменим ситуацию.
Человек вволю наевшись в одном
ресторане, непонятно почему решил зайти в другой. Там ему сделалось не по себе,
и он продемонстрировал присутствующим все меню предыдущего ресторана.
Какова будет реакция на этот
раз?
Возьмут его под белы рученьки,
и, не церемонясь — выбросят на улицу.
Это — чужой клиент. В том,
втором ресторане он ничего не заказывал.
«Возьми от начатков», —
наставляет нас Тора. — От «начатка» года, месяца, недели, дня. И посвяти этот
«начаток» — Всевышнему. Используй его для дел во Имя Небес.
Тогда ты сможешь избавиться от
всего постороннего, от всего чуждого в твоей жизни. И несомненно — преуспеешь.
Тебя не выбросят с позором…
на основе комментария рава Хаима-Меира Агера
(автор книги «Имрей Хаим», глава Вижницких хасидов, (20 век) Венгрия – Румыния –
Бельгия – Израиль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|