ВАЭТХАНАН 
Пост 9 АВА
начинается с вечера

6 августа
"ВАЭТХАНАН"
ВАЭТХАНАН 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЭТХАНАН"

8.08.2022, 11 Av, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТРУМА»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

Обсуждение главы Трума

1. Трума и сорокадневный пост Моше: есть ли связь?

Наша глава начинается указанием Всевышнего о начале сбора пожертвований (трумы) для строительства Мишкана (Переносного Храма). А предыдущая — заканчивается такими словами: «И вошел Моше в облако, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (Шемот, гл. 24, ст. 18).

Попытаемся выяснить, существует ли связь между последней фразой предыдущей недельной главы и первой — в нашей недельной главе?

В Мидраше о Сотворении мира сказано, что самое первое слово в Торе — «берешит» (в начале) нужно понимать как — «ради решит». А что тогда означает слово «решит»?

«Решит», — объясняют Учителя, — это Тора, которую Творец назвал, как написано в Мишлей (Притчи царя Шломо — в русской транскрипции — Соломона) — «началом Его пути» (гл. 8, ст. 22). Но и трума в Торе тоже названа — «решит» (Дварим, гл. 18, ст. 4).

Так ради чего все-таки создан мир? Ради Торы или ради трумы?

Получается, в поиске ответа на один вопрос, мы столкнулись с другим. Такое в процессе постижения Истины — часто случается

Попробуем разобраться и с тем и с другим.

В Талмуде Учителя говорят, что Моше провел на горе Синай сорок дней и ночей, чтобы его система пищеварения полностью очистилась от остатков еды и питья. И тогда Моше как бы уподобился — малахим (мн. число от слова малах — некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в литературе на русском — «ангел»), которые, как известно, не едят и не пьют.

Еда и питье — концентрация материальности. Очистившись от этого, Моше обрел способность получить Тору — средоточие духовности (трактат Йома, лист 4).

Итак, теперь нам понятно, почему Моше постился сорок дней п. Но, что можно сказать о сынах Израиля? Ведь они тоже должны получить Тору. Однако об очищении от «материальности» ничего — не известно. Каким же образом, духовная, возвышенная Тора смогла укорениться в среде народа, которому не чуждо материальное существование?

Ответ: благодаря труме.

Корень слова «трума» содержит в себе намек на поднятие, возвышение. Таким образом, делая пожертвования на строительство Мишкана в пустыне, евреи возвышались духовно и становились достойными принятия Торы.

Теперь очевидна и связь между окончанием прошлой недельной главы и началом главы Трума.

Моше, чтобы очиститься от материальности и обрести духовность, необходимую для получения Торы, провел сорок дней и ночей на горе Синай. О том, как евреи должны подготовиться к дарованию Торы, дает указание сам Всевышний — «Пусть возьмут приношение (труму) для Меня» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Это повеление, кстати сказать — актуально во все времена.

на основе комментария рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

2. Для кого приношение?

 

Казалось бы — странный вопрос. Ведь в Торе прямо сказано: «Пусть возьмут (труму) для Меня» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Однако Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту уточняет: «для Меня» означает — «ради Имени Моего, во имя Небес» (ли - лешми).

Но что нового, того, что мы еще не знаем, сообщает нам Раши в этом комментарии?

Известно, что собственных земельных наделов у коэнов (прямых потомков Аарона-первосвященника по мужской линии, служителей в Храме) — не было. Сыны Израиля поддерживали их особым приношением, которое тоже называлось — трума. И эта трума имела тот же статус, что и приношение Всевышнему. Человек в состоянии духовной нечистоты, не мог к ней прикасаться.

Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 63) отмечают, что тому, кто пренебрегает обязанностью отдавать труму в пользу коэнов, придется все же «навестить» их. Но тогда — уже совсем по другому, весьма неприятному поводу — для проведения особого обряда, в процессе которого выяснялось, изменяла жена своему мужу или нет.

Дело в том, что женщина, которую муж заподозрил в супружеской неверности (на иврите женщина, сбившаяся с правильного пути, называется — сота), подвергалась специальной проверке горькой водой. Муж приводил ее в Храм к коэну, который и осуществлял эту процедуру (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в обзорах листов 15, 16 и 17 трактата Талмуда Сота). Если она была невиновна, это испытание приносило ей благословение. Если же подозрения мужа не были беспочвенными — женщина умирала.

Следует подчеркнуть, что процедура проверки соты включала в себя, помимо прочего — смывание водой Имени Всевышнего.

Тому, кто регулярно отделял труму для коэнов, засчитывалось, как будто он совершает приношение Всевышнему. И, поскольку такой человек, заботился о пропитании семей коэнов, Всевышний оберегал честь его семьи. Коэны посвящали себя духовному служению и не занимались обработкой земли. Евреи, заботившиеся о материальном достатке семей коэнов, удостаивались духовного благословения для своих семей.

Теперь мы можем лучше понять комментарий Раши.

У того, кто отдает труму, не будет необходимости обращаться к коэнам для проверки добропорядочности жены. А значит, и не понадобиться смывать Имя Всевышнего. Поэтому, принося труму, человек тем самым не только заботится о коэнах, не только о собственной семье, но — и о Всевышнем, о Его Имени («ради Имени Моего»).

Комментарий Раши преподносит нам еще один важный урок.

Есть люди, которые все делят — на «святое» и «будничное», «божественное» и «личное», «возвышенное» и «рутинное». И дают себе такую жизненную установку: «шесть дней в неделю я живу для себя, зато седьмой — посвящаю Всевышнему». Однако же в этой, казалось бы, столь логичной и позитивной позиции (ведь многие живут — только для себя), есть весьма существенная погрешность.

Дело в том, что рутина — вовсе не нейтральна. Она никогда не довольствуется отведенными ей рамками, но стремится распространиться на все, поглотить жизнь человека без остатка. Вспомним, как сказано в Торе: «Как поднимет Моше свои руки — одолевает Израиль, а если опускает — одолевает Амалек» (Шемот, гл. 17, ст. 11).

Амалек пытался остудить энтузиазм евреев, столкнуть их в обыденность. Чтобы противостоять рутине — Моше поднимал руки к Небу, наполняя стремление евреев духовностью. Так же и нам следует поступать в повседневности. К успеху ведет только активное, реализующееся стремление к Добру. Пассивность — обрекает на поражение.

Поэтому, наставляет нас Раши своим комментарием — даже то, что человек предназначает исключительно для себя (на иврите — ли), должно быть направлено к Небесам, реализоваться во Имя Небес (ле-Шми). 

Но и это еще не все.

Те, кто собирает пожертвования (цедаку) для общественных нужд, тоже должны делать это во Имя Небес. Таков — еще один вывод из комментария Раши.

Но ведь цедаку и так собирают во Имя Небес. Разве может быть иначе?

Безусловно, цедаку собирают во Имя Небес. Но комментарий добавляет один нюанс: желательно, чтобы сборщики цедаки, не использовали часть собранных средств на оплату своего труда и даже — на покрытие издержек, связанных с этой деятельностью. Тогда их заслуга, а, соответственно — и награда, будет намного выше.  

Но вернемся к тем, кто отделяет средства на цедаку.

Некоторые, скажем так, небедные люди охотно жертвуют немалые средства на строительство синагог, общинных центров и прочих еврейских общественных учреждений. Такое здание простоит не один год, а его фасад все эти годы будет украшать табличка с именем спонсора.

С другой стороны, очень важна помощь организациям, которые занимаются распространением Мудрости Творца, знаний Торы. И не менее — бедным и больным. Эти заповеди считаются в нашем народе — несравнимо более высокими, нежели финансирование строительства общинного центра. Только вот есть в их реализации некий «минус»: имена тех, кто жертвует, скажем, на функционирование йешивы или — на пропитание бедной семьи, не красуются на табличках. Что же предпочесть?

Ценный совет в этой ситуации каждый из нас может почерпнуть в том же комментарии Раши: всегда жертвуйте — во Имя Небес, не ради возвеличивания собственного имени.

В оригинале комментарий Раши, в сущности, состоит всего из двух слов: лиле-Шми. Но как много важного и полезного он в себе содержит!

на основе комментариев рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века),

рава Авраама Мордехая Альтера

(Ребе Гурских хасидов, известен также как Имрей Эмет — по названию написанного им фундаментального труда;

1866-1948 гг., Польша – Израиль)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что мешает сионистам признать роль Сталина в создании государства Израиль?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля