ВАЭТХАНАН 
Пост 9 АВА
начинается с вечера

6 августа
"ВАЭТХАНАН"
ВАЭТХАНАН 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЭТХАНАН"

8.08.2022, 11 Av, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТРУМА»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

Обсуждение главы Трума

1. От каждого по возможностям

Наша недельная глава начинается повелением собрать труму (особое приношение на нужды Мишкана — Переносного Храма в пустыне). В тексте Торы читаем: «Пусть возьмут Мне (сообща) приношение, от каждого человека» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 33) в качестве комментария дается цитата из Танаха: «Твое, Всевышний, величие и могущество, и слава, и вечность..» (Первая книга Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», гл. 29, ст. 11).

Попытаемся выяснить, как связана эта цитата с приведенным выше текстом из книги Шемот.

В нашей традиции еврейский народ образно назван «невестой Всевышнего». Существуют три элемента заключения брачного союза: с помощью денег, брачного договора и любовного уединения. Роль денег в союзе с Творцом выполнила трума, о которой говорится в рассматриваемом отрывке — «пусть возьмут Мне (сообща) приношение, от каждого человека». Брачный договор — это Тора. А любовное уединение состоится в будущем, как сказано у Танахе: «Ибо супруг твой — Создатель твой, Всевышний Имя Его» (книга пророка Йешаягу, гл. 54, ст. 5).

В этой «схеме» есть одна нестыковка. Во время обручения (на иврите — кидушин) не невеста дает деньги своему жениху, но, наоборот, жених — невесте. У нас же написано, что евреи («невеста») собирают труму для Всевышнего («жениха»). Как сказано: «Пусть возьмут Мне (сообща) приношение». Разве в таком случае кидушин будет признан действительным?

Написано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 8), что в ситуации, если жених — человек важный, пользующийся всеобщим уважением, то допускается, что не он сделает подарок невесте, но — она ему.

Дело в том, что каждый считает за честь сделать подарок важному, уважаемому человеку. И невеста — не исключение. Она, несомненно, получает удовольствие от того, что такой важный человек принимает от нее подарок. Поэтому и кидушин вступает в силу.

Теперь мы можем лучше понять смысл нашего фрагмента.

В словах «пусть возьмут Мне (сообща) приношение» — речь идет о подарке или его денежном эквиваленте, с помощью которого может состояться свадьба между Всевышним и еврейским народом.

Но ведь подарок полагается невесте, а здесь сказано о труме для Всевышнего.

Тут нам на помощь приходит Мидраш, где говорится: «Твое, Всевышний, величие и могущество, и слава, и вечность...».

Всевышний по своему статусу несравнимо выше любого «важного человека». И евреи с воодушевлением и большим удовольствием собирали деньги и материальные ценности в качестве трумы. Тем самым совершая обряд кидушин с Творцом. 

Как-то к Хафец Хаиму (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришел состоятельный еврей.

— Всевышний помог мне, и я весьма преуспел в делах, — сообщил посетитель. — И теперь я хочу подарить йешиве новое здание. При условии, что йешива будет носить мое имя.

— Твои намерения, безусловно, благородны, — ответил купцу Хафец Хаим. — Но просьбу твою удовлетворить не могу. Видишь ли, я хочу, чтобы как можно больше евреев приняло участие в строительстве йешивы. Помнишь, что о труме говорится: «пусть возьмут Мне (сообща) приношение, от каждого человека».  При том, что известно, что сыны Израиля, прежде, чем покинуть Египет, весьма обогатились там. Так, что любой мог в одиночку, самостоятельно приобрести все, что необходимо для Мишкана. Что же касается йешивы, я и сам с радостью дал бы на нее деньги. И даже памятной таблички не потребовал бы. Но Всевышний повелел, чтобы у каждого еврея была доля в Мишкане. Поэтому и сказано: «…от каждого человека».

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Тора: подарок или приобретение?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 33) Учителя усматривают связь между началом нашей главы — «Возьмите мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2) и отрывком из Танаха, где сказано: «Хорошее приобретение дал Я вам — не оставляйте Мою Тору!» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 2). И заключают, что Тора — не подарок, но — покупка, приобретение. 

Согласно этому Мидрашу, трума была платой за Тору. Но какая нам разница заплатили мы за Тору или получили ее бесплатно?

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) рассказывается, что, передавая Тору еврейскому народу, Всевышний поднял гору Синай так, что она нависла над евреями, словно лохань. После этого у сынов Израиля уже не было никакой возможности от нее отказаться.

Благодаря этому, — пишет рав Аха бар Яаков (Учитель Талмуда 3-го поколения, начало 4-го века), — ответственность за недостаточно усердное изучение Торы не столь велика. Ведь Всевышний заставил нас ее принять.

У любого непутевого еврея в кармане теплится ответ: да, я не прилагал должных усилий в учебе, а частенько вообще засыпал на первых словах раввина, один раз даже установил рекорд, проспав все египетское рабство и десять казней (а это — более двухсот лет). Но ведь в свое время Тора была дана насильно. А, значит — с меня и взятки гладки!

Но, оказывается, дело обстоит не совсем так.

Написано в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 47), что акт дарения считается недействительным, если человека силой заставили что-либо подарить. Даже, если все документы в порядке. Но если на человека оказали давление, чтобы он что-то продал, и он уступил — сделка считается законной.

Таким образом, поскольку Тора не была подарена, а приобретена за деньги или за их эквивалент (за труму) — отказаться от нее теперь нет никакой возможности. Вот и в тексте нашей недельной главы подчеркивается: «Тору Мою не оставляйте!».

А для того, чтобы никому из нас не пришла в голову мысль отказаться от Торы, Всевышний свидетельствует: «Хорошее приобретение дал Я вам!».

Разумный человек, сделав удачную покупку — не станет её продавать. Всевышний и об этом нам говорит через пророка: «Правду купи, и не продавай» (Мишлей, гл. 23, ст. 23). 

Но в чем именно заключается «особое достоинство» Торы?

У Торы, кроме всего прочего, — отмечают Учителя, — есть удивительное свойство: чем больше ее отдаешь другим (обучаешь, преподаешь) — тем больше у тебя остается. Как сказал раби Ханина (один из крупнейших Учителей Талмуда своего поколения; родился в Вавилоне, жил в Эрец Исраэль; середина 3-го века): «Многому я научился у моих наставников, большему — у друзей, но больше всего мне дали мои ученики» (трактат Таанит, лист 7).

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — «Имрей Эмет»; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Кто это — «наши Учителя»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля