ВАЭТХАНАН 
Пост 9 АВА
начинается с вечера

6 августа
"ВАЭТХАНАН"
ВАЭТХАНАН 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЭТХАНАН"

8.08.2022, 11 Av, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТРУМА»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

 

Обсуждение главы Трума

 

1. Выполнение заповедей по желанию или по необходимости

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний Моше так: "Передай сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня"» (Шемот, гл. 25, ст. 1-2).

В Мидраше говорится, что между нашей недельной главой и предыдущей существует связь, которая выражена в Теилим (Псалмы царя Давида), где написано: «Вершил я суд и творил справедливость» (гл. 119, ст. 121).

Приведенное высказывание — лишь начало фразы. А вот ее продолжение: «Не оставь меня в руках притеснителей моих» (там же).

Если прочесть фразу целиком — непонятно, как ее первая часть соотносится со второй. И точно так же — неясно, в чем связь между такими, казалось бы, непохожими недельными главами Мишпатим и Трума.

Но если Учителя сказали, что она есть — ее надо найти.

Встречаются люди, много времени, сил и средств отдающие благотворительности. Это объясняется тем, что они добры по натуре. Творить добро для них — удовольствие, или как сейчас говорят — «в кайф». Страдания, нищета, лишения, даже чужие, причиняют им душевную боль. Вот они и стараются их уменьшить, а если удастся — то и ликвидировать. И ни будь они евреями, не заповедай им Тора давать цедаку (пожертвования) — они давали бы ее по своему желанию, по велению души.

Но есть люди жестокие. До такой степени, что они, если бы Тора не обязала их любить ближнего, они с удовольствуем травили бы и мучили его. А если вдруг потребуется выполнить веление об обреченном городе, который подлежит полному уничтожению и разрушению — они охотно предложат себя в качестве исполнителей. Добровольно и с радостью возьмутся за дело.

Возникает вопрос: когда человек дает цедаку — он делает это по указанию Всевышнего или по велению собственной души?

Когда кто-то выполняет заповеди, требующие твердости, и даже в какой-то мере, жестокости (например, шехита — кашерное умерщвление скота, обусловленный законами Торы), и те, для выполнения которых, требуется доброта и милосердие (например, цедака, помощь сиротам), можно сказать, что он руководствуется не личными пристрастиями. Но — законами Торы и желанием исполнить Волю Всевышнего.

Именно это и имел в виду царь Давид, говоря — «Вершил я суд и творил справедливость». Под судом подразумеваются заповеди, требующие строгости и ограничений. А употребленное в оригинале слово «цедек» (справедливость) имеет тот же корень, что и слово «цедака», что и намекает на связанные с ней заповеди.

Таким образом, Давид провозглашает, что применял строгость и ограничения, когда это требовалось, и в других ситуациях — излучал добро и милосердие. Поэтому он просит Всевышнего: «Не оставь меня в руках притеснителей моих». То есть — не слушай тех, кто скажет, что я лишь удовлетворял свои прихоти.

Теперь мы можем понять, почему две столь непохожие недельные главы (Мишпатим и Трума) следуют в Торе одна за другой. Заповеди, собранные в главе Мишпатим, соответствуют категории суда (суд, в оригинале — мишпат). А в недельной главе Трума речь идет о добровольных приношениях, о цедаке, о благотворительности. И слова царя Давида «Вершил я суд и творил справедливость» — действительно проявляют внутреннюю, духовную связь между этими недельными главами.

Царь Давид использовал и строгость и доброту, дин и хесед, мишпат и цедаку, и все это вместе свидетельствует, что он действовал не ради собственных прихотей, но во имя Небес. Так же и сынам Израиля следует стараться выполнять указания, которые даются в обеих недельных главах — ради Торы и Всевышнего.

 

на основе комментария рава Акивы Софера

(автор книги «Дат Софер», раввин Братиславы, затем — глава йешивы «Прешбург» в Иерусалиме; Чехословакия – Израиль, 1878-1959 гг.)

 

 

2. Цедака без намерений

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит сынам Израиля: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что слово «Мне» означает — ради Имени Моего, во славу Имени Моего.

Получается, Всевышнему важно, чтобы заповедь, которая вынесена в название нашей недельной главы, заповедь о труме (приношении), выполнялась во Имя и во славу Небес.

Но ведь любую заповедь следует исполнять во Имя Небес, в противном случае, от совершенного действия не будет никакой пользы.

Впрочем, заповедь о цедаке (пожертвование на благотворительность) — вовсе не обязана быть во славу Творца. Главное — чтобы нищий получил монетку, и неважно, какие при этом намерения были у того, кто эту монетку ему дал.

Об этом свидетельствуют и Учителя в Талмуде (трактат Песахим, лист 8). Если человек заявляет, — пишут они, — что эти деньги пойдут на цедаку с его пожеланием, чтобы сын выздоровел, чтобы долго жил, или, чтобы удостоился удела в Грядущем мире — он имеет право так говорить, и ему засчитывается выполнение заповеди.

Но это справедливо лишь в случае с бедняком, который сильно стеснен в средствах и испытывает нужду. Когда ему дают деньги — его не интересуют мотивы доброго спонсора. Главное для него — чтобы на них можно было купить то, в чем он нуждается.

Совсем иначе обстоит дела с трумой (приношением) для Творца. Ведь нельзя сказать, что Он нуждается в ней. Всевышний ни в чем не нуждается. Поэтому труму на сооружение Мишкана (Переносного Храма), обязательно нужно давать «ради Имени Моего».

Очень важно, чтобы человек начал выполнять заповеди. И не имеет большого значения, с какой целью. Ведь даже если он пока выполняет их не во Имя Небес — спустя какое-то время ситуация коренным образом изменится.

Например, ребенок начинает учить Тору лишь потому, что он за это получает сладости. Затем он продолжает ее изучать из-за того, что ему за это платят стипендию. Потом он хочет, чтобы его называли равом или раби, а изучение Торы как раз этому способствует.

Что можно сказать обо всей этой учебе?

Пусть учится! Ведь, есть шанс, что, в конце концов, наевшись конфет, пресытившись деньгами и почестями, он придет к изучению во Имя Небес.

Нужно только предупредить, что вышесказанное относится к заповеди, которую выполняют регулярно — изо дня в день, из недели в неделю. Но труму на Мишкан жертвовали разово. Поэтому, одним из условий было — приношение во славу Имени Творца. Об этом и предупредил нас Раши в своем комментарии.

 

на основе комментариев Рамбама

(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и рава Йехезкеля Ландау

(автор книги «Нода бе-Йегуда», главный раввин Праги; Польша – Чехия, 1713-1793 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как исправить ситуацию, если ребенку дали нееврейское имя?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля