Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТРУМА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.
Почему глава так
называется?
По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл.
25, ст. 2).
Приношение на иврите — трума.
Обсуждение главы
Трума
1. Когда дана заповедь о строительстве Мишкана
Всевышний велит Моше — «Скажи
сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека,
добровольное пожертвование от всего сердца» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Возникает вопрос: когда же это
произошло?
Напрашивается ответ — после Йом
Кипура. Того Йом Кипура, в который было получено прощение за поклонение золотому
тельцу.
Восстановим хронологию событий.
Итак, золотой истукан был отлит
в первый год странствий сынов Израиля по пустыне, 16-го тамуза. На
следующий день, 17-го, начались танцы с бубнами, а возможно, и с саблями, вокруг
«золотой говядины».
Тогда Моше, спустившись с горы
Синай, при виде этого разгула и беспутства — разбил Скрижали Завета.
Затем он снова поднялся на гору
— молить Всевышнего о прощении. Через 40 дней, в новомесячье элуля,
прощение было обещано. А спустя еще 40 дней, в Йом Кипур, были дарованы Вторые
Скрижали.
Тогда Творец произнес
сакраментальную фразу: «Простил Я по слову твоему!» (Бамидбар, гл. 14, ст.
20).
Логично предположить, что на
следующий день Моше объявил о начале сбора пожертвований на сооружение
Мишкана (Переносного Храма).
Однако в книге Зогар
говорится, что повеление о труме (пожертвовании), давшее название нашей
недельной главе, было объявлено еще до прегрешения, связанного с золотым тельцом.
Косвенное доказательство этому — наш фрагмент: «пусть возьмут приношение для
Меня, от каждого человека».
«От каждого» — то есть, тогда на
Мишкан мог пожертвовать любой человек. Потому что еще никто не запятнал
себя причастностью к созданию золотого тельца.
Но после 17-го тамуза
Всевышний предупредил, что в случае, если на Мишкан пойдут средства или
труд тех, кто был хоть как-то замешан в той авантюре — Мишкан долго не
простоит, и вскоре будет разрушен.
Идея создать золотого идола
всецело принадлежала египтянам, присоединившимся к сынам Израиля во время Исхода.
И на этапе реализации они приняли в этом самое активное участие. Поэтому
Всевышний велел их не подпускать близко к сооружению Мишкана. Как сказано:
«И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1). Моше
собрал только тех, кто имел отношение к общине Израиля, а египетский сброд не
был допущен.
Если человеку дорог его проект,
если он не хочет, чтобы тот быстро рухнул — пусть тщательно отбирает людей для
участия в его осуществлении. И сомнительные средства пусть к этому не привлекает.
Когда царь Шломо строил
Иерусалимский Храм, он очень старался оградить его от сомнительных денег,
недостойных рабочих и материалов из непроверенных источников. Он не просил
средства или помощь у язычников, у разного сброда, у отъявленных злодеев, чтобы
Храм не был разрушен.
Египетский царь послал Шломо
своих лучших строителей, послал сам, Шломо его об этом не просил.
Мы знаем, что все же спустя 410
лет Храм был разрушен. Только разрушили его прегрешения и дурные поступки евреев.
А потенциал, заложенный в него при строительстве, давал ему возможность еще
стоять и стоять.
Так что, если бы духовное
состояние сынов Израиля позволило, Храм простоял бы еще долго.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
2. Когда Имя Всевышнего — в цельности
Нашу недельную главу открывает
повеление о труме (пожертвовании) — «Пусть возьмут приношение для Меня,
от каждого человека, добровольное пожертвование от всего сердца» (Шемот,
гл. 25, ст. 2).
Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) подчеркивает, что
трума должна быть во Имя Всевышнего.
Здесь имеется в виду
четырехбуквенное Имя Творца.
Когда человек дает цедаку,
делает благотворительное пожертвование — этим он укрепляет Имя Всевышнего
«И следствием цедаки
(справедливости) станет мир», — сказал пророк (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 32, ст. 17).
Когда бедняк не в состоянии
накормить своих детей, он взывает к Творцу: «Владыка мира! Возможно я что-то
нарушал и заслужил наказание. Но в чем провинились эти малые дети? Почему они
страдают?».
И тот, кто дает ему цедаку,
помогая купить детям еду — устанавливает мир между ним и Всевышним.
О том же говорится в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Ваикра, гл. 34).
Ночью бедняк причитает:
— Чем я хуже Хаима? Почему Хаим
сейчас лежит на кровати в своем доме, в тепле, а я валяюсь на драной подстилке
под открытым небом?!
— Помогите этому бедняку! —
взывает с Небес Всевышний, — и Я засчитаю вам, будто вы установили мир между
Мною и ним.
Ведь об этом в Танахе сказано:
«Разве что будет он держаться твердыни Моей, примирится со Мной, заключит мир со
Мной» (книга пророка Йешаягу, гл. 27, ст. 5).
Вернемся к рассмотрению фразы «И
следствием цедаки станет мир».
В оригинале она начинается
словом «веhая»,
которое состоит из тех же букв, что и Имя Всевышнего. А слово «шалом»
(мир) можно прочесть и как «шалем» (целый, цельный).
Исходя из этого, можно понять,
что цедака укрепляет, делает цельным Имя Творца.
Кстати, если внимательно
всмотреться в это Имя — можно увидеть намек на цедаку.
Буква йод похожа на
монету, буква
hей
— это цифра 5 и символизирует пять пальцев, которыми достали монету из кармана
или из кошелька. Буква вав обозначает руку, протягивающую пожертвование
бедняку. А последняя
hей
— это ладонь, принимающая цедаку.
Важно отметить, что процесс
должен начинаться не с протянутой руки бедняка. Человек должен первым достать
монету из кармана и протянуть ее нуждающемуся — еще до того, как тот обратился
за помощью. Именно в этом случае укрепляется Имя Всевышнего.
Поэтому и написано —
«добровольное пожертвование от всего сердца». Цедака в идеале должна быть
добровольным пожертвованием — по велению сердца. Ее следует передавать не
потому, что попросили и неудобно отказать...
на основе комментария рабейну Хаима Виталя
(Эрец Исраэль, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)
3. Цедака
— только из чистых денег
Наша недельная глава открывается
заповедью о пожертвованиях, о труме. Здесь читаем: «Пусть возьмут
приношение для Меня, от каждого человека, добровольное пожертвование от всего
сердца» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Вспомним, что в предыдущей
недельной главе (Мишпатим) — говорится о материальных отношениях и
возмещении ущерба.
Соседство этих двух глав,
конечно же — не случайность. Так Тора наставляет нас, что на синагогу, на
йешиву, на святые цели нужно жертвовать только из «чистых» денег — тех, что
заработаны честным путем. В противном случае, можно, вместо защитника — обрести
обвинителя. Ведь сказано: «Я, Всевышний, люблю правосудие, ненавижу грабеж и
несправедливость» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 61, ст. 8).
Когда человек получил деньги
нечестным путем — это, безусловно, плохо. Но если он еще при этом частью из них
пытается подкупить Творца — это уже ни в какие рамки не лезет.
В Талмуде (трактат Бава Кама,
лист 94) рассматривается такой случай.
Некто украл пшеницу, смолол
зерна в муку и замесил тесто. Теперь он решил, как заповедано, от этого теста
отделить халу. Заповедь отделения халы подразумевает произнесение
соответствующего благословения. Только в устах вора это благословение прозвучит
богохульством.
Поэтому, когда даешь цедаку
— старайся давать ее деньгами в законности приобретения которых нет ни малейшего
сомнения. Ведь цедака призвана защищать тебя и спасать от бед и напастей.
А теперь представь, что человек,
подозреваемый в нарушениях, берет в адвокаты матерого преступника.
Что о нем подумает суд?
От такого адвоката будет скорее
вред, нежели польза.
В Иерусалиме есть старинный
обычай — еще при жизни приобрести одеяние для погребения или участок на кладбище
для могилы.
Считается, что это способствует
продлению жизни. Только покупку необходимо совершать, заплатив деньгами,
нажитыми праведным путем.
Так коэны для этого
использовали средства, полученные во время выполнения заповеди выкупа первенца.
Об этих пяти серебряных монетах сама Тора свидетельствует, что они получены по
закону. Чего не скажешь, скажем, о зарплате. Ведь возможно работник опаздывал,
или работал спустя рукава, где-то схитрил, где-то раньше ушел, где-то недоделал.
Один человек незаконно завладел
участком земли и построил на нем синагогу.
Рашба (раби Шломо бен Адрета,
один из крупнейших комментаторов Талмуда; Испания, 13-й век) постановил, что в
этой синагоге лучше не молиться, потому что молитвы, вознесенные там, вместо
того, чтобы вызвать милосердие Всевышнего, могут привести к обратному, и
пробудить меру Суда.
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
и
раби Шломо бен Адрета
(Рашба; один из крупнейших комментаторов Талмуда; Испания, 13-й век)
4. Адам — хала,
Моше — трума
Написано в нашей недельной
главе: «Пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека, добровольное
пожертвование от всего сердца» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Выражение «ваикху ли»
(возьмут для меня) требует разъяснения.
В Мидраше (Авот де-раби Натан,
гл. 9) Учителя сравнивают первого человека, Адама с халой.
А в книге Шаар
hа-псуким
(«Врата стихов Торы»; составитель рав Хаим Виталь — Эрец Исраэль, 16-й
век) Моше сопоставляется с трумой, то есть — с приношением.
Как это понимать?
Адам был «начатком»
человечества, подобно тому, как хала — «начаток» теста. А Моше Всевышний
взял к Себе, как труму Израиля.
Трума
может иметь один из трех размеров. Щедрый человек отделяет Творцу одну сороковую
своего урожая. Умеренная трума составляет пятидесятую часть. А человек
бережливый старается отделить не более одной шестидесятой.
Учителя постановили, что не
следует отделять в качестве трумы более одной сороковой, в противном
случае, человек может разориться. Но и менее одной шестидесятой жертвовать
негоже.
Таким образом, оптимальный
размер трумы — одна пятидесятая часть. Намек на это содержится в самом
слове «трума», которое можно представить, как «трей ла-меа», что
означает — два от ста, то есть, два процента, или одна пятидесятая.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 97) говорится, что нашему миру отведено шесть тысяч лет существования.
Затем он перейдет на качественно иной уровень.
Одна пятидесятая часть от шести
тысяч лет мировой истории составит сто двадцать лет — ровно столько, сколько
прожил Моше. Получается, что жизнь Моше — это трума.
С учетом этого, нашу фразу «ваикху
ли трума», можно понять и как — «пусть возьмут меня в качестве трумы»
(я стану трумой этого мира).
И действительно, Моше отделился
от нашего мира. Он вынес свой шатер за пределы стана, отстранился от жены, а
порой, и вовсе пропадал из человеческого поля зрения, когда поднимался на гору
Синай к Творцу.
Следует отметить, что Моше на
его роль избрал Всевышний, самому же человеку не следует самоустраняться из
жизни общества.
Впрочем, и Моше полностью не
устранился — до последнего вздоха он обучал людей Торе.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал
Яаков посланников перед собой, к Эсаву,
брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
1. Военная хитрость
Евреи за свою историю множество раз
подвергались опасности уничтожения. В
каждом поколении поднимается враг,
мечтающий нас истребить. Мы учимся жить в
противостоянии нашим смертельным врагам.
А началось все в ту далекую пору, когда
Яаков со своей семьей и пожитками
возвращался в отчий дом после долгого
отсутствия. Его путь пролегал рядом с
землей Сеир — местом, где обитал его брат-близнец
Эсав.
Эсав вышел навстречу, прихватив с собой
небольшую армию в 400 человек. Услышав об
этом Яаков не на шутку встревожился. Он не
испытывал иллюзий в отношении чувств
своего брата, и поэтому начал тщательно
готовиться к встрече.
Важно проследить за этими
приготовлениями — наверняка, многое
пригодится и нам. Ведь с тех пор, если, что и
изменилось, то только не ненависть. Ее Эсав
сумел передать своим потомкам в лучшем виде.
А то, что Эсав ненавидит Яакова, так это, как
говорится в Талмуде — закон (hалаха), не
подлежащий сомнению.
Итак, Яаков делит всех домочадцев на два
отряда, вверяя каждому отряду половину
своего имущества. И в Торе об этом написано:
«Если нападет Эсав на один отряд и разобьет
его — другой спасется» (Берешит, гл.
32, ст. 9).
Каким образом спасется? Успеет убежать,
пока Эсав будет громить первый отряд? Или
разгромив первый отряд, Эсав остынет,
охладит свой гнев и смилуется над вторым? А
может, к тому времени подоспеет помощь от
Всевышнего?
Эти вопросы помогают оценить опасность
ситуации, в которой оказался Яаков.
А Учителя усматривают в этом важное
правило. «Никогда не прячьте все свое
богатство в одном углу», — наставляют они в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 76).
Но ведь Эсав с четырьмя сотнями своих
головорезов представлял опасность не
только имуществу Яакова, но в первую
очередь — ему самому и всем его близким.
И Яаков был готов к этому, — отмечает Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
— И действовал в трех направлениях. Он
отправил брату дары — в надежде задобрить
супостата. Молился Всевышнему — ибо, от
кого спасение — если не от Него. И, наконец
— вел военные приготовления.
О дарах Яакова подробно написано в нашей
главе. Здесь же воспроизводится и молитва
Яакова.
Но в чем состояла суть его военной
доктрины?
Об этом читаем в комментарии Рамбана (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.).
Свое разъяснение Рамбан предваряет
цитатой из Танаха — «Мудрость лучше
боевого оружия» (Коэлет, гл. 9, ст. 18).
Мудрость Яакова — против боевого оружия
Эсава и его банды.
Так как же поступил Яаков? Что сумел он
противопоставить своим врагам?
Хорошо вооружившись, люди Яакова, сверху
надели белые мирные одежды, полностью
скрывавшие под собой оружие.
Мы видим, что в военном плане, Яаков сделал
ставку на внезапность. Эту идею взяли на
вооружение лучшие полководцы всех времен и
народов. Действительно, самые
блистательные победы на поле боя
одерживали те, кто заставал противника
врасплох.
К военным приготовлениям можно отнести и
то, что Яаков отдалил один отряд от другого
на расстояние дня пешего пути.
Но какой в этом был смысл?
В тексте нашей недельной главы
воспроизводятся слова Ривки, матери Яакова
и Эсава. «Зачем мне терять вас обоих в один
день» (Берешит, гл. 27, ст. 45), —
говорит она.
В пророческом видении открылось ей, что ее
сыновья умрут в один день. Яаков запомнил
сказанное матерью. И построил на этом свой
расчет. Теперь, даже если ему будет суждено
погибнуть в бою — Эсав недолго будет
праздновать победу. Смерть настигнет его до
того, как он доберется до второго отряда. А
значит, часть семьи Яакова — уцелеет.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Лучшая из молитв
Яаков с семьей возвращается в отчий дом,
но дорогу ему преграждает его брат Эсав. Как
сказано: «И поднял Яаков глаза свои и увидел:
и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей» (Берешит,
гл. 33, ст. 1).
Яаков понимает, что Эсав взял с собой «четыреста
мужей» не только ради приятной компании.
Встреча с Эсавом, безусловно, опасна, и
Яаков тщательно готовится к ней. Он
выстраивает своих жен и детей в
определенном порядке. Как написано: «И
поставил он служанок и их детей впереди, а
Лею с ее сыновьями — позади, а Рахель и
Йосефа — последними» (Берешит, гл. 33,
ст. 2).
Неужели для Яакова одни дети ценнее,
дороже других?
Нет, такого мы даже помыслить не можем. Но,
тогда, чем вызвана эта расстановка? Как
объяснить действия Яакова?
Чтобы разобраться в этом и понять — нам
предстоит вернуться к недельной главе Вайера,
к Агари и Ишмаэлю.
Мы застали Агарь в тот самый момент, когда
у нее закончилась вода, и она оставила сына
под «одним из кустов», чтоб не видеть, как
умирает ребенок (Берешит, гл. 21, ст.
15-16). Мы застали Агарь за молитвой.
Слово «куст» на иврите — «сиах». И
происходит оно от того же корня, что и «сиха»
— «беседа».
Это слово, сиха, может еще
подразумевать и молитву (беседу с Всевышним).
Пример тому — отрывок «И вышел Ицхак
помолиться (в оригинале употреблен глагол
— ласуах) в поле» (Берешит, гл. 24,
ст. 63).
Но вернемся к Агари.
Выражение «один из кустов» (в оригинале — ахад
hа-сихим) можно перевести и как — «избранная,
лучшая из молитв».
Так о чем или о ком молилась Агарь?
В Торе читаем, что Агарь «пошла и села
поодаль, на расстоянии выстрела из лука» (Берешит,
гл. 21, ст. 16).
Для чего нужны нам эти подробности?
Чтобы мы поняли, что Агарь молилась не о
сыне, но — о Шехине (Присутствие
Всевышнего в нашем мире). К такой молитве об
общем благе Всевышний относится куда
благосклоннее, нежели к личным просьбам.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 34)
говорится, что молитва, скорее всего, будет
принята, если она идет гладко, без запинки. А
та, что произносится с ошибками, с
оговорками — будет отвергнута.
Теперь мы в состоянии понять замысел
Яакова. Он не зря поставил Рахель последней,
позади всех. Ведь он любил ее сильнее всего.
Яаков опасался, что рядом с Рахелью он не
сможет сохранять самообладание и
беспристрастность. В его молитве появятся
личные нотки, он начнет путаться и
сбиваться. Молитва перестанет быть ровной и
гладкой, а, значит — не будет принята. Но
рядом со служанками — Яаков был в этом
уверен — такого не произойдет. Поэтому их
он и поставил впереди.
Яаков разделил всех своих домочадцев на
два отряда. И в Торе об этом сказано: «Если
Эсав нападет на один из них и поразит его,
другой — спасется» (Берешит, гл. 32,
ст. 9).
Однако с учетом всего вышесказанного, эту
фразу можно перевести и по-другому.
Поскольку Рахель находится во втором
отряде, а Яаков пребывает с первым — его
молитва не будет иметь личной окраски, не
будет сбивчивой. Следовательно, Всевышний
ее примет. Поэтому победа, благодаря силе
молитвы — будет за Яаковом.
«Если Эсав нападет на один отряд, тот
поразит его (Эсава), и другой (тот, в котором
Рахель) — тоже спасется».
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Мог ли Яаков быть коэном?
В нашей недельной главе рассказывается о
том, как ночью на Яакова напал некий
незнакомец (Берешит, гл. 22, ст. 25).
В книге Зогар разъясняется, что
этим незнакомцем был малах (в условном
переводе — «ангел») Самаэль, покровитель
Эсава.
Самаэль не смог найти у Яакова ни одного
недостатка, ни одного слабого места. Тогда
он нанес удар по седалищному нерву,
связанному с участком тела, где
располагается орган, порождающий в
человеке дурное влечение (йецер hа-ра).
В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 132)
воспроизводится диалог Самаэля с Творцом.
— Ты изувечил моего коэна (служителя,
совершающего приношения в Храме)! —
возмутился поступком Самаэля Всевышний.
— Ради его же пользы я сделал это, —
возразил Всевышнему Самаэль.
Теперь нам осталось выяснить о какой
пользе идет речь?
Эсав считал, что Яаков хитростью отнял у
него первородство. Первородство,
действительно, вначале, принадлежало Эсаву.
Оно давало ему право совершать приношения
Всевышнему.
— Этот злодей желает стать коэном
Творца? — в сердцах воскликнул Яаков, — Не
бывать этому!
И вот уже варится чечевичная похлебка.
Эсав съел ее, и первородство — презрел, о
чем потом сожалел. И не упустил своего шанса
отомстить. Четыреста отпетых злодеев и Эсав
во главе — сейчас Яаков ответит за все!..
Но что это? После схватки с малахом
Яаков хромает.
— Ущербный коэн, коэн с изъяном, —
злорадствует Эсав. И гнев его улетучивается.
Ведь будучи хромым, Яаков не может служить.
А значит, он теперь ничем не лучше Эсава.
«И побежал Эсав ему навстречу, — читаем в
нашей недельной главе, — и обнял его, и
бросился на шею ему, и целовал его» (Берешит,
гл. 33, ст. 4).
Далее написано: «И пришел Яаков
невредимым в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
Невредимым телесно, — уточняет в своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Яаков исцелился от хромоты. Следовательно,
теперь ничто не помешает ему быть коэном.
Поэтому — «и соорудил он там мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник»)» (там же,
ст. 20). И стал служить Всевышнему.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
4. Когда наступает время петь?
Яаков переправил через реку свою семью и
имущество. Но как только он остался один,
тут же на него нападает малах (в
условном переводе — «ангел»), покровитель
Эсава. Только этот малах не смог
победить Яакова в борьбе. Более того, ему
самому пришлось просить пощады. Как
написано: «И сказал он (малах): отпусти
меня, ибо взошла заря» (Берешит, гл.
32, ст. 27).
Эта схватка, — отмечает Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.), — происходила за пределами Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И победа Яакова
открыла перед его потомками возможность,
даже находясь в галуте (изгнании) —
противостоять всяческим искушениям и
соблазнам и всевозможным проискам и
уловкам йецер hа-ра (дурного начала).
В этом сыны Израиля превосходят малахим
(множественное число от слова малах),
которые по мере удаления от Источника —
теряют силы.
Комментируя этот фрагмент, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает
внимание на связь между капитуляцией малаха
и зарей.
— Настал мой черед воспеть песнь
Всевышнему. Так объясняет малах
необходимость признать свое поражение.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 78) уточняется, что этот малах —
никогда прежде не пел. И сейчас ему
предстоит воспеть Всевышнего — впервые за
все время своего существования.
Но почему именно сейчас?
До сих пор ни разу не пел, а тут вдруг
почувствовал в этом острую необходимость?
Голос прорезался?
У каждого народа, у каждой нации есть свой малах-покровитель.
Его еще называют — сар. Порой эти сарим
(множественное число от слова сар) —
поют.
Но когда именно и по какой причине?
Когда их народы делают добро еврейскому
народу.
Итак, народ обитает в своей стране, на
своей земле, в нашем нижнем мире. Его сар
занимает свою позицию наверху, в духовных
мирах. Сар посылает духовные силы своему
народу. Тот их тратит по своему усмотрению
— с пользой или впустую. Но если хотя бы
часть этих духовных сил идет на
взаимодействие с сынами Израиля, на помощь
им — это вызывает наверху небывалый отклик.
И сар отличившегося народа получает
громадный духовный потенциал и, как
следствие — возможность петь. И не только
возможность, но и — потребность.
Когда Эсав впервые в жизни обнял и
поцеловал своего брата, в неуклюжей попытке
проявить абсолютно несвойственную ему
теплоту и заботу — его сар наверху,
также впервые получил возможность воспеть
Творца. И не просто возможность, но —
появилась в этом у него насущная
потребность. Так пришло время его песни.
на основе комментариев рава Моше
Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
и рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Влияет ли исцеление на число заповедей?
Написано в нашей недельной главе: «И
пришел Яаков цельным в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 33)
разъясняется, что под цельностью имеется в
виду и физическое здоровье. Яаков исцелился
от хромоты. А, кроме того, Яаков ничего не
забыл, не растерял свои знания в Торе. И
имущество его осталось в целости и
сохранности, и не убавилось, несмотря на то,
что Яаков преподнес Эсаву дары.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 11) сказано, что Яаков установил
в Шхеме субботний тхум (максимальное
расстояние, на которое можно отдаляться от
города в шаббат).
Между исцелением Яакова и установлением
им субботнего тхума есть определенная
связь. В чем же она состоит?
Максимальное расстояние, на которое можно
выйти за пределы города в шаббат — 2
тысячи локтей, что соответствует в среднем
— двум тысячам шагов.
Понятно, что все время, пока Яаков хромал,
он не мог правильно отмерить это расстояние.
Выходит установление субботнего тхума
в Шхеме, стало следствием его исцеления от
хромоты.
Существует ли связь между физической
цельностью Яакова и цельностью его знаний в
Торе?
Яаков, как известно, стал хромать после
ночного поединка с малахом (в условном
переводе — «ангел») Эсава. Этот малах в
бессильной злобе повредил Яакову
седалищный нерв. В память об этом потомкам
Яакова запрещено есть «гид hа-наше» —
сухожилие в бедренном суставе животного (Берешит,
гл. 32, ст. 33). Этот запрет входит в число
запретительных заповедей Торы.
Придя в Шхем, Яаков исцелился от хромоты.
Так может и запрет на употребление в пищу «гид
hа-наше» перестал действовать? Яаков же
уже не хромает.
Но говорится в Талмуде, что Яаков, обретя
физическую цельность, вместе с тем,
сохранил цельность Торы, не утратив ни
одной заповеди. Поэтому «гид hа-наше» —
под запретом и по сей день.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|