ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

10.12.2024, 9 Kislev, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



25 элуля 5761 года

26 элуля 5761 года (14 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 49

 

Не рой другому яму, — говорит народная мудрость. — Сам в нее упадешь. Это правило, как многие другие принципы морали, также восходит к законам Торы.

Талмуд описывает такую ситуацию. Человек вырыл яму в своем владении, но часть ее оказывается на общественной территории. Проходящие мимо ограды люди могут в нее упасть. Прошло время, и этот человек отказался от своих владений. То есть, они стали “ничейными”.

Или — другой вариант: человек вырыл яму в своем владении, но часть ее оказалась на территории соседнего двора.

И в том и в другом случае, если яма стала причиной ущерба, его возмещает тот, кто эту яму вырыл. Это общее правило.

Зачем, — спрашивают комментаторы, — Талмуд несколько раз возвращается к этой теме?

Это не случайность, — объясняет один из наших Учителей. — Каждый из обсуждаемых случаев несет в себе новую информацию.

Закон позволяет рыть яму в собственном владении. Но если часть ее выходит на общественную территорию — это уже нарушение. Также считается нарушением, если часть ее выходит во владение соседа. Просто в этом случае человек преступает другой закон — о нарушении границ частного владения.

Если яма вырыта в общественном владении и выходит во владение частное — это изначально нарушение.

Само собой разумеется, если человек вырыл всю яму в общественном владении, он в полной мере несет ответственность, если из-за нее кому-то нанесен ущерб.

Некоторые комментаторы утверждают, что, описывая законы о яме, Мишна (конспективная запись Устного Учения, полученного от Всевышнего) имеет в виду подземный ход, войти в который можно из одного частного владения, а выйти — в другом или на общественной территории.

Другие говорят, что речь идет о яме, вырытой с внутренним скосом, так, что ее подземная часть оказалась в чужом владении.

Новое здесь в том, что даже если человек начал рыть яму на личном участке (что законом разрешается и ответственность за несчастные случаи хозяин не несет), но достаточно глубокую для того, чтобы упавший в нее мог погибнуть, и случайно или намеренно вывел ее на чужую территорию, он в ответе за причиненный ущерб.

В ивритском тексте о яме используется слово “вход”. Некоторые мудрецы утверждают, что речь идет вообще не о яме, но о некоем “туннеле”, который соединяет частное владение с общественным или с участком соседа. В этом случае тот, кто вырыл этот ход, должен заплатить за порчу соседского двора. А привести двор в порядок, засыпать яму — дело самого соседа. Впрочем, существует мнение, что в случае, если хозяин соседского двора не знает, что на его участке появилась какая-то яма, или по каким-то причинам не имеет возможности ее ликвидировать, ответственность за ущерб и за ликвидацию ямы несет тот, кто ее вырыл.

Речь о подземном ходе, соединяющем один участок конкретного человека с его другим участком, — говорят другие Учителя...

Обучая принципам человеческой морали, Гемара использует не только ѓалахические сведения, но привлекает и Агаду — содержащиеся в Талмуде философские рассказы на этические темы.

Подчеркнем, что Агада в Талмуде не имеет ничего общего со сказкой или легендой, то есть, вымыслом. Это — реальные истории, часть которых происходила в нашем, земном, мире, часть — в духовных, небесных сферах.

Гемара размышляет о тонкостях различий в человеческом сознании между личным и общественным.

Мудрецы учат никогда не бросать камни или мусор со своего участка в общественное владение.

Рассказывает Гемара такую историю.

Один человек не знал этого (или не понимал) и бросал камни в общественное владение. Как-то раз увидел мудрец, как он этим занимался и спросил его:

— Почему ты это делаешь?..

Человек пропустил вопрос мудреца мимо ушей и продолжал заниматься своим делом.

Прошло время, и этот человек вынужден был продать свое поле.

Как-то раз он шел мимо своих бывших владений, грустил, что эта земля теперь уже ему не принадлежит, и споткнулся о камень, который сам же когда-то сюда бросил. Только теперь он понял, почему мудрец задал ему тогда свой вопрос. Личное владение может перейти к другому. А общественное остается общим всегда...

В иносказательной форме эта Агада говорит о правах и обязанностях человека, о Ган Эдене (Райском саду) и Гееноме (чистилище).

Рав Элиягу Сар дает к этой Агаде такой комментарий.

Личное владение на иврите называется решут йехид (владение одного), а общественное — решут рабим (владение многих). Известно, что мир кдуши (святости) — это олам йехуд (мир Абсолютного Единства, Абсолютной Гармонии). Ведь Всевышний — Один и Един. Человек неправильными поступками (бросить камень — это поступок) может потерять Мир Единства (Ган Эден) и оказаться в мире тумы (духовной нечистоты). А о мире тумы наша традиция говорит: это — олам перуд (мир дисгармонии).

Однако у человека всегда есть возможность сделать тшуву (раскаяться и вести себя, как подобает — согласно законам Торы). И тогда он возвращает себе утраченное единство.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

С мужем повезло, а вот с его матерью — не очень…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля